ольга семахина
Карты Проппа по речевому развитию детей
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Этапы работы с картами Проппа
Описание элементов-функций сказок
Карты Проппа (картинки)
Это здОрово и достаточно при хорошей памяти. А вот возьмём гиперактивных ребят, детей с ММД. (Их почему-то разделяют) В поиске появляется время от времени вопрос: как помочь детям с минимальной мозговой дисфункцией, как их обучать?
Публикация «Карты Проппа по речевому развитию детей» размещена в разделах
- Карты Проппа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особенность ребят с ММД – слабенькое внимание, а, следовательно, и память. Дети, имеющие часто неплохой уровень интеллектуального развития, учатся в большинстве своём плохо. С этими что делать? Как компенсировать потери? Только делая упор на развитие мышления.
И здесь поможет пересказ. Потому что пересказать текст при плохой памяти можно только проанализировав его. Помогут нам карты Проппа. Пример анализа "Курочки Рябы" с их помощью здесь. С их помощью дошколят и младших школьников не только пересказу, но и придумыванию сказочных сюжетов по образному плану.
Анализ сказок по В. Я. Проппу
Отечественный фольклорист В. Я. Пропп, исследовавший русские сказки, выделил в их структуре некоторые элементы (функции) главного действующего лица, повторяющиеся постоянно. Этих функций по его системе анализа – 31 (полный набор ниже). Из них двадцать основных. Не любая сказка содержит их все. Чаще всего полный набор в волшебных сказках. Функции изображаются картинками
Этапы работы с картами
1. Изготовление карт. Они могут быть красочными или схематичными. Ниже даётся описание сказочных элементов-функций с картами-опорами. Но их можно нарисовать самостоятельно. Важно только, чтобы картинки были понятны детям.
2. Потихоньку знакомим ребят с картами-опорами, читая сперва маленькие тексты и сопровождая картами Проппа
3. Пересказывание с опорой на карты Проппа
4. Пробуем сочинять простенькие сказочки, применяя карты Проппа. Выбираем 5-8 картинок, придумываем персонажи, определяем главное действующее лицо, помощников, а также тех, кто будет ему вредить.
Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.
Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живёт. Тебе хвостик отгрызёт.
Что мы здесь имеем:
• Герой – огуречик.
• Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
• Вредитель – мышка.
• Вредительство – хвостик отгрызёт.
• Мораль – не послушался – остался без хвоста.
Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют сказочные элементы.
Описание элементов-функций сказок
В. Я. Пропп выделил следующую структуру сказочных сюжетов. Мы возьмём не все (31) элементы, а только основные. Их вполне достаточно для дошкольников и младших школьников.
1. Жили-были. Сказка начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…
2. Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое яйцо снесла.
3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в оконце…
4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают запрет. А этого только и дожидается вредитель (антогонист) : убежала Маша к подружками…
5. Вредительство: гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли.
6. Герой покидает дом. Варианты. Сам отправляется на поиски (пропавшего братца). Родители посылают (за молодильными яблоками). Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу в лес)
7. Задача. Чего он должен достичь: вернуть братца, освободить красавицу…
8. Встреча с дарителем. Доброму делу всегда кто-то помогает. Появление персонажа, имеющего нечто волшебное: самокатный клубочек шерстяных ниток, заветные слова,.
9. Трудные испытания: соткать ковёр, построить хрустальный мост «от своего крыльца до моего дворца» за одну ночь…
10. Получение волшебных даров: предметов или слов. Они могут переданы просто так дарителем, изготовлены, куплены, появиться неведомо откуда, похищены.
11. Герой появляется и вызывает на бой вредителя. Сверхестественные свойства врага: Змей Горыныч о трёх головах, огнём дышит; Кощей смерти не имеет.
12. Борьба (преследование). Бой с врагом (бьются на мечах, устраивают состязание: кто быстрее прибежит чёрт или заяц, кто дальше лошадь пронесёт, или похищение. Кощей повержен. За героем отправляют погоню: гусей-лебедей, Бабу-ягу. Он бьётся с врагом (в открытом бою - со Змеем Горынычем, иногда состязается в скорости, ловкости, хитрости).
13. Победа. Враг может быть побеждённым в бою, проиграть в соревновании, а также быть изгнанным или уничтоженным хитростью.
14. Ликвидация беды. Красавица спасена, враги убрались восвояси, отец поправился.
15. Прибытие домой.
16. Дома главное действующее лицо не узнают из-за заклятья, изменившего внешность
17. Ложный герой (самозванец, выдающий себя за настоящего или присваивающий себе его заслуги: Дочка колдуньи утопила сестрицу, заняла её место; братья убили Ивана, забрали молодильные яблоки и сказали отцу, что это они их раздобыли.
18. Изобличение самозванца. Появляется Иван, спасённый волком; настоящий король легко достаёт меч из камня…
19. Героя узнают. Подмена обнаружена. Народ приветствует его. Самозванец убегает сам или изгнан с позором.
20. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное гулянье – пир на весь мир…
21. Мораль сей сказки. Нравственный итог повествования.
Карты Проппа (картинки)
Картинки распечатываем, наклеиваем на картон (так дольше простоят, и начинаем анализировать сказочный текст, выкладывая необходимые изображения. А потом по цепочке пересказываем.
Жили-были Запрет Нарушение запрета
Вредительство Герой покидает дом Задача
Даритель волшебных даров Трудные испытания Вызов на бой вредителя
Борьба Победа Погоня
Ликвидация беды Возвращение домой Героя не узнают
Ложный герой (самозванец) Изобличение и наказание самозванца Счастливый конец
Особое обстоятельство Мораль