МААМ-картинки

Картотеки математических игр для детей старшего дошкольного возраста

Каюмова Екатерина
Картотеки математических игр для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека дидактических игр по математике для старшего дошкольного возраста

1. Раскрась шары

Цели игры: способствовать выявлению представления о форме, цвете, обучить счёту.

Оборудование: бумага, цветные карандаши.

Публикация «Картотеки математических игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ход игры. Воспитатель предлагает ребёнку листок, где изображены воздушные шарики, и просит дорисовать ниточки, чтобы шары не разлетелись. Круглые шары ребёнок должен раскрасить синим цветом, а овальные – жёлтым. После этого воспитатель просит сосчитать, сколько синих шаров, сколько жёлтых, сколько синих и жёлтых вместе.

2. Самый внимательный

Цели игры: способствовать совершенствованию восприятия пространства и цвета.

Оборудование: картинки с изображением рыб и кругов.

Ход игры. Воспитатель показывает картинку, на которой изображены разные рыбки, с соответствующими кружками. Ребёнок внимательно рассматривает её и отвечает на вопросы: «У какого круга нет пары?», «Сколько рыбок плывёт налево?», «Сколько рыбок плывёт направо?» и т. д.

3. Палочки - считалочки

Цели игры: способствовать запоминанию и быстрому воспроизведению образца.

Оборудование: бумага, счётные палочки.

Ход игры. Педагог предлагает детям выложить на бумаге счётными палочками строчку по образцу. Образец показывается несколько секунд, а потом убирается.

4. Кто где?

Цели игры: способствовать формированию пространственной ориентации на листе бумаги.

Оборудование: бланк с изображением нескольких предметов, фишки.

Ход игры. Ребёнку предлагается бланк с изображением нескольких предметов, которые по-разному расположены в пространстве.

Воспитатель: Какие предметы нарисованы? Где нарисована груша? Где нарисован дом? Барабан? Мячик? Воздушный шарик? Что нарисовано справа от домика? А слева? Назови предмет слева вверху. И т. д. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Победителем считается тот, кто получает 10 - 11 фишек.

5. А ну-ка, отними

Цели игры: выявление графических навыков, наблюдательности; воспитывать интерес к рисованию.

Оборудование: бумага белая, цветные карандаши.

Ход игры. Ребёнку даётся чёрно- белый рисунок. С помощью цветных карандашей или фломастеров попросите его раскрасить. Но каждый цвет зашифрован цифрой:

1- Коричневый;

2- Синий;

3- Красный;

4- Чёрный;

5- Зелёный;

6- Жёлтый.

6. Весёлые числа

Цель: развивать быстроту, мышление, слуховое внимание.

Игра поможет вспомнить прямой и обратный счёт; усвоить последовательность первых десяти натуральных чисел;

Оборудование: карточки с числами, фанты.

Игровые задания

1. Один ребёнок начинает считать, другой продолжает.

Кто неправильно назовёт число, должен отдать фант (ленточку, пуговичку, фишку).

2. В конце игры фанты необходимо выкупить (назвать число, записать его, сосчитать игрушки, решить задачу).

7. Чего не стало?

Цель игры: упражнение в счёте; воспитание внимания, сообразительности, развитие памяти.

Правила. Правильно определить количество предметов, лежащих на столе. Назвать изменение, какое произошло с тем или другим предметом.

Ход игры. Дети изучают расположение игрушек на столе, затем один из играющих выходит из комнаты. В его отсутствие со стола убирается какой-нибудь предмет. У вернувшегося в комнату ребенка спрашивают: «Какого предмета не стало?»

8. Сложи целое из частей

Цель: развивать глазомер, координацию движений, сметливость.

Оборудование: плоские геометрические фигуры, их части (разного цвета, фишки.

Игровые задания.

1. Рассмотреть геометрические фигуры (образцы, назвать их.

2. По заданию воспитателя складывать целые фигуры из отдельных частей.

3. Самостоятельные игры:

а) кто составит больше фигур за определённое время;

б) у кого красивее узор из геометрических фигур.

9. Сделай поровну

Цель: развивать внимание, мышление.

Оборудование: счётные палочки, стаканчик.

Ход игры. Взрослый раскладывает на столе палочки. Вверху больше (или меньше) на одну, чем внизу. Запасные палочки находятся в стаканчике.

Ребёнку предлагается сделать так, чтобы палочек в обоих рядах стало поровну, и объяснить полученный результат.

10. Куда пойдёшь, что найдёшь

Цель: закрепление пространственных ориентировок. Воспитание внимания, мышления.

Оборудование: игрушки, предметы.

Ход игры. Воспитатель в разных местах комнаты или на участке прячет знакомые детям игрушки или предметы: под деревом мишку, впереди под ковром - корзиночку с ягодами; сзади за картиной - флажок. Перед началом игры, вызвав одного из детей, воспитатель говорит ему: «Направо пойдёшь - мишку найдёшь и т. д.

Куда же ты хочешь пойти?

Ребёнок выбирает направление, называет его. Когда игрушка найдена, ребёнок говорит, где он её нашёл. Например: «Я пошёл направо и нашёл мишку за деревом».

11. Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое?

Цель: уточнить представление детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины.

Материал : мяч.

Ход игры. Взрослый говорит: «Предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы видели много разных по величине предметов. А сейчас мы поиграем так: я буду называть одно слово, а ты будешь перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом».

В руках у взрослого мяч. Он бросает его ребёнку и говорит слово.

Например: Длинная.

Ребё нок: Дорога, лента, верёвка и т. д.

12. Конструктор

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счёте до десяти.

Материал : разные фигуры (из бумаги или от старых мозаик).

Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть таблицу. Сосчитать, сколько и каких геометрических фигур требуется для построения той или иной картинки. Затем ребёнок самостоятельно строит изображение на своём листе.

13. Угощение кукол

Цель: закрепление знаний и умений делить предмет на 2 - 4 части.

Материал : куклы, угощение.

Правила. Играть роль хозяйки: а) встретить кукол, снять с них пальто;

б) разделить правильно булочку и конфетку на 4 х кукол;

в) накрыть стол для угощения.

Ход игры. Дети к нам приехали в гости куклы Ира, Света, Наташа, Оля.

Надо их встретить и угостить чаем, но вот беда у нас только одна булочка и две конфеты. Как нам быть? Надо правильно всё это между ними разделить. Дети распределяют роли кто- то встречает кукол, а кто-то из детей накрывает стол, устанавливают, как же делить между 4 куклами две конфеты и булочку.

14. Живое число

Цель: закрепление навыков прямого и обратного счёта в пределах 10. Выработка быстрой реакции на слово.

Материал : таблички с нарисованными кружками от 1 до 10.

Правила. Быстро найти своё место в шеренге «живых чисел».

Ход игры. Дети получают таблички с нарисованными кружочками от 1 до 10. По команде «Числа, встаньте по порядку» (можно в прямом или обратном порядке) дети должны встать в шеренгу и пересчитаться так, как дал команду воспитатель. Раздавать детям можно не только кружочки, но и предметы.

15. Вчера, сегодня, завтра

Цель: упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Материал : мяч.

Ход игры. Взрослый и ребёнок встают напротив друг друга. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит короткую фразу. Ребёнок должен назвать соответствующее время и бросить мяч взрослому.

Например: Мы лепили (вчера). На прогулку идём (сегодня) и т. д.

16. Магазин без продавца

Цель: развивать мышление, сообразительность.

Материал : карточки с геометрическими фигурами, игрушки, вещи разной формы, фишки.

Ход игры. В магазине (на столе взрослого) - разные товары, среди них имеются игрушки и вещи разной формы. Взрослый даёт ребёнку карточку - чек, на которой нарисована определё нная фигура: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Ребёнок - покупатель выбирает предметы соответствующей формы. Он получает покупку, если правильно подберёт и опишет форму товара.

17. Два бассейна

Цель: закрепление понятий «широкий» и «узкий», ориентироваться в пространстве. Воспитывать внимание, сообразительность.

Материал : строительный материал, касса, билеты «широкие» и «узкие».

Правила. Входить в бассейн только по билетам и по сигналу «плавать» не наталкиваясь друг на друга. Быть вежливыми, уступать место товарищу.

Ход игры. На полу из строительного материала построены два «бассейна» узкий и широкий с входами с одной стороны. Рядом с бассейнами касса. Дети по очереди «покупают» в кассе билеты. Одни билеты узкие, другие широкие по сигналу воспитателя дети заходят в бассейн и согласно по форме билета. Дети имитируют движения пловцов, ныряльщиков. По сигналу выходят из бассейна и опускают билеты в коробки (с соответствующей меткой узкого или широкого бассейна).

18. Ты вокруг оглянись, ко всему присмотрись

Цель: развивать внимание, память, мыслительную деятельность.

Материал : картинки.

Ход игры. На доске выставляется до 20 картинок. В течение 1-2 минуты дети ходят по кругу и стараются запомнить как можно больше предметов. Затем подходят к доске и отбирают соответствующие картинки.

19. Потерянный домик

Цель: развивать внимание, память, мыслительную деятельность.

Материал : домики разных цветов и размеров.

Ход игры. На импровизированной поляне появляются несколько домиков. Они отличаются размером и цветом. Из каждого домика выходит хозяин.

Например, из высокого пятнистого домика-жираф, из маленького зелёного- кузнечик, из маленького разноцветного- бабочка и т. д.

Вдруг раздаётся шум.

Воспитатель:

«Перепутал все на свете

Знаю, кто - проказник ветер»

Дует ветер (ребёнок) и домики разлетаются в разные стороны.

Дети бегут к одному домику и ищут его жильца (так и с остальными домиками).

20. Большой - маленький

Цель: закрепление слов противоположного значения большой - маленький, низкий - высокий, длинный - короткий. Воспитывать внимание, сообразительность.

Материал : мяч или платок.

Правила. Внимательно следить за словом воспитателя, которое он произносит с бросанием мяча или платка, быстро поймать мяч и сказать слово, противоположное сказанному воспитателем. Если игра проводится с задачей закрепить временные представления, продолжить игру после названного воспитателем времени.

Ход игр. Дети сидят в кругу. Воспитатель бросает платок или мяч и говорит: «Толстый». Поймавший мяч должен ответить противоположными словами и т. д.

21. Пройди в ворота

Цель: закреплять умение считать, знание состава числа, воспитывать внимание, сообразительность.

Материал : карточки, «ворота» с изображением чисел.

Правила. Найти пару (ребёнка с которым вместе будет число, показываемое на воротах).

Ход игры. В группе стоят ворота, на которых прикреплена карточка с шести кружками или ещё каким- то числом. У детей маленькие карточки с нарисованными кружками от 1 до 6. Дети бегут по комнате и по сигналу воспитателя соединяются в пары так, чтобы в сумме карточек получилось шесть, и пробегают в ворота.

22. Когда это бывает?

Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.

Материал : на столе лежат картинки с изображением различных предметов. Одни предметы нужны людям только в определённое время года, другие используются в разные сезоны. На картинках изображены так же растения и животные; загадки.

Правила игры. Дети берут по одной карточке.

Ведущий загадывает загадку. Отгадка предмет, изображенный на карточке. Если у игрока есть такая карточка, он поднимает её, показывает и объясняет, в какое время года этот предмет используется.

23. Подбери нужную карточку

Цель: закрепление счёта, умение соотносить количество предметов с кружками, находить одинаково расположенные в пространстве разные предметы.

Материал : карточки с кружками, фишки.

Правила. Самостоятельно отыскивать нужную карточку. За правильно выполненную задачу и соблюдение правил игры ребёнок получает фишку.

24. Достань названный предмет

Цель: определить уровень развития моторной сферы и уровень развития мыслительной деятельности ребенка. Совершенствовать тактильные ощущения и восприятие ребенка.

Материал : мешочек, разные предметы геометрических форм.

Ход игры. В присутствии ребёнка взрослый показывает, а затем кладё т в мешок предметы разных геометрических форм: треугольник, овалы, квадраты, круги, прямоугольники (по 2 предмета каждого вида). Затем взрослый предлагает ребёнку на ощупь достать из мешка названную геометрическую фигуру.

25. Исправь ошибку

Цель: развивать память, логическое мышление у детей.

Материал : грибочки, ёлочки, числовые карточки или цифры.

Ход игры. Поставьте в два ряда группы различных предметов.

Например: 7 грибов и 8 ёлочек. Рядом с ними поместите числовые карточки (или цифры, но не правильно:

к 7-му грибу - карточку с 8 кружками,

а к 8-й ёлочке – с 7-ю. Дети должны исправить ошибку.

26. Сосчитай и построй

Цель: развивать мышление, сообразительность.

Материал : счётные палочки, белая бумага с нарисованными рисунками.

Ход игры. У ребёнка палочки (счётные). У взрослого заранее на белой бумаге нарисованы различные рисунки: цветы, домики, геометрические фигуры и т. д.

Рисунки сделаны необычным способом, они как бы сконструированы из палочек. Взрослый предлагает ребёнку внимательно посмотреть на рисунок, посчитать, сколько потребуется палочек, чтобы его «нарисовать». Затем рисунок убирают, а ребёнок с помощью палочек воспроизводит его самостоятельно.

27. Услышь и посчитай

Цель: учить одновременно, считать звуки и отсчитывать игрушки.

Материал : подносы с мелкими игрушками.

Ход игры. Воспитатель обращается к детям: «Сегодня мы снова будем считать звуки, и отсчитывать игрушки. В прошлый раз мы сначала считали звуки, а потом отсчитывали игрушки. Теперь задание будет сложнее. Надо будет одновременно считать звуки, и пододвигать к себе игрушки, а затем сказать, сколько раз ударил молоточек, и сколько игрушек вы поставили. Всего дается 3-4 задания.

28. Матрешки

Цель: упражнять в порядковом счете, развивать внимание, память.

Материал : Цветные косынки (красная, жёлтая, зеленая: синяя и т. д., от 6 до 10 штук.)

Ход игры. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд - это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешками выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая матрешка стада пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах. Игра повторяется несколько раз.

29. В какой руке сколько?

Цель: упражнять детей в умении составлять число из двух меньших чисел.

Материал : маленькие игрушки, чтобы помещались в руках или счётные палочки.

Ход игры. Воспитатель предлагает пересчитать предметы, которые у него в руках.

-Сколько всего у меня игрушек (палочек?

После педагог за спиной делит предметы в две руки.

- Угадайте, сколько игрушек (палочек) у меня в левой (правой) руке? (помогает словами «больше», «меньше» угадать первое число)

Угадав, сколько предметов в одной руке, ребёнок должен сказать, сколько предметов в другой руке и сколько вместе.

30. Игра с кубом

Цель: упражнять в прямом и обратном счёте.

Материал : куб, на гранях которого цифры или кружочки.

Ход игры. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирают ведущего.

Он бросает куб, называет цифру на грани и продолжает считать дальше, после чего бросает куб другому ребёнку и даё т задание: «Считай дальше» или «Считай в обратном порядке».

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Пособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельностьПособия для развития математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность Актуальность темы: В Программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, на первый план выдвигается.

Дидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию элементарных математических представлений для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра с цветными крышками «Курочка с цыплятами» для детей младшего дошкольного возраста Разработчик: Афанасьева М. В. воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Мастер-класс по созданию картотеки пальчиковых игр по программе «Ладушки» для детей дошкольного возрастаМастер-класс по созданию картотеки пальчиковых игр по программе «Ладушки» для детей дошкольного возраста Пальчиковые игры – это уникальный способ развития малыша. Они представляют собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног.

НОД по ФЭМП с продуктивной деятельностью для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в город Математических загадок» НОД «Формирование элементарных математических представлений» в старшей группе Тема: «Путешествие в город Математических загадок» Образовательная.

Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возрастаРоль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного возраста МБДОУ детский сад №8 Мастер – класс тема: «Роль развивающих игр в формировании математических представлений у детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотеки математических игр для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 сентября 2021 в 05:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотеки математических игр для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Каюмова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД