ольга сухарева
Картотека «Знакомство с противоречиями» в старшей группе
▼ Скачать
Картотека №9
Знакомство с противоречиями
«Затейники»
КАРТОЧКА №1
№ 1 "Черное - белое"
Воспитатель, стоя перед группой детей, держит в одной руке черный круг, в другой - белый. Поднимая черный круг, предлагает назвать отрицательные качества какого-либо объекта или явления, а поднимая белый круг - положительные.
№ 2 "Вперед - назад"
Публикация «Картотека „Знакомство с противоречиями“ в старшей группе» размещена в разделах
Детям предлагают проанализировать объект, сказав, чем он удобен и не удобен или чем он нравится или не нравится. Условие: называя положительное качество, ребенок делает шаг вперед; отрицательное - шаг назад.
КАРТОЧКА №2
№ 1 "Правый фланг - левый фланг"
Называя положительное качество, ребенок должен встать по правую руку воспитателя, а называя отрицательное качество - по левую руку.
к. № 2 "Найди и угадай"
Кто-то из детей загадывает объект, называя его положительные и отрицательные качества, Дети должны его отгадать.
КАРТОЧКА №3
№ 1 "Успей"
Выбирается ведущий. Он должен назвать объект, который будут анализировать участники игры. Их задача - найти положительное и отрицательное в данном объекте и перейти на другую сторону площадки. Ребенок, не сумевший сказать, чем хорош и чем плох объект, должен успеть перебежать на другую сторону площадки, прежде чем водящий дотронется до него. Если он не успеет это сделать, ребенок становится новым ведущим.
к. № 2 "Кто впереди"
Дети делятся на две команды. Выбирается объект для анализа. Одна команда говорит о позитивных свойствах этого объекта и делает шаг вперед. Другая команда говорит о его негативных свойствах и тоже делает шаг вперед. Побеждает та команда, которая первой приходит к финишной черте.
КАРТОЧКА №4
№ 1 "Сумей в плохом найти хорошее"
Детям предлагается назвать положительные черты отрицательных героев знакомого им художественного произведения и отрицательные черты положительных героев этого произведения.
к. № 2 "Зачем? Какой?"
Дети делятся на две команды "Зачем" и "Какой".
Первая команда придумывает способы использования какого-нибудь объекта, например чистого листа бумаги (рисовать, вырезать, промакивать и т. д.).
Вторая команда оценивает (хорошо - плохо) тот или иной способ и обосновывает свою оценку.
КАРТОЧКА №5
№ 1 "По кругу"
Дети садятся в кружок. Один ребенок называет положительное качество какого-либо объекта, следующий за ним - отрицательное и т. д.
к. № 2 "X" и "П"
Дети выбирают фигурки, на обратной стороне которых написаны буквы "X" или "П". Так они делятся на две команды. Определив объект для анализа, команда "X" называет, чем он хорош, а команда "П" - чем плох. За каждый правильный ответ дается жетон. Побеждает та команда, которая наберет больше жетонов.
КАРТОЧКА №6
№ 1 "Кот в одном сапоге"
Кот из сказки "Кот в сапогах" потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
№ 2 "Вот так игра"
Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
КАРТОЧКА №7
№ 1 "Маша и медведь"
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст - он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
№ 2 "Помоги Золушке"
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, обнаружила, что скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
КАРТОЧКА №8
№ 1 "Подготовка к празднику"
Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. "Гвоздем программы" должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
№ 2 "Рассеянный Петя"
Решив отправиться в поход, дети договорились, кто что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который "славился" своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
Игры на нахождение внутренних ресурсов
КАРТОЧКА №9
№ 1 "Открытки для Дины"
Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
№ 2 "Красная Шапочка"
У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку ко дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
КАРТОЧКА №10
№ 1 "Помоги Оле"
У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент - так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.
№ 2 "Молочные проблемы кота Матроскина"
Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
КАРТОЧКА №11
№ 1 "Корзинки для козлят"
Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И в конце концов она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
№ 2 "Чудный лесник"
В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
КАРТОЧКА №12
"Варенье для Карлсона"
Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
Итак, дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.
Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тартиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.
Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.
Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.