Анастасия Кошелева
Картотека подвижных игр в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Классификация подвижных игр по степени
физической нагрузки.
Игры малой подвижности – Движения выполняются в медленном темпе и интенсивность их незначительна (ходьба, игры на внимание);
Игры средней подвижности – Характер движений относительно спокойный (быстрая ходьба, активная передача предметов);
Игры высокой подвижности – Активно участвует вся группа, игры основаны на беге и прыжках.
Игры Малой подвижности
Передай и встань
Игра малой подвижности
Публикация «Картотека подвижных игр в старшей группе» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подвижные игры для детей
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Воспитывать у детей чувство товарищества, умение сотрудничать, играть в команде. Развивать ловкость, внимание, координацию. Укреплять мышцы плеч и спины.
Ход игры: Играющие строятся в две колонны, на расстоянии 2 шагов друг от друга. Перед колоннами проводится черта, на нее кладутся 2 мяча. Дети должны передать мяч стоящему сзади товарищу над головой на прямо вытянутых руках, повернувшись после этого лицом к нему. Воспитатель объясняет правила игры, демонстрируя все необходимые движения. По звуковому сигналу команды начинают одновременно передавать мяч. Дойдя до последнего ребенка в колонне, мяч таким же способом передают обратно. При желании задание можно усложнить, изменив варианты передачи мяча.
Съедобное-несъедобное
Игра малой подвижности
Цель: Продолжать развивать реакцию, координацию, закреплять умение ловить мяч двумя руками. Стимулировать внимание, обогащать словарный запас.
Ход игры: Дети садятся в линию. Воспитатель поочередно бросает мяч в руки каждому ребенку, называя съедобный или несъедобный предмет. Задача ребенка поймать мяч, когда название съедобное и оттолкнуть мяч, когда несъедобное.
Четыре стихии
Игра малой подвижности
Цель: Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Ход игры: Дети садятся по кругу. Воспитатель объясняет, что при слове «Земля» руки нужно опустить вниз, при слове «Вода» вытянуть вперед, при слове «Воздух» поднять вверх, а при слове «Огонь» - вращать руками в лучезапястных и локтевых суставах. Чередование ключевых слов произвольное, скорость можно увеличивать.
Шмель
Игра малой подвижности
Цель: Развивать внимательность, точность, ловкость, координацию. Укреплять мышцы спины, плеч.
Ход игры: Играющие садятся кругом. Внутри круга по земле перекатывается мяч. Дети отталкивают его от себя руками, не ловя и не давая мячу коснуться ног-«ужалить». Ужаленный игрок поворачивается спиной в круг, пока не будет ужален другой ребенок.
Ровным кругом
Игра малой подвижности
Цель: Закреплять умение придерживаться правил. Развивать сноровку, ловкость, равновесие и координацию. Стимулировать фантазию, поощрять творческий подход.
Ход игры: Дети становятся в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он находится в середине круга. дети идут по указанию воспитателя вправо или влево под следующий текст:
Ровным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте! Дружно вместе
Сделаем вот так….
По окончании текста дети становятся на расстоянии вытянутых рук друг от друга. Затейник показывает какое-нибудь движение, а все стоящие вокруг его повторяют. Затем воспитатель меняет водящего. Каждый затейник должен сам придумывать движения, не повторяя тех, что были ранее.
Сбей кеглю
Игра малой подвижности
Цель: Тренировать меткость, ловкость, укреплять мышцы рук.
Ход игры: Дети строятся в колонну за стартовой линией по 6-8 чел. По сигналу воспитателя дети стараются прокатить мяч так, чтобы сбить кегли, стоящие на расстоянии 4-5 м от стартовой линии. Поощряются дети, сбившие все или почти все кегли.
Игры средней подвижности
Ручейки и озера
Игра средней подвижности
Цель: Учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, выполнять перестоения. Действовать по команде воспитателя.
Ход игры: Дети строятся в колонны по 5-7 человек в разных местах площадки – это ручейки. По сигналу воспитателя «Ручейки побежали!», все медленно бегут друг за другом (каждый в своей колонне, все колонны в разных направлениях. По сигналу «Озера!» «ручейки» останавливаются, дети берутся за руки, превращаясь в озера. Выигрывают те дети, чья команда быстрее выполнила перестроение и подняла вверх руки.
Горячая картошка
Игра средней подвижности
Цель: Закреплять умение передавать мяч по кругу, развивать ловкость, усидчивость, моторику.
Ход игры: Дети строятся в круг. Один из игроков держит в руках мяч. По сигналу воспитателя (звук бубна или музыка) дети передают мяч друг другу по кругу. Уронивший мяч –выходит из круга. Выбывает тот игрок, у кого был мяч когда остановилась музыка. Игра продолжается, пока не останется 2 человека.
День и ночь
Игра средней подвижности
Цель: Обучать детей умению бросать и ловить мяч.
Ход игры: У каждого играющего в руках по мяч. По команде воспитателя «День!» дети выполняют знакомые манипуляции с мячом (броски вверх, вниз,в стану, набивание мяча на месте и в движении и т. п.). По команде «Ночь!» дети должны замереть в той позе,в которой находятся в этот момент. Игра проводится 3-4 мин. Игрок, двигающийся до команды «День» выбывает.
Зевака
Игра средней подвижности
Цель: Упражнять детей в перебрасывании и ловле мяча двумя руками. Развивать внимательность и моторику.
Ход игры: Дети встают в круг на расстоянии одного шага друг от друга и начинают перебрасывать мяч только через центр круга, предварительно называя по имени того, кому собираются бросить. Игра продолжается, пока кто-нибудь не уронит мяч. Этот играющий встает в центр круга и выполняет 1-2 упражнения с мячом по заданию остальных ребят.
С кочки на кочку
Игра средней подвижности
Цель:Закреплять умение использовать прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Совершенствовать умение детей прыгать легко в разных направлениях.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки. До другой стороны через площадку раскладываются обручи на расстоянии 20-30 см друг от друга. Воспитатель предлагает детям по сигналу перейти на другую сторону площадки, перепрыгивая из обруча в обруч. После 2-3 переходов игру можно усложнить, предложив детям прыгать на одной ноге или чередовать правую и левую.
Разведчики
Игра средней подвижности
Цель : Развивать ориентирование в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе не натыкаясь друг на друга, развивать внимание.
Ход игры: Выбирается часовой, а остальные дети изображают разведчиков. Разведчики свободно располагаются на площадке бегают, ходят, в стороне стоит часовой. На сигнал «дозор» все замирают, останавливаясь на том месте, где застал сигнал. Часовой выходит в дозор и тех, кто пошевелится, забирает в плен. Игра продолжается.
Воздушный змей
Игра средней подвижности
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в беге. Учить слушать и выполнять команды воспитателя.
Ход игры: Дети строятся в колонны по 3-4 человека в разных местах площадки, которые отмечаются флажками. В каждой колонне выбирается ведущий. Играющие изображают воздушных змеев. Они готовятся к полету. По сигналу «Приготовиться!» дети «разминаются»-кружат и машут согнутыми в локтях руками. После команды «Летите!» дети поднимают руки в стороны и летят, не ломая колонну, за ведущим, в разных направлениях. По сигналу «Домой» - играющие должны так же колонной вернуться на свои места. После окончания в колоннах меняются ведущие.
Игры высокой подвижности
Хитрая лиса
Игра высокой подвижности
Цель : Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в круг, в ловле.
Ход игры: Дети становятся по кругу на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель предлагает детям закрыть глаза. Затем обходит их за спинами и касается одного из детей, «назначая» его лисой. При этом ребенок не должен выдать себя. Играющие трижды хором спрашивают «Где ты, хитрая лиса?». После третьего раза лиса выбегает на середину круга и ловит остальных играющих. Если водящий выдаст себя раньше, назначается новая лиса.
Мышеловка
Игра высокой подвижности
Цель: Развивать у детей выдержку, умение согласовывать движение со словами, ловкость. Упражняться
в построении в круг, ходьбе по кругу. Способствовать развитию речи. Закреплять умение начинать и заканчивать игру по команде воспитателя.
Ход игры: Воспитатель выбирает 5-6 человек и назначает их «мышеловами». Остальные играющие дети становятся на одном краю площадки. Мышеловы становятся в центре площадки, берутся за руки и, двигаясь по кругу, хором повторяют :
Ах, как мыши надоели, все погрызли, все поели.
Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.
Мы поставим мышеловки и поймаем всех сейчас!
После этих слов воспитатель издает звуковой сигнал (свисток, бубен, мышеловы поднимают руки, а «мыши» перебегают через них на другой край площадки. По повторному сигналу мышеловка закрывается, дети, оставшиеся внутри круга, тоже становятся в круг, увеличивая его.
Пограничники
Игра высокой подвижности
Цель: Продолжать учить детей начинать и заканчивать игру четко по сигналу воспитателя,
придерживаться правил. Развивать сноровку, ловкость, равновесие и координацию, умение ориентироваться в пространстве, прыгать на двух ногах и с одной ноги на другую с продвижением вперед или назад.
Ход игры: На полу чертят или выкладываю круг средний круг (диаметром 2-2.5м)- границу. Все играющие становятся за кругом на расстоянии полушага. Выбирается «пограничник», Он становится в центр круга. Дети прыгают в круг и из круга. Водящий бегает в кругу, стараясь коснуться играющих в то время, когда они находятся в кругу. Ребенок, до которого «пограничник» дотронулся, отходит в сторону. Через 30-40 секунд игра останавливается. Выбирается другой водящий, и игра повторяется со всеми детьми.
Самолеты
Игра высокой подвижности
Цель:Закреплять умение детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга. Продолжать приучать внимательно слушать сигнал воспитателя.
Ход игры: Воспитатель делит играющих на 2 группы – «Самолетики» и «Тучки». Команды располагаются на противоположных краях площадки. По звуковому сигналу «Самолетики летят и на землю не хотят» дети-самолетики начинают бегать врассыпную, уворачиваясь друг от друга, руками изображая крылья самолета. По сигналу «Тучи», самолетики убегают на свою сторону площадки, выбегают дети из второй команды и пытаются поймать самолетики. Пойманые дети выбывают из игры
Мы веселые ребята
Игра высокой подвижности
Цель: Развивать у детей умение выполнять движение по словесному сигналу. Упражнять в беге в определенном направлении с увертыванием. Способствовать развитию речи.
Ход игры: Дети стоят на одной стороне площадки. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне также проводится черта. Сбоку от детей, посередине, между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем. Дети хором произносят:
Мы веселые ребята,
Любим бегать и стакать.
Ну, попробуй нас догнать.
Раз-два-три-ЛОВИ!
После слова «лови», дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся, считается пойманным и садится на лавочку. После 2-3 перебежек ловишка меняется.
Космонавты
Игра высокой подвижности
Цель: Развивать координацию, закреплять умение бегать, не натыкаясь друг на друга, быстро ориентироваться в пространстве. Приучать детей внимательно слушать сигнал воспитателя.
Ход игры: На полу раскладываются обручи по 1 на 2-3 детей, на расстоянии 50см друг от друга. Центр оставляется свободным. Дети идут по кругу, взявшись за руки,и произносят:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет-опоздавшим места нет.
После этих слов все дети разбегаются по площадке, стремясь занять места в ракетах. Оставшиеся без места игроки выбывают. «Космонавты», успевшие занять место в ракете, придумывают свой курс полета. Затем, по сигналу воспитателя, снова встают в круг. Воспитатель убирает одну «ракету». Игра продолжается до того момента, пока не останется один обруч. Начинать и заканчивать игру необходимо только по сигналу.
Ловишки
Игра высокой подвижности
Цель: Развивать у детей ловкость, сообразительность, упражнять в беге с увертыванием. Стимулировать координацию.
Ход игры: Дети стоят на расстоянии 2-3 м от края площадки, где располагаются ловишки. По сигналу воспитателя «Лови!» они догоняют убегающих детей. Пойманный ребенок сам становится ловишкой.