Надежда Савина
Картотека упражнений для координации речи с движением
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека упражнений на координацию речи с движением
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.
При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:
становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
Темочки:
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
воспитание чувства ритма и темпа;
формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
развитие физиологического и речевого дыхания;
активизация речевых процессов;
воспитание умения работать сообща.
Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
При организации работы с детьми дошкольного возраста большое значение следует уделять использованию упражнений на координацию речи с движением. Эти упражнения включаются в различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты, логопедические пятиминутки и т. д.
При использовании игр на координацию речи с движением мы решаем следующие задачи:
становление координации общих движений и тонких движений пальцев рук;
развитие ориентировки в пространстве и собственном теле;
воспитание чувства ритма и темпа;
формирование слухового внимания, восприятия и памяти;
развитие физиологического и речевого дыхания;
активизация речевых процессов;
воспитание умения работать сообща.
Использование упражнений на координацию речи с движением помогает создавать условия для успешного обучения каждого ребенка. Их коррекционная направленность предполагает исправление двигательных, речевых, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций.
Предлагаю вашему вниманию картотеку игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам.
«Листья»
Листья осенние тихо
кружатся,
(кружатся на цыпочках, руки в стороны)
Листья нам под ноги
тихо ложатся
(приседают)
И под ногами
шуршат, шелестят,
(движения руками вправо-влево)
Будто опять закружиться
Хотят.
(поднимаются, кружатся)
«Дождик»
Капля раз, капля два.
(прыжки на носках, руки на поясе)
Очень медленно сперва.
(4 прыжка)
А потом, потом, потом
Всё бегом, бегом.
(8 прыжков)
Мы зонты свои раскрыли,
(руки развести в стороны)
От дождя себя укрыли.
(руки полукругом над головой)
«Урожай»
В огород пойдём,
Урожай соберём.
(идут по кругу, взявшись за руки)
Мы моркови натаскаем
(«таскают»)
И картошки накопаем.
(«копают»)
Срежем мы кочан капусты,
(«срезают»)
Круглый, сочный,
очень вкусный,
(показывают круг руками – 3 раза)
Щавеля нарвём немножко
(«рвут»)
И вернёмся по дорожке.
(идут по кругу, взявшись за руки)
«Капуста»
Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздаётся в доме стук.
Мы капусту нарубили,
(ритмичные удары ребром ладоней по столу)
Перетёрли,
(хватательные движения обеими руками)
Посолили
(указательный и средний пальцы трутся о большой)
И набили плотно в кадку.
(удары обеими руками по столу)
Всё теперь у нас в порядке.
(отряхивают руки)
«Овощи»
Как-то вечером на грядке
Репа, свёкла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.
(идут по кругу, взявшись за руки, в центре круга - водящий с завязанными глазами)
Рассчитались чё тко тут же:
Раз, два, три, четыре, пять.
(останавливаются, крутят водящего)
Прячься лучше, прячься глубже,
Ну а ты иди искать.
(разбегаются, приседают, водящий ищет)
«Садовник»
Мы вчера в саду гуляли,
(дети идут по кругу, взявшись за руки)
Мы смородину сажали.
(изображают, как выкапывают яму и сажают в неё куст)
Яблони белили мы
Известью, белилами.
(движение правой рукой вверх-вниз)
Починили мы забор,
(имитируют удары молотком)
Завели мы разговор:
Ты скажи,
Садовник наш,
Что ты нам
В награду дашь?
(стоят лицом в круг, в центр выходит один ребёнок)
Дам в награду
Слив лиловых,
Груш медовых,
Самых крупных,
Спелых яблок,
Вишен
Целый килограмм.
Вот что вам
В награду дам.
(на каждое название загибают один палец)
«Яблоня»
Яблоня! Яблоня!
Где же твои яблоки?
(дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки вверх, стоит один ребёнок – «яблонька»)
Заморозил их мороз?
Или ветер их унёс?
Или молния спалила?
Или градом их побило?
Или птицы поклевали?
(дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребёнок – «яблонька» отрицательно качает головой)
Куда они пропали?
(разводят руками, пожимают плечами)
Не морозил их мороз,
И не ветер их унёс,
Не спалило их огнём,
Града не было с дождём,
Птицы их не поклевали…
(загибают по одному пальцу на правой руке)
Дети оборвали!
(разбегаются, «яблонька» бежит за ними, «пятнает»)
«Ёжик и барабан»
С барабаном ходит ёжик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик,
Бум-бум-бум!
(маршируют по кругу, изображая игру на барабане)
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад забрёл случайно,
Бум-бум-бум!
(идут по кругу, спрятав руки за спину)
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
(то одной, то другой рукой подносят ко рту воображаемое яблоко)
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
(останавливаются, разводят руками)
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
(руки на поясе, прыжки на месте)
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
(прыжки на месте)
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
(делают «ушки» из ладошек, медленно приседают, сидят, дрожат, закрывают глаза руками)
«Ягода-малинка»
За малиной в лес пойдём,
в лес пойдём.
(идут в хороводе, взявшись за руки)
Спелых ягод наберём,
наберём.
(идут по кругу, обеими руками собирая воображаемые ягоды)
Солнышко высоко,
А в лесу тропинка.
(встают лицом в круг, тянутся руками вверх; потом пальчиками достают «тропинку», сделав наклон)
Сладкая ты моя,
Ягода-малинка.
(бегут по кругу, взявшись за руки)
«За грибами»
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
(дети идут в хороводе)
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
(скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
(бегут, собирают воображаемые грибы)
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
(скачут стоя, «срывают» грибы)
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
(идут в развалку, в конце топают правой ногой)
«Где вы были?»
Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
(ходьба на месте)
Что вы, ручки, работали?
Мы грибочки собирали.
(присели, собирают грибы)
А вы, глазки, помогали?
Мы искали да смотрели,
Все пенёчки оглядели.
(смотрят из-под руки, поворот влево, вправо)
«Золотая рожь»
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
(бегут по кругу на носочках)
А в ответ колоски шелестят:
(останавливаются, руки вверх, наклоны в сторону)
- Золотые руки растят!
(два наклона к носочкам)
«По ягоды»
Мы шли – шли – шли,
(маршируют, руки на поясе)
Землянику нашли.
(наклонились, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен)
Раз, два, три, четыре, пять,
(маршируют)
Мы идём искать опять.
(наклонились, левой рукой достали носок правой ноги)
«На водопой»
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
(спокойно идут друг за другом)
За мамой-лосихой топал
лосёнок,
(идут громко топая)
За мамой-лисицей крался
лисёнок,
(крадутся на носочках)
За мамой-ежихой катился
ежонок,
(приседают, медленно двигаются вперёд)
За мамой-медведицей шёл
медвежонок,
(идут вперевалку)
За мамою белкой скакали
бельчата,
(скачут вприсядку)
За мамой-зайчихой –
косые зайчата,
(скачут на прямых ногах)
Волчица вела за собою
волчат,
(идут на четвереньках)
Все мамы и дети напиться
хотят.
(лицом в круг, делают движения языком – «лакают»)
«Маленький кролик»
Маленький кролик,
пушистенький кролик
(дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперёд-назад)
Всех нас смеяться заставил
до колик:
(останавливаются, держатся за животики)
Прыгал за белкой,
за уткой скакал,
(сначала прыгают на прямых ногах, потом – вприсядку)
Лапкой тюльпан поднимал,
как бокал.
(останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу)
Ах, как смешно его уши
торчали!
(делают «ушки» из ладошек)
Мы хохотали, души в нём
не чая,
(опять держатся за животики)
Но, на опушке заметив лису,
(смотрят из-под рук)
Он подмигнул нам и
скрылся в лесу.
(подмигивают, разбегаются)
«Заяц Егорка»
Заяц Егорка
Свалился в озёрко.
(бегут по кругу, взявшись за руки; в центре на корточках сидит один ребёнок)
Бегите под горку!
Спасайте Егорку!
(дети подбегают к сидящему ребёнку и помогают ему встать
«Как мы поили телят»
Стало жарко, будто в печке,
Замолчали птицы.
(дети идут в хороводе)
Мы телят погнали к речке –
Надо им напиться.
(идут по кругу друг за другом, взмахивая воображаемой хворостинкой)
Саргис, пёстрый
Пёс дворовый,
(встают на четвереньки)
Как навстречу бросится!
(прыжок в круг)
Разогнал телят пугливых,
Скачет, лает, носится…
(бегут по кругу на четвереньках)
Уж ходили мы, бродили
По полям за стадом.
(идут в хороводе)
Уж мы Саргиса бранили,
Так что был не рад он.
(останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем)
Саргис-Маргис непослушный
Плёлся еле-еле.
(идут по кругу на четвереньках)
У бедняги даже уши
От стыда висели.
(встают, ладошками изображают висящие уши)
«Телёнок»
Бу-бу, я рогатый.
(2 прыжка, рожки из пальчиков)
Бу-бу, я хвостатый.
(2 прыжка, хвостик из руки – за спину)
Бу-бу, я ушастый.
(2 прыжка, ушки из ладошек)
Бу-бу, очень страшный.
Бу-бу, испугаю.
Бу-бу, забодаю.
(бодаются)
«Козочка»
Я козочка Ме-ке-ке,
Я гуляю на лужке.
(идут по кругу)
Острые рожки,
Тоненькие ножки.
(показывают рожки, прыгают на носочках)
На самой макушке –
Бархатные ушки.
(ладошками показывают ушки)
Язык полотняный,
(показывают язык «лопаткой»)
Хвостик конопляный…
(рукой показывают хвостик)
Как прыгну – сразу забодаю.
(прыгают, «бодаются»)