Светлана Гаврилова
Картотека «Удмуртские народные игры»
▼ Скачать
КАРТОТЕКА «УДМУРТСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ»
«Вумурт» («Водяной»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Публикация «Картотека „Удмуртские народные игры“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Удмуртия, мой край
- Темочки
Описание: Очерчивают круг - это пруд или озеро, река. По считалке выбирается Водяной. Он закрывает глаза и садится на корточки. Дети ходят по кругу и скандируют: «Вумурт, вумурт, мар пукиськод ву пыдсын? Пот, пот ми доры вераны, к ня ни дыр!» («Водяной, Водяной, что сидишь ты под водой? Выйди, выйди к нам, скажи который час!»). Вумурт «выходит», дети замирают внутри водоема. Кого поймал, должен узнать с закрытыми глазами. Если узнал, «вумурт» и ребёнок меняются местами.
Правило игры : Когда «вумурт» пытается определить, кто стоит перед ним, нельзя его отвлекать.
«Тябыкен шудон» («Догонялки»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Описание:
Играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку. Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово тябык. Пойманный выходит из игры. Правила игры. Когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.
«Чушкон шудон» («Игра с полотенцем»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Оборудование: полотенце с народной вышивкой – 2шт.
Описание:
Берется удмуртское полотенце, как можно большей длины (для удобства игры) играют одновременно два человека. Ход игры контролирует воспитатель. Два ребенка берут полотенце с разных концов и по сигналу воспитателя разворачиваясь вокруг своей оси начинают в него заворачиваться. Игра идет до момента пока оба ребенка не соприкоснулись друг с другом. Воспитатель отмечает точку на полотенце, где они соприкоснулись. Далее обратно дети разворачивают полотенце и по линии точки соприкосновения полотенце складывается. Выигрывает тот, у кого длина края больше.
«Кышетэн шудон» («Игра с платочком»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Оборудование: платочек с удмуртским орнаментом
Описание:
Игроки встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком. Правила игры. Играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.
«Кечпи но пуныос» («Козлёнок и собаки»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Описание: По считалке выбирается «козлёнок». Остальные дети исполняют роль собак. Козлёнок в огороде грызёт капусту. Собаки его замечают и дружно ругают: «Кечпи, кечпи, малы кубистамес сиид!» («Козлёнок, козлёнок, почему ты нашу капусту съел!»). Козлёнок, испугавшись, выбегает из «огорода». Собаки бегут вдогонку. Если поймают, снова по счёту выбирается козлёнок.
Правило игры : «собаки» должны бежать, взявшись за руки, и окружить «козлёнка», не задевая его. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге козленок не имеет права.
«Кутэн шудон» («Игра с лаптями»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Оборудование: лапоть на веревке
Описание:
Дети стоят в кругу, водящий – посреди круга. Водящий держит лапти за верёвочки и крутит, пытаясь задеть ножки детей. Дети подпрыгивают. Кого задели лапти, тот отвечает на вопросы водящего.
«Кубиста йыр» («Капустная голова»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Описание:Выбирают двух водящих по считалке.
Одни из них – сторож капусты, другой – капуста. Капуста встает на корточки на носочках, а сторож стоит рядом, положив руку на капустную голову. Остальные игроки на расстоянии 2-3 шагов уходят в сторону. Сторож делает вокруг капусты несколько кругов. Потом кричит: «Кубисьта вуиз!» (”Капуста поспела!”).После этих слов все подбегают к капусте и стараются дотронуться рукой. Сторож одной рукой держит голову капусты, другой рукой старается заляпать игроков. После того, как кого-то заляпал, кричит: «Лучкаськисез кути!» (”Вора поймал!”). Пойманный становится сторожем, а сторож – капустой. Если сторож не уберег капусту и все игроки затронули капусту, то сторож с капустой меняются местами.
«В й г ршок» («Горшок с маслом»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Оборудование: утварь
Описание:
По считалке выбираются мама и кошка. Мама ставит горшки на скамейку, называя их содержимое. Потом говорит кошке:
– Г ршокъёсты эн иса! (Кошка, не трогай горшки).
– Яралоз (Ладно, – говорит кошка.
– Чильык-чальык! (Щёлк-щёлк) – мама уходит на работу. (Кошка в это время съедает всё содержимое из горшочков).
Вернувшись домой, мама видит: все горшки пустые, опрокинутые. Кошка спит. Мама, причитая, все горшки обратно ставит на скамейку:
– Й лэз но сием й лвылэз но сием…Ох тон, кочыш! ,И молоко съела, и сметану съела… Ах ты, кошка! (Кошка просыпается и убегает. Мама гонится за ней).
Правило игры : Если мама поймает кошку, они поменяются ролями.
«Маша, тон кытын» («Маша, ты где?»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Оборудование: 2 платка
Описание:
Играющие держась за руки образуют круг. Двое, выбранных по считалке, становятся в середину круга. Один из них - Паша, другой – Маша. Им завязывают глаза. Водящих поворачивают вокруг них несколько раз. Затем Паша начинает ловить Машу. С этой целью он спрашивает «Маша, тон кытын?» Маша, бегая по кругу, отвечает «Паша, мон татын!» и быстро убегает с этого места, чтобы не попасться. Если Паша поймает Машу, они меняются ролями или выбирают новых водящих.
«Чимали» (Жмурки)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Оборудование: платок
Описание:
Водящему закрывали глаза. После слов
«Чима - чима чимали
Чималиез кут али», водящий должен закрытыми глазами ловить остальных игроков, которые бегают вокруг. Кого поймали, тот встает на место водящего.
«Удмуртские горелки»
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Оборудование: платочек с орнаментом.
Описание: Играющие разбиваются на пары и строятся колонной, как в русских «горелках». Однако водящий становится лицом к первой паре, впереди от нее, примерно в 10 шагах. Он держит в поднятой руке платок или шарф. Последняя пара разъединяет руки, и каждый игрок бежит вдоль своей стороны колонны вперед, к водящему. Тот игрок, который успеет схватить платок первым, становится водящим, а другой игрок становится в пару с прежним водящим во главе колонны. Вся колонна постепенно продвигается вперед, а водящий от-ступает на несколько шагов назад, чтобы расстояние между ним и первой парой не уменьшалось. Правила: 1. Сигналом к началу бега для каждой пары является поднятие ведущим платка вверх, над головой. 2. Водящий не должен протягивать платок навстречу одному из игроков, а должен держать его в высоко поднятой руке. 3. Если подбежавшие игроки одновременно схватились за платок, то водящий остается, а эта пара становится впереди колонны. 4. Игрокам нельзя силой вырывать платок друг у друга.
«Ватскемен шудон» («Игра в прятки»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Описание:
Чима, чима, чимали,
Чимыостэ кынь али.
Табере тон усьты ни,
Милемыз тон утча ни.
Чима, чима, чимали (галящий,
Глазки закрой-ка.
А теперь открой
Да нас поищи.
«Небыльток» («Растяпа»)
Цель: совершенствовать двигательные и танцевальные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Описание:
Дети стоят в кругу по двое: один впереди, другой – сзади. Один ребёнок остаётся в кругу – «растяпа». Как только звучит удмуртская мелодия, «растяпа» начинает плясать. Танцуя, проходит по кругу и движениями приглашает всех впередистоящих следовать за ним, повторяя его движения. Каждый приглашённый заходит в круг и начинает танцевать. Оставшиеся в наружном кругу, хлопают в ладоши. Музыка внезапно останавливается, и каждый, кто танцевал, старается занять место за стоящими в наружном кругу. Кто остался
без пары, встаёт в середине круга. Остальные дружно скандируют: «Небыльток, экты!» («Растяпа, спляши!»). Всё повторяется сначала.
Правило игры : Место в наружном кругу занимать только при полной остановке музыки.
«Сяська бичаса» (Собирая цветы)
Цель: совершенствовать двигательные и певческие навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Описание:
Дети стоят в кругу, водящий приглашает одного и в центре круга кружится с ним под руку сначала в одну сторону, затем в другую. Потом они приглашают одного из круга и в маленьком хороводе выполняют припадания втроем. Затем проходя в воротики, образованные двумя игроками, водящий снова выбирает себе пару, и т. д. как бы собирает цветы.
«Капка улт потаса» («Ворота»)
Цель: совершенствовать двигательные навыки детей.
Задачи: - вызвать желание играть в народные подвижные игры;
- развивать умение доброжелательно оценивать поведение своих партнёров в игровой ситуации;
- воспитывать интерес к национальным традициям своего народа, любовь к родному краю.
Описание:
Дети, взявшись за руки, парами образуют круг. 1 пара встаёт в середине круга. Включается плясовая мелодия. Пара, оставшаяся в середине круга, под музыку бегает к «воротам» (стоящие в паре поднимают сцеплённые руки, образуя ворота, пробегает под «воротами», остаётся на месте «ворот». А та пара, которая изображала ворота, бежит к другим «воротам». Таким образом, бегают до остановки музыки. Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет. Далее всё начинается сначала.
Правило игры : Как только останавливается музыка, ворота закрываются.