Алена Меркулова
Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека сказок
по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
Публикация «Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
«Со сказочными героями в мир экономики»
Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей основам экономики, это обусловлено необходимостью в современных условиях формировать жизненные компетентности наших воспитанников. Существуют различные формы и методы ознакомления детей с азами экономики, но мы с вами должны выбрать наиболее приемлемые и результативные. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике в значительной степени способствует сказка. Народные сказки (сказки о животных, волшебные или фантастические, бытовые, накапливавшие вековой экономический опыт народа, используются, прежде всего, для воспитания таких «экономических» качеств личности, как хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность, расчётливость и др., и для ознакомления с некоторыми экономическими категориями («труд», «производство», «распределение», «обмен» и др.).
Выделяют несколько групп сказок, ориентированных на освоение экономических понятий:
сказки, раскрывающиеся потребности (в производстве и потреблении товара, их сбыте, распределении) и возможности их удовлетворения;
сказки, отражающие труд людей;
сказки, показывающие быт, традиции народа, особенности ведения народного хозяйства;
сказки, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы», экономическими категориями: труд, распределение, обмен, производство;
сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
«Как коза избушку построила» (сказка, раскрывающиеся потребности и возможности их удовлетворения) (русская народная сказка) Цели: познакомить детей с потребностью в безопасности и сохранении здоровья; развивать умение добиваться намеченной цели. Краткое содержание. Коза с козлятами ушла от старухи - горюхи в лес. Долго не могла найти место для своей избушки. Яблоня, елка, дуб, осина, шиповник не разрешили ей построить дом под своими ветками. Боялись, что их плоды и шипы поранят маленьких козлят. Березка разрешила козе построить избушку под своими ветками. Материал: Фланелеграф с материалом к сказке. Экономические категории: потребности, возможности. Вопросы: Почему коза решила строить дом? Какой потребностью это было вызвано? Для чего коза с козлятами ушла от старухи-горюхи? Почему деревья отказали козе? Какая опасность угрожала козлятам? Почему коза принимала советы деревьев? Где коза построила дом? Социально-нравственные качества: усердие, заботливость. Ответственность, настойчивость. Вопрос: Какие качества помогли козе найти место для избушки и построить ее? Вывод: коза ушла от старухи-горюхи в лес, чтобы козлятки росли крепкими и здоровыми. Только ее усердие, целеустремленность помогли найти место под березой, построить хороший дом, обеспечить покой и безопасность и сохранить здоровье козлят.
«Терем-теремок»
(сказки, отражающие труд людей)
(русская народная сказка)
Цели: формировать понимание необходимости труда, значимости разделения домашних обязанностей между всеми жителями теремка; вызвать эмоционально положительное отношение к дружбе, взаимовыручке сказочных героев.
Краткое содержание. Стоит в поле теремок. Прибежала к нему мышка-норушка и стала в нем жить. Потом к ней попросились жить: лягушка-квакушка, ежик без головы и ножек, петушок-золотой гребешок.
Вот они все в теремке живут, песни поют. Мышка-норушка там зерно толчет, лягушка пироги печет, а петух на подоконнике играет на гармонике, серый ежик теремок сторожит. Шел мимо медведь, захотелось ему в теремке пожить. Влез на крышу, затрещал теремок, упал на бок и развалился. Еле-еле успели из него звери выскочить. Попросил медведь у них прощения и предложил построить новый, большой теремок. Стали звери бревна носить, доски пилить – новый теремок строить. Получился он лучше прежнего.
Материал: кукольный театр «Теремок».
Экономические категории: труд, разделение труда, польза, выгода.
Вопросы:
Какими видами труда занимались жители теремка?
Как ты думаешь, почему каждый занимался одним (своим) делом?
Как был восстановлен теремок?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, заботливость, умение дружить, готовность к взаимовыручке.
Вопросы:
Как жилось зверям в теремке?
Почему они помогали друг другу?
Для чего нужно разделение труда?
Есть ли разделение труда в твоей семье?
Как вели хозяйство жители теремка?
Обсудите пословицы: «Всякий человек в труде познается». «Не печь кормит, а руки».
«Хаврошечка».
(русская народная сказка)
Цель: формировать положительное отношение к людям, качественно выполняющим любую работу.
Краткое содержание. Была Крошечка-Хаврошечка сиротой, работала в людях: она и ткала, и пряла, и прибирала, и за все отвечала. Заморили ее работой, а хозяйские дочери ничего не делали. Помогала Крошечке-Хаврошечке только корова: то холста ей соткет, то пряжу спрядет, то полотно побелит и в трубы скатает. Хозяйка узнала, что корова помогает Крошечке-Хаврошечке, и заставила хозяина зарезать корову, чтобы Крошечка-Хаврошечка трудилась сама. Из косточек коровы выросло яблонька.
Проезжал мимо богатый человек, попросил сестер сорвать ему яблочко. Смогла его достать только Крошечка-Хаврошечка, и вышла она замуж за этого человека. Стала она в добре поживать, лиха не знать. А хозяева остались ни с чем.
Материал: настольный театр «Крошечка-Хаврошечка».
Экономические категории: труд, обязанности.
Вопросы:
Почему Крошечка-Хаврошечка жила в чужих людях?
Какую работу она выполняла по дому?
Чем были заняты хозяйские дочери?
Каким образом коровка помогала Хаврошечке?
Какие пословицы о труде вы знаете?
Социально-нравственные качества: трудолюбие, чувство справедливости, готовность помочь умение дружить, верность слову.
Вопросы:
Кого из героев можно назвать трудолюбивыми? Ленивыми?
Чем понравилась Хаврошечка доброму молодцу? А вам?
Как восторжествовала справедливость?
Вывод: плохо быть сиротой, жить в чужих людях. На всю семью Крошечка-Хаврошечка трудилась. Помогала ей только коровка в работе, даже после смерти помогла ей, удачно выдала за муж. Хозяева со своими дочками остались ни с чем: и коровы нет, и работницы лишились.
Почему говорят: «Человек трудолюбивый - самый счастливый?».
Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей. Экономическое содержание осваивается не только со стороны его технологии, но, прежде всего, оно развивает системный взгляд на мир, формирует новую социокультурную позицию ребенка.