Маргарита Нестерова
Картотека русских народных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека русских-народных игр
«Камушки»
Дети встают в обруч или очерченный круг – это норки, в которых живут мышки. В центре стоит водящий, тоже мышка. Водящий подходит к норке и говорит:
Мышка-мышка, продай норку
За шильце, за мыльце,
За белое полотенце,
За зеркальце!
Мышка в норке отказывается. Тогда водящий идёт к другой мышке. В это время мышка, отказавшаяся продать норку, окликает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом, а водящий стремится занять чью-либо норку. Если водящий скажет: «Кошка идёт!» - все дети должны поменяться местами. Кто остался без домика, становится водящим.
Темочки:
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
«Рыбаки и рыбы»
Выбираются двое «рыбаков», остальные дети – «рыбы». Они ведут хоровод и поют:
В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья – не летают,
Ног нет, а гуляют.
Гнёзда не заводят,
А детей выводят.
Закончив песню, «рыбы» разбегаются в разные стороны. «Рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбаками» «рыбы» (если попались в захват) составляют с рыбаками невод. Они присоединяются к «рыбакам» и ловят оставшихся «рыб».
«Заря-заряница»
Играющие стоят лицом в круг. Выбирают водящего – «зарю». Он с лентой обходит круг по внешней стороне, остальные произносят:
Заря-заряница
По полю гуляла,
Ленту потеряла.
Кто ленту найдёт,
Тот водить пойдёт.
Водящий кладёт ленту на плечо любому из играющих. Они разбегаются в разные стороны, обегая круг, стараясь занять освободившееся место. Кто проиграл, тот становится водящим.
«Уточка и селезень»
Выбирают «уточку» и «селезня». «Уточка» остается в кругу, а «селезень» - за кругом. Дети, высоко подняв руки и образовав свободные проходы, поют:
Селезень утку догонял,
Селезень серу догонял:
«Поди, утица, домой,
Поди, серая домой.
Утя семеро детей,
Восьмой селезень,
А девятая сама.
Поцелуй же ты меня!»
«Селезень» бежит по образовавшимся проходам за «уточкой». Если он её догоняет, то выводит на середину круга, кланяется и целует.
«Трынцы-брынцы, бубенцы»
Выбирают двух водящих, остальные стоят по кругу, держась за руки. Один водящий становится жмуркой, ему завязывают глаза. Второму дают колокольчик. Дети идут по кругу и поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Позолочены концы.
Кто во бубенцы играет,
Того жмурка не поймает.
После этих слов жмурку трижды поворачивают кругом, и он начинает ловить того, у кого колокольчик. Водящие не выходят за пределы круга. Если жмурка поймает убегающего, то он становится в круг, а пойманный становится жмуркой, выбрав себе из круга пару.
«Верёвочка с кольцом»
Все играющие, кроме одного (водящего, становятся в круг и держатся обеими руками за веревку, на которую надето кольцо. Кольцо незаметно передвигается от одного к другому; чтобы сделать это, все, не переставая, двигают веревочку руками, как будто передвигают кольцо. Водящий кружится на месте с закрытыми глазами 3 раза, затем начинает искать кольцо, все остальные при этом приговаривают:
Мы играли у крылечка.
Потеряли там колечко.
Ты колечко отыщи,
И из круга выходи.
Стоящий в середине должен поймать кольцо. Тот, возле кого оно нашлось, меняется с водящим местами и должен теперь искать кольцо.
«Поехали-поехали»
Рисуют круг с цифрами, на каждую становится игрок, в середину круга – водящий. Он закрывает глаза и говорит: «Поехали – поехали!», затем называет любую цифру. Стоящий на этой цифре игрок отзывается, и все разбегаются, пока водящий не скажет «стоп». Все замирают, а водящий пытается угадать, сколько шагов до каждого (четыре больших, три «куриных» и т. д.). Тот, до кого дотянулись, становится водящим, игра повторяется.
«Тише едешь - дальше будешь»
Играющие становятся на одну черту, а водящий шагов на 10 впереди. Он поворачивается ко всем спиной и говорит: «Тише едешь – дальше будешь!», после чего разворачивается лицом. Остальные в это время должны незаметно сделать один шаг вперёд. Тот, движение которого водящий заметил, возвращается на один шаг обратно. Так играют, пока кто-нибудь не окажется на одной черте вместе с водящим. Игра повторяется.
«Охотник»
Играющие выбирают место – «дом». За несколько шагов от них, чем дальше, тем лучше, проведена черта, за ней – «лес», где водятся звери. В этот «лес» отправляется «охотник» - один из играющих.
Он говорит: «Я пойду в лес на охоту, я поймаю зайца (делает шаг вперёд,
медведя (делает второй шаг,
волка (третий шаг, лисицу» - и при каждом следующем шаге называет дикого зверя.
Того, кто дошёл до «леса» и с каждым шагом без запинки называл разных зверей, считают победителем.
Остальных дразнят: «Ты охотник плохой, возвращайся домой!»
те возвращаются «домой». На охоту отправляется новый «охотник».
«Кувшинчик»
Дети стоят врассыпную, занимая место в обруче. Выбирается водящий, который берёт мяч – «кувшинчик» и, ударяя им об пол, поё т:
Я кувшинчик уронил
И о пол его разбил.
Раз, два, три, Его, Ваня, лови!
Сразу же по окончании песни водящий подкидывает мяч вверх, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его. Водящий должен занять место (обруч) играющего.