Получи документы

Картотека русских хороводных игр детей младшего и старшего дошкольного возраста

надежда шемшединова
Картотека русских хороводных игр детей младшего и старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Русские народные, хороводные игры для детей младшего дошкольного возраста

Ходит Ваня.

Цель: учить стоять в кругу, подпевать песни, воспитывать доброжелательное отношения друг к другу.

Ходит Ваня, ходит Ваня,

Ищет Ваня, ищет Ваня,

Для себя дружочка.

Нашел Ваня. Нашел Ваня

Для себя дружочка.

Публикация «Картотека русских хороводных игр детей младшего и старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова. Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружочка на слова:

Нашел Ваня, нашел Ваня

для себя дружочка.

Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.

Мы по лесу идем.

Мы по лесу идем,

Зайца громко позовем:

«Ау-ау-ау!»

Никто не откликается,

Лишь эхо отзывается,

«Ау-ау-ау!»

Вместо зайца, можно подставлять другие слова: «Волка громко позовем», «Мы медведя позовем», «Мы лису позовем».

«Солнышко»

Дети встают вокруг «солнышка» и поют:

Солнышко-ведрышко, (идут по кругу за руки)

Выглянь-ка в окошко, («Солнышко» кружится в центре)

Посвети немножко!

Солнце заиграло, (дети останавливаются, делают «фонарики»)

Деточкам сказало: («Солнышко»делает пружинку)

- А играйте в поле, (Поет «Солнышко»)

Прыгайте на воле

Дети и «Солнышко» прыгают врассыпную по залу (прыжки произвольные). Взрослый громко говорит: «Тучка!» Дети должны быстро встать в круг около «Солнышка».

«Дождик»

Дети встают вокруг водящего-«дождика» и поют, показывая движения

Дождик, дождик, пуще! Поднимают руки и встряхивают кистями

Дам тебе гуще, Пр. руку на пояс, левую отводят в сторону

Хлеба краюшку, Правую руку отводят в сторону

Щей черепушку, Соединяют руки «чашечкой»

Дам тебе ложку, Поднимают пр. руку вверх, пальцы в кулак

Кушай понемножку. Слегка наклон. вперед, протягивая руки, ладони

вверх

Кто под дождик попадет, Подним. руки вверх и плавно опускают, быстро шевеля пальцами.

Тот у нас плясать пойдет! Ставят руки на пояс, выставл. ноги на пятку

«Варежки».

Дети стоят по кругу, в центре находится 3 пары варежек. Выбирают 3 детей. Все поют:

- Мы, ребята – крепыши,

До чего же хороши!

До чего же хороши,

Только ручки голы!

Раз - два, раз-два-три,

К варежкам беги.

Назначенные дети бегут к центру, надевают варежки, кто быстрее. Игра повторяется несколько раз.

ЗАИНЬКА

Играющие становятся в круг, взявшись за руки, поют:

Заинька, выйди в круг,

Серенький, выйди в круг,

Скорей, скорей, выйди в Kpyгу,

Скорей, скорей, выйди в круг!

Один из играющих, предварительно выбранный «заинькой», выходит на середину круга. Играющие продолжают петь:

Заинька, ты пройдись,

Серенький, ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись,

Туда-сюда ты пройдись!

«Заинька» прохаживается то в одну, то в другую сторону, а играющие хлопают в ладоши:

Заинька, умой ручки,

Серенький, умой ручки,

Леву, праву, умой ручки,

Леву, праву, умой ручки!

«Заинька» показывает, как он моет ручки. Те же движения повторяют все играющие:

Заинька, умой личко,

Серенький, умой личко.

Сверху донизу умой личко,

Сверху донизу умой личко!

«Заинька» показывает, как он умывается, остальные играющие повторяют его жесты.

Заинька, пригладь шерстку,

Серенький, пригладь шерстку.

Сзади, спереди пригладь шерстку,

Сзади, спереди пригладь шерстку!

«Заинька» проводит руками по одежде, одергивает ее, чистит. Все играющие повторяют:

Заинька, причешись,

Серенький, причешись.

Да получше причешись,

Да получше причешись!

«Заинька» показывает, как он причесывается. Играющие повторяют:

Заинька, под бочка,

Серенький, под бочка

Пляшет, пляшет казачка,

Пляшет, пляшет казачка!

«Заинька» танцует, остальные играющие тоже танцуют. После слов «пляшет, пляшет казачка» все разбегаются, «заинька» их ловит. Пойманный становится «заинькой».

КОЛПАЧОК (паучок)

Выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. Остальные играющие ходят вокруг него, взявшись за руки, и поют:

Колпачок, колпачок,

Тоненькие ножки,

Красные сапожки.

Мы тебя поили,

Мы тебя кормили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

После этих слов все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцевать заставили.

Водящий начинает кружиться с закрытыми глазами. Все поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь!

Водящий выбирает кого-нибудь, не открывая глаз, и меняется с ним местами.

«ТРИ ВЕСЕЛЫХ БРАТЦА»

-Три веселых братца гуляли по двору. (показывают три пальца и

-Три веселых братца затеяли игру. маршируют на месте)

-Делали головками: ник-ник-ник. (все кивают головками вверх и вниз)

-Пальчиками ловкими: чик-чик-чик (хлопают сложенными в щепоть пальчиками)

-Хлопали ладошками : хлоп-хлоп-хлоп (все хлопают)

-Топотали ножками: топ-топ-топ (все топают)

Далее игру продолжают про 2-х веселых братцев, затем про 1-го

-Один веселый братец гулял сам по двору,

-Один веселый братец, затеял сам игру,

-Делал он головкою ….

«ПЕРЕВЕРТУШКИ» Дети стоят по кругу парами, лицом кдруг другу. Произносят слова и ударяют другу ладошки ладошками :

-Туш-ки, ту-туш-ки,

-Ле-пеш-ки, по-душ-ки,

-Друзь-я – и – под-руж-ки!

-Перевертушки! – быстро оборачиваются вокруг себя на 180 градусов и продолжают действие с новой парой.

«ХЛОП, ТОП»

-Как скажу я «Хлоп, хлоп!»

-Вы ногами «Топ, топ!»

-А скажу я: «Топ, топ!»

-Вы в лодоши: «Хлоп, хлоп!»

«КОЛПАК МОЙ ТРЕУГОЛЬНЫЙ»

Дети заучивают стишок:

-Колпак мой треугольный,

-Треугольный мой колпак,

-А если не треугольный,

- То это не мой колпак.

Повторяем стишок, в начале заменяем слово «колпак» жестом – дотрагиваемся ладонью до макушки);

Усложняем, слово «Мой» - жест на себя,

«Треугольный» - фигура из сложенных в виде треугольника пальцев (указательный с указательным, большой с большим)

Конечно, все дети любят игры, где можно состязаться, кто, например,быстрее добежит.

«ПЕТУШОК»

Дети стоят в кругу, взявшись за руки

-Петя, Петя, Петушок, (идут по кругу

-Золоченый гребешок, Петя противоходом)

-Золоченый гребешок,

-Масляна головушка,

-Шелкова бородушка,

-Петя по двору ходил,

-Перо Петя уронил. Петя роняет перышко

Ребенок, перед которым Петя уронил перо, выходит вместе с Петушком из круга.

Дети говорят «Раз, два, три - беги) Петушок и ребенок бегут в разные стороны, оббегая круг. Побеждает участник, поднявший перо первым.

«РЕМЕШОК»

-Прячу, прячу ремешок

-Под калиновый кусток,

-А кто зореньку проспит,

-Того бить, колотить.

Водящий с ремешком ходит за кругом, у детей глаза закрыты; руки за спиной. С последним словом кладет ремень кому-нибудь за спину. Тот бежит за водящим, пытаясь догнать и слегка ударить его ремешком. Водящий пытается занять место того, кто за ним бегает.

Дети всех возрастов очень любят игры-ловишки. Дети могут убегать от Деда Мороза, Волка, сами быть любыми героями.

Пчелки и ласточки

Играющие — пчелы — «летают» на поляне и поют, приговаривают:

Пчелки летают.

Медок собирают.

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

«Ласточка», выбранная по жребию, сидит в своем «гнезде» и слушает их пение. По окончании песни «ласточка» говорит: «Ласточка встанет, пчелку поймает». С последним словом она вылетает из «гнезда» и ловит «пчел». Пойманный становится «ласточкой», игра повторяется.

Указания к проведению: игра интересна малышам. Можно играть со всей группой. Условие одно: «пчелы» должны летать по всей площадке и удаляться только после слов «ласточки».

Русские народные, подвижные, хороводные игры для

детей старшего дошкольного возраста

«БАЙ, КАЧИ, КАЧИ, КАЧИ»

-«Бай, качи, качи, качи! Стоят парами, проходят через воротца, пока

-Глянь – баранки, калачи!-2р. звучит песня

-С пылу, с жару из печи – 2р,

-Все румяны, горячи.

-Налетели тут грачи,

-Похватали калачи».

Пара, оказавшаяся первой, когда кончилось пение, расщепляет руки. Дети встают спиной к спине. Все считают:

-Раз, два, три - беги! Пара бежит в противоположные стороны, оббегая все пары и возвращаются. Победителем считается тот, кто выхватит у ведущего кольцо «калач»

«ЛИСКА-ЛИСА»

Дети поют хором, изображая кур

- Лиска-лиса, девичья краса,

-Долгий нос, рыжий хвост.

Затем бросаются врассыпную, а «Лиска-лиса» бежит их догонять: кого поймает, тот будет водить.

«Шел козел по лесу»

(«Шла коза по лесу»)

Дети в кругу держатся за руки. В центре водящий-«козел»(«коза»). Все идут по кругу и поют.

Шел козел по лесу, козел идет противоходом внутри круга

По лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу,

Принцессу, принцессу. Хоровод останавливается. Козел выводит в

середину круга девочку.

Давай с тобой попрыгаем, Все дети выполняют «пружинку».

Попрыгаем, попрыгаем. «Козел» и «принцесса» выполняют движения,

Ножками подрыгаем, о которых поется в песне.

Подрыгаем, подрыгаем.

Ручками похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Хвостиком помашем, помашем, помашем,

А потом попляшем, попляшем, попляшем!

«Лошадки»

Дети делятся на «лошадок» и «кучеров». На земле проводят черту, по одну сторону которой становятся «лошадки», по другую – «кучера».

«Лошадки» (взявшись за руки, подходят к черте) :

Та-ра-ра, та-ра-ра,

Ушли кони со двора.

Затем они разбегаются, щелкая языком. «Кучера» стараются поймать «лошадок» и увести их в огороженное место – «двор». Когда всех «лошадок» поймают, дети меняются ролями.

«Мороз и волк»

Дети (встают вокруг Волка, взявшись за руки, водят хоровод и поют)

Стоит волк под горой, Волк стоит и притопывает одной ногой

Подпершися кочергой.

Эй, морозец, пощипли, Идет противоходом.

Волка с поля прогони.

Волк на последний слог топает перед любым ребенком. Дети останавливаются и поднимают руки, образуя воротца. Ребенок («морозец», которого Волк выбрал, выходит за круг и стоит на месте, пока Волк под счет детей делает пять шагов в сторону от водящего-«морозца». Затем дети кричат: «Лови!» Волк и водящий бегут, то забегая в круг через воротца, то выбегая из него. Водящий-«морозец» должен догнать Волка и пощипать его легонько.

«Никанориха гусей пасла»

Дети идут по кругу и поют:

«Никанориха гусей пасла,

Да пустила в огород козла,

Никанориха ругается,

А козел-то улыбается»

Затем расходятся врассыпную «топотушками» (руки на «полочке», когда заканчивается музыка, каждый должен найти себе пару, оставшийся без пары – «козлик». Ему дети говорят: «Раз, два, три, козлик будешь ты!»

Козлик говорит «ме», становится в круг, идет противоходом, игра повторяется с «козликом»

«Ворон»

Дети стоят по кругу. Заранее выбирается «ворон». Он стоит в кругу со всеми детьми.

Ой, ребята, та-ра-ра! Дети идут к центру дробным шагом.

На горе стоит гора,

А на той горе дубок, Тем же шагом идут, пятясь, на место, оставляя

А на дубе воронок. В центре ворона: он кружится, руки в стороны.

Ворон в красных сапогах, Ворон пляшет, дети повторяют движения.

В позолоченных серьгах.

Черный ворон на дубу, Поочередное выставление ноги на пятку.

Он играет во трубу,

«ИГРА С СОЛНЦЕМ»

В центре круга «Солнце», дети произносят:

-Гори, солнце ярче-

-Летом будет жарче.

-А зима теплее (сужая крруг подходят к солнцу, кланяются)

-А весна милее. (отходят, расширяя круг)

«Солнце» говорит: «Горю!» и догоняет разбегающихся детей.

«КОЗЛИК»

В центре круга ребенок в шапочке Козлика. Дети идут хороводом в правую сторону, поют:

-Козлик серенький,

-Хвостик беленький,

-Мы тебя напоим, (стоят, правую руку перед собой, «угощая»)

-Мы тебя накормим, (стоят, левую руку перед собой)

-Ты нас не бодай. (грозят пальчиком вправо, влево)

-А в «Ловишку» поиграй. (хлопают в ладоши на каждый слог)

После слов, обращенных к «Козлику» дети разбегаются, а «Козлик» старается их забодать.

«КОЗЛИК»

Дети стоят в кругу, держась за руки. В центре ребенок «Козлик». Дети поют, двигаясь:

-Вышел козлик погулять. (дети идут в круг к «козлику»)

-Свои ножки поразмять. (дети идут из круга спиной)

-Козлик ножками стучит, (руки на поясе, три перетопа)

-По козлинному кричит: (руки рупором перед собой)

«Бе-е-е, бе-е!» (кричит ребенок – «козлик» и догоняетразбегающихся детей)

«ПИРОГ» Дети делятся на две команды, становятся в две шеренги лицом друг к другу. Выбранный «Пирог» садится посередине между ними. Дальше все начинают петь:

-Да какой-же он высоконький (руки высоко вверх)

-Да какой –же он широкенький (руки разводят широко в стороны)

-Да какой же он мягонький (погладить свой живот)

-Режь его скорей (при последних словах из каждой команды по одному ребенку бегут к «пирогу» Тот, кто первым его коснется, забирает его с собой, а проигравший становится «пирогом». Игра продолжается, пока в одной из команд не останется два человека.

«ТЕТЕРА ШЛА»

Двое детей берутся за руки и поднимают их, образуя ворота. Дети, взявшись за руки идут за ведущей «тетерой», которая ведет их в произвольном направлении, проходя под ворота под песню:

-Тетера шла, моховая шла,

-По закаменью, по зареченью.

-Сама прошла, всех детей провела,

-Самого маленького детеныша … оставила!

На слове «детеныша» ворота закрываются. Пойманный ребенок встает рядом с детьми, изображающими ворота. Далее игра продолжается. «Тетера» водит детей, то заходя, то выходя из ворот. Пойманные дети увеличивают круг ворот.

«ОГОРОД»

Вокруг пенька или колоды обозначают круг-«Огород», в центре складывают «репу» - шапки, пояса, венки и т. п. Все играющие стоят за кругом, а «огородник» садится на пенек стеречь репу, при этом поет:

-На пенечке я сижу, мелки колышки тешу,

-Огород горожу, белу репоньку сажу.

С окончанием песни все стараются забежать в «огород» и унести «репу». До кого «огородник» дотронется, тот выбывает из игры. Побеждает тот, кто больше всех вынесет «репы»

«ОРЕХИ»

-В лесу на поляне

-Стоит орешник в зеленом кафтане,

-Богач и не велик,

-А орешками наделит.

Ведущий прячет в одной руке орехи и протягивает кому- нибудь из сидящих два кулака со словами:

-На кусте орех родился,

-Под куст он скатился,

-Под куст он скатился,

-На руках очутился.

-Твое ли, мое ли?

Участник, угадавший, в какой руке спрятаны орехи, ребята восклицает:

- «Про эту сласть и у нас есть снасть» и становится ведущим.

«МАСЛЕНИЦА С ПЛАТОЧКОМ»

На празднике Масленица играет с детьми. Все идут хороводом, держась за руки. Масленица идет противоходом и поет:

-А я Масленица,

-Я не падчерица,

- Со платочком хожу,

-К вам сейчас подойду.

Дети останавливаются, а Маслеицапроизносит, становясь между двумя детьми:

-На плече платок лежит,

-Кто быстрее пробежит?

Дети, между которыми остановилась Масленица, обегают круг (внешний, возвращаются на свои места, берут платок. Выигрывает тот, кто добежит до Масленицы быстрее.

«МЕТЕЛИЦА»

Под пение дети двигаются врассыпную, покачивая руками влево- вправо:

-Метелица, метелица,

-Снег повсюду стелется,

-Кто кружится, вертится, кружатся на месте

-Тот заметелится. стоп, делают любую фигуру с названием

Ведущий ходит, хвалит и смешит детей

«РЕДЕЧКА»

Играющие выбирают (по считалке) водящего «бабушку», остальные разбиваются на две группы.

Первая - избражает «редечек» : все садятся в ноги кдруг другу, крепко взявшись за руки. Другая группа подходит к «бабушке» с песней:

-Ай, бабушка, дай редечки,

-Редечка сладенечка,

-Бабушка добренечка,

-Редьку черви точили,

-Да собаки волочили.

-Бабушка, дай редечки! (жалобно просят)

В своих ответах «бабушка» изощряется как может, она бывает и хитрая и злая, простая, добрая (зависит от исполнителя). Бабушка два раза всех прогоняет, на третий разговорит:

-Ну, ладно! Дам я вам редечки, только смотрите, калиточку не забудьте за собою закрыть!

Все берутся дружно друг за другом с возгласом:

-Раз-два, взяли! - вытягивают радостно первую «редечку», оценивают ее:

-Ну и редечка! Маленькая, червивая, плохенькая… или хвалят и берут к себе в группу, плохую редьку оставляют «дозревать» обратно в грядку.

Существует множество игр, носящих обучающий характер. Во время игры происходит отработка танцевальных движений, развитие тембрового, ритмического восприятия.

«ДРЕМА»

Дети стоят в кругу, на полу разные музыкальные инструменты. В центре «спит» Дрема. Играющие водят вокруг него хоровод :

-Дрема дремлет, спать хочет,

-Тебе полно. Дрема, дремать,

-Тебе пора, Дрема, вставать.

-Встань, колокольцы звонят,

-Встань, часы говорят.

-Люди сходятся,

хоровод становятся.

Дрема встает и отвечает:

- Мне давно было встать,

-Мне кругом походить,

-Мне людей посмотреть, мне себя показать.

-Раз. два, три – музыку заводи!

Играющие поднимают муз. инструменты и начинают ритмично играть под звучащую плясову мелодию.

«УЗЕЛОК»

Два участника игры держат в руках пояса, образуя «ворота»- в виде большого игольного ушка. Остальные участники становятся в ряд, берутся за руки и двигаясь поют:

-Игла, барыня, княгиня

-Весь мир нарядила,

-Нарядила, обшила,

-Сама нагая ходила.

-Она тонка, да длинна,

-Одноуха, остра,

-Всему миру красна.

-А я тычу-потычу:

-В носик стальной,

-В носик стальной –

-Хвостик льняной!

Дети проходят в «ворота», изображая нитку, вдеваемую в иголку. Последний «участник» «затягивает узелок», поясами скручивая ребят, образующих «ворота», ведет их за собой, приговаривая:

- Хвостик нитяной

-Тяну-тяну за собой.

-Сквозь холст он проходит,

-Конец себе находит….

Костромская область

«ЗАВИВАЙСЯ КАПУСТКА МОЯ»

Дети держатся за руки и поют:

-Завивайся, капустка моя, завивайся, зеленая моя (поют, пока не завьется)

-Развивайся, капустка, моя, Развивайся, зеленая, моя! (развивают капустку)

«РАЗВЕРНИ КРУГ»

Дети, взявшись за руки идут по кругу со словами:

-Круг-кружочек, аленький цветочек,

Раз, два, три – разверни-ка Оля, ты!

Названный ребенок отпускает руку и начинает вести всех детей вперед, чтобы соединиться рукой с тем ребенком, с кем держал руку в начале игры.

Дети останавливаются, оглядываются через плечо, чтобы убедиться – ровный ли круг получился.

После этого водящий должен снова привести детей в первоначальное положение. Выбирается новый водящий и игра продолжается.

«УЛИТКА»

Стоят в кругу, держась за руки, Выбирают водящего. Он опускает руки и ведет детей за собой внутрь круга по спирали,дети говорят хором :

-Улитка-улитка, выстави рога,

-Дам тебе хлеба, дам и пирога

После этого останавливаются. Водящий делает себе «рожки» на голове. А последний (хвостик улитки) поврачивается в противоположную сторону, вытягивает руку вперед и выводит детей из спирали в большой круг, на вторые две строчки, которые произносят хором два раза.

-Улитка-улитка, убери рога!

Не дам тебе хлеба, не дам и пирога

Меняется ведущий.

«ТИК-ТАК»

Дети стоят в кругу, они «цифры». Выбирается водящий – он «стрелка часов», ему завязывают глаза, он в центре круга. Играющие говорят хором, выполняют движения

-Тик-так, тик-так,

-Мы всегда играем так: (Ходьба на месте, руки параллельно вправо, влево)

-Шаг влево, (по тексту)

-Шаг вправо,

-Тик-так, тик-так!

-Стрелка, стрелка, покружись (водящий вытягивает руки вперед и медленно

поворачивается)

-Час который, покажи. Стоп. (и руку вперед на стоящего ребенка)

-Тик- так (на кого указали говорит «тик-так»)

Водящий угадывает имя ребенка

«ПЛЕТЕНЬ»

Дети стоят по кругу взявшись за руки, выполняют движения по тексту:

-Мы головой качаем – ой, ой, ой.

-Мы дружно приседаем – хоп, хоп, хоп.

-Мы ноги поднимаем – оп, оп, оп.

-Мы руки заплетаем – тень-тень, потитень, (сложить руки крест-на крест)

-Заплели мы свой плетень (ходьба боком)

«ЖМУРКА»

Дети стоят в кругу, держатся за руки. В центре ребенок с завязанными глазами. Дети идут и поют:

-Жмурка, становись в кружок,

-Отгадай, чей голосок?

-Поскорее обернись,

Своей рученькой коснись.

-Торопись, отгадай,

-Поскорее отвечай!

Жмурка подходит к одному из детей, задевает его. Ребенок зовет Жмурку по имени. «Жмурка» по голосу старается отгадать, кто его позвал. Если не узнал по голосу, то старается узнать на ощупь.

«ДЕДУШКА МАЗАЙ»

Играющие выбирают дедушку Мазая, он уходит в сторону, чтобы не слышать как дети договариваются о движениях, которые будут показывать Мазаю ( например: сеяние, жатву, косьбу, пришивание пуговицы, раскатывать тесто. Можно по видам спорта : лыжи, коньки, плавание.) Дети поют дедушке:

-Здравству, дедушка Мазай,

-Из коробки вылезай!

-Где мы были – мы не скажем,

-А что делали – покажем!

После этих слов все выполняют одинаковые движения, о которых договорились. Если Мазай отгадывает, он ловит детей. Кого первого поймал, тот теперь Мазай.

«ЗАЙКА»

Считалкой выбирается заинька:

-1,2,3,4,5 – вышел зайчик погулять,

-Что нам делать? Как нам быть?

-Нужно заиньку ловить!

-Снова будем мы считать,

-Раз,2,3.4. 5

«Зайка» садится в середину круга и «спит»,дети двигаются по кругу хороводным шагом и поют :

-Зайка, зайка, что с тобой? «Зайка» спит

-Ты сидишь совсем больной?

-Встань-ка, встанька-ка – поскочи, «Зайка «прыгает, дети хлопают.

-Да другого поищи. «Зайка «выбирает другого зайца вместо себя

Игра повторяется.

Баба-Яга

Один из играющих, выбранный по жребию Бабой-Ягой, становится в стороне. Остальные подходят к нему и дразнят:

Баба-Яга, костяная нога.

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугался народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку.

Или:

Бабка-Ежка, костяная ножка,

С печки упала.

Ножку сломала.

Пошла по улице,

Раздавила курицу.

Пошла на базар,

Раздавила самовар.

Пошла на лужайку,

Испугала зайку.

Баба-Яга начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать убегающих игроков. Тот, кого она поймала, становится Бабой-Ягой, и игра продолжается.

Указания к проведению: игра интересна и дошкольникам, и младшим школьникам. Количество участников — от 3 до 30 человек. В руках у Бабы-Яги по желанию игроков может быть ветка («помело», которой она их «салит». В начале игры следует определить пространство, на котором участники бегают от Бабы-Яги. Игру можно усложнить: кого Баба-Яга поймает, тот замирает на месте. Спасти пойманного могут другие игроки, дотронувшись до него.

Заря-Заряница

Играющие садятся в круг на корточки. Водящий («заря-заряница») ходит вне круга, прячет за спиной «ключи» — платочек с завязанным узелком. Ходит «заря-заряница», вместе со всеми приговаривает:

Заря-заряница,

Красная девица,

По небу ходила,

Ключи обронила.

Месяц видел,

Солнце скрало!

Водящий пытается незаметно положить кому-нибудь сзади «ключи». Играющим нельзя оглядываться, поворачивать голову. Тот, кому положили «ключи», бежит за водящим, бьет его платочком, приговаривая: «Не теряй ключей, не теряй ключей!» Пойманный водящий садится на его место, а «запятнавший» становится «зарею».

Указания к проведению: игра интересна младшим школьникам, требует не только быстроты реакции и сноровки, но и внимания. Играть можно как на улице, так и в помещении (игра не требует большого пространства). По условиям игры если тот, кому положили «ключи», этого не заметит, «заря» обходит круг, поднимает «ключи», начинает хлестать зеваку, приговаривая: «Не прячь ключей, не прячь ключей!»

У медведя во бору

Игра та же, только дети дразнят «медведя». Собирая грибы и ягоды, они приговаривают:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь простыл,

На печи застыл!

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит

И на нас рычит!

«Медведь» начинает ворочаться, потягиваться, выходит из берлоги и ловит детей. Пойманный становится «медведем».

Золотые ворота»

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

"Гори Ясно"

Ход игры:

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку :

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

«Две тетери»

Цель: Совершенствовать спокойный шаг по кругу, легкий бег, выразительность рук.

Ход игры:

Играющие стоят в кругу, взявшись за руки. За кругом двое детей, изображающих тетерев и ребенок – «охотник».

Дети идут по кругу и поют:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу. Останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Взлетают» тетери на слова:Прилетели две тетери,

Поклевали - Тетери клюютУлетели … - Улетают. Ш-ш-ш-ш - Дети имитируют движения веточек, шумящих на ветру деревьев. «Охотник» догоняет «тетерев».

«Колобок»

По считалке выбирается ловишка - «лиса», - который становится в центре круга.

Лиса

Колобочек, колобок,

Где ты был вчера, дружок?

Колобок

На окошке отдыхал,

С кошкой Муркой я играл.

Лиса

А сметану вы не ели?

Колобок

Нет. Только носиком задели.

Лиса

Вас бы надо наказать.

Колобок

Ну, попробуй-ка догнать.

Дети разбегаются, ловишка ловит.

«Петушок»

Дети стоят в хороводе. Петух ходит по кругу, участники игры поют слова.

Трух, трух, трух, трух.

Ходит по двору петух.

Сам со шпорами,

Хвост узорами.

Под окном стоит,

На весь двор кричит.

Кто услышит, тот бежит.

( петух кричит: «Кукареку!» Дети разбегаются)

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию цикл игр с методическим материалом "На лесной полянке", для младших дошкольников. Игры направлены на развитие.

Картотека физкультминуток для детей младшего дошкольного возраста Физкультминутки проводятся в летнее время на участке во время прогулок. 1. Физкультминутка «Мы гуляем» Воспитатель читает стихотворение,.

Картотека физкультминуток для детей младшего дошкольного возраста Физкультминутки развивают моторную координацию, ритмику. Выполнение движений с текстом вызывают у детей интерес и помогают эффективному.

Картотека физкультминуток для детей младшего дошкольного возраста. 2 часть Физкультминутки проводятся на участке во время летних прогулок. 1. Физкультминутка «На полянке» Воспитатель читает стихотворение, показывая.

Картотека физкультминуток «Зима» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека физкультминуток «Зима» для детей младшего дошкольного возраста «Снежок» Дети стоят кружком, держась за руки. Воспитатель проговаривает. Выпал беленький снежок, Собираемся в кружок. Мы потопаем, мы.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста 1. Подвижная игра «Воробышки и кот». Цель: формировать у детей навыки двигательной активности, совмещая с познавательно-исследовательской,.

Картотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возрастаКартотека подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста КОТ И МЫШИЗадачи: Развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям. Описание: Дети – «мыши».

Картотека «Потешки для детей младшего дошкольного возраста». Часть 1Картотека «Потешки для детей младшего дошкольного возраста». Часть 1 Картотека «Потешки для детей младшего дошкольного возраста». Часть 1. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют.

Картотека стихотворений к празднику 8 марта для детей младшего дошкольного возрастаКартотека стихотворений к празднику 8 марта для детей младшего дошкольного возраста В картотеке представлены стихотворения к празднику 8 марта. Они будут полезны для воспитателей, надеюсь что помогут и будут необходимы.

Картотека стихов русских поэтов «Все мысли о весне» для детей дошкольного возрастаКартотека стихов русских поэтов «Все мысли о весне» для детей дошкольного возраста Стихи — один из методов развития речи малыша. Они построены на звуковых сочетаниях: вот «пчёлка» рифмуется с «ёлка», «игрушка» — с «хлопушка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека русских хороводных игр детей младшего и старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 сентября 2020 в 13:29
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека русских хороводных игр детей младшего и старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем надежда шемшединова (УИ 1351705) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД