Нина Александровна Волкова
Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет «Звук [Щ]»
▼ Скачать
Игровое упражнение «Птицы».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "щ". Развивать фонематический слух детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровой материал. Волшебная палочка.
Упражнение.
Птицы в гости прилетели.
Щ-щ-щар. Щ-щ-щур.
Хорошо слышны их трели.
Щ-щ-щар. Щ-щ-щур.
Щебетали, щебетали.
Щ-щ-щар. Щ-щ-щур.
На рябине отдыхали.
Щ-щ-щар. Щ-щ-щур.
Публикация «Картотека речевых упражнений по звуковой культуре речи для детей 4–6 лет „Звук [Щ]“» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
— Дети, в птиц вас превращаю, щебетать предлагаю.
Педагог взмахивает волшебной палочкой. Дети выполняют задание.
— Замечательно! Тише, тише, тишина! По одному выступаем, щебетать начинаем. Палочкой волшебной кручу, вот тебя щебетать прошу.
Педагог показывает на одного из детей. Ребёнок выполняет задание. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук.
— Потрясающе, дети! Словно птицы щебетали, звуки чётко повторяли.
Игровое упражнение «Ритм со звуком "щ"».
Задачи. Развивать фонематический слух детей. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "щ". Упражнять в передаче ритмического рисунка слов.
Упражнение.
Педагог чётко произносит слова, одновременно прохлопывает ритм слов (по слогам, делая паузу после каждого слова.
— Дети, ритмический рисунок слов запоминаем, звук "щ" чётко голосом выделяем. Раз, два, три, чётко слова повтори: Лещ-щ-щ – щ-щ-щука – удильщ-щ-щик.
Ребёнок произносит слова, повторяя ритм. Педагог контролирует, чтобы ребёнок чётко произносил звук "щ" в словах, выделяя его голосом. Следующему ребёнку предлагаются другие слова.
Лексический материал.
1. Щи – борщи - овощи.
2. Клещ – щётка – защита.
3. Щит – Кощей – защита.
4. Щель – щенок – ящики.
5. Плющ – щавель – угощенье.
6. Плащ – роща – товарищи.
7. Сыщик – ямщик – бетонщик.
— Великолепно, дети! Ритм сохранили, чётко слова повторили.
Игровое упражнение «Поймаем слова со звуком "щ"».
Задачи. Формировать умение детей различать на слух слова, начинающиеся на звук "щ". Развивать фонематический слух детей. Обогащать словарь детей новыми словами.
Упражнение.
— Дети, мы с вами говорим слова. Слова состоят из звуков. Звуки нас окружают, наши уши работать заставляют. Ушки внимательно звуки воспринимают, ротик звуки повторяет. Звуки мы слышим и произносим.
Педагог показывает на ухо, затем на рот.
— Дети, я буду говорить разные слова. Когда вы услышите слова, в котором есть песенка: "щ-щ-щ", вы поднимите руки вверх и поймаете слово, хлопните в ладоши, затем отпустите руки вниз. Правило игры понятны?
— Внимание! Тишина! Начинается игра! Уши напрягаем, звуки различаем!
Педагог чётко, медленно произносит слова. Между словами пауза 3 секунды, педагог ждёт, когда дети опустят руки вниз. Дети выполняют задание.
— Рыба, щука, щурёнок, собака, щенок, щётка, птица, щегол, щи, суп, щавель, дерево, щепка, щека, нос, щит, меч, шерсть, щетина, щипать, орехи, щёлкать.
Педагог мысленно отмечает детей, которые не слышат звук, чтобы провести с ними индивидуальную работу.
— Зд рово, дети! Песенку "щ-щ-щ" в слове узнали, слово поймали.
Игровая ситуация «Пуща».
Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "щ". Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Закреплять умение детей согласовывать движения с текстом.
Игра.
— Дети, вы знаете, что такое пуща?
— Пуща – это тёмный загадочный лес, полный чудес. Дети, игру начинаем, предложения со мной повторяем.
Педагог читает чистоговорку, произнося строчки с разной интонацией. Дети хором и по одному повторяют предложение.
1. Ща-ща-ща – в городе есть пуща?
2. Щи-щи-щи – нет в городе пущи!
3. Щу-щу-щу – вы видели зелёную пущу?
4. Ща-ща-ща – далеко растёт пуща!
5. Ще-ще-ще – мечтаете гулять в пуще?
6. Ще-ще-ще – мечтаем гулять в пуще!
Педагог контролирует, чтобы дети повторяли предложение полностью, сохраняя интонацию, чётко произносили звук "щ".
— Прекрасно! Дети, на полянку приглашаю, весёлые упражнения выполнить предлагаю.
Весёлые упражнения «Пуща».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, чистоговорку и движения за мной повторяйте.
Педагог читает чистоговорку и показывает движения. Дети произносят текст вместе с педагогом и выполняют движения.
Ща-ща-ща – Кулачки, ударяют друг о друга.
в городе есть пуща? Руки вверх, соединим пальцы рук.
Щи-щи-щи – Кулачки, ударяют друг о друга.
нет в городе пущи! Руки в стороны, повороты головы вправо-влево.
Щу-щу-щу – Кулачки, ударяют друг о друга.
вы видели зелёную пущу? Руки вверх, покачивание, влево-вправо
Ща-ща-ща – Кулачки, ударяют друг о друга.
далеко растёт пуща! Руки вперёд, ладони вверх.
Ще-ще-ще – Кулачки, ударяют друг о друга.
мечтаете гулять в пуще? Руки вверх, покачивание, влево-вправо.
Ще-ще-ще – Кулачки, ударяют друг о друга.
мечтаем гулять в пуще! Руки на пояс, ходьба на месте.
— Замечательно! Молодцы! С чистоговоркой играли, весёлые упражнения показали.
Игровое упражнение «Щенок».
Задачи. Упражнять детей в произнесении звука "щ" в словах и предложении. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Обогащать словарь детей новыми словами.
Упражнение.
— Дети, я вас приглашаю в удивительную страну, страну Чистоговорию. В этой стране все любят говорить чистоговорки. Как вы думаете, что такое чистоговорки?
— Чистоговорки – это небольшие стихотворения, предложения, которые нужно запомнить, а затем правильно, чисто произнести. Дети, послушайте, пожалуйста, чистоговорку.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
— Дети, кого чистит мальчик?
— Чищу я щенка. Чем чистит мальчик щенка?
— Щёткой чищу я щенка. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной чисто повторяем. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Дети повторяют чистоговорку хором по одному.
— Дети, чистоговорку можно произнести, меняя силу голоса, его громкость.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает желающим детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
Совет педагогу. Детям, которые обычно кричать в группе, предложите произнести скороговорку тихо, шёпотом. Детям, которые отвечают на вопросы взрослых тихо, еле слышно, проговорить скороговорку громко.
— Великолепно, дети! О щенке рассказали, чистоговорку чисто повторяли.
Игровое упражнение «Щи да каша».
Задачи. Упражнять детей в произнесении звука "щ" в словах и предложении. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Обогащать словарь детей новыми словами.
Упражнение.
— Дети, я вас приглашаю в удивительную страну, страну Чистоговорию. В этой стране все любят говорить чистоговорки. Напомните мне, пожалуйста, что такое чистоговорки?
— Чистоговорки – это небольшие стихотворения, предложения, которые нужно запомнить, а затем правильно, чисто произнести. Дети, послушайте, пожалуйста, чистоговорку.
Щи да каша пища наша. Где щи, тут и нас ищи.
— Дети, что такое щи?
— Щи – это суп. Дети, что такое пища?
— Пища – это еда. Дети, чистоговорку запоминаем, за мной повторяем.
Щи да каша пища наша. Где щи, тут и нас ищи.
Дети повторяют чистоговорку хором по одному.
— Дети, чистоговорку можно произнести, меняя силу голоса, его громкость.
Педагог произносит скороговорку медленно, чётко проговаривая все звуки шёпотом, обычным голосом и громко. Предлагает желающим детям произнести скороговорку с разной силой голоса. Педагог следит, чтобы дети чётко выговаривали все слова и звуки.
— Восхитительно, дети! Чистоговорку чисто повторяли, звук "щ" закрепляли.
Игровое упражнение «Запомни и повтори. Звук "щ"».
Задачи. Закрепить правильное, отчётливое произнесение детьми звука "щ" в предложении. Развивать слуховое внимание, память.
Упражнение.
— Дети, предложение запоминаем, чётко повторяем, интонацию меняем, радостно повторяем. Внимание! Тишина! Начинается игра! В роще щебетали щеглы? Кто запомнил, повтори! Интонацию измени!
Желающий ребёнок повторяет предложение. Педагог контролирует, чтобы дети чётко произносили звук "щ" в словах. Следующему ребёнку предлагается другое предложение.
Лексический материал.
1. Щенок притащил щётку?
2. Щебетали щегол и щурок?
3. Тощий Кощей не ест борщей?
4. Хищники рыщут, пищу ищут?
5. Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока?
6. Хищная щука рыщет, пищу ищет?
7. Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу?
8. Щи из щавеля вызывают восхищение?
9. Щегол щебетал в цветущей роще?
— Замечательно, дети! Слова не потеряли, чётко повторяли, интонацию изменяли.