Получи документы

Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Овощи»

Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Овощи»
▼ Скачать +Заказ

Речевая ситуация «Какой овощ?»

(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества овощей. Расширять знания детей об овощах.

Разговор.

— Дети, сегодня мы с вами будем подбирать красивые слова. Например, я спрошу: «Какой чеснок?», а вы красивыми словами о нём расскажете. На этот вопрос можно рассказать о цвете чеснока. Какого цвета чеснок? (белый, серый). О форме чеснока. Какой формы чеснок? (круглый). О величине чеснока. Какой величины чеснок? (маленький). О вкусе чеснока. Какой вкус у чеснока? (горький). Вот сколько слов мы назвали на один вопрос: «Какой?» Начинаем игру «Какой овощ?»

Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет, Лексическая тема „Овощи“» размещена в разделах

Лексический материал.

•Помидор, какой? – красный, круглый, маленький, небольшой, сладкий, вкусный…

•Огурец, какой? – зелёный, овальный, пупырчатый, маленький, вкусный, солёный…

•Лук, какой? – жёлтый, круглый, маленький, твёрдый, спелый, горький…

•Кабачок, какой? – зелёный, овальный, огромный, большой, сочный, вкусный

•Картофель, какой? – коричневый, овальный, небольшой, сырой, варёный…

•Редис, какая? – красный, круглый, маленький, твёрдый, горьковатый …

•Морковь, какая? – оранжевая, длинная, крупная, мелкая, сладкая, вкусная…

•Репа, какая? – жёлтая, круглая, крупная, большая, сладкая, вкусная…

•Свёкла, какая? – малиновая, круглая, небольшая, твёрдая, толстая, сладкая…

•Капуста, какая? – зелёная, круглая, крупная, большая, свежая, вкусная…

Педагог к каждому слову называет прилагательные, которые не назвали дети.

— Замечательно, дети! Красивые слова вы назвали, об овощах интересно рассказали.

Речевая ситуация «Такие разные овощи»

Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к овощам.

Разговор.

— Дети, я назову слово, а вы подберёте слово наоборот, противоположное по смыслу.

Дети отвечают хором.

Лексический материал.

• Помидор сладкий – а лук … горький.

• Кабачок толстый – огурец … тонкий.

• Морковь чистая – морковь … грязная.

• Помидор мягкий – чеснок … твёрдый.

• Репа большая – редиска … маленькая.

• Чипсы вредные – а овощи… полезные.

Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, сладкий - горький.

— Великолепно, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.

Игровая ситуация «Соберём овощи»

Задачи. Обогащать речь детей глаголами настоящего и прошедшего времени. Расширять знания детей о работе овощевода.

Игра.

— Урожай я соберу и в корзину положу. Очень много витаминов в овощах моих любимых. Дети, вы поможете мне собрать урожай овощей? (ответы детей)

— Дети, в овощеводов играем, овощи собираем.

Игровые правила:

задание выполняем, понарошку овощи собираем;

о своей работе расскажите, что делаете, что делали назовите.

Педагог выполняет игровые действия вместе с детьми, задаёт вопросы детям, контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, правильно использовали в речи глаголы. Дети отвечают хором и индивидуально.

— Дети, сначала снимем с кустов помидоры и огурцы.

Дети, помидоры, пожалуйста, снимите. Дети имитируют сбор овощей.

Дети, что вы делаете? … (Мы снимаем помидоры).

Дети, что вы делали? … (Мы снимали помидоры).

Дети, огурцы, пожалуйста, снимите. Дети имитируют сбор овощей.

Дети, что вы делаете? … (Мы снимаем огурцы).

Дети, что вы делали? … (Мы снимали огурцы).

— Дети, выдёргиваем из земли свёклу и морковь.

Дети, свёклу, пожалуйста, выдерните. Дети имитируют сбор овощей.

Дети, что вы делаете? … (Мы выдёргиваем свёклу).

Дети, что вы делали? … (Мы выдёргивали свёклу).

Дети, редис, пожалуйста, выдерните. Дети имитируют сбор овощей.

Дети, что вы делаете? … (Мы выдёргиваем редис).

Дети, что вы делали? … (Мы выдёргивали редис).

— Дети, срежем капусту и кабачки.

Дети, капусту, пожалуйста, срежьте. Дети имитируют сбор овощей.

Дети, что вы делаете? … (Мы срезаем капусту).

Дети, что вы делали? … (Мы срезли капусту).

Дети, кабачки, пожалуйста, срежьте. Дети имитируют сбор овощей.

Дети, что вы делаете? … (Мы срезаем кабачки).

Дети, что вы делали? … (Мы срезли кабачки).

— Дети, выкапываем из земли картофель.

Дети, картофель, пожалуйста, выкопайте. Дети имитируют сбор овощей.

Дети, что вы делаете? … (Мы выкапываем картофель).

Дети, что вы делали? … (Мы выкапывали картофель).

Дети, морковь, пожалуйста, выкопайте. Дети имитируют сбор овощей.

Дети, что вы делаете? … (Мы выкапываем морковь).

Дети, что вы делали? … (Мы выкапывали морковь).

При необходимости педагог говорит образец правильного ответа, дети повторяют.

— Восхитительно, дети! Урожай собрали, правильно о работе своей рассказали.

Игровая ситуация «В огород идём»

Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Совершенствовать умение детей согласовывать прилагательные с существительными. Расширять знания детей об овощах.

Игра.

Приглашаю в круговорот,

Ждёт нас в гости огород.

— Дети, в огород вас приглашаю, овощи рассмотреть предлагаю. Овощи изучаем, двумя словами называем. Дети и педагог идут по кругу. После вопроса остановка, дети отвечают на вопрос. Движение продолжаем.

Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали прилагательные с существительными.

Лексический материал.

•В огород идём, идём, зелёные овощи найдём. Что нашли? … (Зелёные огурцы, зелёный горох, зелёную капусту, зелёные кабачки).

•В огород идём, идём, оранжевый овощ найдём. Что нашли? … (Оранжевую морковь).

•В огород идём, идём, жёлтые овощи найдём. Что нашли? … (Жёлтую репу, жёлтый лук, жёлтые тыквы).

•В огород идём, идём, идём, малиновый овощ найдём. Что нашли? … (Малиновую свёклу).

•В огород идём, идём, красные овощи найдём. Что нашли? … (Красные помидоры, красную редиску, красный перец).

•В огород идём, идём, фиолетовый овощ найдём. Что нашли? … (Фиолетовый баклажан).

•В огород идём, идём, коричневый овощ найдём. Что нашли? … (Коричневый картофель).

•В огород идём, идём, горькие овощи найдём. Что нашли? … (Горький лук, горький чеснок).

•В огород идём, идём, сладкие овощи найдём. Что нашли? … (ответы детей).

— Прекрасно, дети! По огороду гуляли, овощи красиво назвали.

Речевая ситуация «Медовый вкус»

Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Поддерживать интерес детей к овощам.

Разговор.

— Дети, я услышала, как один овощевод сказал: «У моих помидор медовый вкус». Как вы думаете, какой это вкус? (ответы детей).

Педагог называет слова, которые не назвали дети.

— Я с вами согласна, это действительно сладкий, вкусный, а ещё приятный, нежный, ароматный, восхитительный вкус. Повторим все слова, которые мы подобрали. Помидоры у нас … (сладкие, вкусные, медовые, приятные, нежные, ароматные, восхитительные).

— Очаровательно, дети! Слова похожие назвали, вкус помидор описали.

Речевая игра с детьми 6-7 лет «Овощи».

Задачи. Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества овощей. Формировать умение детей узнавать овощи по описанию. Расширять знания детей об овощах.

Игра.

Урожай я соберу

И в корзину положу.

Очень много витаминов

В овощах моих любимых.

— Овощи – это съедобные растения, которые выращивают люди в огородах и полях. Дети, какие овощи вы знаете? (Ответы детей).

— В игру «Овощи» играем, правила игры не нарушаем.

Игровые правила:

описание запоминаем, овощ угадаем;

рассказ не перебиваем, когда спросят – отвечаем.

Педагог контролирует, чтобы дети ожидали окончания рассказа, а затем отвечали. Дети отвечают хором.

Лексический материал.

Красный, круглый, небольшой, сладкий. Что это? (помидор).

Зелёный, овальный, пупырчатый, вкусный. Что это? (огурец).

Длинная, оранжевая, твёрдая, сладкая. Что это? (морковь).

Маленький, белый, твёрдый, горький. Что это? (чеснок).

Жёлтая с хвостиком, круглая, сладкая. Что это? (репа).

Маленький, красный, круглый, горьковатый. Что это? (редис).

Небольшая, круглая, малиновая, сладкая. Что это? (свёкла).

Жёлтый, маленький, твёрдый, горький. Что это? (лук).

Большая, круглая, из листочков, полезная. Что это? (капуста).

Маленький, овальный, коричневый, сытный. Что это? (картофель).

Большой, зелёный, овальный, сочный. Что это? (кабачок).

Маленький, длинный, в нём круглые, зелёные. Что это? (горох).

Большой, овальный, фиолетовый, пряный. Что это? (баклажан).

Большая, круглая, жёлтая, сладкая. Что это? (тыква).

— Прелестно, дети! Овощи по описанию узнали, правильно назвали.

Занимательная беседа с детьми 6- 7 лет. «Секреты русского языка». «Слова-двойники. Лук».

Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Формировать умение детей составлять простые предложения. Развивать любознательность.

Материал к деятельности: Картина «Лук (овощ и оружие)».

Беседа.

— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).

— Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку, и скажите, что здесь нарисовано? (ответы детей).

— Странно, картинки две, а слово вы сказали одно. Есть в русском языке слова – двойники. Мы произносим одно слово, но обозначает это слово разные вещи. Как нам узнать, о каком луке идёт речь? (предположения детей).

— Надо слово «лук» соединить с другими словами, и тогда всё будет понятно. В игру играем, смысл слова угадаем. Дети, если я рассказываю о луке-растении, руки вверх поднимаем, луковые стрелки изображаем. Если речь о луке-оружии идёт, правая рука вперёд летит.

Лексический материал.

горький лук,

меткий лук,

вырос лук,

сделали лук,

лук выдёргиваем,

лук поливаем,

из лука стреляем,

пахнет луком,

вооружился луком,

стальной лук,

тушёный лук,

охотничий лук.

Дети выполняют задание.

— Замечательно! Молодцы, дети! Внимательно играли, нужный «лук» показали. Новое задание выполнить приглашаю, о луке рассказать предлагаю. Дети, придумайте два предложения. В одном расскажите о луке-овоще, в другом о луке-оружии. Например,

Я всегда ем полезный лук. Я не умею стрелять из лука.

Дети поочерёдно рассказывают о луке. Педагог контролирует, чтобы речь в предложениях шла о разном луке, помогает детям строить высказывания.

— Великолепно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-двойниках не забывайте, слово «лук» всегда поясняйте.

Интеллектуальная разминка «Овощи»

Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей об овощах.

Беседа.

— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.

Помидор, огурец, капуста, свёкла – это … (овощи).

Птицы – это животные, овощи – это . (растения).

Дом – строят, овощи –. (растут).

Вишня – ягода, капуста – … (овощ).

Чипсы вредные, а овощи… (полезные).

Помидор сладкий, а чеснок … (горький).

Какой лук не кладут в суп? (лук-оружие).

Овощерезка режет овощи, а соковыжималка … (выжимает сок).

Зелёный, овальный, пупырчатый, вкусный – это … (огурец).

Баклажан – вершки, репа – … (корешки).

Помидоры снимаем, а капусту – … (срезаем).

Репу выдёргиваем, а картофель – … (выкапываем).

Ухаживает за животными – животновод, а за овощами – … (овощевод).

— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.

— За игру вас, дети, благодарю!

Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (1 и 3 периоды, 19 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы (2 период, 12 лексических тем) Картотека минимального лексического словаря подготовительной логопедической группы включает в себя материал.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 1 и 2 периодов по 23 лексическим темам,.

Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы (3 период 11 тем) Картотека минимального лексического словаря старшей логопедической группы включает в себя материал 3 периода по 11 лексическим темам, изучаемым.

Картотека речевых игр с музыкальными инструментамиКартотека речевых игр с музыкальными инструментами Картотека речевых игр с музыкальными инструментами 1. Речевая игра с музыкальными инструментами «Осенняя сказка» Тихо ходит по дорожке.

Картотека «Загадки «Овощи» для детей дошкольного возраста». 3 частьКартотека «Загадки «Овощи» для детей дошкольного возраста». 3 часть Загадка заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающего мира. По содержанию и структуре.

Картотека загадок «Овощи» для детей дошкольного возрастаКартотека загадок «Овощи» для детей дошкольного возраста *** И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко: под кустом … (картошка) *** Она прячется от солнца Под кустом в глубокой норке,.

Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы»Непосредственно-организованная деятельность по формированию представления о звуках. Лексическая тема «Лес, грибы» Цель. Формировать представления о звуках. Задачи 1. Коррекционно – обучающие: - уточнить словарь по теме «Лес,грибы»; - учить детей точно.

ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи»ООД с использованием ИКТ «Как мы помогали Чиполлино и его друзьям». Лексическая тема «Овощи» Сегодня предлагаю вашему вниманию разработанный конспект открытого мероприятия. Большинство идей я почерпнула на нашем родном и любимом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Овощи»
Опубликовано: 1 сентября 2020 в 10:00
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Овощи»» (включая файлы) размещена пользователем Нина Александровна Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД