Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет по лексической теме «Человек»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая ситуация с детьми 5 – 7 л «Что умеют наши глазки?»
Задачи. Обогащать речь детей глаголами, обозначающими зрение. Расширять знания детей о глазах человека.
Разговор.
— Дети, что умеют наши глаза, что они делают? (видеть, смотреть, подсматривать, рассматривать, глядеть, подглядывать, разглядывать, переглядываться, любоваться, наблюдать, следить, изучать, читать, щуриться, моргать.).
Педагог повторяет слова, которые сказали дети и добавляет свои.
— Дети, наши глаза видят, наблюдают, следят, изучают, щурятся, моргают. Дети, покажите мне, пожалуйста, как глаза щурятся?
Публикация «Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет по лексической теме „Человек“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Дети выполняют задание.
— А как ваши глазки моргают?
Дети выполняют задание.
— Дети, наши глазки очень внимательны, они с удовольствием за всем наблюдают. Не поворачивая головы, посмотрите, пожалуйста, вокруг. Как это сделать? (предложения детей).
— Посмотрите, пожалуйста, глазами вверх – вниз, влево – вправо.
Педагог показывает. Дети выполняют задание.
— Дети, глаза умеют следить. Покажите мне, пожалуйста, указательный палец на правой руке. Следите глазками за своим указательным пальцем. Поднесите палец к своему носу. Внимательно следите за пальцем глазами. Протяните, пожалуйста, руку вперёд. Продолжайте следить за пальцем глазами. К носу – вперёд. К носу – вперёд. К носу – вперёд. Педагог показывает.
Дети выполняют задание.
Умеют глаза, и грустить, и смеяться,
Умеют они чудесам удивляться:
Цветущей ромашке и мотылькам,
Белым корабликам – облакам,
Радуге, будто пришедшей из сказки –
Всё замечают зоркие глазки.
Наталья Кнушевицкая
— Восхитительно, дети! Части тела вспоминали, что они делают рассказали.
Речевая ситуация с детьми 5 – 7 лет «Что умеет язычок?»
Задачи. Обогащать речь детей глаголами, обозначающими речь. Развивать внимание детей, умение заинтересованно слушать рассказ. Расширять знания детей о частях тела человека.
Разговор.
— Дети, послушайте, пожалуйста, рассказ Евгения Пермяка «Язык и нос».
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язычок один, и нос тоже один.
— Скажи, бабушка, – просит Катя, – почему это у меня всего по два, а язычок один и нос один?
— А потому, милая внучка, – отвечает бабушка, – чтобы ты побольше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала, и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?
— Дети, что означает слово «болтала»? (ответы детей).
— Когда о человеке говорят, что он болтает? (Когда человек говорит много ненужного, глупого.)
— Девочка что делала язычком? Болтала. А как можно по-другому рассказать, что человек говорит? (ответы детей).
Педагог повторяет слова, которые сказали дети и добавляет свои.
— Восхитительно, дети! Человек умеет говорить и болтать, разговаривать и беседовать, рассказывать и подсказывать, рассуждать и спорить, спрашивать и отвечать, шептать и кричать, лепетать и бормотать, жаловаться и объяснять.
Речевая игра с детьми 5 – 7 лет «Назови одним словом».
Задачи. Способствовать овладению детьми правильным пониманием и употреблением слов с обобщающим значением. Расширять знания детей о частях тела человека.
Игра.
— Дети, в игру «Назови одним словом» играем, обобщающее слово называем.
Игровое правило.
хором отвечаем, одно слово называем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог называет правильный ответ и поощряет детей, которые ответили правильно.
Лексический материал.
1. Лоб, глаза, нос, рот, щёки – что это? – … (лицо).
2. Волосы, затылок, уши, лицо – что это? – … (голова).
3. Губы, зубы, язык, нёбо – что это? – … (рот).
4. Кисть, пальцы, ладонь, локоть – что это? – … (рука).
5. Пальцы, пятка, ступня, колено – что это? – … (нога).
6. Спина, грудь, живот, бока – что это? – … (туловище).
— Отлично, дети! Общее слово подобрали, о частях тела человека рассказали.
Речевая игра с детьми 5 – 7 лет «Узнай по описанию»
Задачи. Обогащать речь детей существительными, обозначающими части тела человека. Расширять знания детей о частях тела человека.
Игра.
— Дети, в игру «Узнай по описанию» играем, часть тела человека называем.
Игровое правило.
хором отвечаем, одно слово называем.
Дети отвечают хором. Если ответы разные, педагог называет правильный ответ и поощряет детей, которые ответили правильно.
Лексический материал.
1. Думает, решает, согласно кивает –… (голова).
2. Растут, вьются, кудрявятся –… (волосы).
3. Смотрят, видят, наблюдают – … (глаза).
4. Слушают, слышат, различают –… (уши).
5. Вдыхает, выдыхает, дышит –… (нос).
6. Откусывают, жуют, иногда болят – … (зубы).
7. Обнимают, поднимают, несут –… (руки).
8. Шагают, бегают, прыгают – … (ноги).
9. Прикасаются, ощупывают, трогают – … (пальцы).
10. Наклоняется, выпрямляется, поворачивается –… (туловище).
— Потрясающе, дети! Части тела назвали, по описанию узнали.
Речевая ситуация с детьми 5 – 7 лет «Такие разные»
Задача. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Расширять знания детей о частях тела человека.
Разговор.
— Части тела человека такие разные, непохожие друг на друга. Дети, помогите мне, пожалуйста, рассказать о них. Я начну предложение, а вы подберёте слово наоборот, противоположное по смыслу, и закончите предложение.
Дети отвечают хором.
Лексический материал:
1. Тело может быть старое или … – (молодое).
2. Плечи узкие – … (широкие).
3. Ноги бывают медленные или … – (быстрые).
4. Руки слабые или … – (сильные).
5. Шея длинная или … – (короткая).
6. Голова глупая или … – (умная).
7. Волосы редкие – … (густые).
8. Волосы короткие – … (длинные).
9. Уши большие – … (маленькие).
10. Лицо злое или … – (доброе).
11. Лоб узкий или … – (широкий).
12. Глаза весёлые или … – (грустные).
13. Нос кривой или … – (прямой).
14. Щёки румяные – … (бледные).
15. Рот большой или … – (маленький).
16. Зубы больные или … – (здоровые).
17. Живот голодный или … – (сытый).
Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, старое – молодое.
— Великолепно, дети! Слова правильно подобрали, наоборот моему слову сказали.
Речевая ситуация с детьми 5 – 7 лет «Похожие слова»
Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением. Расширять знания детей о частях тела человека.
Разговор.
— Дети, похожие слова подбираем, словарь свой обогащаем.
Дети отвечают хором. Если дети называют другой синоним, можно уточнить: «А как ещё можно сказать?».
Лексический материал.
1. Наши ноги шагают, это значит … (идут).
2. Наши ноги мчаться, это значит … (бегут).
3. Наши ноги скачут, это значит … (прыгают).
4. Наши руки кидают, это значит … (бросают).
5. Наши руки малюют, это значит … (рисуют).
6. Наша голова мыслит, это значит … (думает).
7. Наш рот произносит, это значит … (говорит).
8. Наш рот ест, это значит … (кушает).
9. Наше настроение радостное, это значит … (весёлое).
10. Все мы в детском саду товарищи, это значит … (друзья).
При необходимости педагог подсказывает слово, повторяя синонимы: шагают – идут.
— Очаровательно, дети! Слова похожие назвали, словарь свой обогащали.
Занимательная беседа с детьми 5 – 7 лет «Секреты русского языка». «Слова-близнецы. Кисть».
Задачи. Побуждать детей интересоваться смыслом слов. Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать умение детей составлять предложения. Развивать детскую любознательность.
Материал к деятельности: Картина «Кисть».
Беседа.
— Дети, мы с вами говорим на русском языке. В русском языке много секретов. Вы хотели бы узнать секреты русского языка? (ответы детей).
— Дети, секреты русского языка отгадаем, что-то новое узнаем. Отгадайте, пожалуйста, загадку. Кисть в кисть взял, кистью кисть нарисовал. (Предположения детей).
Педагог показывает картинку «Кисть».
— Художник кистью руки взял кисть, инструмент для рисования, и нарисовал кисть рябины. Дети, слово «кисть» – многозначное слово, это слова-близнецы. Слова-близнецы произносятся одинаково, но обозначают разные, но похожие друг на друга, значения. Кисть – это что-то собранное вместе. Ладонь вместе пять пальчиков собрала. Ягоды рябины веточка в кисть собрала. Для кистей маляра и художника щетинки собрали, вместе связали. Можно собрать вместе в пучок нитки или шнурки и получится кисть для украшения шали или знамени.
— Дети, придумайте предложение, чтобы всем понятно было, о какой кисте вы рассказываете. Дети выполняют задание.
Педагог контролирует, чтобы дети произносили полное предложение, чётко выделяли значение слова. Педагог составляет несколько своих предложений.
1. Если долго рисовать, кисть руки может устать.
2. Художник выбирает кисти мягкие, тонкие, а маляр жёсткие, широкие.
3. Мама положила в вазу кисть винограда.
4. Мы украсили скатерть красивыми кистями.
— Чудесно! Сколько интересных предложений мы с вами придумали! Дети, о словах-близнецах не забывайте, слово «кисть» поясняйте.
Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Волшебный русский язык».«Крылатые слова о носе»
Задачи. Помогать детям осваивать выразительные средства русского языка. Поощрять попытки детей высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища. Развивать детскую любознательность.
Беседа.
— Богат и разнообразен волшебный русский язык. Есть в нашем языке крылатые выражения? Дети, как вы думаете, что это такое «крылатые слова»? (предположения детей).
— Крылатые слова – это слова, образные, меткие, легко запоминаются и передаются от одного человека к другому, словно летят на крыльях. Прилетели они к нам из далёких, далёких времён. Дети, покажите, пожалуйста, пальчиком свой нос?
Дети выполняют задание.
— Нос, он и есть нос, дышит, вдыхает ароматы. А народ столько интересных крылатых слов о носе придумал. Дети, объясните мне, пожалуйста, значение крылатых слов.
Педагог называет фразеологизм, дети объясняют, как они понимают это выражение. Педагог выслушивает мнение всех детей, затем объясняет фразеологизм.
Лексический материал.
1. Задирать нос (предположения детей).
— О человеке, который считает себя умнее всех, хвастается, зазнаётся говорят, что он задирает нос. Дети, нос не задирайте, себя не восхваляйте.
2. Вешать нос (предположения детей).
— О человеке, который грустит, печалится, опустил голову вниз, говорят, что он повесил нос. Дети, не надо вешать нос, все печали и горести пройдут.
3. Водить за нос (предположения детей).
— О человеке, который обманывает, говорят, что он водит за нос. Дети, за нос никого не водите, только правду говорите.
4. Клевать носом (предположения детей).
— О человеке, который засыпает, когда играет, говорят, что он клюёт носом. Дети, чтобы носом не клевать, вовремя нужно в спальню шагать.
5. Зарубить на носу (предположения детей).
— Когда нужно запомнить что-то важное, предлагают зарубить на носу. Дети, крылатые слова запоминаем, на носу зарубаем.
— Дети придумайте, пожалуйста, предложения, с крылатыми словами о носе. (Ответы детей).
— Превосходно, дети! Предложение сочиняли, крылатые слова вставляли. Дети, писатель Константин Георгиевич Паустовский сказал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Богатство русского языка собирайте, красиво и образно говорить не забывайте.
Интеллектуальная разминка с детьми 5 – 7 лет «Человек»
Задача. Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия частей тела человека. Закреплять знания детей о человеческом организме. Развивать внимание, сообразительность, логическое мышление детей.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем.
1. Самая умная часть тела? (голова).
2. Самая быстрая часть тела? (ноги).
3. Самая ловкая часть тела? (руки).
4. Ходить – ноги, а бросать –. (руки).
5. Спереди – грудь, а сзади – … (спина).
6. Сколько у вас рук? (две).
7. Одна рука правая, другая – … (левая).
8. Сколько у вас ног? (две).
9. Одна нога левая, другая - … (правая).
10. На голове много чего? (волос).
11. На голове сбоку два … (уха).
12. На лице два зорких … (глаза).
13. Чем мы видим? (глазами).
14. Чем мы слышим? (ушами).
15. Чем мы дышим? (носом).
16. Чем мы едим? (ртом).
17. Что соединяет туловище и голову? (шея).
18. Что соединяет две части руки? (локоть).
19. Что соединяет две части ноги? (колено).
20. Сколько пальцев на одной руке? (пять).
21. Сколько пальцев на одной ступне? (пять).
22. Какая часть тела запахи различает? (нос).
23. Какая часть тела за всем наблюдает? (глаза).
24. Какая часть тела говорить помогает? (рот).
25. Какая часть тела звуки различает? (уши).
26. Что во рту определяет вкус пищи? (язык).
27. Что во рту измельчает, перетирает пищу? (зубы).
28. Зубы – жевать, уши –. (слышать).
29. Перчатка – рука, сапог –. (нога).
30. Бежать – стоять, кричать –. (молчать).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу …
Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!