Наталья Салова
Картотека прогулок «Осень» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека прогулок
для детей младшего возраста
ОСЕНЬ
Осень Прогулка № 1
1. Наблюдение за состоянием погоды
Цель: определение времени года по характерным признакам.
Ход: предложить посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи (закрыли солнце, отметить, какое небо (облачное, какая погода (облачная). Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются, дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва.
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы полетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время осенью зовется.
2. Трудовые поручения в помощь воспитателю
«Полив песка для игры»
Побуждать оказывать помощь взрослым; закрепить знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Воробушки и автомобиль»-развивать умение быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
«Береги предмет»-закрепить умение действовать и ориентироваться по сигналу, в пространстве, развивать ловкость.
«Пройди через ручеек»-развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер, координацию движений.
4. Игровая ситуация «Строим дом»
Создание условий для ролевого взаимодействия; формирование умения подбирать атрибуты, использование предметов-заменителей. Распределение ролей.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Формировать опыт поведения в среде сверстников. Развивать самостоятельные игровые действия с предметами окружения.
Осень Прогулка №2
1. Наблюдение за пассажирским транспортом
Цели: формирование умения различать пассажирский транспорт по внешнему виду; закрепление основных частей;закреплениеправил поведения в транспорте.
Ход: На улице нашей
Машины, машины.
Машины малютки,
Машины большие.
Спешат грузовые,
Фырчат легковые,
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы,
Машины выходят
С утра на работу.
Пассажирский транспорт перевозит людей. Впереди сидит водитель, а в салоне пассажиры. Во время движения нельзя вставать, бегать по салону, трогать руками дверь. Нужно ждать, пока водитель откроет дверь.
2. Трудовые поручения в помощь воспитателю
«Вытираем пыль на скамейках, столах, полках»
Побуждать оказывать помощь взрослым; формировать аккуратность, желание содержать оборудование в чистоте.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Воробушки и автомобиль»-развивать умение быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
«Найди свой домик»-развивать умение быстро действовать по сигналу, умение ориентироваться в пространстве.
«Попади в круг»–развивать умение бросать предметы в определенном направлении двумя руками;развивать глазомер, координацию движений, ловкость.
4. Сюжетно-дидактическая игра «Едем на дачу»- распределение ролей. Познакомить с игровыми действиями. Развивать диалогическую речь в ролевых диалогах. Развивать игровой сюжет.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Формировать опыт поведения в среде сверстников. Развивать самостоятельные игровые действия с предметами окружения.
Осень Прогулка №3
1. Наблюдение за цветочными растениями
Продолжать формировать умение различать и называть 2-3цветущих растения, обращать внимание на их окраску;воспитывать любовь к природе.
Ход: на прогулке подвести детей к клумбе, где растут садовые цветы. Познакомить детей с растениями, рассказать о них. Рассмотреть строение. Напомнить о необходимости ухода за растениями. Развивать у детей представления о том, что цветы не только очень красивые, они живые, растут, радуются солнышку.
2. Труд в природе.
«Полив цветочных растений»
Привлекать к посильному участию в трудовых действиях в природе в помощь воспитателю. Напомнить о необходимости ухода за растениями. Продолжать развивать умение пользоваться садовыми лейками.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Пузырь»-формировать умение образовывать круг, развивать навыки сужения-расширения круга, умение согласовывать свои движения с произносимыми словами.
«Самолеты»-совершенствовать умение ходить и бегать не наталкиваясь друг на друга; умение действовать по сигналу.
«Зайка серый умывается»-формироватьумение слушать текст и выполнять движения в соответствии с содержанием, особое внимание уделять выполнению подскоков.
4. Сюжетно-ролевая игра «Шоферы»
Формировать умение договариваться об игре, выступая в качестве партнера; развивать сюжет, стимулировать проявление творчества в разных игровых ситуациях.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми; формировать умение уважать желания и права других. Развивать предметные действия.
Осень Прогулка №4
1. Наблюдение за птицами.
Прививать желание заботиться о птицах;формировать знания о повадках птиц;воспитывать любовь к природе.
Ход:перед прогулкой оставить корм для птиц на участке. Подвести детей к кормушке для птиц. Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).
Маленький мальчишка, в серомармячишке,
По двору гуляет, крошки подбирает.
Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.
- Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)Как птицы кричат? Как прыгают?
Чик чирик к зернышкам – прыг.
Клюй – не робей! Кто же это? (Воробей.)
2. Трудовые поручения: «Кормление птиц»
Побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений (кормление птиц); воспитывать желание ухаживать за птицами, заботиться о них.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Воробушки и кот»-развивать умениемягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях;бегать, не задевая друг друга, увертываться от водящего;находить свое место;быть осторожными, занимая место, не толкаться.
«Птички в гнездышках»-развивать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга;действовать по сигналу воспитателя,
«По ровненькой дорожке»-закрепить умение ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.
4. Игровые ситуации «Семья обедает»
Формировать умение обыгрывать различные игровые действия; выполнять несколько взаимосвязанных действий. Способствовать расширению спектра игровых действий.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом
Воспитывать положительные взаимоотношения между детьми; формировать умение уважать желания и права других. Развивать предметные действия.
Осень Прогулка № 5
1. Наблюдение за облаками
Продолжать знакомить с различными природными явлениями;показать разнообразие состояния воды в окружающей среде;формировать творческое отношение к делу.
Ход:Я сегодня видел сам:
Слон гулял по небесам!
Фиолетового тушей,
Не в тропических лесах,
А у нас, над нашей сушей
Слон слонялся в небесах.
В синеве он важно плыл
Даже солнце заслонил.
Предложить детям понаблюдать за облаками, рассказать, что облака состоят из капелек воды. Предложить каждому ребенку выбрать наиболее понравившееся облако и проследить, куда оно плывет, быстро двигается или медленно. Пусть каждый ребенок даст своему облаку имя.
2. Трудовые поручения «Полив песка для игры»
Побуждать оказывать помощь взрослым; закрепить знания, что сухой песок рассыпается, а если его полить, то становится влажным и из него можно лепить.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Солнышко и дождик»-развивать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; умение быстро действовать по сигналу воспитателя.
«Перебежки – догонялки»-развивать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.
«Кому флажок?»– упражнять в прыжках с продвижением вперед, пролезании в обруч;воспитывать ловкость, целеустремленность.
4. Сюжетно-игровая ситуация «В парикмахерской»
Формировать умение распределять роли и соответствующие игровые действия. Способствовать развитию сюжета. Развивать навыки ведения диалогов. Закрепить умение подбирать атрибуты, выбирать удобное место. Использовать предметы-заменители.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом
Обогащать игровой опыт детей. Формировать навыки взаимодействия в коллективных играх. Поощрять желание самостоятельно организовывать игры.
Осень Прогулка № 6
1. Наблюдение за дубом (кленом)
Закрепить строение дерева. Рассмотреть плоды деревьев. Закрепить представления об условиях, необходимых для роста дерева.
Ход: Что ты знаешь о деревьях?
Есть у них могучий ствол,
Ветви, веточки и листья
Ветер в кроне их нашёл.
Обратить внимание на сходства и различия некоторых видов деревьев: дуб, береза, клен, туя. Рассмотреть плоды дуба и клена.
2. Коллективный трудв природе
«Сбор природного материала»
Побуждать выполнять действия по сбору веточек, листьев, плодов, семян и т. д. Поощрять проявление интереса и самостоятельности в выборе предметов и объектов.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Воробушки и автомобиль»-развивать умение быстро бегать по сигналу, но не наталкиваться друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить свое место.
«Найди свой цветок»-развивать умение быстро действовать по сигналу, подбирать цвет и соотносить с предметом
«Пройди через ручеек»-развивать чувство равновесия, ловкость, глазомер, координацию движений.
4. Сюжетно-игровая ситуация «Строим дом»
Создание условий для ролевого взаимодействия; формирование умения подбирать атрибуты, использование предметов-заменителей. Распределение ролей.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Формировать опыт поведения в среде сверстников. Развивать самостоятельные игровые действия с предметами окружения.
Осень Прогулка № 7
1. Наблюдение за солнцем
Формировать знания о солнце как о небесном светиле, которое освещает всё вокруг и согревает растения, животных, землю, воду.
Ход:Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень рады солнышку.
Выйдя на участок обратить внимание детей на хорошую погоду. Почему на улице тепло? Какое солнышко? Куда может солнышко спрятаться? Что есть у солнышка? Воспитатель предлагает детям протянуть свои ладошки солнышку, его лучикам, почувствовать, как солнечные лучики ласкают и греют их ручки. При помощи маленького зеркальца показать, что солнышко послало лучик, чтобы детки с ним поиграли.
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком –
Пусть бегут к тебе!
2. Коллективный труд «Уборка в песочнице»
Формировать умение выбирать и выполнять посильные трудовые действия. Воспитывать желание трудиться, акцентировать внимание на эмоциональном наслаждении от совместного труда.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Солнышко и дождик»-развивать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; умение быстро действовать по сигналу.
«Игра-забава «Солнечные зайчики»-развивать навыки подпрыгивания, стараясь поймать «солнечного зайчика»; не наталкиваясь друг на друга.
«По ровненькой дорожке»-закрепить умение ходить в колонне по одному, выполнять движения в соответствии с текстом.
4. Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Развивать игровые действия с куклами, показать различные варианты ролевого поведения. Поддерживать интерес к сюжетным играм.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Воспитывать доброжелательность в коллективных играх, развивать двигательную активность.
Осень Прогулка № 8
1. Наблюдение за березой
Обратить на первые признаки сезона, на деревьях появились желтые листья, некоторые листья опадают. Вспомнить строение дерева.
Ход:Наступила осень, пожелтел наш сад,
Листья на березе золотом горят.
Не слыхать веселых песен соловья,
Улетели птицы в теплые края.
Ствол у березы белый с черными полосками. В народе березу называют-белоствольной красавицей: она высокая, стройная и красивая. Большие ветки – это ветки мамы, а маленькие веточки-это ветки детки. Посмотрите, ветки у березы опускаются вниз.
2. Коллективный труд
«Сбор природного материала»
Побуждать выполнять действия по сбору веточек, листьев, плодов, семян и т. д. Поощрять проявление интереса и самостоятельности в выборе предметов и объектов.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Сбей кеглю»-развивать элементарные навыки попадания мячом в цель, умение энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать фиксацию взора.
«С кочки на кочку»-развивать навыки подпрыгивания на двух ногах;
спрыгивать с предметов, мягко приземляться, сгибая ноги в коленях;
совершенствовать навыки перепрыгивания.
«Ветер и листья»-развивать ориентировку в пространстве; бег врассыпную, умение действовать по сигналу
4. Сюжетно-игровая ситуация «В супермаркете»
Формировать умение распределять роли и соответствующие игровые действия. Способствовать развитию сюжета. Развивать навыки ведения диалогов. Закрепить умение подбирать атрибуты, выбирать удобное место. Использовать предметы-заменители.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Воспитывать доброжелательность в коллективных играх, развивать двигательную активность.
Осень Прогулка № 9
1. Сезонные наблюдения в растительном мире.
Формировать представления о сезонных изменениях в природе;
Развивать умение различать и характеризовать приметы осени;
воспитывать любовь к природе.
Ход:Миновало лето, осень наступила.
На полях и в рощах пусто и уныло.
Птички улетели, стали дни короче.
Солнышка не видно,
Темны, темны ночи.
Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья,трава пожелтела, высохла. На клумбе осенние садовые цветы, которые не боятся ночной прохлады. Созрели овощи и фрукты. Взрослые собирают урожай.
2. Трудовые поручения.
«Выкапываем растения для хранения до весны»
Объяснить необходимости данной деятельности: почему не все растения можно оставлять в земле. Привлекать к посильному участию к трудовой деятельности в природе.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Мой весёлый звонкий мяч»-развивать умение подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
Хороводная игра «Вейся, венок»-продолжать развивать умение водить хоровод; действовать в соответствии с текстом; упражнять в беге.
«Раз, два, три – беги!»-упражнять в умении действовать по сигналу; развивать быстроту бега, слаженность коллективных действий.
4. Игровые ситуации «В больнице»
Способствовать развитию навыков общения, социальной адаптации.
Формировать навыки ролевого поведения, связывать сюжетные действия с названием роли. Формировать элементарные представления ухода за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Формировать творческую активность при самостоятельной организации игр; умение использовать в играх природный и бросовый материал.
Осень Прогулка № 10
1. Наблюдение за астрами (майорами, бархатцами)
Рассмотреть строение цветочного растения. Напомнить о том, что растения живые, для жизни и роста необходимы солнце, воздух, вода, земля.
Ход: Посадили мы цветы небывалой красоты,
Все цветочки разные: белые и красные,
Желтые и синие — все цветы красивые
Как прекрасен каждый цвет -
Лучше нашей клумбы нет!
Обратить внимание, что на клумбе осенние садовые цветы, которые не боятся ночной прохлады. Они до первых заморозков будут радовать нас своей красотой.
2. Труд в природе.
«Сбор семян цветочных растений»
Привлекать к посильному участию в трудовых действиях в природе в помощь воспитателю. Обратить внимание на аккуратность при сборе семян; рассказать, зачем нужно собирать семена.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Наседка и цыплята»-развивать умение подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным;
«Зайцы и волк»-развивать навыки прыжков с продвижением вперед; ориентировка в пространстве, умение находить своё место.
«Самолёты»-развивать навыки ходьбы и бега в колонне, умение внимательно слушать и начинать движение по словесному сигналу.
4. Сюжетно-игровая ситуация «День рождения Степашки».
Расширить знания детей о способах и последовательности сервировки стола для праздничного обеда, воспитывать внимательность, заботливость, ответственность, желание помочь, расширить словарный запас. Воспитывать умение договариваться, распределять роли.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Формировать творческую активность при самостоятельной организации игр; умение использовать в играх природный и бросовый материал.
Осень Прогулка № 11
1. Наблюдение за прохожими в осенней одежде
Развивать предпосылки наблюдательности, интереса к взаимосвязи явлений природы и жизни людей. Напомнить одежду осеннего сезона.
Ход:Люди надевают более теплую одежду - куртки, головные уборы, увеличивается кол-во предметов одежды - перчатки, шарфы. Спросить, почему мы и прохожие так одеваются. При рассматривании активизировать в речи названия предметов одежды, закреплять названия основных цветов. Спланировать это наблюдение еще раз в дождливую погоду, привлечь внимание к зонтикам, непромокаемой обуви, поднятым капюшонам. Рассмотреть одежду детей.
2. Подвижные игры и упражнения.
«Лошадки»-развивать навыки имитационной ходьбы и бега; формировать умение двигаться в колонне друг за другом
«Найди свой цвет»-развивать умение быстро действовать по сигналу, ориентироваться в пространстве; развивать ловкость.
«Прятки»-закреплять название объектов на участке, ориентировку в пространстве. Воспитывать терпение, внимание.
3. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Закрепить знание трудовых действий продавца; напомнить ведение диалога: продавец-покупатель. Развивать умение подбирать атрибуты, использовать предметы заменители. Воспитывать культуру общения.
4. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Формировать умение применять в самостоятельных играх полученный игровой опыт; умение самостоятельно договариваться, подбирать необходимое оборудование и атрибуты.
5. Коллективный труд «Уборка выносного материала»
Формировать умение принимать участие в общей работе, выбирать посильные действия, формировать и развивать соответствующие трудовые умения. Воспитывать трудолюбие; интерес к результату.
Осень Прогулка № 12
1. Наблюдение за деревьями осенью
Продолжать формировать знания об основных частях дерева, их высоте и толщине. Обратить внимание на осенние изменения.
Ход:Поспевает брусника, стали дни холоднее,
И от птичьего крика в сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают прочь, за синее море,
Все деревья блистают в разноцветном уборе.
Подвести детей к дереву, вспомнить его основные части. Дать детям наглядное представление, что деревья бывают разной толщины и высоты. Напомнить, что на ветвях растут листья, но с наступлением осени они опадают. Предложить погладить ствол дерева. Обратить внимание, что дерево высокое, и чтобы его рассмотреть, надо поднять голову. Предложить найти низкое дерево. Рассмотреть ствол молодого и старого дерева, сравнить. Предложить побегать по опавшим листьям деревьев.
2. Коллективный труд «Сбор опавших листьев»
Формировать умение выполнять соответствующие трудовые действия, умение пользоваться необходимым инвентарем. Поддерживать и поощрять желание трудиться сообща.
3. Сюжетно-игровые ситуации «Поварята».
Знакомить с процессами приготовления некоторых блюд (пирожки, салаты, компот, борщ) и правилами безопасности на кухне; формировать умение ставить игровые цели, выполнять соответствующие игровые действия, находить в окружающей обстановке предметы, необходимые для игры, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать игровые умения и навыки, обогащать словарный запас; воспитывать уважение к чужому труду; закреплять умение объединятся в группы.
4. Подвижные игры и упражнения.
«К дереву беги»-развивать умение быстро действовать по словесному сигналу, ориентироваться на площадке.
«Поезд»-развивать умениеходить и бегать в колонне по одному, ускорять и замедлять движение, делать остановки по сигналу; находить своё место в колонне.
«Найди листочек»-упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать внимание, ориентировку в пространстве.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Формировать умение применять в самостоятельных играх полученный игровой опыт; умение самостоятельно договариваться, подбирать необходимое оборудование и атрибуты.
Осень Прогулка № 13
1. Наблюдение за проезжей частью дороги
Познакомить с проезжей частью дороги; формировать первичные представления о машинах, дороге.
Ход:
Пройти к проезжей части дороги и понаблюдать за движением транспорта. Объяснить, что детский сад находится рядом с дорогой. Это — проезжая часть дороги для транспорта.
Как река, проспект широк,
Здесь плывет машин поток.
Спросить, какие машины двигаются по проезжей части? Обратить внимание на то, что по дороге едут много легковых и грузовых машин, и никто не мешает друг другу. Это потому, что водители соблюдают правила дорожного движения.
2. Труд в подгруппах
«Наводим порядок на своей площадке»
Формировать умение выполнять несложные трудовые действия по уборке на площадке: собрать игрушки, замести веранду, вытереть пыль на оборудовании, навести порядок в песочнице и т. д.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Цветные автомобили»-развивать навыки ходьбы и бега врассыпную. Не наталкиваясь; закрепить умение соотносить свой цвет с предметом.
«Красный-зеленый»-развивать ориентировку на площадке, умение быстро действовать по сигналу.
«Мой весёлый звонкий мяч»-развивать умение подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова.
4. Игровые ситуации «Мы путешествуем»
Формировать умение играть небольшими группами; договариваться о взаимодействии; распределять роли. Активизировать и развивать речь; умение раскрыть игровой замысел.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Развивать двигательную активность. Формировать умение распределять роли, доводить игровой замысел до конечного результата.
Осень Прогулка № 14
1. Наблюдение за дождем
Познакомить с природным явлением — дождем.
Ход:в дождливую погоду предложить детям понаблюдать, как капли дождя падают на землю. Ранее воспитатель выносит емкость для накапливания дождевой воды. Капли стучат по крыше веранды. Послушать вместе с детьми шум дождя (есть дождик веселый, а есть грустный, определить, какой дождь.
Сколько знаю я дождей? —
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой.
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.
2. Трудовые поручения.
«Порядок в настольных играх»
Формировать умение правильно и аккуратно раскладывать настольные игры по видам в соответствии с отведенным местом. Воспитывать умение видеть результаты своего труда.
3. Подвижные игры и упражнения.
«Куры в огороде»-развивать координацию движений, быстроту реакции; упражнять в беге, приседании и подлезании.
«Солнышко и дождик»-развивать умение ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, развивать умение действовать по сигналу.
«Через ручеек»-закрепить навыки прыжков в длину с места, развивать координацию движений при приземлении.
4. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»
Формировать умение передавать в игре свой опыт общения в детском саду, брать на себя роли работников детского сада; умение использовать игровое оборудование и предметы-заменители.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Развивать двигательную активность. Формировать умение распределять роли, доводить игровой замысел до конечного результата.
Осень Прогулка № 15
1. Наблюдение за осенними листьями
Продолжать формировать умение определять признаки осени листьям;развивать наблюдательность;воспитывать умение радоваться красивому, бережно относиться к природе.
Ход:обратить внимание детей на листья на деревьях. Спросить, у всех ли деревьев одинаковые листья. Пусть дети посмотрят, сравнят их по цвету, форме, убедятся, что у листьев разных деревьев различная окраска.
Утром мы во двор идём Под ногами шелестят
Листья сыплются дождём И летят, летят, летят.
Рассматривая собранные детьми листья и отбирая самые красивые, спросить, почему они нравятся ребенку. Во время прогулки сделать из листьев шапочку, юбочку для куклы, гирлянды, складывая их черенками.
2. Подвижные игры и упражнения.
«Найди листочек»-упражнять в ходьбе в разных направлениях, развивать внимание, ориентировку в пространстве.
Хороводная игра «Осенние листочки»-развивать умение образовывать круг, выполнять движения в соответствии с текстом.
«Наседка и цыплята»-развивать умение подлезать под верёвку, не задевая её, увёртываться от водящего, быть осторожным и внимательным; развивать умение действовать по сигналу, не толкать других детей, помогать им.
3. Игровые ситуации «В поликлинике»
Поощрять стремление играть в подгруппах, способствовать укреплению доброжелательных взаимоотношений. Помочь освоить действия с предметно-образными игрушками и оборудованием. Использовать впечатления и опыт из жизни.
4. Коллективный труд «Сбор листьев для аппликации»
Формировать умение выполнять задание взрослого. Понимать дальнейшее использование осенних листьев для творчества. Воспитывать аккуратность: не мять. Поощрять разнообразие цвета, формы, величины.
5. Самостоятельные игры с выносным материалом.
Формировать умение объединяться в небольшие группы, самостоятельно задумывать сюжет и игровые действия. Играть вместе, вести соответствующие диалоги.