Юлия Сергеевна Шимарева
Картотека прогулок на декабрь в подготовительной группе
▼ Скачать +Заказ
Декабрь. Прогулка №1
1. Тема: «Наблюдение за сезонными изменениями»
Цели: формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает); учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.
Ход наблюдения
Прелесть утренней зимы.
Дни стоят невыразимы,
Снегу — хоть давай взаймы
Всем другим бесснежным зимам.
Н. Асеев
Публикация «Картотека прогулок на декабрь в подготовительной группе» размещена в разделах
- Зима
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимние прогулки, наблюдения. Картотеки, планирование
- Подготовительная группа
- Прогулки. Декабрь
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Темочки
Пришел декабрь — первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» — хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз — строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах. Воспитатель задает детям вопросы. За каким месяцем идет декабрь? Что изменилось на участке в детском саду по сравнению с ноябрем? Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью? Какие защитные свойства у снега? Найдите на нашем участке приметы зимы.
2. Труд в природе. Засыпка корней деревьев снегом.
Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.
3. Подвижные игры
1. Игра в снежки. Цель: закреплять навыки в метании предметов.
2. Снежная королева Цель: воспитывать быстроту и ловкость
3. Снежная карусель. Цель: упражнять в ориентировке на местности.
4. Индивидуальная работа. Развитие движений. Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия.
5. Самостоятельняа игровая деятельность: Подарок маме, постройки из снега (песка, самый ловкий.
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, творчества при использовании в играх природного материала (опавшие листья, семена, плоды).
Выносное оборудование: корзина с игрушками: мячи, лопатки, ведра, трафареты.
Декабрь. Прогулка №2
1. Тема: «Наблюдение за огородом»
Цели: знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Ход наблюдения
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью —
Ты корми нас целый год
И капустой и морковью.
Угощай нас кабачком,
Сельдереем и лучком.
Воспитатель задает детям вопросы: Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.) Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим от холода и ветра.). Если много снега в огороде — это плохо или хорошо? (Хорошо, много влаги.) Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет.) Где больше снега — у здания или в центре? (У здания.) Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
2. Труд в природе. Постройка фигур из снега на участке.
Цель: учить строить из снега фигуры; воспитывать дружеские отношения.
3. Подвижные игры
1.«Совушка». Цели: учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания.
2. «Ловишка парами». Цель: научиться бегать в паре.
3. «Метелица». Цель: упражнять в ориентировке на местности.
Оборудование: Маска Совы.
4. Индивидуальная работа. «Попади в цель».
Цель: развивать глазомер и силу броска.
5. Самостоятельная игровая деятельность.
Цель: Учить детей самостоятельно выбирать игру, поддерживать дружеские отношения во время игр.
Выносное оборудование: корзина с формочками, лопатки, мяч.
Декабрь Прогулка №3
1. Тема: «Наблюдение за воробьем»
Цели: продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; формировать представление об особенностях поведения птицы в зимнее время; учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.
Ход наблюдения
Прыгал воробьишка
В коричневом пальтишке,
Ростом мал, да боевой,
Нелегко ему зимой.
Прыгает он у крыльца —
Покормите молодца.
В. Мирясова
Воспитатель проводит с детьми беседу. Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие птицы.) Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зимующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.) Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, вороны, галки, сороки, дятлы, клесты.) Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зернышками.) Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.) Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробьев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)
2. Труд в природе. Расчистка от снега кормушек, кормление птиц.
Цель: воспитывать положительное отношение к труду.
3. Подвижные игры
1.«Попади в цель». Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения.
2. «Капельки и льдинки». Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
3. «Льдинка». Цель: упражнять в ориентировке на местности.
Оборудование: снежки, корзина, посох (палка, кубик
4. Индивидуальная работа. Метание снежков вдаль и в цель.
Цель: развивать координацию движений.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей: «Хоккей», игры со снегом (песком) «Дорога с туннелем» Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.
Выносное оборудование: клюшки, шайба (кубик, лыжи, мелкие машинки, игрушки для постройки дороги, лопатки.
Декабрь. Прогулка №4
1. Тема: «Наблюдение за снегопадом»
Цели: формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде; развить чувство прекрасного.
Ход наблюдения. Загадка.
Не вымыт, а блестит,
Не поджарен, а хрустит. (Снег.)
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, а белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз не сильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа. Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуют хлопья. Слой за слоем ложится на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха. А хрустит снег оттого, что под тяжестью нашего тела ломаются звездочки и лучики.
Воспитатель задает детям вопросы. При какой погоде снежинки образуют снежную пыль, крупу, хлопья? Почему снег хрустит под ногами? Почему снег бывает рыхлый?
Исследовательская деятельность. Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рассмотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).
2. Труд в природе. Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.
Цель: развивать умение работать сообща.
3. Подвижная игра
1. «Снежная карусель». Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
2. «Бездомный заяц». Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
3. «Двое на снегу». Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
4. Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: учить метать снежки вдаль.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей: «Хоккей», игры со снегом (песком) «Дорога с туннелем» Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.
Выносное оборудование: клюшки, шайба (кубик, лыжи, мелкие машинки, игрушки для постройки дороги, лопатки.
Декабрь Прогулка №5
1. Тема: «Наблюдение за рябиной»
Цели: расширять знания о рябине; продолжать наблюдение за рябиной зимой.
Ход наблюдения
Нарядилась рябинушка, вышла погулять.
Платье в красных бусинках — их не сосчитать.
Стала с ребятишками хоровод водить,
С платьица по бусинке каждому дарить.
Стали ярче рябинушки щеки детворы,
Щедрые у рябинушки для детей дары!
Рябина пригодна для посадок в снегозащитной полосе, отличается высокой холодоустойчивостью. Ягоды рябины терпкие, горьковатые, но тронутые легким морозцем, становятся приятные на вкус и слаще.
Воспитатель задает детям вопросы: Какие на вкус ягоды рябины зимой? Какие птицы прилетают полакомиться ягодами? Исследовательская деятельность: Сравнить ягоды до мороза и после.
2. Труд в природе. Расчистка дорожек от снега.
Цель: оказывать помощь дворнику.
3. Подвижная игра
1. «Кто скорее добежит до флажка?». Цель: отрабатывать навыки подлезания под дугу.
2. «Белые медведи». Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
3. «Остановись возле снежка». Цель: развитие внимания.
Оборудование: дуга, флажок, маски медведей, снежки.
4. Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цели: продолжать отработку техники прыжка в длину с места; использовать зрительные ориентиры.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей: «Хоккей», игры со снегом (песком) «Дорога с туннелем» Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.
Выносное оборудование: клюшки, шайба (кубик, лыжи, мелкие машинки, игрушки для постройки дороги, лопатки.
Декабрь Прогулка №6
1. Тема: «Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей»
Цели: на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни; воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.
Ход наблюдения. Загадки.
Серых перьев комок
На морозе продрог.
Скачет по дорожке,
Собирает крошки. (Воробей.)
Непоседа, невеличка,
Желтая почти вся птичка,
Любит сало и пшеничку.
Кто узнал ее? (Синичка.)
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку. Что у них общего? (Остались зимовать, держатся поодиночке.) Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий — эта птица насекомоядная; у воробья клюв толстый — птица зерноядная; а также оперением, поведением.) Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заметив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.) Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей -— маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые. Синица — всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы — осторожные и пугливые.) Синица — птица насекомоядная, почему же она не улетает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и расщеплять семена.
2. Труд в природе. Укрепление снегом корней молодых деревьев.
Цель: побуждать к природоохранной деятельности.
3. Подвижные игры
1. «Баба Снежная». Цель: развитие ловкости, внимания, ориентировки в пространстве.
2. «Бездомный заяц». Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
3. «Снежная карусель». Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
Оборудование: султанчик
4. Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: упражнять в прыжках в длину с места.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей: «Хоккей», игры со снегом (песком) «Дорога с туннелем» Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.
Выносное оборудование: клюшки, шайба (кубик, лыжи, мелкие машинки, игрушки для постройки дороги, лопатки.
Декабрь Прогулка №7
1. Тема: «Наблюдение за трудом дворника»
Цели: продолжать наблюдения за работой дворника; способствовать обогащению словаря; воспитывать любовь и уважение к работе дворника; прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.
Ход наблюдения. Воспитатель задает детям вопросы: Что делает дворник зимой на территории детского сада? Какие орудия труда он использует для работы? Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз? Нужна ли работа дворника людям и природе?
2. Труд в природе. Строительство горки из снега для кукол.
Цели: учить трудиться сообща; воспитывать трудолюбие.
3. Подвижные игры
1.«Два мороза»
2.«Горелки». Цели: упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.
3. «Снежная Королева». Цель: воспитывать быстроту и ловкость
Оборудование: Красный и синий платочек, маска снежной королевы.
4. Индивидуальная работа. Ходьба на лыжах.
Цели: упражнять в ходьбе по лыжне; развивать ловкость, выносливость.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей: «Хоккей», игры со снегом, ледянки
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.
Выносное оборудование: клюшки, шайба (кубик, лыжи, формочки, ледянки, лопатки.
Декабрь Прогулка №8
1. Тема: «Наблюдение за оврагом»
Цели: закреплять знания о ландшафте; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход наблюдения. Воспитатель задает детям вопросы. Как изменился овраг с приходом зимы? (Покрылся снегом, стал не очень крутой.) Где больше снега — вверху или внизу оврага? (Нужно измерить снегометром.) Почему снега внизу больше? (Порывы ветра сдувают снег, снося его вниз в овраг.) Где весной будет почва суше — вверху или на дне оврага? (Больше снега — больше воды; вверху песок быстро пропускает воду, а внизу — нет, потому что там глина.) Чем служит снег для трав? (Одеялом, которое укрывает от мороза и ветра.)
2. Труд в природе. Подметание дорожек на участке младших групп.
Цель: воспитывать желание трудиться.
3. Подвижные игры
1. «Бездомный заяц». Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблюдая правила игры.
2. «Следопыт». Цель: развивать внимание и наблюдательность.
3. «Зимушка – зима». Цель: развитие умения действовать по сигналу, развитие двигательной активности, внимания.
4. Индивидуальная работа. Развитие движений.
Цель: закреплять умение ориентироваться на участке детского сада, находить предмет по описанию.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей: «Хоккей», игры со снегом, ледянки
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.
Выносное оборудование: клюшки, шайба (кубик, лыжи, формочки, ледянки, лопатки.
Декабрь Прогулка №9
1. Тема: «Наблюдение за хвойными деревьями»
Цели: закреплять знания о деревьях; развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Ход наблюдений. Воспитатель задает детям вопросы: Для чего нужен лес? Что он дает человеку? Слушаем зиму: тишина, тишина, тишина, только снег падает охапками с веток. Чем пахнет зима? Сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Почему? Какие деревья украшают лес зимой?
Стоят дома высокие,
Этажи несчетные,
Шпили колючие,
Под тучами могучими.
О каких деревьях говорится в стихотворении? (О ели.) Как выглядит ель? Кто ее сестра? Когда зацветают ели? (Один раз в 5 — 6 лет.) В каких местах растут ели? (Они любят влагу, в сухих местах не растут.)
А наверху, над мглою этой, Перерастая лес, одна, В лучах заката, В бликах света Горела яркая сосна. Почему про сосну и ель говорят: «Зимой и летом одним цветом»? Как переносится по лесу сосновая пыльца? (Ветер ее разносит.) Почему семена сосны, когда падают, быстро вращаются? (Семена летят по ветру и быстро вращаются, как маленькие пропеллеры; помогают им крутиться полупрозрачные крылышки.) В чем сходство хвойных деревьев? Чем отличаются деревья друг от друга? Почему зимой в еловом лесу теплей, чем в любом другом? (Не проникает ветер.)
2. Труд в природе. Сгребание снега к деревьям.
Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к деревьям.
3. Подвижная игра
1. «Зайцы и волк» Цель: упражнение в беге, прыжках на обеих ногах с продвижением вперед; развитие быстроты реакции
2. «Снежиночки-пушиночки». Цель: развитие умения двигаться вокруг объекта с изменением направления движения по сигналу.
3. «Горелки». Цели: упражнять в беге; закреплять умение соблюдать правила игры.
Оборудование: Маска волка.
4. Индивидуальная работа. «Что растет в родном краю?».
Цели: закреплять названия деревьев; формировать словарный запас; прививать бережное отношение к природе.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей: «Хоккей», игры со снегом, ледянки
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.
Выносное оборудование: клюшки, шайба (кубик, лыжи, формочки, ледянки, лопатки.
Декабрь Прогулка №10
1. Тема: «Наблюдение за серой и черной вороной»
Цели: учить сравнивать серую и черную ворону; находить отличительные признаки (внешний вид, голос, повадки).
Ход наблюдения
Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру.» — разносится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высоком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны — одиночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перьями да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышагивает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен. А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест буквально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон — пернатый хищник. Серая ворона предвещает своей песней скорый приход весны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похожа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпеньем ждет весну.
2. Труд в природе. Уборка участка от снега.
Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.
3. Подвижная игра
1. «Раз, два, три — беги!». Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.
2. «Снежная карусель». Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, постепенно убыстряя темп бега в хороводе.
3. «Бездомный заяц». Цель: воспитывать быстроту и ловкость.
4. Индивидуальная работа. Закрепление навыков ходьбы на лыжах.
Цель: развивать силу, выносливость.
5. Самостоятельная игровая деятельность детей: «Хоккей», игры со снегом, ледянки
Цель: развитие инициативы, самостоятельности, дружеских взаимоотношений между детьми.
Выносное оборудование: клюшки, шайба (кубик, лыжи, формочки, ледянки, лопатки.