Светлана Ягунова
Картотека приемов самомассажа кистей рук для развития речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Полноценное и своевременное формирование речи — это одно из основных условий дальнейшей успешной жизни маленького человека. Одним из нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного процесса уже в раннем дошкольном возрасте является массаж и самомассаж кистей, ладоней и пальцев рук. С давних времён массаж и самомассаж использовался как лечебный метод. Например, в китайской медицине считается, что упражнения для рук приводят в гармонию тело и разум, развивают психику и речь. На всей поверхности рук находится огромное количество биологически активных точек, при воздействии на которые активизируются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, приходит в норму мышечный тонус, стимулируются тактильные ощущения.
Публикация «Картотека приемов самомассажа кистей рук для развития речи дошкольников» размещена в разделах
Самомассажем вполне может заниматься ребёнок с 3-4 лет. Конечно, взрослый должен обучить, показать все приёмы, сопровождать все движения короткими стихотворениями. Весёлые недлинные стихи и даже небольшие сказки помогут не только привлечь внимание малыша, но и развить чувство ритма, темп и интонационную окрашенность речи, силу и высоту голоса. Очень полезно для развития речи ребёнка многократное повторение слов в играх.
Начинать занятия массажем и самомассажем лучше с небольшой разминки - сгибания и разгибания пальчиков, движений кистей рук, сгибания и разгибания локтей. Медленно показывайте ребёнку позу кисти руки, при затруднении помогайте своими руками, действуйте совместно. Проговаривайте действия, выполняя движения. Показывайте движения сначала на своей руке, а потом на руке ребёнка.
Необходимо стараться сохранять приподнятое настроение, стимулировать ребёнка поощрительными высказываниями! Длительность массажа с младшими дошкольниками 5-7 минут, с 3-4 –летними детьми - не больше 10 минут, с детьми 5-6 лет- 10-15 минут.
Массаж и самомассаж рекомендуется проводить 2-3 раза в день дома, на занятиях, физминутках, прогулках. Каждое упражнение выполняется 6-8 раз: по 3-4 раза для правой и левой руки. Каждое массажное движение обязательно выполнять по направлению к лимфатическим узлам, от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. В конце каждого упражнения нужно сделать спокойные расслабляющие поглаживания или лёгкие потряхивания кистей и пальцев рук.
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ
Соединить ладони пальцами вперед. Ручка находится в вертикальном положении между ладонями и выполняет функции массажера.
Перемещать ладони вперед-назад, передвигая ручку только мягкими частями ладоней.
Разогреем мы ладошки,
Разотрем мы их немножко.
САМОМАССАЖ ЛАДОНЕЙ И ПАЛЬЦЕВ
Не выпуская ручку, повернуть ладони так, чтобы одна была сверху, а другая — снизу. Ручка находится в горизонтальном положении между ладонями и выполняет функции массажер. Перемещать ладони вперед-назад, совершая энергичные плавающие движения от начала ладони до кончиков пальцев.
Повернем ладошки мы,
Ну-ка мама посмотри!
Раскатаем на ладошке,
Наш ребристый карандаш!
САМОМАССАЖ КОНЧИКОВ ПАЛЬЦЕВ
Взять ученическую ручку подушечками большого и указательного пальцев. Ручка находится в вертикальном положении. Движениями кончиками пальцев перекатывать ручку вперед-назад, слегка нажимая на нее.
Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца.
Корм для птичек мы насыплем,
Будет «папа» помогать:
Он поможет всем детишкам
И сестренкам и братишкам.
САМОМАССАЖ (ПОВЕРХНОСТНЫЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ
Положить на стол ручку горизонтально. Накрыть ее ладонью с выпрямленными пальцами. Ладонью другой руки выполнять поглаживающие движения от кончиков пальцев до запястья, вдоль всей поверхности кисти руки, накрывающей ученическую ручку.
Утюгом погладим пеленки
Для младшей сестры Аленки.
САМОМАССАЖ (ГЛУБОКИЙ) ВНЕШНЕЙ СТОРОНЫ КИСТИ РУКИ
Положить на стол ручку горизонтально. Накрыть руку ладонью так, чтобы она оказалась у основания пальцев и зрительно делила кисть руки на две части.
Выпрямленными пальцами другой руки с силой нажимать, пружиня мышцы первой части кисти руки.
Переместить пальцы на вторую часть кисти и аналогичным способом попружинить мышцы.
В колыбельке потихоньку,
Покачаем мы Аленку.
САМОМАССАЖ ПОДУШЕЧКИ БОЛЬШОГО ПАЛЬЦА
Положить ученическую ручку горизонтально на ладонь ведущей руки — на подушечки четырех пальцев. Подушечкой большого пальца перетирающими движениями, слегка нажимая, перемещать ручку вниз-вверх.
НАСОС
Зажать ученическую ручку в вертикальном положении четырьмя пальцами так, чтобы небольшая ее часть возвышалась над кистью руки. Большим пальцем нажать на конец ученической ручки, которая чуть опустится, а другой рукой снизу подтолкнуть ее вверх и снова нажать на конец ручки большим пальцем. Двигающаяся вверх-вниз ручка похожа на работающий насос.
Накачаем мы колеса
Замечательным насосом:
- Ш-Ш-Ш-Ш
КАЧЕЛИ
Зажать ученическую ручку в горизонтальном положении четырьмя пальцами.
Попеременно нажимайте то указательным пальцем, то мизинцем на концы ученической ручки. Это напоминает катание на качелях, устроенных из длинной доски.
Все на улицу пошли,
Сели на качели
Раскачались дружно дети
Песенки запели!
ПРУЖИНКА
Взять ручку вертикально подушечками указательного и большого пальцев.
Сжимать ученическую ручку, с силой пружиня ее, как бы желая расплющить.
Напряжение мышц при сжатии чередуется с их расслаблением.
Перехватить ручку в вертикальном положении большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим пальцем и мизинцем. Снова делать пальцами пружинящие движения.
После того как все пальцы попружинили, положить ученическую ручку на стол и стряхнуть кисть руки, расслабляя ее.
Наша дружная спортом занимается,
Каждое утро с зарядки начинается:
«Мама» с Людой, Мариной, Ириной, Аленой,
«Папа» с Семеном, Алешей, Юрой, Антоном
(закрепление сезонных видов спорта, женских и мужских)
СПУСКАЕМСЯ ПО ЛЕСЕНКЕ
Зажать верхний конец ученической ручки вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении. Перехватить ручку снизу другой рукой. Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.
Лифт сломался,
Мы идем,
На прогулку все пешком.
ТРУДОЛЮБИВЫЙ СТРОИТИЕЛЬ
Зажать ученическую ручку между указательным и средним пальцами. Ука зательный и средний пальцы «шагают» или «бегут» вперед по столу до его края, удерживая при том ручку. Движения пальцев напоминают движения муравья, который тащит соломинку.
Вот строители идут,
И тяжелый груз несут.
ВСТРЕЧА БРАТЬЕВ
Руки вытянуты вперед, ладони обращены друг к другу. Концы ученической ручки зажаты между ладонями и упираются в основания больших пальцев рук.
Указательным пальцем правой руки прижаться к подушечке мизинца левой руки. Затем указательным пальцем левой руки прижаться к подушечке мизинца правой руки.
Встала дружная семья
Поздоровались друзья
(здороваются все пальчики на обеих руках по именам детей группы)
КОСИЧКА
Взять ученическую ручку за один конец и держать вертикально указательным и большим пальцами одной руки. Перехватить ниже ученическую ручку указательным и большим пальцами другой руки.
Перехватывая ученическую ручку указательным и большим пальцами то одной руки, то другой, «дойти» до другого конца ручки.
У сестры Маринки косички да резинки.
ДУДОЧКА
Взять ученическую ручку кончиками пальцев обеих рук так, как обычно держат дудочку. Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке.
Есть у нас Алешка,
Он играет на гармошке,
А Людочка -на дудочке,
А Семен у нас циркач,
Ходит по канату,
Юра будет моряком,
Ловко машет он с флажком.
УДЕРЖИ ФЛАЖОК
Удерживать ученическую ручку, зажатую вертикально в кулачке,
подобно флажку. Большой палец отвести в сторону, ручку-«флажок» держать
четырьмя пальцами. Захватив ученическую ручку большим пальцем и ладонью и так удерживать ее. Освободившиеся четыре пальца отвести в сторону.
Вновь захватить ручку-«флажок» четырьмя пальцами, большой палец отвести в сторону.
ЗАКРУТИМ ВИНТИК
Взять ученическую ручку за один конец и держать в вертикальном положении тремя пальцами: указательным, средним и большим. Перетирающими движениями этих пальцев перемещать, ученическую ручку вниз до тех пор, пока пальцы не окажутся у противоположного конца ручки. Движения пальцев такие же, как при закручивании винтика.
Чтобы лифт нам починить,
Нужно винтик закрутить.
ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ
Держать ученическую ручку в горизонтальном положении за один конец (лучше широкий) между указательным и средним пальцами одной руки. Острый конец ручки при этом направлен к другой, параллельно расположенной ладони с растопыренными пальцами. Острым концом ручки тщательно обвести контуры растопыренных пальцев, медленно поднимаясь вверх к кончику каждого пальца, как к вершине горы, а затем спускаясь с нее.
В горы мы в поход пойдем,
Все вершины обойдем.
КУЛАЧКИ ДА КОЛЕЧКИ
Положить кисть руки на стол ладонью вверх, выпрямив пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на ручке, а средний и безымянный — под ней. Сжимать пальцы в кулак и разжимать их, удерживая ученическую ручку горизонтально. При разжимании делать мышечное усилие, отводя пальцы до упора.
Руку в кулачок сожмем,
Затем колечки собирать начнем.
ХОДЬБА С КОРОМЫСЛОМ
Ученическая ручка расположена между пальцами так, что средний и безымянный пальцы находятся под ручкой, а указательный и мизинец — на ней. Прикасаясь к поверхности стола средним и безымянным пальцами, «ходить», подпрыгивая, по столу, удерживая «коромысло» (ученическую ручку, периодически меняя темп «ходьбы».
Бабушка Агафья живет в селе
Носит коромыслом воду в ведре.
(работа над малознакомыми словами –коромысло, Агафья и. т. д.)
БАЛЕРИНА
Вытянуть одну руку ладонью вниз. Зажать конец ученической ручки между указательным и средним пальцами руки, свободная часть ручки другим концом опущена вниз. Совершая плавающие круговые движения ученической ручкой/как ножкой циркуля, чертить в воздухе круги над столом — сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
А Ирина хочет стать балериной.
СТРЕЛЫ
Ладони рук обращены друг к другу. Держать ученическую ручку в горизонтальном положении, зажав ее основаниями больших пальцев. Не выпуская ученическую ручку, разжимать поочередно пальцы на обеих руках, словно выпуская стрелы.
Солнце светит в небесах, распуская лучики,
Ну а мы в игру играем «стрелочники-лучники»
ВЕСЫ
Положить кисть одной руки на стол ладонью вниз, выпрямив пальцы. Разместить ученическую ручку горизонтально так, чтобы средний палец был под ручкой, а остальные — на ней. Слегка приподняв ладонь над столом, нажимать попеременно пальцами то на один, то на другой конец ученической ручки, не выпуская ее. Это напоминает балансирование тарелок весов.
Купим пряники, конфеты,
Все положим на весы,
А еще доложим кексы,
Вот гостинцы хороши!
(классификация и обобщение продуктов питания)
КРАСИМ ЗАБОР
Ладони перед грудью, в вертикальном положении, параллельны друг другу. Концы ученической ручки находятся между основаниями мизинцев обеих рук. Над горизонтально расположенной ученической ручкой сделать устойчивую «крышу» указательным, средним и безымянным пальцами. На счет раз большие пальцы отвести в стороны до упора.
На счет два одновременно подушечками обоих пальцев достать «под крышей балку» (ученическую ручку) и «покрасить» ее, сделав соответствующие движения.
ДВОРНИК
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец и указательный палец были на ручке, а средний и безымянный — под ней. Слегка опираясь большим пальцем на крышку стола, остальными пальцами совершать движения, напоминающие подметание мусора.
Вот и мы домой пришли,
Везде порядок навели:
Чисто подмели дорожки
И покрасили забор.
ВЗМАХНИ КРЫЛОМ
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на ручке, а средний и безымянный – под ней. Большой палец отвести в сторону. На счет раз сжать ладонь, не выпуская ученическую ручку.
На счет два - разжать, отводя пальцы до упора с мышечным напряжением. Движения ладони напоминают взмах крыльев птицы
Ты на птицу посмотри,
Как она крылом взмахни.
ПРОПЕЛЛЕР
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить. пальцы. Разместить ученическую ручку, так, чтобы мизинец и указательный пальцы были на ручке, а средний и безымянный — под ней. Ладонь поворачивать над столом вправо и влево, стремясь. поставить ее на ребро. Однако стола должна касаться не ладонь, а только конец ученической ручки. Движения ладони напоминают, работу пропеллера.
Станет летчиком Алеша,
Заведет пропеллер,
Унесется в облака,
Не догонит ветер.
ЛЯГУШКА
Положить кисть одной руки на стол, выпрямить пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы мизинец и указательный палец были на ручке, а средний и безымянный — под ней. Сжать ладонь в кулак, а затем распрямить, не выпуская ученическую ручку. Движения ладони напоминают прыжки лягушки.
Вот лягушка длинные ножки
Посмотри, как ловко скачет она по дорожке.
ПЕРЕВЕРНИ ТАРЕЛКУ
Положить кисть одной руки на стол ладонью вниз, выпрямив пальцы. Разместить ученическую ручку так, чтобы средний и безымянный пальцы были на ручке, а мизинец и указательный — под ней. Попеременно поворачивать ладонь, не выпуская ученическую ручку, словно тарелку, с ребра на ребро, прилагая мышечное усилие в тот момент, когда конец ручки приближается к столу.