Ирина Семенова
Картотека подвижных игр (первая младшая группа)
Подготовила :Семенова И. А.
МАДОУ ДС№3 г. Владикавказ
Подвижная игра. «Найди себе пару» №1
Цель. Развивать у детей бег, не наталкиваясь друг на друга; учить действовать точно по сигналу. Развивать в игре речь детей. Материал: кассета с музыкой. Ход подвижной игры. Играющие ходят по площадке парами, по сигналу разбегаются и бегают в любом направлении. На сигнал «найди пару» встают парами, воспитатель также встает в пару с ребенком. Оставшемуся без пары говорят:
Публикация «Картотека подвижных игр (первая младшая группа)» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры для малышей
- Темочки
«Ты, Сережа, не зевай, Быстро пару выбирай!»
Усложнение: каждый раз менять пару.
Подвижная игра. «Мы веселые ребята» №2
Цель. Развивать у детей навыки бега с увертыванием, не наталкиваясь друг на друга. Бежать только по окончании слов. Учить соотносить слово с действием. Материал: разучить стих. Ход подвижной игры. Дети стоят на одной стороне площадки за чертой, на противоположной стороне также обозначается линия. Сбоку от детей, примерно на середине между линиями, находится ловишка. Дети говорят: «Мы веселые ребята, Любим бегать и играть, Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три, лови!» После этого дети перебегают на другую сторону, ловишка салит, дотрагиваясь до бегущих. После 2-3 перебежек подсчитывают пойманных, выбирают нового ловишку. Игра повторяется.
Подвижная игра. «Совушка» №3
Цель. Учить детей выбирать и изменять направление движения, уступать дорогу другому, не наталкиваясь друг на друга; останавливаться и замирать на месте по сигналу. Материал: маска совы, кассета с музыкой. Ход подвижной игры. Все играющие - птички, один - сова, которая находится в стороне площадки. По сигналу «день» птички разлетаются, машут крыльями, клюют. На сигнал «ночь» все останавливаются и стоят неподвижно. Вылетает сова, высматривает тех, кто шевелится, и забирает в гнездо. Через 15-20 секунд снова дается сигнал «день», сова улетает в гнездо, дети - птички бегают по площадке.
Подвижная игра. «Догони голубя» №4
Цель. Учить детей бежать по сигналу, не оглядываться назад. Развивать ловкость, быстроту реакции. Материал: голубь (стрела из бумаги). Ход подвижной игры. У водящего голубь (стрела из бумаги) - (лист размером 15X 20 см). Играющие становятся за линию впереди водящего. Он командует: «Марш!» — и бросает стрелу вперед. Дети бегут и стараются поймать ее. Правила: не оглядываться назад, поймавший стрелу становится водящим.
Подвижная игра. «Ворота» №5
Цель. Учить детей ходить парами, держась за руки; действовать согласованно. Материал: кассета с музыкой. Ход подвижной игры. Дети идут по площадке парами, держась за руки. На сигнал воспитателя «ворота» останавливаются и поднимают руки вверх. Последняя пара проходит под воротами и становится впереди. Ходьба продолжается. Усложнение: дети идут парами, не держась за руки. На сигнал «ворота» берутся за руки и поднимают их вверх. Последняя пара проходит под ними.
Подвижная игра. «Брось дальше» №6
Цель. Учить детей бросать мяч вдаль разными способами, в зависимости от размера мяча. Развивать силу, ловкость. Материал: мячи большие или маленькие. Ход подвижной игры. Несколько детей встают у линии. Им предлагается бросить мяч как можно дальше. Если даны большие мячи, дети бросают их обеими руками от груди или из-за головы. Маленькие мячи бросают поочередно правой и левой рукой. Отмечается тот, кто сумел бросить мяч дальше других.
Подвижная игра. «Птички и кошка» №7
Цель. Учить детей действовать только по сигналу; бегать в пределах площадки; спрыгивать на обе ноги, мягко сгибая их в коленях; развивать ловкость, увертливость.
Материал: маска кошки, скамейки, лестница.
Ход подвижной игры. 3-4 детей изображают птичек, остальные птенчики, один ребенок - кошка. Перед началом игры птицы и птенчики находятся на деревьях - скамейках, пеньках, бревнах. Кошка на расстоянии 20-30 шагов от птичек в кружке, нарисованном на земле. Птицы слетают с деревьев (спрыгивают, летят на площадку и спустя некоторое время зовут птенцов. Они также спрыгивают, присаживаются на корточки (клюют корм, летают. По сигналу «кошка» птицы улетают на деревья - залезают или впрыгивают на возвышение, кошка пытается поймать птиц. Правила: птенцы вылетают только по зову птицы; дети бегают в пределах площадки; спрыгивают на обе ноги, мягко сгибая их в коленях; кошка не может ловить того, кто стоит на возвышении.
Подвижная игра. «Зайцы» №8
Цель. Учить детей перепрыгивать через «грядки» на двух ногах; действовать согласованно. Развивать ловкость, увертливость. Материал: обручи, палочки, маска собаки. Ход подвижной игры. Дети - зайцы располагаются в норках - обручи, положенные на пол. На противоположной стороне - будка собаки, перед ней огород с грядками (черточки или палочки на расстоянии 20-30 см одна от другой). Зайцы бегут в огород, прыгают через грядки. На сигнал «собака бежит» убегают в норки, собака ловит зайцев. Игра повторяется. Когда собака поймает 2-3 зайцев, назначается новая. Воспитатель отмечает ловких зайцев. Правила: пойманные зайцы идут в будку собаки; в норках зайцев ловить нельзя.
Подвижная игра. «Пробеги тихо» №9
Цель. Учить детей по звуковому сигналу находить направление движения. Развивать у детей слуховую ориентировку, слуховое внимание. Материал: спокойная музыка. Ход подвижной игры. Один из детей садится посредине площадки и закрывает глаза. Остальные дети стоят на одном конце площадки; 6-8 из них тихо перебегают с одного конца площадки на другой мимо сидящего посредине. Если дети бегут бесшумно, водящий не имеет права их остановить. Если же он услышит шум шагов, то говорит: «Стой» — и, не открывая глаз, указывает направление звука. Если водящий указал правильно, дети возвращаются на свои места. Бежит следующая группа детей.
Подвижная игра. «Лягушки» №10
Цель. Учить детей отталкиваться обеими ногами и приземляться на обе ноги. Развивать прыгучесть, ловкость.
Материал: листики, палочки, обруч, маска лягушки.
Ход подвижной игры. На земле чертят небольшой квадрат - дом. Вокруг него четыре картонных (фанерных) пластинки - листики вперемежку с четырьмя кочками - пруд. Играют 4-6 ребят. Один - лягушка, остальные - лягушата. Лягушка учит лягушат прыгать. Она стоит справа от пруда, лягушата - слева. Каждый лягушонок становится в дом и, внимательно слушая команды, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь на обе ноги. Лягушка четко подает команду: «Кочка, листик, листик, дом, листик, кочка, кочка!» Прыгает один лягушонок, остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он научился прыгать и встает рядом с лягушкой, а если ошибся, то возвращается к лягушатам.
Подвижная игра. «Сбей кеглю» №11
Цель. Учить детей прокатывать большой мяч двумя руками, маленький - одной, чередуя движение правой и левой рукой. Развивать меткость, глазомер.
Материал: мячи большие или маленькие.
Ход подвижной игры. Играющие встают за линию, в 2—3 м от которой напротив каждого поставлены кегли или булавы. В руках у детей мячи. По сигналу они прокатывают мячи по направлению к кеглям, стараясь сбить их. По следующему сигналу идут за мячами, поднимают упавшие кегли и катят еще 2 раза. Подсчитывается, кто сбил кеглю большее число раз.
Подвижная игра. «Подбрось - поймай» №12
Цель. Учить детей бросать мяч так, чтобы суметь поймать; ловить не прижимая к груди; соблюдать смену ролей. Развивать интерес к результату.
Материал: большие мячи.
Ход подвижной игры. Играющие распределяются на пары, у каждой пары мяч. Один в паре подбрасывает и ловит мяч, второй считает, сколько раз удалось бросить и поймать мяч. По сигналу воспитателя дети меняются ролями: тот, кто бросал, считает, а считавший бросает мяч. Правила: соблюдать смену ролей.
Подвижная игра. «Кролики» №13
Цель. Учить детей пролезать в обруч любым способом (прямо, боком); уступать друг другу, не толкаться. Развивать ловкость, лазание.
Материал: обручи, маски кроликов.
Ход подвижной игры. Дети - кролики. По трое-четверо они встают в круг, нарисованный на земле (в большой обруч) - это клетка. Перед каждой клеткой обруч на подставке или привязанный к двум стульчикам (высота нижнего края над землей 10 см) или большой стул. Воспитатель поочередно подходит к клеткам и выпускает кроликов - они пролезают в обруч или под стулом, бегают и прыгают, на сигнал «кролики в клетки» возвращаются, пролезая в обруч. Правила: кролики вылезают только тогда, когда к ним подходит воспитатель.
Подвижная игра. «Перелет птиц» №14
Цель. Учить детей бегать по всей площадке, не стоять у стенки; влезать на свободное место, уступая друг другу; слезать до конца, не спрыгивая. Развивать ловкость, лазание. Материал: лестница, скамейки. Ход подвижной игры. Дети стоят свободно на одной стороне площадки напротив гимнастической стенки с несколькими пролетами. По сигналу «птицы полетели» бегают по площадке, по сигналу «буря» влезают на лестницу. Если пролетов мало, число играющих детей ограничивается, чтобы всем хватило места на лестницах (3-4 ребенка на пролете).
Подвижная игра. «Мыши в кладовой» №15
Цель. Учить детей подползать не задевая дугу или веревку; убегать по сигналу. Развивать ловкость, увертливость.
Материал: дуги, лестница, веревка, маска кошки.
Ход подвижной игры. Дети - мышки находятся за чертой на одной стороне площадки - это их дом. Посередине площадки несколько дуг (высота 40 см, лестница, поставленная на ребро, или натянута веревка, за ней кладовая. В стороне кошка (ребенок). По сигналу «кошка спит» мыши бегут в кладовую, подползая под дуги или веревку, пролезая между перекладинами лестницы. В кладовой ищут крошки, бегают, присаживаются. По сигналу «кошка проснулась» убегают из кладовой.
Подвижная игра. «Проползи в тоннель» №16
Цель. Учить детей подползать не задевая дугу, веревку; доползать до конца, не наталкиваясь друг на друга. Развивать ловкость. Материал: дуги, рейки, веревки, колокольчики. Ход подвижной игры. На стульчики кладутся 5-6 реек. Можно поставить в ряд столько же дуг, расстояние между ними 1 м. Дети ползут на четвереньках друг за другом, проползают в тоннель, доползают до конечной линии, встают и подпрыгивают вверх до колокольчика, подвешенного выше поднятых рук. Правила: подползать не задевая; при подползании не наталкиваться друг на друга.
Подвижная игра. «Самолеты» №17
Цель. Учить детей выбирать и изменять направление движения, уступать дорогу другому, не наталкиваясь друг на друга; останавливаться и замирать на месте по сигналу.
Материал: кассета с музыкой.
Ход подвижной игры. Дети разделены на 3-4 звена. Они стоят в колоннах друг за другом за командиром звена. Звенья расположены в разных местах площадки, отмеченных цветными флажками,- это аэродромы. По сигналу воспитателя «Пилоты, готовьте самолеты к полету!» дети разбегаются в разных направлениях по площадке, останавливаются каждый у своего самолета, наливают бензин (наклоняются, заводят моторы (кружат руками перед грудью, расправляют крылья (разводят руки в стороны) и летят (быстро разбегаются в разных направлениях по площадке). Самолеты находятся в воздухе до сигнала воспитателя «На посадку!». После этого сигнала командиры собирают свои звенья (дети на бегу строятся в звенья) и ведут их на посадку на аэродромы. Выигрывает то звено, которое первым приземлится. Игра повторяется 4-5р р Указания. В игре целесообразно использовать различные атрибуты. Воспитатель может незаметно для пилотов переменить флажки, которыми обозначены аэродромы. Командиры должны правильно посадить звенья на свои аэродромы.
Подвижная игра. «У медведя во бору» №18
Цель. Развивать у детей бег, не наталкиваясь друг на друга; учить действовать точно по сигналу. Упражнять в произношении звукоподражаний. Развивать речь детей.
Материал: обруч, маска медведя.
Ход подвижной игры. На одной стороне площадки очерчивается берлога медведя. На другом - обозначается дом, в котором живут дети. Воспитатель выбирает медведя, который сидит в берлоге. Когда воспитатель скажет: «Идите, дети, гулять!» - дети выходят из дома и идут в лес, собирают грибы, ловят бабочек и т. н. (наклоняются, выпрямляются, производят другие имитационные движения). Они произносят хором: У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит. После слова «рычит» медведь начинает ловить детей, убегающих домой. Тот, кого медведь коснется, считается пойманным: медведь отводит ого к себе в берлогу. За линией дома детей нельзя ловить. После того как медведь поймает нескольких играющих, игра возобновляется. На роль медведя назначается другой ребенок. Игра повторяется 3-4 раза.. Указания. Может быть другой вариант игры - с двумя медведями.
Подвижная игра. «Мяч через сетку» №19
Цель. Учить детей перебрасывать мяч друг другу определенным способом. Обогащать двигательный опыт. Развивать активность детей в играх с мячами.
Материал: мячи, сетка.
Ход подвижной игры. Небольшая группа играющих (2-8) становится по обе стороны сетки, натянутой на высоте поднятых вверх рук ребенка, на расстоянии не менее 1-1,5 м от сетки. Затем дети начинают перебрасывать мяч друг другу. Если играют четверо или более, то один ребенок бросает мяч через сетку на другую сторону, поймавший мяч перебрасывает его одному из соседей, а тот перебрасывает мяч снова через сетку.
Указания. Играющие бросают мяч через сетку по условиям игры определенным способом (двумя руками снизу или из-за головы). Команды соревнуются между собой: воспитатель или один из детей подсчитывает, на какой стороне мяч больше падал на землю.
Подвижная игра. «Лиса в курятнике» №20
Цель. Учить детей согласовывать свои движения с движениями других играющих, ориентироваться в ограниченном пространстве. Учить детей осваивать различные действия: «ходить, бегать, кудахтать, клевать зерна и т. д, как куры». Развивать интерес к игре. Материал: скамейка, кубы, маска лисы.
Ход подвижной игры.
В курятнике на насесте располагаются куры (дети стоят на скамейках, расставленных по одной стороне площадки). На противоположной стороне площадки находится нора лисы. Все остальное место площадки - двор. Лиса сидит в норе, а куры ходят и бегают по двору, кудахчут, хлопают крыльями, клюют зерна. По сигналу воспитателя «Лиса!» куры убегают, прячутся в курятник и взлетают на насест, а лиса старается схватить и утащить (осторожно, слегка касаясь) курицу, не успевшую взобраться на насест. Пойманную курицу лиса уводит в свою нору. Игра возобновляется. Она заканчивается, когда лиса поймает условленное число кур. Игра повторяется 4-5 раз.
Указания. Насестом могут служить различные предметы: стулья, кубы и т. д.
Подвижная игра. «Зайцы и волк» №21
Цель. Учить детей соотносить слово с действием. Приучать к выполнению действия по сигналу. Учить ребенка переключаться с одного темпа движения на другой. Развивать двигательную активность.
Материал: обручи, маска волка.
Ход подвижной игры. Играющие изображают зайцев, один из них - волк. На одной стороне площадки зайцы отмечают себе домики. Волк прячется на противоположной стороне площадки - в овраге. Воспитатель произносит: Зайки скачут скок, скок, скок, На зеленый на лужок, на лужок, Травку щиплют, слушают, Не идет ли волк. В соответствии с текстом зайцы выпрыгивают из домиков, разбегаются по площадке, то прыгают на двух ногах, то присаживаются и щиплют травку. Как только воспитатель произнесет слово «волк», волк выскакивает из оврага и бежит за зайцами, стараясь поймать их (коснуться). Зайцы убегают в свои домики, где волк их уже не может ловить. Пойманных зайцев волк уводит к себе в овраг. Игра возобновляется. В зависимости от предварительной договоренности, после того как волк поймает 2-3 зайцев, на роль волка выбирается другой играющий. Игра повторяется 3-4 раза. Указания. Каждый заяц занимает только свой домик. У зайцев может быть и общий дом. Вначале волка может изображать воспитатель.
Подвижная игра. «Лошадки» №22
Цель. Учить детей чередовать бег с ходьбой и разными видами подскоков. Развивать ритмичность бега, согласовывая движения рук и ног. Развивать интерес к игре.
Материал: скакалки, маски лошадей.
Ход подвижной игры. Дети делятся на две равные группы. Одни изображают лошадок, другие - конюхов. (У конюхов в руках вожжи.) На одной стороне площадки очерчивается конюшня, где находятся лошади. На другой стороне площадки обозначается место для конюхов; площадка - это луг. Воспитатель говорит: «Конюхи, вставайте скорей, запрягайте лошадей». По этому сигналу конюхи бегут к конюшне и запрягают лошадей. (Каждый выбирает себе лошадь по собственному желанию или по указанию воспитателя.) Запряженные лошади выстраиваются друг за другом и по сигналу сдут тихо, бегут рысью или вскачь. По словам воспитателя «Приехали, распрягайте лошадей!» конюхи останавливают, распрягают лошадей и отпускают их пастись на луг, а сами возвращаются на свои места. Лошади спокойно пасутся на лугу, щиплют траву. По сигналу «Конюхи, запрягайте лошадей!» каждый конюх ловит свою лошадь, которая убегает, увертывается от него. Когда все лошади пойманы и запряжены, пары выстраиваются друг за другом, и игра возобновляется. Игра повторяется 3—4 раза, после чего воспитатель говорит: «Отведите лошадей в конюшню, пусть они отдохнут». Конюхи отводят лошадей в конюшню, распрягают их. Указания. В игре следует предлагать разные сюжеты поездок: скачки, поездку в лес за дровами и т. п.
Подвижная игра. «Охотник и зайцы» №23
Цель. Учить детей выбирать цель, прослеживать за движением мяча и оценивать результат. Развивать интерес к игре. Материал: обручи, маленькие мячи, маска для охотника.
Ход подвижной игры.
На одной стороне площадки очерчивают место для охотников. На другой стороне обозначают домики для зайцев. В каждом домике находятся 2-3 зайца. Охотник обходит площадку, делая вид, что он разыскивает следы зайцев, а затем возвращается к себе. По сигналу зайцы выбегают из своих домиков на полянку и прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. По слову воспитателя «Охотник!» зайцы бегут в домики, а ребенок, изображающий охотника, бросает в них мяч. Заяц, в которого попали мячом, считается подстреленным. Охотник уводит его к себе. Игра повторяется несколько раз, после чего выбирают другого охотника.
Указания. У охотника в руках может быть несколько мячей. Стрелять в зайцев, находящихся в домиках, нельзя.
Подвижная игра. «Брось за флажок» №24
Цель. Учить детей выбирать цель, прослеживать за движением мяча и оценивать результат. Развивать зрительно – двигательную координацию.
Материал: маленькие мячи, мешочки с песком, флажки.
Ход подвижной игры. Дети стоят в две шеренги друг за другом, в руках у первой шеренги мячи, мешочки с песком. Впереди на расстоянии 4-5 м стоят на одном уровне несколько флажков, Дети одновременно бросают мешочки с песком из-за головы двумя руками или одной, стараясь забросить их за линию флажков, Воспитатель подсчитывает, сколько детей забросили мешочки за флажки. Затем дети поднимают мешочки, бегут и передают их своей паре. Бросает следующая шеренга, затем сравниваются результаты.
Указания. Можно передавать мешочек своей паре и перебрасыванием. Нужно внимательно следить за местом падения мешочка, так как после падения он может проскальзывать по полу вперед. Результат броска отмечается по месту падения мешочка.
Подвижная игра. «Воробышки и автомобиль» №25
Цель. Учить детей ускорять или замедлять движение. Учить регулировать и изменять темп бега. Совершенствовать двигательные качества: ловкость, быстроту, увертливость.
Материал: палочки, обручи, маски к игре.
Ход подвижной игры. Дети встают за линию, начерченную на земле или обозначенную палочками,- это дом. Ведущий с обручем в руках на противоположной стороне. Дети-воробышки перепрыгивают линию и бегают в разных направлениях по площадке. На слова воспитателя «Автомобиль едет, летите в гнезда» - воробышки бегут в дом. Правила: находить свой домик, действовать по сигналу. Подвижная игра. «Будь внимательным». Цель. Учить детей соотносить слово с предметом и действием. Обогащать словарь детей: листья клена, березы, дуба и др. Материал: листья клена, березы, дуба и др. Ход подвижной игры. Быстрей к своему листу. Дети распределяются на две подгруппы. В них каждый ребенок берет по одному одинаковому листу. Например, в одной подгруппе листья клена, в другой - березы. Подгруппы встают на противоположных сторонах площадки (на расстоянии примерно 10 м). Воспитатель с двумя листьями в руках стоит посередине ее. Он поднимает лист и называет его. К нему подбегают дети с таким же листочком, кружатся на месте и возвращаются обратно. Затем подбегает следующая подгруппа.