Папки-передвижки

Картотека опытов и экспериментов в средней группе детского сада «Неживая природа»

Наталья Муравьева
Картотека опытов и экспериментов в средней группе детского сада «Неживая природа»
▼ Скачать + Заказать документы

Мир звуков

Почему все звучит?

Цель: Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон, стеклянная палочка, детская металлическая посуда.

Ход занятия - экспериментирования

Воспитатель рассказывает детям, что все предметы имеют голос. Ставит исследовательскую задачу: почему предмет начинает звучать?

Публикация «Картотека опытов и экспериментов в средней группе детского сада „Неживая природа“» размещена в разделах

Воспитатель предлагает детям закрыть глаза, а сам издает звуки с помощью известных им предметов. Дети отгадывают, что звучит. Почему мы слышим эти звуки? Что такое звук? Детям предлагается изобразить голосом: как звенит комар? (З-з-з.) Как жужжит муха? (Ж-ж-ж.) Как гудит шмель? (У-у-у.)

Затем каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук. Что произошло? Почему звук прекратился? Звук продолжается до тех пор, пока колеблется струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Есть ли голос у деревянной линейки? Детям предлагается извлечь звук с помощью линейки. Один конец линейки прижимаем к столу, а по свободному концу хлопаем ладошкой. Что происходит с линейкой? (Дрожит, колеблется.) Как прекратить звук? (Остановить колебания линейки рукой.)

Извлекаем звук из стеклянного стакана с помощью палочки, прекращаем. Когда же возникает звук? Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад. Это называется колебаниями. Почему все звучит? Какие еще можете назвать предметы, которые будут звучать?

Дети самостоятельно исследуют другие предметы на звучание, для этого они разбиваются на пары. Первый ребенок выбирает предмет, заставляет его звучать, второй – проверяет, касаясь пальцами, есть ли дрожание; объясняет, как сделать, чтобы звук смолк.

Вывод: причина возникновения звука – колебание предмета.

Откуда берется голос.

Цель: Дать детям знания о причинах возникновения звуков речи, об охране органов речи.

Оборудование: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Ход занятия – экспериментирования

Воспитатель предлагает детям пошептаться, сказать друг другу разные слова шепотом. Затем повторить эти слова так, чтобы услышали все.

Вопросы: что вы сделали для того, чтобы вас услышали? Откуда выходят громкие звуки?

Воспитатель предлагает детям, поднести руку к горлышку и произнести разные слова то шепотом, то очень громко, то тихо.

Вопросы: что почувствовали рукой, когда говорили громко? Что почувствовали рукой, когда говорили шепотом?

Рассказ воспитателя об органах речи и их охране.

Проблема: как возникает речь?

Дети под руководством воспитателя проводят опыт с натянутой на линейку тонкой нитью: извлекают из неё тихий звук, подергивая за нить. Для возникновения громкого звука дети дергают за нить сильнее. Воспитатель объясняет, что при громком разговоре, крике наши голосовые связки дрожат очень сильно, устают, их можно повредить. Приводит аналогию: если дернуть сильно за нить, она порвётся. Дети уточняют, что, разговаривая спокойно, без крика, человек бережет свои голосовые связки.

Вывод: Речь возникает благодаря дрожанию голосовых связок. Чтобы их не повредить, необходимо разговаривать спокойно, не кричать.

Солнечный свет и тень

Черное и белое

Цель: Познакомить детей с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Материалы: салфетки из ткани чёрного и белого цвета.

Ход эксперимента

Воспитатель читает двустишие: белая тряпочка похожа на зайчика,

Тряпочка чёрная – ворона огородного.

Воспитатель предлагает детям потрогать салфетки, и рассказать какие они на ощупь. Педагог создает проблемную ситуацию: «Какой цвет – белый или чёрный – сильнее притягивает тепло и дольше его удерживает?»

Дети под руководством воспитателя кладут салфетки на окно, оставляют под лучами солнца на некоторое время. Затем проводят исследование, какого цвета салфетка нагрелась больше. Дети переносят салфетки на стол, через некоторое время проверяют, какого цвета салфетка остыла быстрее.

Вывод: Белый цвет отталкивает солнечные лучи, салфетка белого цвета нагревается слабо. Черный цвет поглощает солнечные лучи, салфетка черного цвета становится горячей.

Игры с тенью (в течение дня)

Цель: Дать знания о том, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Оборудование: теневой театр, настольная лампа, предметы разной степени прозрачности.

Описание эксперимента

Воспитатель показывает детям теневой театр. Предлагает выяснить, все ли предметы дают тень. Дети с помощью педагога исследуют предметы из разных материалов. Не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света. Эксперимент продолжается на прогулке. Дети совместно с воспитателем рассматривают тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей от различных предметов.

Вечером воспитатель предлагает детям поиграть с тенью. Включают настольную лампу и направляют её на стену. При помощи кистей рук на стене получают тень лающей собаки, летящей птицы и т. д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

Вывод: Тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

Солнечный зайчик

Цель: познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются. Развивать смекалку, любознательность.

Материалы: зеркало, пластина из нержавеющей стали, вода.

Ход занятия

Воспитатель, выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, ловит с помощью зеркальца лучик и обращает внимание детей на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, и т. д. Предлагает поймать убегающего «зайчика». Воспитатель предлагает детям поиграть с зеркалом, посмотреть в зеркало, погладить его поверхность. Педагог рассказывает детям, что зеркала делают из стекла, блестящие поверхности отражают солнечные лучи. Затем дети с помощью воспитателя ловят солнечные лучи баночкой с водой. Качают водичку в баночке и «зайчики» начинают прыгать. Повторяют эксперимент с пластиной из нержавеющей стали.

Вывод: все блестящие предметы отражают свет и солнечные лучи.

Кто нагрел предметы?

Цель: Дать детям знания о том, что солнце не только светит, но и греет.

Ход исследовательской деятельности (на прогулке)

На прогулке воспитатель показывает детям зайчика и говорит: «Зайчик прыгнул на скамейку. Ах, как тепло! Потрогайте скамеечку, какая она: тёплая или нет? Кто её нагрел? Да, солнышко! Пришла весна. Солнышко сильно греет – нагрело и скамейку. Теперь зайчик прыгнул на качели». Дети вместе с воспитателем обходят участок и выясняют, что тёплыми стали стол, стена здания и т. п. «Кто нагрел всё это?» - спрашивает воспитатель.

Можно посадить зайчика на скамейку и через некоторое время убедиться, что и зайчик стал тёплым. «Кто его согрел?».

Вывод: солнце нагревает предметы.

Эффект радуги

Цель: показать детям способ, как можно увидеть радугу в комнате.

Оборудование: таз с водой, зеркало, белый лист бумаги.

Ход эксперимента

Воспитатель спрашивает у детей, видели ли они радугу. Показ иллюстраций.

Проблема: можно ли самим сделать радугу? Воспитатель с помощью детей ставит миску с водой на самое солнечное место. Опускает небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поворачивает зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, находит положение, когда на нем появляется отраженная «радуга».

Дети под руководством педагога зарисовывают результат эксперимента.

Вывод: радугу можно увидеть в комнате.

Из чего птицы строят гнезда?

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.

Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.

Воздух

Поиск воздуха

Цель: помочь обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, султанчики.

Описание.

Загадка: Через нос проходит в грудь, и обратно держит путь.

Он невидимый, и все же без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель ставит проблемную задачу: Как узнать, есть ли воздух вокруг нас?

Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут султанчиками возле своего лица, дуют в трубочку. Объясняют происходящие процессы на основе результате действий. Делают вывод: воздуха мы не видим, но он везде окружает нас. Воспитатель демонстрирует опыт. Пустую, прозрачную бутылку педагог опускает в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом. Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики?

Вывод: Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

Что в пакете?

Цель: Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет формы, сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче воды).

Материал: Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом) алгоритм описания свойств воздуха и воды.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям обследовать два пакета (с водой, воздухом, узнать, что в них, объяснить, почему они так думают. Дети взвешивают их на руке, ощупывают, открывают, нюхают и пр. Под руководством педагога обсуждают, чем похожи и чем отличаются вода и воздух (сходства — прозрачны, не имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т. д. ; различия — вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух — невидим, невесом и т. д.).

Пузырьки – спасатели.

Цель: Выявить, что воздух легче воды, имеет силу.

Материал: Стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям поиграть с пластилином и водой. Подчёркивает, что вода волшебная. Наливает в стакан минеральную воду, сразу бросает в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. Дети наблюдают, обсуждают, почему падает на дно пластилин (он тяжелее воды, поэтому тонет). Что происходит на дне; почему пласти-лин всплывает и снова падает; что тяжелее и почему (в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно). Вместе с детьми взрослый определяет в виде сериационного ряда, что легче, что тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самим.

Вывод: воздух имеет силу.

Загадочные пузырьки.

Цель: Обнаружить воздух в других предметах.

Материалы: Емкость с водой, кусочки поролона, брусочек дерева, комочки земли, глина.

Ход занятия эксперимента

Воспитатель показывает детям предметы и предлагает с ними поиграть. Дети рассматривают твердые предметы, погружают их в воду, наблюдают за выделением воздушных пузырьков. Обсуждают, что это выходит воздух; рассуждают, откуда он появился. Делают вывод, что вода вытеснила воздух. Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и пр.).

Вывод: все предметы содержат воздух.

Делаем облако

Цель: Дать детям знания, о том, как появляются облака, и как образуется дождь.

Оборудование: трехлитровая банка, противень, горячая вода, кусочки льда.

Ход эксперимента

Воспитатель напоминает детям, как на прогулке они наблюдали за облаками. Предлагает детям самим сделать облако. Педагог уточняет правила безопасности. Затем, воспитатель наливает в банку горячей воды примерно 3см. Кладет на противень кубики льда и ставит его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. Так получаются облака. Откуда берется дождь? Капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там они от холода жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

Вывод: Поднимающийся вверх воздух, охлаждается, конденсируется и из него получается облако. Соединяясь вместе, облака становятся тяжелыми и падают дождем на землю.

Вода

Животворное свойство воды

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Материалы: веточки вербы, семена гороха, луковицы, баночки.

Ход наблюдения – эксперимента

Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом блюдце и в блюдце с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.

Вывод: Вода дает жизнь живому.

Текучесть воды.

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Оборудование: 2 стакана с водой, ёмкости разной формы, кубик, линейка, деревянная ложка.

Ход эксперимента

Воспитатель показывает детям предметы и просит определить форму этих предметов. Задаёт вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предлагает детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т. д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.

Можно ли пить талую воду

Цель: Показать, что даже самый чистый снег грязнее водопроводной воды.

Материалы: Снег, вода

Ход исследования

Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них вода чище.

Вывод: снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Круговорот воды в природе

Цель: дать детям первоначальные знания о круговороте воды в природе. Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Ход исследования

Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Вывод: вода, испаряясь, превращается в пар; пар при охлаждении становиться водой.

Вода и лёд

Цель: показать детям, что лед — это замерзшая вода, и имеет свои свойства. Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Ход эксперимента

Воспитатель вносит таз с водой, предлагает детям рассказать, что они знают о воде. Вопросы: какая вода, какой она формы? (вода меняет форму, потому что она жидкость) Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если ее сильно охладить? (Вода превратится в лед.) Дети рассматривают кусочки льда, которые принес педагог. Вопросы: Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Воспитатель объясняет, что лёд твёрдое вещество и всегда сохраняет форму, которую принял при замерзании.

Воспитатель предлагает детям поиграть с кусочками льда, отправить их в плавание. Воспитатель кладет кусок льда в миску, и дети наблюдают. Какая часть льда плавает? (Верхняя.) В холодных морях плавают огромные глыбы льда. Они называются айсбергами (показ картинки). Над поверхностью видна только верхушка айсберга. И если капитан корабля не заметит и наткнется на подводную часть айсберга, то корабль может утонуть. Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял? (В комнате тепло.) Во что превратился лед? Педагог предлагает налить воду в формочки и вынести на улицу, посмотреть, как вода превратиться в лёд.

Вывод: вода, замерзая, становится льдом. Лёд это твёрдое вещество, имеет форму и может плавать.

Вода и снег

Цель: Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды (жидким и твердым). Сравнить свойства снега и воды: прозрачность, текучесть — хрупкость, твердость; проверить способность снега под действием тепла превращаться в жидкое состояние.

Материал: Мерные емкости с водой разной температуры (теплая, холодная, уровень воды отмечен меткой, снег, тарелочки, мерные ложки.

Ход игры

Воспитатель утверждает, что сможет удержать в руках и не пролить воду (жестом показывает, как много, затем демонстрирует это с комком снега. Дети рассматривают воду и снег; выявляют их свойства; определяют, потрогав стенки, какая емкость с водой теплее. Взрослый просит детей объяснить, как они узнали, что происходит со снегом в теплой комнате; что произойдет (с водой, снегом, если снег опустить в воду; где снег быстрее растает: в стакане с теплой или с холодной водой. Дети выполняют это задание — в тарелку, в стаканы с водой разной температуры кладут снег и следят, где быстрее снег растает, как увеличивается количество воды, как вода теряет свою прозрачность, когда в ней растаял снег.

Вывод: снег под воздействием тепла тает, превращается в воду.

Окрашивание воды

Цель: познакомить детей с процессом растворения красок в воде.

Материал: баночки с водой, краски, лопаточки, салфетки.

Ход эксперимента

Дети под руководством воспитателя рассматривают в воде 2-3 предмета.

Вопросы: Почему предметы хорошо видны? Что произойдет если в воду опустить краску? Что произойдет, если опустить две разные краски?

Дети под руководством воспитателя добавляют в воду красную краску, в другую баночку – синюю краску. Затем смешивают воду из двух баночек.

Вывод: Вода прозрачная, но может менять свою окраску, если в ней растворить краски.

Публикации по теме:

Картотека игр и экспериментов «Живая природа» Картотека игр и экспериментов Картотека игр и экспериментов ЖИВАЯ ПРИРОДА Зачем зайчику другая шубка. Задача: выявить зависимость изменений.

Картотека игр-экспериментов в средней группе Картотека игр-экспериментов в средней группе Игры с красками Разноцветные шарики Задача: получить путем смешивания основных цветов новые.

Картотека опытов и экспериментов «Экспериментирование с физическими явлениями» ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ С ФИЗИЧЕСКИМИ ЯВЛЕНИЯМИ 1. «Полярное сияние». Цель: понимать, что полярное сияние - проявление магнитных сил Земли.

Методическая разработка «Картотека опытов и экспериментов» Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем Задача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные.

Картотека опытов и экспериментов для детей дошкольного возраста ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ. Опыт 1. Воздух в стакане. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то,.

Картотека опытов и экспериментов в средней группе Игры с красками Разноцветные шарики Задача: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Картотека опытов и экспериментов в старшей группе Песок и глина Опыт № 1. «Песчаный конус». Цель: Познакомить со свойством песка – сыпучестью. Ход: Взять горсть сухого песка и выпустить.

Картотека опытов и экспериментов во второй младшей группе "ИГРЫ С ВОДОЙ" «Познакомимся с водой» Побеседуйте с детьми о свойствах воды. - Вода разливается по поверхности стола. - Воду можно собрать.

Конспект занятия по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Конспект занятия по экологии в средней группе «ЖИВАЯ И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА» Цель: Обобщить знания детей о живой и неживой природе, способствовать.

Сценарий развлечения «Путешествие в мир опытов и экспериментов» в средней группе Сценарий развлечения «Путешествие в мир опытов и экспериментов» средняя группа. выполнила Жилина Маргарита Владимировна Цели и задачи: привлечь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека опытов и экспериментов в средней группе детского сада «Неживая природа»
Опубликовано: 8 сентября 2018 в 21:24
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека опытов и экспериментов в средней группе детского сада «Неживая природа»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Муравьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД