Лучший педагог года

Картотека опытов для проведения детьми старшего дошкольного возраста

Ольга Кротова
Картотека опытов для проведения детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт — это наблюдение которое проводится в специально организованных условиях.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрываются причины наблюдаемых явлений, детьми высказываются суждения, делаются умозаключения, устанавливаются причинно-следственные связи.

Опыты проводятся мною в старшей и подготовительной группах, в младшей и средней группах использую лишь отдельные поисковые действия.

Публикация «Картотека опытов для проведения детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Опыт строится на основе имеющихся представлений, полученных детьми в процессе наблюдений и труда. Опыты не должны наносить вред и ущерб животным и людям. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, в трудовой деятельности в уголке природы и на огороде, на занятиях по формированию целостной картины мира.

Волшебница вода

«Вода прозрачная»

Перед детьми два стаканчика : один с водой, а другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком стаканчики предметы видны, а в каком нет? «У воды нет вкуса»

Предложить детям сравнить вкус воды, молока, сока, подсоленной и сладкой воды. Сделать вывод — у воды нет своего вкуса.

«У воды нет запаха»

Сравнить запах чистой воды и воды с добавлением ароматизаторов. Сделать вывод о том, что у воды нет своего запаха, она приобретает запах тех веществ, которые в неё добавляют. «Лёд — твёрдая вода»

Принести сосульки разных размеров с улицы, поместить в различную посуду и расставить по разным местам группы. Наблюдать за процессом превращения льда в воду.

«Пар — это тоже вода»

Наполнить водой электрический чайник и включить, когда вода закипит, поднести зеркальце к струе пара, обратить внимание на капельки воды. «Вода жидкая, не имеет своей формы и может течь»

Собрать коллекцию из сосудов разной формы и переливать воду в разные сосуды. Сравнить воду и кисель, воду и кашу и т. д.

«Растворимые и нерастворимые вещества»

Взять несколько ёмкостей с водой и по чайной ложке растворимых и нерастворимых веществ. Проверить — какие вещества растворяются, а какие нет. По результатам составить таблицу. «Вода бывает разной температуры»

Взять воду из разных источников и при измерить её температуру при помощи тактильных ощущений, а потом проверить, используя термометр.

«Вода нужна всем»

Поместить семена гороха и семена фасоли во влажную и в сухую среду, поместить на одно место на некоторое время и следить за появлением ростков. «Растения пьют воду»

Поставить по одному цветку в ёмкости с водой подкрашенной в разные цвета и наблюдать за окрашиванием стеблей цветов.

«У растений внутри есть вода»

Один цветок поместить в вазу, а другой полностью в ёмкость с сухим песком. Через некоторое время сравнить цветы. «Лёд легче воды»

Опустить кусочек льда в ёмкость с водой. Если плавает — легче воды, если утонет — тяжелее.

Что будет с водой, когда лёд растает?

«Друзья — враги»

Налить в ёмкость с водой подсолнечное масло и постараться перемешать их. Получиться или нет? Добавить туда-же жидкость для мытья посуды, наблюдать реакцию. «Спичка -пленница»

Положить спички на лёд. Насыпать сверху немного соли и посмотреть, что получится.

«Двухцветный цветок»

Расщепить стебель белого цветка на две части каждую половику поместить в подкрашенную воду и посмотреть, что получится. «Как выйти сухим из воды»

Смять бумагу и поместить её на дно стакана. Быстро перевернуть стакан, опустить его в ёмкость с водой и вытащить. Проверить состояние бумаги.

«Животворное свойство воды»

Срезать ветки быстро распускающегося дерева. Приготовить ёмкость с надписью «Живая вода». Поместить ветки в воду и следить за тем, как они распускаются. «Поверхностное натяжение воды»

Наполнить ёмкость водой до краёв и поместить на поверхность канцелярскую скрепку. Вода поднимется выше краёв ёмкости но не перельётся через край.

«Воздух-невидимка»

«Воздух»

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в ёмкость с водой. Стараться держать прямо. Что получится? «Пузырьки воздуха»

Опустить стакан в банку с водой, но держать его немного наклонив. Что появится в воде?

«Ветер — это движение воздуха»

Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги и приоткрыть форточки. Наблюдать за движением полосок бумаги.

Помахать веером и почувствовать образование ветра. «Волны»

Взять емкости с водой и подуть на поверхность (воду можно окрасить разными красками). Наблюдать появление волн.

Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух движется, и на воде образуются волны.

«Парусники»

Поместить в бассейне игрушечные парусные лодочки и дуть на паруса. Наблюдать за движением парусников» «Воздух лёгкий»

Взять надувные игрушки и поместить в бассейн.

Поместить на весы два стакана: с воздухом, с водой.

«Опыты с растениями»

«Для чего корешки»

Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляю растение в земле, забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. Результат дети зарисовывают. «Как питаются растения?»

Дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют фукнцию корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу).А что еще корешки могут брать из земли?

Обсуждаются предположения детей. Рассматривают пищевой сухой краситель – питание, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что, если корешки заберут питание из воды, они, наверное, окрасятся в цвет красителя. Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают виде дневника наблюдений.

«Нужен ли корням воздух?»

Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшочке почва плотная, сухая, в другом – рыхлая, влажная. Почему плотная сухая почва для растения хуже? Доказывают, погружая сухие плотные комочки почвы в воду (плохо смачиваются, мало воздуха, так как из плотной земли мало выделяется пузырьков воздуха). То же проделывают с влажными рыхлыми кусочками почвы. Сравнивают. Уточняют, нужен ли воздух корням. Три одинаковых черешка герани помещают а прозрачные емкости с водой. В одну смесь с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корням, вторую оставляют без изменений, в третью на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением черешков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей растение вянет. Делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат. «Как вода движется по листьям?»

Взрослый каждому ребенку по очереди надрезает черенок бальзамина (появиться обильный сок). Предлагает рассмотреть место надреза и сок через лупу. (Стебель бальзамина содержит множество волокон, наполненных соком). Как пьет растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду, предварительно отметив объем воды в сосуде, и оставляют его на некоторое время.

Воды в банке стало меньше –это видно на отметке, стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него.

«Сколько воды пьёт растение?»

Срезают черенки для посадки и помещают их в колбы с одинаковым количеством воды. Отмечают уровень воды в колбах. Маркером. Через один, два дня дети проверяют уровень воды в каждой колбе. Выясняют, почему он не одинаков. «Нужно ли тепло растениям?»

Взрослый спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев (на улице холодно, деревья «спят»). Взрослый предлагает поместить черешки герани в сосуды с водой и одни разместить между окон, другие на подоконнике. Дети наблюдают за ростом черешков в помещении и между окон. В помещении цветы чувствуют себя более комфортно. Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости роста растений от тепла.

«Опыты с камнями»

«Твёрдый камень»

Взять в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? «Меняют ли камни цвет?»

Положить камни в прозрачную воду, в окрашенную воду и наблюдать за изменением цвета.

«Тёплый холодный»

На улице найти камень, тактильно измерить его температуру. Сжать камень в кулаке и некоторое время подержать. Что получилось?

Поместить на солнце светлые и тёмные камешки. Сравнить их температуру. «Какой камень самый прочный?»

Взять известняк, кварц и гранит. Попробовать разбить их молотком. Сделать вывод.

Заместитель заведующего по УВР

Публикации по теме:

Фотоотчет проведения «Дня Медведя» в группах старшего дошкольного возрастаФотоотчет проведения «Дня Медведя» в группах старшего дошкольного возраста Сколько много теплых и добрых слов было уже сказано пользователями Маам в адрес всех пользователей и создателем Маам. Я тоже очень рада,.

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 2Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 2 Уважаемые коллеги, сегодня хочется продолжить знакомство с темой моего самообразования, над которой я работаю в этом учебном году. Уверенна,.

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 3Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 3 Уважаемые коллеги, сегодня я продолжаю знакомство с темой моего самообразования, над которой я работаю в этом учебном году. Познавательно.

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 4Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 4 .

Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 1Иллюстрированный альбом «Мнемотаблицы алгоритмов проведения опытов» для младшего дошкольного возраста. Часть 1 Уважаемые коллеги, хочу Вам сегодня рассказать о том, как моё увлечение - создавать МНЕМОТАБЛИЦЫ для песен и стихов - пригодилось мне при.

Картотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возрастаКартотека опытов «Песок. Глина» для младшего дошкольного возраста Опыт 1 Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит сухим песком? (Он сыплется). Вывод:.

Картотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возрастаКартотека опытов с объектами неживой природы «Снег. Лёд.» для детей дошкольного возраста Опыт 1 Воспитатель с детьми рассматривают снег. Что сейчас я взяла на лопатку? (Снег). Да, это снег. Много снежинок образует снег. Посмотрите,.

Картотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возрастаКартотека опытов «Воздух-невидимка» с детьми дошкольного возраста Уважаемые коллеги предлагаем вам картотеку опытов "Воздух невидимка", для работы с детьми дошкольного возрастаОпыт «Чувствуешь воздух?»Цель:.

Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста»Методическая разработка «Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка "Картотека опытов с воздухом для детей старшего дошкольного возраста". Опыт № 1. Можно ли прожить без воздуха? Ход.

Сценарий проведения акции «Засветись в темноте» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий проведения акции «Засветись в темноте» для детей старшего дошкольного возраста Цели: популяризация использования световозвращающих элементов и профилактика дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека опытов для проведения детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 ноября 2020 в 11:43
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека опытов для проведения детьми старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Кротова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД