Ольга Кротова
Картотека опытов для проведения детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт — это наблюдение которое проводится в специально организованных условиях.
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, активизируют мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрываются причины наблюдаемых явлений, детьми высказываются суждения, делаются умозаключения, устанавливаются причинно-следственные связи.
Опыты проводятся мною в старшей и подготовительной группах, в младшей и средней группах использую лишь отдельные поисковые действия.
Публикация «Картотека опытов для проведения детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Опыт строится на основе имеющихся представлений, полученных детьми в процессе наблюдений и труда. Опыты не должны наносить вред и ущерб животным и людям. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, в трудовой деятельности в уголке природы и на огороде, на занятиях по формированию целостной картины мира.
Волшебница вода
«Вода прозрачная»
Перед детьми два стаканчика : один с водой, а другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком стаканчики предметы видны, а в каком нет? «У воды нет вкуса»
Предложить детям сравнить вкус воды, молока, сока, подсоленной и сладкой воды. Сделать вывод — у воды нет своего вкуса.
«У воды нет запаха»
Сравнить запах чистой воды и воды с добавлением ароматизаторов. Сделать вывод о том, что у воды нет своего запаха, она приобретает запах тех веществ, которые в неё добавляют. «Лёд — твёрдая вода»
Принести сосульки разных размеров с улицы, поместить в различную посуду и расставить по разным местам группы. Наблюдать за процессом превращения льда в воду.
«Пар — это тоже вода»
Наполнить водой электрический чайник и включить, когда вода закипит, поднести зеркальце к струе пара, обратить внимание на капельки воды. «Вода жидкая, не имеет своей формы и может течь»
Собрать коллекцию из сосудов разной формы и переливать воду в разные сосуды. Сравнить воду и кисель, воду и кашу и т. д.
«Растворимые и нерастворимые вещества»
Взять несколько ёмкостей с водой и по чайной ложке растворимых и нерастворимых веществ. Проверить — какие вещества растворяются, а какие нет. По результатам составить таблицу. «Вода бывает разной температуры»
Взять воду из разных источников и при измерить её температуру при помощи тактильных ощущений, а потом проверить, используя термометр.
«Вода нужна всем»
Поместить семена гороха и семена фасоли во влажную и в сухую среду, поместить на одно место на некоторое время и следить за появлением ростков. «Растения пьют воду»
Поставить по одному цветку в ёмкости с водой подкрашенной в разные цвета и наблюдать за окрашиванием стеблей цветов.
«У растений внутри есть вода»
Один цветок поместить в вазу, а другой полностью в ёмкость с сухим песком. Через некоторое время сравнить цветы. «Лёд легче воды»
Опустить кусочек льда в ёмкость с водой. Если плавает — легче воды, если утонет — тяжелее.
Что будет с водой, когда лёд растает?
«Друзья — враги»
Налить в ёмкость с водой подсолнечное масло и постараться перемешать их. Получиться или нет? Добавить туда-же жидкость для мытья посуды, наблюдать реакцию. «Спичка -пленница»
Положить спички на лёд. Насыпать сверху немного соли и посмотреть, что получится.
«Двухцветный цветок»
Расщепить стебель белого цветка на две части каждую половику поместить в подкрашенную воду и посмотреть, что получится. «Как выйти сухим из воды»
Смять бумагу и поместить её на дно стакана. Быстро перевернуть стакан, опустить его в ёмкость с водой и вытащить. Проверить состояние бумаги.
«Животворное свойство воды»
Срезать ветки быстро распускающегося дерева. Приготовить ёмкость с надписью «Живая вода». Поместить ветки в воду и следить за тем, как они распускаются. «Поверхностное натяжение воды»
Наполнить ёмкость водой до краёв и поместить на поверхность канцелярскую скрепку. Вода поднимется выше краёв ёмкости но не перельётся через край.
«Воздух-невидимка»
«Воздух»
Перевернуть стакан вверх дном и медленно опускать его в ёмкость с водой. Стараться держать прямо. Что получится? «Пузырьки воздуха»
Опустить стакан в банку с водой, но держать его немного наклонив. Что появится в воде?
«Ветер — это движение воздуха»
Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги и приоткрыть форточки. Наблюдать за движением полосок бумаги.
Помахать веером и почувствовать образование ветра. «Волны»
Взять емкости с водой и подуть на поверхность (воду можно окрасить разными красками). Наблюдать появление волн.
Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух движется, и на воде образуются волны.
«Парусники»
Поместить в бассейне игрушечные парусные лодочки и дуть на паруса. Наблюдать за движением парусников» «Воздух лёгкий»
Взять надувные игрушки и поместить в бассейн.
Поместить на весы два стакана: с воздухом, с водой.
«Опыты с растениями»
«Для чего корешки»
Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками. Выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляю растение в земле, забирают ли они воду. Помещают растение в прозрачную емкость, отмечают маркером на емкости уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Спустя несколько дней определяют, что произошло с водой (воды стало меньше) и объясняют процесс всасывания воды корешками. Результат дети зарисовывают. «Как питаются растения?»
Дети рассматривают черенки бальзамина с корешками, уточняют фукнцию корешков (они укрепляют растение в почве, берут из нее влагу).А что еще корешки могут брать из земли?
Обсуждаются предположения детей. Рассматривают пищевой сухой краситель – питание, добавляют его в воду, размешивают. Выясняют, что, если корешки заберут питание из воды, они, наверное, окрасятся в цвет красителя. Через несколько дней результаты опыта дети зарисовывают виде дневника наблюдений.
«Нужен ли корням воздух?»
Дети выясняют, почему одно растение растет лучше другого. Рассматривают, определяют, что в одном горшочке почва плотная, сухая, в другом – рыхлая, влажная. Почему плотная сухая почва для растения хуже? Доказывают, погружая сухие плотные комочки почвы в воду (плохо смачиваются, мало воздуха, так как из плотной земли мало выделяется пузырьков воздуха). То же проделывают с влажными рыхлыми кусочками почвы. Сравнивают. Уточняют, нужен ли воздух корням. Три одинаковых черешка герани помещают а прозрачные емкости с водой. В одну смесь с помощью пульверизатора нагнетают воздух к корням, вторую оставляют без изменений, в третью на поверхность воды наливают тонкий слой растительного масла, который препятствует прохождению воздуха к корням. Наблюдают за изменением черешков (хорошо растет в первой емкости, хуже во второй, в третьей растение вянет. Делают выводы о необходимости воздуха для корешков, зарисовывают результат. «Как вода движется по листьям?»
Взрослый каждому ребенку по очереди надрезает черенок бальзамина (появиться обильный сок). Предлагает рассмотреть место надреза и сок через лупу. (Стебель бальзамина содержит множество волокон, наполненных соком). Как пьет растение? Дети опускают черенок в подкрашенную воду, предварительно отметив объем воды в сосуде, и оставляют его на некоторое время.
Воды в банке стало меньше –это видно на отметке, стебель изменил окраску – цветная вода проникла внутрь него.
«Сколько воды пьёт растение?»
Срезают черенки для посадки и помещают их в колбы с одинаковым количеством воды. Отмечают уровень воды в колбах. Маркером. Через один, два дня дети проверяют уровень воды в каждой колбе. Выясняют, почему он не одинаков. «Нужно ли тепло растениям?»
Взрослый спрашивает, почему на веточках на улице нет листьев (на улице холодно, деревья «спят»). Взрослый предлагает поместить черешки герани в сосуды с водой и одни разместить между окон, другие на подоконнике. Дети наблюдают за ростом черешков в помещении и между окон. В помещении цветы чувствуют себя более комфортно. Оформляют результаты наблюдения в виде модели зависимости роста растений от тепла.
«Опыты с камнями»
«Твёрдый камень»
Взять в одну руку камешек, в другую – пластилин. Сжать обе ладони. Сравнить, что произошло с камешком, а что с пластилином. Почему? «Меняют ли камни цвет?»
Положить камни в прозрачную воду, в окрашенную воду и наблюдать за изменением цвета.
«Тёплый холодный»
На улице найти камень, тактильно измерить его температуру. Сжать камень в кулаке и некоторое время подержать. Что получилось?
Поместить на солнце светлые и тёмные камешки. Сравнить их температуру. «Какой камень самый прочный?»
Взять известняк, кварц и гранит. Попробовать разбить их молотком. Сделать вывод.
Заместитель заведующего по УВР