Ольга Мускатиньева
Картотека нейропсихологических игр и упражнений для дошкольников в работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека нейропсихологических игр и упражнений в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей дошкольного возраста
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения детей с нарушениями в развитии.
Публикация «Картотека нейропсихологических игр и упражнений для дошкольников в работе учителя-логопеда» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Логопедические игры
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга.
Специалисты образовательной организации могут воплотить лишь часть нейропсихологической коррекции, полноценную нейропсихологическую коррекцию может провести нейропсихолог, но, тем не менее, применение данных специальных методик в ходе коррекционно-развивающей работы актуально для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при нарушении развития различного вида.
• «Тропинка»
Координация движений является не только показателем двигательного развития ребенка, но и развития его мозговых структур. За координацию отвечает мозжечок- мощнейший компьютер нашего мозга. Профилактика нарушений координации и работа над ее развитием благоприятно влияет на развитие мозга. Нейроигра- это специально организованный процесс, направленный на функциональное развитие мозговых структур через игровую деятельность.
Распечатываем на принтере изображение рук и стоп, штук по 8 каждой картинки. Выкладываем на пол перед ребенком в столбик в хаотичном порядке. Например: рука и стопа, стопа и стопа, рука и рука, стопа и рука и так далее. Ребенку необходимо пройти по тропе с заданиями, координируя действия рук и ног.
Массажный мяч – это резиновый игольчатый (с шипами) мяч,
предназначенный для массажа, рефлексотерапии и релаксации всех частей
тела. Массажный мяч воздействует на нервные окончания, и улучшают
приток крови и стимулирует кровообращение. Также такие сенсорные
блоки развивают мелкую моторику и укрепляют суставы.
Катание мяча вверх вниз в ладонях
Катание мяча в ладонях по кругу
Вращение мяча пальчиками по кругу к себе
Сжимание и разжимание мяча пальчиками
Вращение мяча пальчиками по кругу от себя
Вращение мяча пальчиками по кругу от себя
Подкидывание мяча
Сдавливание мяча ладонями
Перекидывание мяча из руки в руку
• Кинетический праксис
Развиваем навыки ощущения своего тела и отдельных его частей в пространстве – кинестетические чувства (проприоцепция). Также эти задания тренируют и подготавливают руку к письму и другой творческой деятельности, развивают общую координацию и точность движений (мелкую моторику)
Ладонь от себя, согнуть безымянный палец. Выполнить с правой и левой руки
«Кольцо». Сомкнуть большой и указательный пальцы. Выполнить с правой и левой руки.
Ладонь развернуть от себя, большой палец и указательный сомкнуты («кольцо», средний палец опущен вниз.
Пальцы сжаты в кулак
Указательный, средний и безымянный палец прямые и сомкнуты, соединяем эти три пальца с большим, а мизинец поднимаем наверх.
Средний и указательный палец сомкнуты («кольцо», остальные- опущены вниз.
Указательный палец поднять наверх и немного согнуть (подушечкой пальца коснуться ладони).
Мизинец и безымянный палец сомкнуты и соприкасаются с большим («кольцо», остальные пальцы прямые и разогнуты вверх.
Удержание ладони с сомкнутыми пальцами
Каждый палец обозначает определенный цвет. Например, большой палец — красный, а мизинец — черный. Дотронься до кругов соответствующим цвету пальцем. В блоке 1
«Посмотри, какие позы нарисованы, попробуй повторить. Когда я назову цифру один- выполни первую позу, когда я назову цифру 2- вторую, когда назову цифру 3- третью». Взрослый называет цифры сначала последовательно от 1 до 3, потом в обратном порядке и только после этого рандомно (вразнобой).
Поставь указательные пальцы в центр. По инструкции взрослого нажимай пальцами на нужные кнопки : верхнюю, нижнюю, правую или левую. Можно выполнять одной рукой, чередовать руки или двумя одновременно. Например, правая- вверх, левая- вправо или обе руки вниз и т. д.
«Давай правильно расставим стрелочки на нашей орбите. После этого стрелочки нужно правильно закрасить, в этом тебе поможет таблица справа – соотнеси направление стрелочки с заданным цветом».
• Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы
Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, реализующихся во времени. Единый слуховой анализатор включает две функциональные системы: а) восприятие речевых звуков; б) восприятие неречевых звуков. В связи с этим важно, чтобы в ранний период онтогенеза ребенок приобрел способность прослеживать различные, следующие друг за другом цепочки слуховых стимулов, которые в будущем помогут овладеть ребёнку речью.
Игра «Сто вопросов – сто ответов со звуком И, и только с этим» Как тебя зовут? Ира, Инна, Иван, Игорь…
А фамилия? Иванова, …
Откуда ты приехала? Из Иркутска, Ижевска, Ишимбая, Иваново, Игарки, Ирбита, Ивантеевки. Что там растет? Инжир, ирга, ирисы, ива, иссоп…
Какие птицы там водятся? Иволга, ибис, индейка, индюк…
Какой подарок ты привезешь родным? Ириски, игрушки, иголки, игольницу, изумруды, изюм, икру, икону.
• Речевое звукоразличение. Фонематический слух.
«Отгадай слово». Предложите ребёнку запомнить первый звук из слова «крот», второй звук из слова «порт», четвертый звук из слова «торт». «Какое слово получилось?». (Кот.)
«Скажи слово наоборот». Попросите ребёнка сказать предложенное вами слово с конца. Начинайте с коротких слов (кот, дом, постепенно переходя к более длинным.
«Все на один звук». Придумайте с ребёнком предложение (рассказ, в котором все слова, кроме предлогов и союзов, содержат или начинаются с одной буквы.
«Весёлая цепочка». Назовите слово и попросите ребёнка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву вашего (стол – лодка – арбуз – зуб и т. д.)
Предложите ребёнку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово ( Например: кролик, ослик, фиалка, торт, автобус – кофта). Попросите его составить такую же «шифровку» для вас.
• Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма
«Чудо-звуки». Прослушайте с ребёнком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья и т. д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (их сходство и различие, где можно их услышать и т. д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем сходные по звучанию.
«Шумящие коробочки». Поиграйте с ребёнком с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т. д., которые при сотрясании издают различные шумы.
«Громко – тихо». Попросите ребёнка произнести гласный звук, слово сначала громко, потом тихо, отрывисто – протяжно, низким голосом – высоким. Затем так же сочетания разных звуков.
«Камертон». Предложите ребё нку проговаривать по слогам любое стихотворение и одновременно отстукивать его ритм по следующим правилам: отстукиваются слоги (каждый слог – удар); на каждом слове, включая предлоги, рука меняется.
• Дыхательное упражнение
Руки согнуты в локтях на уровне плеч, ладони смотрят вниз. На вдохе разворачиваем ладони вверх, на выдохе снова низ. Двигаются только кисти.
• Глазодвигательное упражнение
Голова зафиксирована, взгляд направлен вперед. Совершаем движения глазами по 4 основным точкам: наверх-вниз, влево-вправо. Голова при этом не двигается. Можно добавлять предмет и глазами прослеживать за предметом. Нейромоторика Пальцы обоих рук прямые и широко расставлены («солнышко»). Правая рука повернута ладонью от себя, пальцы направлены вверх. Левая рука повернута тыльной стороной к лицу: большой палец направлен вниз, а пальцы «смотрят» на правую руку. Производим смену положения (меняем руки). Повторить 8-12 раз
• Нарисуй стрелки на свободном поле следующим образом:
• Коричневую- п левом верхнем углу
• Оранжевую- в правом нижнем углу
• Черную- в левом нижнем углу
• Желтую- в правом верхнем углу.
• Разверни зеленую стрелку в противоположенном направлении и нарисуй ее посередине.
• Красную стрелку нарисуй над зеленой, а серую- под зеленой.
• Голубую стрелку разверни в противоположенном направлении и нарисуй слева, а розовую- справа.
Список литературы:
1. Программа «Рука-мозг», авторы А. Смолянинов, А. Ванчова 2011 г.
2. Агафонова И. Н. Готовимся к школе. - С. -Пб., МИМ, 1997.
3. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М. : Генезис, 2020.
4. Логвина Елизавета «Нейросборники»