МААМ-картинки

Картотека народных игр

Елена Яковлева
Картотека народных игр
▼ Скачать +Заказ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 156 «Волжаночка»

Составитель: воспитатель

подготовительной группы

Яковлева Е. А.

Ульяновск

2017

I. Русские народные игры

1.«Бабка Ёжка»

Цель: развивать у детей речь, умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе; воспитывать сознательную дисциплину, волю, настойчивость в преодолении трудностей, приучать детей быть честными и правдивыми.

Публикация «Картотека народных игр» размещена в разделах

Место проведения:веранда, участок группы, спортивный зал.

Методическая литература: [электронный ресурс]

горенка. рф›russkie-narodnye-podvizhnye-igry/

Материал: платок, нос, метла.

Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.

Вариант игры: можно использовать музыкальное сопровождение.

Ход игры: дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело».

Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка - Костяная Ножка

С печки упала,

Ножку сломала,

А потом и говорит:

«У меня нога болит».

Пошла она на базар,

Раздавила самовар,

Пошла на улицу,

Раздавила курицу.

Вышла на лужайку,

Испугала зайку.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.

2. «Краски»

Цель: развивать познавательный интерес к знаниям, стремление применять знания на практике. Формирование положительного отношения к труду, воспитание трудолюбия, деловитости. Вооружение разнообразными трудовыми умениями и навыками.

Место проведения: веранда, участок группы, спортивный зал.

Методическая литература: [электронный ресурс]

nsportal.ru›Детский сад›Здоровый образ жизни›…/kartoteka-narodnykh…

Материал:-

Правила игры: каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Выигрывает покупатель, который «купит» больше красок.

Вариант: купленные краски становятся помощниками.

Ход игры: участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки – краски. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит:

Тук, тук!

Кто там?

Я монах в синих штанах.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой (или любой другой цвет)

Выходит краска с таким цветом и покупатель должен догнать её. Если догонит, то забирает себе. Затем заходит второй покупатель. Ситуация повторяется.

3.«Жмурки»

Цель: учить внимательно слушать текст; развивать координацию в пространстве, быстроту и ловкость; развивать звуковую культуру речи, умение действовать согласно правилам.

Место проведения:веранда, группа, спортивный зал.

Методическая литература: [электронный ресурс]

karakyli.ru›…zhmurki-russkaya-narodnaya…igra/

Материал: повязка на глаза.

Правила игры: пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать его по имени, не снимая повязки. Тот становится жмуркой.

Ход игры: жмурка выбирается при помощи считалки. Ему завязывают глаза, отводят его на середину комнаты, и поворачивают несколько раз вокруг себя. Разговор с ним:

Кот, кот. на чем стоишь?

На квашне (деревянная посуда для замешивания текста).

Что в квашне?

- Квас.

Лови мышей, а не нас!

Игроки разбегаются, жмурка их ловит.

Вот еще один вариант приговорки:

- Где стоишь?

- На мосту.

- Что пьешь?

- Квас.

- Ищи три года нас!

4. «ХЛОП! ХЛОП! УБЕГАЙ!»

Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Место проведения: участок группы, спортивный зал.

Методическая литература: [электронный ресурс]

горенка. рф›russkie-narodnye-podvizhnye-igry/

Материал: лошадки

Правила игры: убегать можно лишь после слова «прокачусь»; тот ребенок, которого настигнет лошадка, на время выбывает из игры.

Вариант игры: игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.

Ход игры: играющие ходят по игровой площадке — собирают на лугу цветы, плетут венки, ловят бабочек и т. д. Несколько детей, выполняют роль лошадок, которые в стороне щиплют травку. После слов ведущего:

«Хлоп, хлоп, убегай,

Тебя кони стопчут»

несколько игроков

произносят:

«А я коней не боюсь,

По дороге прокачусь!»

и начинают скакать на палочках, подражая

лошадкам и стараясь поймать детей, гуляющих на лугу.

II. Татарские народные игры

1. Скок-перескок (Кучтем-куч)

Цель: развитие внимательности, умения ориентироваться в пространстве, укрепление мускулатуры ног.

Место проведения: веранда, участок группы, спортивный зал.

Методическая литература: [электронный ресурс] ok.ru›narod33/topic/65069179939630

Материал:-

Правила игры: нельзя выталкивать друг друга из кружков; двое играющих не должны находиться в одном кружке; при смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Вариант: можно использовать обручи.

Ход игры: на игровой площадке чертят круг диаметром 15— 25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30— 35 см для каждого участника игры. В центре большого круга стоит водящий. Водящий говорит: «Перескок!». После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая тоже на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

2. «Охотник и зайцы» (Куянчы)

Цель: упражнять детей в беге в различных направлениях, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь; быть осторожным и внимательным; учить ориентироваться в пространстве, действовать согласно правилам. Развивать двигательную активность.

Место проведения: веранда, групповая комната, спортивный зал.

Методическая литература: [электронный ресурс]

multiurok.ru›Обо мне›…-podvizhnyie-ighry…

Материал: медальоны или маски зайцев

Правила игры: спасаясь от «охотника», «зайцы» должны принять такое положение, чтобы их ноги не касались земли. Вставать на скамейку, на камень, сесть на землю и поднять ноги вверх. Если «охотник» поймает кого-нибудь, тот становится его помощником.

Вариант игры: можно использовать музыкальное сопровождение.

Ход игры: играющие выбирают «охотника». Остальные игроки - «зайцы» разбегаются по игровой площадке. «Охотник» старается «запятнать» их. Игра продолжается до тех пор, пока все «зайцы» не превратятся в охотников.

3. «Продаём горшки» (Чулмэк сатууены)

Цель: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Место проведения: веранда, участок группы, спортивный зал.

Методическая литература: [электронный ресурс]

https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-tatarskie-narodnie-igri-1243088.html

Материал:-

Правила игры: бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;

бегущие не имеют права задевать других игроков;

водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, то запятнанный должен бежать вправо.

Вариант игры: в следующей игре дети, которые играли роль горшка, будут хозяевами.

Ход игры: играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков.

Дети горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Затем он подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- Эй, дружок, продай горшок!

-Покупай!

-Сколько дать тебе рублей?

-Три отдай.

(Водящий три раза (по цене) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают 3 раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а оставшийся становится водящим.

III. Мордовские народные игры

1.«В ворона» (Варакасо)

Цель: развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу; развивать речевые навыки; упражнять детей в беге с увертыванием и в ловле, в приседании; воспитывать толерантное отношение к мордовским народным играм, чувство ответственности.

Место проведения: веранда, участок группы, спортивный зал.

Методическая литература: [электронный ресурс]

maam.ru›Новое›…-mordovskih-narodnyh…

Материал: маски ворона,клушки,цыплят.

Правила игры: клушка должна защищать своих деток, когда все цыплята будут выловлены, игра заканчивается.

Вариант игры: можно использовать музыкальное сопровождение.

Ход игры: клушка гуляет со своими цыплятами по лугу. Навстречу ей выходит ворон.

Ворон: Клушка, а клушка, дай-ка мне одного цыпленочка!

Клушка: Ой, ворон, не дам! Не дам!

Ворон: Ну, тогда я всех твоих детенышей утащу!

И начинает цыплят по одному вылавливать.

Клушка: (защищая цыплят). Варк! Варк!

Ворон: (ловя цыплят). Пивь! Пивь!

2. «В курочек» (Сараскаса (мокша) Саразкинесэ (эрзя)

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге, умению играть в коллективе; воспитывать сознательную дисциплину.

Место проведения: веранда, участок группы, спортивный зал.

Методическая литература: [электронный ресурс]

maam.ru›Новое›…-mordovskih-narodnyh…

Материал: маски куриц или медальоны.

Правила игры: водящий бежит по внутреннему кругу, а «хозяин» «курочки» - по внешнему, но остановиться нужно именно за курочку.

Вариант игры: водящий и хозяин прыгают на одной ножке.

Ход игры: играющие (хозяева) сажают в круг малышей (курочек). Каждый хозяин имеет свою курочку, нет ее только у покупателя. Последний ходит по кругу и решает, чью бы курочку взять к себе. Потом подходит к хозяину облюбованной им курочки, притрагивается рукой к голове этой курочки и быстро пускается бежать по кругу. Хозяин курочки также бежит по кругу, только в противоположном направлении. Кто раньше прибежит на место, тот становится хозяином, а оставшийся — покупателем.

3. «Круговой»

(«Мяченькунсема» - эрз., «Топсаналхксема» - мокш.)

Цель: развивать меткость, быстроту реакций.

Место проведения: веранда, участок группы, спортивный зал.

Методическая литература: В. С. БРЫЖИНСКИЙ МОРДОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ Саранск Мордовское книжное издательство 2009

Материал: набивной мяч.

Правила игры: мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.

Вариант игры: можно использовать музыкальное сопровождение.

Ход игры: играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

4. «РАЗОРВИ ЦЕПЬ!» (СЕЗИК РИСЬМЕНТЬ)

Цель: развивать быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

Место проведения: участок группы.

Методическая литература: В. С. БРЫЖИНСКИЙ МОРДОВСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ Саранск Мордовское книжное издательство 2009

Материал: монета

Правила игры: в игре участвуют две команды под на званием «Цепь серебряная» и «Цепь медная». Игра идет до тех пор, пока игроки одной команды не окажутся полностью в цепи второй команды. Последним бежит предводитель, чья команда уже полностью вошла в команду противника.

Вариант игры: игроки команды соперников называют одного из игроков первой команды. Он должен попытаться разорвать цепь команды, вызвавшей его.

Ход игры: каждая команда возглавляется предводителем. Он выбирается из наиболее крепких мальчиков, так как им последними приходится решать судьбу своей команды. Начинается эта борьба с представления своих достоинств, самохваления.

Ц е п ь м е д н а я (хором). Наша цепь из меди предков —

Разорвать нас невозможно.

Ц е п ь с е р е б р я н а я (хором). Слышишь, звон стоит в округе,

Серебро нам даст всем силы.

П р е д в о д и т е л ь ц е п и м е д н о й. В пустом звоне нету силы,

Сила — в нас, и мы докажем.

Названный предводителем игрок из цепи медной стремительно бросается разрывать цепь cеребряную. Если ему удастся, то он уводит в свою команду и ставит рядом с собой того игрока, чью цепь он разорвал при нападении. Если цепь разорвать не удастся, то нападающий пристраивается к команде, на которую он наступал. Очередь переходит к цепи серебряной.

П р е д в о д и т е л ь ц е п и с е р е б р я н о й. Разорвем мы медь на части, Стоит нам лишь к ней коснуться. Так по очереди игроки то одной, то другой команды пытаются разорвать цепь противоположной команды и увести с собой игрока разорванной цепи.

IV.Чувашские народные игры

1.«Хищник в море» (Сётканкайактинесре)

Цель: развитие внимания, ловкости, координации движений, умение прыгать на двух ногах, умение действовать согласно правилам.

Место проведения: участок группы, спортивный зал.

Методическая литература: [электронный ресурс]

chuvashskie_narodnye_igry.docx

Материал: веревка,штырь.

Правила игры: задетые веревкой рыбки выходят из игры. Ребенок, выполняющий роль хищника, начинает бег по сигналу. Веревка должна быть постоянно натянута.

Вариант: дети прыгают с хлопком перед собой.

Ход игры: в игре участвуют до десяти детей. Один из играющих выбирается хищником, остальные - рыбки. Для игры нужна веревка длиной 2- 3 м. На одном конце ее делают петлю и надевают на столбик или колышек. Игрок, выполняющий роль хищника, берется за свободный конец веревки и бежит по кругу так, чтобы веревка была натянута, а рука с веревкой была на уровне коленей. При приближении веревки детям-рыбкам нужно прыгать через нее.

2. «Летучая мышь» (Сяра серси)

Цель: развивать быстроту, ловкость, упражнять в беге, в броске.

Место проведения: участок группы

Методическая литература: [электронный ресурс]

chuvashskie_narodnye_igry.docx

Материал: вертушка

Правила игры: отнимать уже пойманную летучую мышь не разрешается. Поймавший летучую мышь отдает ее капитану своей команды, который получает право на новый бросок. Повторный бросок капитана дает команде очко. Играют до тех пор, пока не получат определенное количество очков

Вариант: можно использовать музыкальное сопровождение.

Ход игры: связывают накрест две тонкие планочки или щепочки. Получается вертушка - летучая мышь. Игроки делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны становятся в центре большой площадки, остальные - вокруг них. Один из капитанов первым кидает летучую мышь высоко вверх. Все остальные стараются поймать ее при падении еще в воздухе или схватить уже на земле. Правила игры.

3. «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель)

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу, упражнять умению играть в коллективе; воспитывать сознательную дисциплину, волю, настойчивость в преодолении трудностей, приучать детей быть честными и правдивыми.

Место проведения:веранда, участок группы, спортивный зал.

Методическая литература: [электронный ресурс]

chuvashskie_narodnye_igry.docx

Материал:-

Правила игры: проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Вариант игры: выбор команды по жребию.

Ход игры: выбирают двух игроков, которые будут капитанами. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят остальные, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы другие не слышали, каждый говорит, что он выбирает: луну или солнце. Ему так же тихо говорят, в чью команду он должен встать. Так все делятся на две команды, которые выстраиваются в колонны - игроки за своим капитаном, обхватив стоящего впереди за талию. Команды перетягивают друг друга через черту между ними. Перетягивание проходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Публикации по теме:

Презентация «Игровая карусель. Картотека народных подвижных игр» Игровая карусель картотека народных подвижных игрЦель:Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста посредством.

Картотека бурятских народных игр для детей старшего дошкольного возраста Картотека Бурятских народных игр для детей старшего дошкольного возраста Чем играли раньше дети? Раньше у детей не было такого.

Картотека дидактических игр по развитию словаря «5 игр для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста» Картотека дидактических игр по развитию словаря (по 5 игр для младшего, среднего и ста Дидактические игры для детей среднего возраста: 1.

Картотека народных игр «Челночок» Все участники игры встают парами лицом друг к другу и берутся за руки – это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами.

Картотека народных игр для использования на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности Русские народные игры могут использоваться на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности. Картотека народных игр. Жаворонок.

Картотека народных игрКартотека народных игр Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в.

Картотека народных игр для второй младшей группы Картотека народных игр для второй младшей группы. Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых.

Картотека подвижных народных игр для детского сада «Кошки-мышки» (русская народная игра) Выбирают водящего («кошка»). Другие дети — «мышки» — разбегаются в разные стороны, а «кошка» пытается.

Картотека русских народных игр 1. Игра «Ведьмина метелка» Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания.

Картотека народных подвижных игр Подвижная игра «Снятие шапки». Цель игры: воспитание ловкости, внимательности, укрепление мышц ног. Задачи: -воспитывать необходимые морально-волевые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека народных игр
Опубликовано: 25 января 2018 в 21:22
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека народных игр» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яковлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД