Алена Ложкина
Картотека народных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека народных игр
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Невозможно представить праздники на Руси без игр. В русских народных играх много юмора, задора. Они всегда образны и сопровождаются считалками, потешками, забавными запевками, прибаутками.
Публикация «Картотека народных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Народная культура, фольклор
- Темочки
Представляю вашему вниманию небольшую подборку народных игр, которые мы использовали на праздниках.
1. Игра «Ручеёк"
Задачи: Развивать ориентировку в пространстве, легкий бег, играть вместе.
Дети с помощью считалки выбирают «ручеёк».
Ручей, ручеёк!
Здравствуй, миленький, дружок!
«Ручеёк»: Можно с вами поиграть?
Дети: Ты скорее забегай
И друзей здесь выбирай.
Дети поднимают руки. «Ручеёк» забегает и выбирает себе пару. Оставшийся один ребёнок бежит и выбирает себе пару.
2.«Петушиный бой
Дети делятся на пары и изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Руки можно держать на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги. На земле нарисован круг диаметром 2 метра. Из каждой команды по одному участнику входят в круг и, прыгая на одной ноге, руки за спиной, пытаются вытолкнуть плечом друг друга за пределы круга.
3.«Горелки» (с платочком)
Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Посмотри на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три!
Последняя пара беги!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший «горит», т. е. водит.
3.«Жаворонок
к».[/b]
«Жаворонок» выбирается по считалке (в руке у него колокольчик).
Он бегает внутри круга. Все говорят:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине,
Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдёт,
Будет весел целый год.
Играющие закрывают глаза «жаворонок» выбегает за круг и звенит в колокольчик. Затем осторожно кладёт его за чьей-либо спиной. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
4. Игра «Горшки.
Выбираются 2 водящих: «продавец» и «покупатель». Дети садятся в круг на колени - это «горшки». Под русскую народную мелодию «покупатель» и «продавец» идут за кругом навстречу друг другу. Диалог при встрече:
- Почем горшки?
- По денежке!
- А не дырявые?
- Сам попробуй!
«Покупатель» идет по кругу, выбирая «горшок». «Продавец» идет позади, уговаривая его: «Отличные горшки! Новые, блестящие! Выбирай, покупай, не пожалеешь! Когда «покупатель» выбрал «горшок», он останавливается и говорит: «Вот этот беру!». Бьют по рукам и бегут в разные стороны. Кто первым добежал до «горшка», становится «продавцом», а «горшок» — «покупателем». Проигравший садится в круг, он «горшок».
5.«Матушка – весна
на»[/b]
Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, упражнять детей ходьбе, построению в круг.
Выбирается Весна. Двое детей взявшись за руки образуют ворота.
Все дети говорят:
Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.
Правила: Не размыкать цепочку.
6.«Вышибала
лы»[/b]
Популярная, динамичная и азартная игра с мячом. Рассчитана на большое количество людей. Предъявляет серьезные требования к физической подготовке в плане выносливости.
Описание игры
Для игры требуется как минимум 3 человека. Из них 2 вышибающие (вышибалы) и один водящий.
Вышибалы встают примерно в 5-10 метров друг от друга (по договоренности, а водящий между ними.
Суть игры: попасть по водящему с помощью мяча (вышибить его).
Водящий может ловить мяч (свечки) до того, как тот удариться о землю.
Играть можно как на улице, так и в большом зале (например, в спортивном зале школы).
Правила игры при количестве игроков больше трех
1. Игроки делятся на две команды: вышибающих и водящих.
2. Игроки договариваются о расстоянии межу вышибалами и чертят линии ближе которых им нельзя подходить друг к другу - чем больше расстояние, тем труднее вышибать и легче уворачиваться от мяча.
3. Команда водящих находится посередине вышибал.
4. Вышибалы стараются вышибить водящих с помощью мяча.
5. Выбитый выходит и ждет окончания игры или пока ему не отдадут свечку.
6. Поймавший свечку может вернуть обратно одного из ранее выбитых.
7. Когда остается последний водящий - он должен увернуться от меча столько раз, сколько ему полных лет. Если он увернулся удачно, то вся команда заходит обратно и начинается все с начала. Иначе команды меняются местами.
7. Подвижная игра «Круговые пятнашки
ки»[/b]
Участники игры встают по кругу, каждый свое место отмечает кружком. Двое играющих стоят за кругом на некотором расстоянии друг от друга, один из них пятнашка, он догоняет второго. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он называет одного из близко стоящих в кругу по имени. Тот оставляет свое место и бежит по кругу от пятнашки, а игрок занимает его место. Свободный кружок может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Он догоняет игрока, выбежавшего из круга.
Правила
1. Бегать через круг не разрешается.
2. Игроку, убегающему от пятнашки, можно пробегать не более одного круга.
3. Если пятнашка осалил убегающего, то они меняются местами.
Указания к проведению
В игре дети должны быть очень внимательными, если играющий зазевается, подведет товарища. Дети по кругу стоят на расстоянии одного шага друг от друга, лицом к центру. Пятнашку можно заменить, если он пробежал два круга, не запятнал и не занял свободное место.
Игра пройдет весело и интересно, если убегающие будут быстро меняться местами.
8. Вороны и ворон
бьи[/b]
Одна команда – Вороны, другая – Воробьи. На краю зала (площадки) Вороны стоят в шеренге спиной к Воробьям, которые по команде преподавателя выполняют приседы (на носках, на всей ступне; руки – на поясе, вперед, в стороны) и прыжки в приседе. Вороны включаются в игру по команде «Вороны!» (можно подать сигнал громко каркнув). Они поворачиваются кругом и стараются коснуться рукой (осалить) улетающих Воробьев. Разрешается салить только до определенной «границы» - заранее провести черту (Воробьи прячутся, например, под крышу дома). Осаленные игроки выбывают из игры. Позже команды могут поменяться ролями.
9.Обыкновенные жмурки
Одному из играющих — жмурке завязывают глаза, отводят его на середину комнаты и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем переговариваются с ним, например:«Кот, кот, на чем стоишь?» — «На квашне» .— «Что в квашне?» — «Квас».— «Лови мышей, а не нас». После слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.
Правила
1. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнуть: «Огонь!»
2. Нельзя кричать «Огонь!» с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него.
3. Играющие не должны прятаться за какие-либо предметы или убегать очень далеко.
4. Играющие могут увертываться от жмурки, приседать, проходить на четвереньках.
5. Пойманного игрока жмурка должен узнать, назвать по имени, не снимая повязки.
Указания к проведению
Игру можно проводить как в комнате, так и на участке. Граница игровой площадки должна быть точно определена, и выходить за нее участники игры не должны. Если границу игровой площадки переходит жмурка, то его следует остановить словом «Огонь!».
Дети должны бегать неслышно около жмурки. Смелые игроки могут тихо подойти к нему, коснуться плеча, спины, руки и так же неслышно убежать; могут за спиной у жмурки произнести короткое слово: «Ку-ку!», «А-у!»
[10. Удочка
Веселая детская игра со скакалкой или канатом на выносливость и координацию движений. В нее можно играть очень большой группой
Описание игры
Перед началом игры выбирается водящий. Все ребята становятся в круг, а водящий в центр круга со скакалкой в руках. Он начинает вращать скакалку так, чтобы та скользила по полу, делая круг за кругом под ногами играющих.
Игроки подпрыгивают, стараясь, чтобы она не задела кого-либо из них.
Правила игры
1. Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
2. Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
3. Тот, кто заденет скакалку, становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.
Примечания
Из дополнительных предметов вам понадобится скакалка (можно также использовать веревочку, на конце которой привязан мешочек с песком).
Можно использовать другой вариант этой игры, которая будет носить соревновательный характер - задевший веревку игрок выбывает из игры. Победителями становятся 2-3 последних игрока, которые не задели веревочки.