грибовская оксана
Картотека «Народные подвижные игры Омского Прииртышья для детей разных возрастных групп»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека «Народные подвижные игры Омского Прииртышья для детей разных возрастных групп»
Дошкольный возраст- ценный период в становлении и развитии ребенка как личности. В этот период ребенок обогащается событиями, впечатлениями окружающего его мира. Это происходит на фоне приобщения детей к культуре и истории родного края, через родной язык, фольклор, художественные произведения. Благодаря этому ребенок получает полноценного развития,душевное здоровье и наполняется жизненными силами. Для дошкольников главный вид деятельности это игра. В данной картотеке собрано описание народных подвижных игр Омского Прииртышья. для детей разных возрастных групп
Темочки:
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Омская область, Омск
- Подвижные игры для детей
- Русская народная культура, фольклор
- Русские народные игры
- Темочки
Для младшего дошкольного возраста
«Капуста»
Цель: тренировка смелости, ловкости и быстроты реакции.
Рисуется круг - огород. На середину его играющие складывают свои, шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, поёт:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобёр и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый!
Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем.
«В ушки»
Цель: активно воздействовать на центр речи, благодаря чёткому и простому ритму.
Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням рук другого. В такт песне они ударяют в ладони друг другу:
Мама била,била,била
И всё папе доложила.
Папа бил, бил, бил
И всё бабе доложил.
Баба била, била, била
И всё деду доложила
Дед бил, бил, бил
И всё сестрам доложил.
Сестры били, били, били
И всё братьям доложили.
Братья били, били, били
И в кадушку закатили.
А в кадушке две лягушки —
Закрывай скорее ушки!
Со словами «закрывай скорее ушки!» играющие быстро закрывают уши ладонями. Выигрывает тот, кто первым закроет уши.
«Ходит палочка по кругу»
Цель: вырабатывать умение координировать свои действия с другими участниками игры, что является важным социальным качеством.
Играющие стоят кругом, прижавшись друг к другу плечами и спрятав за спиной согнутые в локтях руки. Водящий кружится в середине круга с закрытыми глазами, а игроки в это время начинают передавать за спиной
друг другу палочку (это может быть также карандаш, линейка, варежка, носовой платок и т. д.). Сделав несколько оборотов, водящий останавливается, открывает глаза и пытается угадать, у кого палочка: тот, на кого он
указывает, должен показать обе руки одновременно. Игрок, у которого обнаружится палочка, становится водящим.
Палочку надо брать у одного соседа и передавать другому быстро, незаметно и «вслепую», руки при этом находятся в непривычном положении (согнуты в локтях и заведены за спину) и поэтому требуются значительные усилия, ловкость и тонкая мышечная координация, чтобы не
выронить палочку, и это является прекрасной гимнастикой для кистей рук.
«Ой, некуда заиньке выскочить.»
Цель: развивать музыкальный слух и умение общаться.
По считалке выбирают заиньку, остальные ходят вокруг него хороводом и поют:
Ой, некуда заиньке выскочить,
Ой, некуда серому выпрыгнуть!
Города турецкие, ой!
Замочки немецкие, ой!
Все это время заинька пытается вырваться из хоровода, а его не пускают. Затем хоровод останавливается, все поворачиваются лицом в круг и,
хлопая в ладоши, поют:
Ну-ка, заяц, щеком-боком
Перед нашим хороводом!
Ну-ка заяц, развернись,
Всем девчонкам поклонись!
Заинька перед хороводом делает все, о чем поют: танцует, разворачивается, кланяется, берет кого захочет за правую руку, кланяется и становится в круг, а выбранный становится заинькой, все повторяется сначала.
Традиционно этот хоровод водили на святочных вечерках.
«Воробьи — вороны»
Цель: развитие концентрации внимания, собранности, быстрой реакции.
Играющие разделяются на две примерно равные команды (если число игроков нечетное, то в одной команде будет больше на одного человека) и становятся в две шеренги спиной друг к другу, расстояние между шеренгами 20-30 см. Одна команда -воробьи, а другая - вороны. Вперед от каждой шеренги отсчитывается одинаковое количество шагов - в зависимости от возраста играющих и от размеров помещения это может быть 20, 30 или больше шагов и отмечается граница, до которой можно бежать. Если водящий выкрикивает: «Воробьи!», то воробьи бегут вперед до условленной границы, а вороны их догоняют, и тот, кого поймают, переходит в команду ворон. Если водящий выкрикивает «Вороны!», то убегают вороны, а воробьи их догоняют, и пойманные вороны переходят в команду воробьев. Играют до тех пор, пока одна команда не переловит другую, или пока не надоест. Остроту игре придает то, что играющие до последнего мгновения не знают, кому придется убегать, а кому догонять, так как водящий растягивает слоги «В-о-о-р-о-о.», делает паузу, а затем быстро произносит слог «-ны!» или «-бьи!».
«Все домой»
Цель: тренировать вестибулярный аппарат и развивать т способность к внутренней сосредоточенности.
На земле, на полу или на асфальте рисую небольшие круги по числу игроков минус один - это «дома». Затем берутся за руки и с закрытыми глазами ходят цепочкой, у первого в цепочке глаза открыты - он старается увести играющих подальше от «домов». Пока ходят с закрытыми глазами хором скандируют:
Гуси, гуси, га-га-га!
Выходили на луга
Пощипали травку -
Прыгнули в канавку.
Увидали волка -
Спрятались под ёлку.
Повертели головой -
Побежали все домой!
На словах «все домой!» игроки открывают глаза, цепочка распадается, все бегут к кругам и стараются их занять, один остается без дома и игра начинается сначала.
«Зеркало»
Цели: научить преодолевать скованность при общении,.
По считалке выбирают «зеркало» и становятся перед ним в затылок друг другу. По очереди «смотрятся» в зеркало: показывают какое-нибудь движение или фигуру (прихорашиваются, вертятся перед зеркалом, подпрыгивают
на одной ножке и т. д.) — «зеркало» повторяет движения, игру продолжают до тех пор, пока все не побывают в роли зеркала.
«В подкиды»
Цель: упражнять внимание.
Один из играющих берет в руки мяч и напевает:
Оля, Коля,
Дуб зелёный,
Ландыш белый,
Зайка серый,
Брось!
Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.
«В перевертушки» (логоритмическая игра)
Цель: активизировать центр речи в коре головного мозга.
Играющие становятся попарно лицом друг к другу. Постоянно чередуя хлопки в ладони и удары ладоней о ладони партнера, скандируют в такт хлопкам:
Огурчики соленые,
Московские, зеленые!
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!
При слове «Перевергушки!» прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, повторяют игровой припев, так же чередуя хлопки и удары ладоней о ладони партнера. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
«Воробьи — вороны»
Цель: научить концентрации внимания, собранности, быстрой реакции и зарядить играющих бодростью и оптимизмом.
Играющие разделяются на две примерно равные команды (если число игроков нечетное, то в одной команде будет больше на одного человека) и становятся в две шеренги спиной друг к другу, расстояние между шеренгами 20-30 см. Одна команда - воробьи, а другая - вороны. Вперед от каждой шеренги отсчитывается одинаковое количество шагов - в зависимости от возраста играющих и от размеров помещения это может быть 20, 30 или больше шагов и отмечается граница, до которой можно бежать. Если водящий выкрикивает: «Воробьи!», то воробьи бегут вперед до условленной границы, а вороны их догоняют, и тот, кого поймают, переходит в команду ворон. Если водящий выкрикивает «Вороны!», то убегают вороны, а воробьи их догоняют, и пойманные вороны переходят в команду воробьев. Играют до тех пор, пока одна команда не переловит другую, или пока не надоест. Остроту игре придает то, что играющие до последнего мгновения не знают, кому придется убегать, а кому догонять, так как водящий растягивает слоги «В-о-о-р-о-о.», делает паузу, а затем быстро произносит слог «-ны!» или «-бьи!».
«В чижика»
Цель: тренировать самообладание (у водящего, развивать музыкальный слух, чувство ритма, скорость реакции,вызывать положительные эмоции.
По считалке выбирают чижика, вокруг которого водят хоровод и поют:
По дубочку постучишь —
Вылетает сизый чиж!
У чижа, у чижика
Хохолочек рыженький!
Чижик по морю летал,
Правой ножкой все махал.
Затем все останавливаются, поворачиваются лицом в круг и громко с расстановкой говорят хором: «Чиж, чиж, прилетай - себе пару выбирай!».
После чего все разбиваются на пары, чижик тоже ловит себе пару, а оставшийся лишним становится чижом и игра продолжается. Если лишнего не будет (играющих четное число, то нового чижика выбирают по считалке.
Когда водят хоровод, чижик изображает то, о чем поется в песне: стучит по дубочку, показывает хохолочек на голове, машет крыльями, «летает», машет правой ножкой.
«Все домой»
Цель: тренировать вестибулярный аппарат и развивать способность к внутренней сосредоточенности.
На земле, на полу или на асфальте рисуют небольшие круги по числу игроков минус один - это «дома». Затем берутся за руки и с закрытыми глазами ходят цепочкой, у первого в цепочке глаза открыты - он старается увести играющих подальше от «домов». Пока ходят с закрытыми глазами хором говорят:
Гуси, гуси, га-га-га!
Выходили на луга.
Пощипали травку-
Прыгнули в канавку.
Спрятались под ёлку.
Увидали волка-
Спрятались под елку.
Повертели головой —
Побежали все домой!
На словах «все домой!» игроки открывают глаза, цепочка распадается, все бегут к кругам и стараются их занять, один остается без дома и игра начинается сначала.
«В перевертушки»
Играющие становятся попарно лицом друг к другу. Постоянно чередуя хлопки в ладони и удары ладоней о ладони партнера, скандируют в такт хлопкам:
Огурчики соленые,
Московские, зеленые!
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!
При слове «Перевертушки!» прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, повторяют игровой припев, так же чередуя хлопки и удары ладоней о ладони партнёра. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.
«Мельница»
Цель: тренировать вестибулярный аппарат, развивать чувство равновесия, что способствует полноценному развитию мозжечка.
Играющие становятся в круг, каждый участник, не сходя с места,
кружится вокруг себя. При этом все поют:
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся!
Крутись-вертись, жернов,
Съеден хлеб наш черный!
Мели, мели, засыпай.
И в мешочки набивай!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто из игроков упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот выходит из игры. Остальные повторяют песню и опять кружатся.
«Я по горенке шла»
Цель: развитие координации и укрепления мышц спины, чувство единения со всеми участниками игры, чувство принадлежности к группе, что обеспечивает психологический и социальный комфорт.
Играющие берутся за руки, образуя цепочку, поют и ходят змейкой, стараясь к концу песни образовать круг (за этим следит ведущий):
Я по горенке шла,
Клубок ниток нашла.
Клубок маленький,
Нитки аленькие.
Клубок катится,
Нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле.
+Нитка боле, боле, боле.
+Нитка дольше всех.
Перевёртов шесть!
После слов «Перевертов шесть!» играющие, которые стоят теперь кругом, размыкают руки, хором считают до шести, на каждый счет подпрыгивают на месте и поворачиваются в воздухе вокруг себя, не сходя с места.
«Чурилки»
Играющие выбирают двоих, одному завязывают платком глаза, другому дают колокольчик или бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Позолочены концы!
Кто на бубенцах играет,
Того жмурка не поймает!
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки, и игра продолжается.
«Веселая ткачиха»
По считалке выбирают два «челночка», остальные делятся на две стенки - это ткацкий станок. Взявшись под руки «стенки» ходят навстречу друг другу одновременно, т. е. ритмично сходятся и расходятся со словами:
Я весёлая ткачиха - обе стенки идут навстречу друг другу
Хорошо умею ткать - стенки расходятся, шагая назад
Пинч-понч, клёпу-клёпу - стенки сходятся (шагают навстречу)
Хорошо умею ткать - стенки расходятся
Челночки стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет, т. е когда стенки расходятся. Темп постепенно убыстряется и челночкам остается все меньше времени, чтобы успеть пробежать, и, наконец, они оказываются «затканными» в станке, т. е. зажатыми между стенками.
Примечание. Пробегая между надвигающимися на него стенками, ребёнок (или подросток) испытывает «веселый» ужас, тренируя в игре нейрогормональные системы, которые отвечают за поведение в экстремальных ситуациях.
Следует обращать внимание на то, чтобы стенки шагали ритмично и держали прямую линию, т. к. часто в азарте игроки, нарушая ритм, выдаются вперед, пытаясь поскорее заткать челночки.
«Снежный ком»
Играющие становятся кругом достаточно близко друг к другу, руки опущены. Кто-то называет свое имя: «Меня зовут Таня». Сосед справа продолжает: «Меня зовут Таня, Лена», а следующий говорит: «Меня зовут Таня, Лена, Сережа». Таким образом, имя постепенно удлиняется, подобно снежному кому. Иногда взрослый организатор игры может незаметно для ребят расставить их так, чтобы рядом оказались дети с одинаковыми именами, тогда будет получаться так: «Меня зовут Таня, Таня, Лена, Сережа, Саша, Саша, Саша, Юля.» - это вызовет у играющих смех.
Примечание. Можно называть уменьшительно ласкательные имена - детям это нравится и формирует дружелюбные отношения в коллективе.
Очень полезно для развития речи и скорости мышления стимулировать играющих к максимально быстрому (и без запинки) произнесению имен.
«Лиса»
Все становится кругом на возможно большем расстоянии друг от друга (насколько позволяет помещение, а водящий ходит внутри круга, говоря речитативом и слегка раскачиваясь в такт словам:
Я лиса, лиса, лиса!
Я иду, иду, иду!
С этими словами водящий останавливается перед кем-нибудь и спрашивает: «Хочешь быть моим хвостом?»
Если ему отвечают «нет!» или «не хочу!», то он подходит с этим вопросом к другому, а тот, кто ответит «да!», становится позади лисы и кладет обе руки на пояс или на плечи, образуя «паровозик». Теперь они идут уже вдвоем, хором (также слегка покачиваясь в такт словам) говорят речитативом и остановившись перед кем-нибудь спрашивают хором: «Хочешь быть моим хвостом?» и т. д., пока все не встанут в цепочку. Затем лиса начинает любоваться своим хвостом, «размахивать» им, т. е. бегать змейкой, кружиться, пританцовывать, а потом говорит: «Что-то хвост длинный получился - отщипнука немного, да воротник себе сделаю!» и с этими словами начинает ловить конец хвоста, а он уворачивается от лисы, стараясь не разорвать цепочку («паровозик»).
Традиционный вариант игры: играющие проползают на четвереньках по коридору составленному из широко расставленных ног «хвоста» и становится в конце. Этот вариант подходит для игры на ковре.
Примечание. Ритмичная ходьба в такт словам развивает речь и способность к чтению (логоритмическое упражнение, увертывание хвоста от головы воспитывает чувство коллективного взаимодействия (социальная координация, а также развивает моторику (ловкость, скорость, мышечное чувство).
«Золотые ворота»
Существует несколько вариантов этой игры: разделение на команды с перетягиванием веревки или палки, круговые капканчики и т. д. - мы остановимся на следующем.
Два человека стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки и приподнимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки, цепочкой пробегают под воротами и поют:
Золотые ворота,
Проходите, господа!
Первой мать пройдет -
Всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
С этими словами ворота опускаются и ловят кого-нибудь из цепочки. Пойманные берутся за руки с теми, кто был воротами, и образуется замкнутый круг, через который цепочка проходит, повторяя каждый раз песню и проныривая в ворота, образованные приподнятыми руками, стоящих кругом игроков. Круг с каждым разом расширяется, а цепочка уменьшается. Песня повторяется до тех пор, пока не переловят всю цепочку - на этом игра кончается.
Примечание. В этой игре, как и в горелках, следует отметить красивую архаичную мелодию, которая, несомненно, эстетически и музыкально развивает детей.
«Растяпа»
Играющие становятся по два друг за другом, образуя внутренний и внешний круги. В центре круга стоит игрок без пары. Когда играет музыка (это может быть гармонь, балалайка или магнитофон) — внутренний круг пляшет, а наружный стоит на месте. Как только музыка прекращается, все танцующие прячутся за спину любого стоящего в наружном круге, образуя новую пару. Тот, кто остался без пары — «растяпа»: он становится в центр круга и считает: «Раз, два, три!», а остальные говорят хором: «Растяпа ты!». После этого играет музыка и внутренний круг пляшет вместе с «растяпой» - музыка смолкает, танцующие становятся за спины стоящих и все повторяется.
Если в течение игры один и тот же играющий остается растяпой второй раз, то он считает до пяти: «Раз, два, три, четыре, пять!» и все хором говорят, показывая на него пальцем и размахивая рукой в такт словам: «Растяпа ты опять!». Если он остается в третий раз, то говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь!», а ему отвечают: «Растяпа ты совсем!», а на четвертый раз он считает до восьми, остальные скандируют: «Растяпу мы забросим!» и обычно на этом игра заканчивается.
Примечание. Эта игра незаменима на школьных праздниках, народных гуляньях, так как собирает много участников и создает непринужденную обстановку, в которой охотно пляшут даже самые застенчивые. В «растяпу» с азартом играют и дошкольники, и молодежь.