Приложение МААМ

Картотека «Народные подвижные игры Омского Прииртышья для детей разных возрастных групп»

грибовская оксана
Картотека «Народные подвижные игры Омского Прииртышья для детей разных возрастных групп»
▼ Скачать + Заказать документы

Картотека «Народные подвижные игры Омского Прииртышья для детей разных возрастных групп»

Дошкольный возраст- ценный период в становлении и развитии ребенка как личности. В этот период ребенок обогащается событиями, впечатлениями окружающего его мира. Это происходит на фоне приобщения детей к культуре и истории родного края, через родной язык, фольклор, художественные произведения. Благодаря этому ребенок получает полноценного развития,душевное здоровье и наполняется жизненными силами. Для дошкольников главный вид деятельности это игра. В данной картотеке собрано описание народных подвижных игр Омского Прииртышья. для детей разных возрастных групп

Темочки:

Для младшего дошкольного возраста

«Капуста»

Цель: тренировка смелости, ловкости и быстроты реакции.

Рисуется круг - огород. На середину его играющие складывают свои, шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все стоят за кругом, а один из ребят, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, изображая движениями воображаемую работу, поёт:

Я на камушке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капустку не украли,

В огород не прибегали

Волк и лисица,

Бобёр и куница,

Заинька усатый,

Медведь толстопятый!

Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем.

«В ушки»

Цель: активно воздействовать на центр речи, благодаря чёткому и простому ритму.

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням рук другого. В такт песне они ударяют в ладони друг другу:

Мама била,била,била

И всё папе доложила.

Папа бил, бил, бил

И всё бабе доложил.

Баба била, била, била

И всё деду доложила

Дед бил, бил, бил

И всё сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И всё братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки —

Закрывай скорее ушки!

Со словами «закрывай скорее ушки!» играющие быстро закрывают уши ладонями. Выигрывает тот, кто первым закроет уши.

«Ходит палочка по кругу»

Цель: вырабатывать умение координировать свои действия с другими участниками игры, что является важным социальным качеством.

Играющие стоят кругом, прижавшись друг к другу плечами и спрятав за спиной согнутые в локтях руки. Водящий кружится в середине круга с закрытыми глазами, а игроки в это время начинают передавать за спиной

друг другу палочку (это может быть также карандаш, линейка, варежка, носовой платок и т. д.). Сделав несколько оборотов, водящий останавливается, открывает глаза и пытается угадать, у кого палочка: тот, на кого он

указывает, должен показать обе руки одновременно. Игрок, у которого обнаружится палочка, становится водящим.

Палочку надо брать у одного соседа и передавать другому быстро, незаметно и «вслепую», руки при этом находятся в непривычном положении (согнуты в локтях и заведены за спину) и поэтому требуются значительные усилия, ловкость и тонкая мышечная координация, чтобы не

выронить палочку, и это является прекрасной гимнастикой для кистей рук.

«Ой, некуда заиньке выскочить.»

Цель: развивать музыкальный слух и умение общаться.

По считалке выбирают заиньку, остальные ходят вокруг него хороводом и поют:

Ой, некуда заиньке выскочить,

Ой, некуда серому выпрыгнуть!

Города турецкие, ой!

Замочки немецкие, ой!

Все это время заинька пытается вырваться из хоровода, а его не пускают. Затем хоровод останавливается, все поворачиваются лицом в круг и,

хлопая в ладоши, поют:

Ну-ка, заяц, щеком-боком

Перед нашим хороводом!

Ну-ка заяц, развернись,

Всем девчонкам поклонись!

Заинька перед хороводом делает все, о чем поют: танцует, разворачивается, кланяется, берет кого захочет за правую руку, кланяется и становится в круг, а выбранный становится заинькой, все повторяется сначала.

Традиционно этот хоровод водили на святочных вечерках.

«Воробьи — вороны»

Цель: развитие концентрации внимания, собранности, быстрой реакции.

Играющие разделяются на две примерно равные команды (если число игроков нечетное, то в одной команде будет больше на одного человека) и становятся в две шеренги спиной друг к другу, расстояние между шеренгами 20-30 см. Одна команда -воробьи, а другая - вороны. Вперед от каждой шеренги отсчитывается одинаковое количество шагов - в зависимости от возраста играющих и от размеров помещения это может быть 20, 30 или больше шагов и отмечается граница, до которой можно бежать. Если водящий выкрикивает: «Воробьи!», то воробьи бегут вперед до условленной границы, а вороны их догоняют, и тот, кого поймают, переходит в команду ворон. Если водящий выкрикивает «Вороны!», то убегают вороны, а воробьи их догоняют, и пойманные вороны переходят в команду воробьев. Играют до тех пор, пока одна команда не переловит другую, или пока не надоест. Остроту игре придает то, что играющие до последнего мгновения не знают, кому придется убегать, а кому догонять, так как водящий растягивает слоги «В-о-о-р-о-о.», делает паузу, а затем быстро произносит слог «-ны!» или «-бьи!».

«Все домой»

Цель: тренировать вестибулярный аппарат и развивать т способность к внутренней сосредоточенности.

На земле, на полу или на асфальте рисую небольшие круги по числу игроков минус один - это «дома». Затем берутся за руки и с закрытыми глазами ходят цепочкой, у первого в цепочке глаза открыты - он старается увести играющих подальше от «домов». Пока ходят с закрытыми глазами хором скандируют:

Гуси, гуси, га-га-га!

Выходили на луга

Пощипали травку -

Прыгнули в канавку.

Увидали волка -

Спрятались под ёлку.

Повертели головой -

Побежали все домой!

На словах «все домой!» игроки открывают глаза, цепочка распадается, все бегут к кругам и стараются их занять, один остается без дома и игра начинается сначала.

«Зеркало»

Цели: научить преодолевать скованность при общении,.

По считалке выбирают «зеркало» и становятся перед ним в затылок друг другу. По очереди «смотрятся» в зеркало: показывают какое-нибудь движение или фигуру (прихорашиваются, вертятся перед зеркалом, подпрыгивают

на одной ножке и т. д.) — «зеркало» повторяет движения, игру продолжают до тех пор, пока все не побывают в роли зеркала.

«В подкиды»

Цель: упражнять внимание.

Один из играющих берет в руки мяч и напевает:

Оля, Коля,

Дуб зелёный,

Ландыш белый,

Зайка серый,

Брось!

Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.

«В перевертушки» (логоритмическая игра)

Цель: активизировать центр речи в коре головного мозга.

Играющие становятся попарно лицом друг к другу. Постоянно чередуя хлопки в ладони и удары ладоней о ладони партнера, скандируют в такт хлопкам:

Огурчики соленые,

Московские, зеленые!

Ложки, плошки, поварешки,

Перевертушки!

При слове «Перевергушки!» прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, повторяют игровой припев, так же чередуя хлопки и удары ладоней о ладони партнера. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

«Воробьи — вороны»

Цель: научить концентрации внимания, собранности, быстрой реакции и зарядить играющих бодростью и оптимизмом.

Играющие разделяются на две примерно равные команды (если число игроков нечетное, то в одной команде будет больше на одного человека) и становятся в две шеренги спиной друг к другу, расстояние между шеренгами 20-30 см. Одна команда - воробьи, а другая - вороны. Вперед от каждой шеренги отсчитывается одинаковое количество шагов - в зависимости от возраста играющих и от размеров помещения это может быть 20, 30 или больше шагов и отмечается граница, до которой можно бежать. Если водящий выкрикивает: «Воробьи!», то воробьи бегут вперед до условленной границы, а вороны их догоняют, и тот, кого поймают, переходит в команду ворон. Если водящий выкрикивает «Вороны!», то убегают вороны, а воробьи их догоняют, и пойманные вороны переходят в команду воробьев. Играют до тех пор, пока одна команда не переловит другую, или пока не надоест. Остроту игре придает то, что играющие до последнего мгновения не знают, кому придется убегать, а кому догонять, так как водящий растягивает слоги «В-о-о-р-о-о.», делает паузу, а затем быстро произносит слог «-ны!» или «-бьи!».

«В чижика»

Цель: тренировать самообладание (у водящего, развивать музыкальный слух, чувство ритма, скорость реакции,вызывать положительные эмоции.

По считалке выбирают чижика, вокруг которого водят хоровод и поют:

По дубочку постучишь —

Вылетает сизый чиж!

У чижа, у чижика

Хохолочек рыженький!

Чижик по морю летал,

Правой ножкой все махал.

Затем все останавливаются, поворачиваются лицом в круг и громко с расстановкой говорят хором: «Чиж, чиж, прилетай - себе пару выбирай!».

После чего все разбиваются на пары, чижик тоже ловит себе пару, а оставшийся лишним становится чижом и игра продолжается. Если лишнего не будет (играющих четное число, то нового чижика выбирают по считалке.

Когда водят хоровод, чижик изображает то, о чем поется в песне: стучит по дубочку, показывает хохолочек на голове, машет крыльями, «летает», машет правой ножкой.

«Все домой»

Цель: тренировать вестибулярный аппарат и развивать способность к внутренней сосредоточенности.

На земле, на полу или на асфальте рисуют небольшие круги по числу игроков минус один - это «дома». Затем берутся за руки и с закрытыми глазами ходят цепочкой, у первого в цепочке глаза открыты - он старается увести играющих подальше от «домов». Пока ходят с закрытыми глазами хором говорят:

Гуси, гуси, га-га-га!

Выходили на луга.

Пощипали травку-

Прыгнули в канавку.

Спрятались под ёлку.

Увидали волка-

Спрятались под елку.

Повертели головой —

Побежали все домой!

На словах «все домой!» игроки открывают глаза, цепочка распадается, все бегут к кругам и стараются их занять, один остается без дома и игра начинается сначала.

«В перевертушки»

Играющие становятся попарно лицом друг к другу. Постоянно чередуя хлопки в ладони и удары ладоней о ладони партнера, скандируют в такт хлопкам:

Огурчики соленые,

Московские, зеленые!

Ложки, плошки, поварешки,

Перевертушки!

При слове «Перевертушки!» прыжком поворачиваются вокруг себя и, на каком бы месте ни остановились, повторяют игровой припев, так же чередуя хлопки и удары ладоней о ладони партнёра. Поворачиваются до тех пор, пока не займут первоначальное положение.

«Мельница»

Цель: тренировать вестибулярный аппарат, развивать чувство равновесия, что способствует полноценному развитию мозжечка.

Играющие становятся в круг, каждый участник, не сходя с места,

кружится вокруг себя. При этом все поют:

Мели, мели, мельница,

Жерновочки вертятся!

Крутись-вертись, жернов,

Съеден хлеб наш черный!

Мели, мели, засыпай.

И в мешочки набивай!

На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто из игроков упадет или не сумеет вовремя остановиться, тот выходит из игры. Остальные повторяют песню и опять кружатся.

«Я по горенке шла»

Цель: развитие координации и укрепления мышц спины, чувство единения со всеми участниками игры, чувство принадлежности к группе, что обеспечивает психологический и социальный комфорт.

Играющие берутся за руки, образуя цепочку, поют и ходят змейкой, стараясь к концу песни образовать круг (за этим следит ведущий):

Я по горенке шла,

Клубок ниток нашла.

Клубок маленький,

Нитки аленькие.

Клубок катится,

Нитка тянется.

Клубок доле, доле, доле.

+Нитка боле, боле, боле.

+Нитка дольше всех.

Перевёртов шесть!

После слов «Перевертов шесть!» играющие, которые стоят теперь кругом, размыкают руки, хором считают до шести, на каждый счет подпрыгивают на месте и поворачиваются в воздухе вокруг себя, не сходя с места.

«Чурилки»

Играющие выбирают двоих, одному завязывают платком глаза, другому дают колокольчик или бубенцы. Затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Позолочены концы!

Кто на бубенцах играет,

Того жмурка не поймает!

После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их меняют другие игроки, и игра продолжается.

«Веселая ткачиха»

По считалке выбирают два «челночка», остальные делятся на две стенки - это ткацкий станок. Взявшись под руки «стенки» ходят навстречу друг другу одновременно, т. е. ритмично сходятся и расходятся со словами:

Я весёлая ткачиха - обе стенки идут навстречу друг другу

Хорошо умею ткать - стенки расходятся, шагая назад

Пинч-понч, клёпу-клёпу - стенки сходятся (шагают навстречу)

Хорошо умею ткать - стенки расходятся

Челночки стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет, т. е когда стенки расходятся. Темп постепенно убыстряется и челночкам остается все меньше времени, чтобы успеть пробежать, и, наконец, они оказываются «затканными» в станке, т. е. зажатыми между стенками.

Примечание. Пробегая между надвигающимися на него стенками, ребёнок (или подросток) испытывает «веселый» ужас, тренируя в игре нейрогормональные системы, которые отвечают за поведение в экстремальных ситуациях.

Следует обращать внимание на то, чтобы стенки шагали ритмично и держали прямую линию, т. к. часто в азарте игроки, нарушая ритм, выдаются вперед, пытаясь поскорее заткать челночки.

«Снежный ком»

Играющие становятся кругом достаточно близко друг к другу, руки опущены. Кто-то называет свое имя: «Меня зовут Таня». Сосед справа продолжает: «Меня зовут Таня, Лена», а следующий говорит: «Меня зовут Таня, Лена, Сережа». Таким образом, имя постепенно удлиняется, подобно снежному кому. Иногда взрослый организатор игры может незаметно для ребят расставить их так, чтобы рядом оказались дети с одинаковыми именами, тогда будет получаться так: «Меня зовут Таня, Таня, Лена, Сережа, Саша, Саша, Саша, Юля.» - это вызовет у играющих смех.

Примечание. Можно называть уменьшительно ласкательные имена - детям это нравится и формирует дружелюбные отношения в коллективе.

Очень полезно для развития речи и скорости мышления стимулировать играющих к максимально быстрому (и без запинки) произнесению имен.

«Лиса»

Все становится кругом на возможно большем расстоянии друг от друга (насколько позволяет помещение, а водящий ходит внутри круга, говоря речитативом и слегка раскачиваясь в такт словам:

Я лиса, лиса, лиса!

Я иду, иду, иду!

С этими словами водящий останавливается перед кем-нибудь и спрашивает: «Хочешь быть моим хвостом?»

Если ему отвечают «нет!» или «не хочу!», то он подходит с этим вопросом к другому, а тот, кто ответит «да!», становится позади лисы и кладет обе руки на пояс или на плечи, образуя «паровозик». Теперь они идут уже вдвоем, хором (также слегка покачиваясь в такт словам) говорят речитативом и остановившись перед кем-нибудь спрашивают хором: «Хочешь быть моим хвостом?» и т. д., пока все не встанут в цепочку. Затем лиса начинает любоваться своим хвостом, «размахивать» им, т. е. бегать змейкой, кружиться, пританцовывать, а потом говорит: «Что-то хвост длинный получился - отщипнука немного, да воротник себе сделаю!» и с этими словами начинает ловить конец хвоста, а он уворачивается от лисы, стараясь не разорвать цепочку («паровозик»).

Традиционный вариант игры: играющие проползают на четвереньках по коридору составленному из широко расставленных ног «хвоста» и становится в конце. Этот вариант подходит для игры на ковре.

Примечание. Ритмичная ходьба в такт словам развивает речь и способность к чтению (логоритмическое упражнение, увертывание хвоста от головы воспитывает чувство коллективного взаимодействия (социальная координация, а также развивает моторику (ловкость, скорость, мышечное чувство).

«Золотые ворота»

Существует несколько вариантов этой игры: разделение на команды с перетягиванием веревки или палки, круговые капканчики и т. д. - мы остановимся на следующем.

Два человека стоят лицом друг к другу, держатся за обе руки и приподнимают их, образуя ворота. Остальные играющие берутся за руки, цепочкой пробегают под воротами и поют:

Золотые ворота,

Проходите, господа!

Первой мать пройдет -

Всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами ворота опускаются и ловят кого-нибудь из цепочки. Пойманные берутся за руки с теми, кто был воротами, и образуется замкнутый круг, через который цепочка проходит, повторяя каждый раз песню и проныривая в ворота, образованные приподнятыми руками, стоящих кругом игроков. Круг с каждым разом расширяется, а цепочка уменьшается. Песня повторяется до тех пор, пока не переловят всю цепочку - на этом игра кончается.

Примечание. В этой игре, как и в горелках, следует отметить красивую архаичную мелодию, которая, несомненно, эстетически и музыкально развивает детей.

«Растяпа»

Играющие становятся по два друг за другом, образуя внутренний и внешний круги. В центре круга стоит игрок без пары. Когда играет музыка (это может быть гармонь, балалайка или магнитофон) — внутренний круг пляшет, а наружный стоит на месте. Как только музыка прекращается, все танцующие прячутся за спину любого стоящего в наружном круге, образуя новую пару. Тот, кто остался без пары — «растяпа»: он становится в центр круга и считает: «Раз, два, три!», а остальные говорят хором: «Растяпа ты!». После этого играет музыка и внутренний круг пляшет вместе с «растяпой» - музыка смолкает, танцующие становятся за спины стоящих и все повторяется.

Если в течение игры один и тот же играющий остается растяпой второй раз, то он считает до пяти: «Раз, два, три, четыре, пять!» и все хором говорят, показывая на него пальцем и размахивая рукой в такт словам: «Растяпа ты опять!». Если он остается в третий раз, то говорит: «Раз, два, три, четыре, пять, шесть, семь!», а ему отвечают: «Растяпа ты совсем!», а на четвертый раз он считает до восьми, остальные скандируют: «Растяпу мы забросим!» и обычно на этом игра заканчивается.

Примечание. Эта игра незаменима на школьных праздниках, народных гуляньях, так как собирает много участников и создает непринужденную обстановку, в которой охотно пляшут даже самые застенчивые. В «растяпу» с азартом играют и дошкольники, и молодежь.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

Особенности нравственно-патриотического воспитания дошкольников разных возрастных групп в условиях реализации ФГОС до .

Фотообзор творческих работ по теме пожарной безопасности с детьми разных возрастных групп в нетрадиционных техниках рисованияФотообзор творческих работ по теме пожарной безопасности с детьми разных возрастных групп в нетрадиционных техниках рисования Сегодня, друзья мои и гости странички, в продолжение темы предыдущего поста предлагаю вам обзор рисунков на тему пожарной безопасности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Картотека «Народные подвижные игры Омского Прииртышья для детей разных возрастных групп»
Опубликовано: 28 января 2025 в 13:58
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Картотека «Народные подвижные игры Омского Прииртышья для детей разных возрастных групп»» (включая файлы) размещена пользователем грибовская оксана (УИ 3082299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД