Наталья Синягина
Картотека наблюдений для детей подготовительной к школе группы «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека наблюдений для детей подготовительной к школе группы
«Осень»
«Паутина в воздухе»
По результатам наблюдения организовать обсуждение вопросов «Откуда осенью берется в воздухе паутина?», «Как и для чего используют ее пауки?». Обогащать представления детей о жизнедеятельности насекомых осенью. Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
«Деревья осенью»
Публикация «Картотека наблюдений для детей подготовительной к школе группы „Осень“» размещена в разделах
Научить дошкольников узнавать деревья по строению ствола, листьев, плодов. Обратить внимание на характерные изменения в жизни растений, отметить, листья каких деревьев изменили окраску. Активизировать в речи понятия, связанные с названиями и строением деревьев, и явлениями природы.
«Положение солнца над горизонтом»
Учить детей определять положение солнца на небе в начале утренней и в конце вечерней прогулки, заносить результаты наблюдения в дневник. Дополнить представления детей об изменении положения солнца над горизонтом в течение дня, года, о связанных с этим явлениях природы, сезонных изменениях погоды.
«Растения цветника осенью»
Учить детей самостоятельно формулировать цель наблюдения в соответствии с поставленной задачей, осуществлять наблюдение, делать выводы, рассказывать об изменениях, происходящих с растениями цветника. Учить устанавливать причинно-следственные связи между явлениями неживой и живой природы. Обогащать словарный запас.
«Фруктовые деревья в сентябре: яблоня»
Расширять представления детей о фруктах и фруктовых деревьях, закреплять умение различать их. Придумать вместе с детьми историю яблока (от появления цветка до созревания плода); разрезать упавшее с дерева яблоко, показать детям семена.
«Сила ветра и одежда прохожих»
Актуализировать и систематизировать знания детей, связанные с понятием «сила ветра». Учить применять умение определять силу ветра (по верхушкам деревьев, развевающимся флажкам, вертушкам). Подводить к пониманию того, что при сильном ветре необходимо одеваться теплее. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.
«Облака в разную погоду»
Рассказывать о том, какими облака бывают в пасмурные дни, а какими - в ясные; чем отличаются облака в летний и в осенний период. Обсудить, на что похожи проплывающие по небу облака. Развивать наблюдательность, воображение, связную речь.
«Насекомые осенью»
Учить детей применять знания о местах обитания насекомых, осуществлять наблюдение, делать выводы об изменениях, происходящих в жизни насекомых осенью. Расширять представления об их многообразии. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с названиями и строением насекомых.
«Листопад»
Учить детей осуществлять наблюдение в соответствии с планом, предложенным педагогом, составлять рассказ по итогам наблюдения. Расширять представления о листопаде, о его роли в жизни растений, учить выявлять взаимосвязи в природе. Обогащать словарный запас понятиями, отображающими разнообразие красок золотой осени, образными выражениями.
«Будет ли дождь?»
Предложить детям вспомнить знакомые приметы, связанные с приближением дождя, учить организовывать наблюдение с целью обнаружения соответствующих явлений, делать выводы. Уточнить и дополнить представления о взаимосвязях и осенних изменениях в живой и неживой природе.
«Осенний ветер»
В процессе наблюдения за погодой предложить детям самостоятельно определить направление ветра при помощи флюгера и вертушек. Учить рассказывать о своих наблюдениях, давать характеристику ветра (сильный, резкий, порывистый, холодный).
«Погода в октябре»
Учить детей понимать суть задания, осуществлять наблюдение. Систематизировать и дополнять знания детей о явлениях, характерных для октября. Учить характеризовать погоду, активизировать в речи соответствующие понятия и речевые конструкции.
«Природа осенью»
Предложить детям по итогам наблюдения рассказать о приходе осени на участок детского сада, высказать предложения о причинах происходящих изменений. Обобщить и дополнить знания об изменениях, происходящих в природе осенью, учить называть наблюдаемые явления природы.
«Деревья осенью»
Учить детей различать деревья, отмечать произошедшие с ними изменения, составлять краткие сравнительные рассказы-описания по итогам наблюдения. Учить видеть красоту осенней природы.
«Травянистые растения»
Расширять представления детей о многообразии растительного мира, учить различать травянистые растения по внешнему виду. Предложить по итогам наблюдения рассказать об изменениях, происходящих с растениями под влиянием низких температур. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные со строением и жизнедеятельностью растений.
«Жизнь птиц осенью»
Учить детей в ходе наблюдения искать ответы на поставленные вопросы, на элементарном уровне систематизировать полученную информацию. Расширять и конкретизировать знания детей о птицах. Обсудить, как можно помочь им в холодное время года.
«Осадки осенью»
Учить детей понимать суть познавательной задачи, применять знания о «характере осадков в летний период. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, способность искать и устанавливать причины наблюдаемых явлений и делать выводы.
«Птицы осенью»
Обобщить и дополнить знания о внешнем строении, повадках, питании птиц, особенностях их поведения в осенний период. Учить составлять небольшие рассказы-описания о птицах.
«Клен в осеннем наряде»
Учить детей различать деревья, по итогам наблюдения составлять сравнительное описание. Актуализировать и дополнить представления об осенних изменениях в природе. Предложить выбрать самые красивые листья для гербария, рассказать о своем выборе.
«Природа в середине осени»
Учить детей последовательно осуществлять наблюдение. Уточнить представления об изменениях в природе, характерных для второй половины октября. Обсудить, почему дни становятся короче, как меняется температура воздуха, какие изменения происходят в жизни растений и животных.
«Погода в октябре»
Учить детей осуществлять наблюдение с целью выявления различных характеристик погоды по плану, актуализировать умение давать характеристику погоды по наличию солнца на небе, осадков, ветра. Систематизировать представления о понятии «погода», особенностях погодных условий в октябре.
«Свойства ветра»
Обсудить с детьми, каким бывает ветер, предложить понаблюдать и описать характеристики ветра, подобрать слова, характеризующие звуки ветра (шумит, свистит, воет, завывает). Обогащать опыт восприятия в образной, чувственной форме, учить сопоставлять результаты своих наблюдений с картинами, нарисованными средствами поэзии.
«Деревья в октябре»
Учить детей по результатам наблюдения отвечать на вопросы о произошедших осенью изменениях в живой природе, давать им качественные и количественные характеристики, использовать в речи конструкции сравнения. Активизировать словарный запас, формировать грамматический строй речи.
«Грачи»
Учить детей отличать птиц по внешнему виду, повадкам, рассказывать о них по результатам наблюдений. Рассказать, как можно определить возраст грачей по цвету надклювья (у старых грачей стираются и выпадают перышки у основания клюва, надклювья становятся белыми, а молодые грачи - с черными надклювьями).
«Голубь и синица»
Учить детей составлять сравнительный рассказ-описание птиц по результатам наблюдения в соответствии с планом: внешний вид, строение, питание, повадки. Учить выделять черты сходства и различия, использовать конструкции противопоставления.
«Характеристики ветра»
Организовать наблюдение, учить детей подбирать определения, характеризующие ветер, пояснять, как они выявили ту или иную характеристику. Например, ветер сильный - гнутся верхушки деревьев, быстро движутся в воздухе опавшие листья. Ветер холодный - прохожие кутаются в одежду.
«Зимующие птицы»
Расширять представления детей о зимующих птицах, предложить рассказать по результатам наблюдений, чем они питаются, что является лакомством для разных птиц. Поощрять стремление заботиться о птицах, желание изучать их повадки, выявлять особенности жизнедеятельности.
«Изморозь»
Познакомить детей с таким явлением, как изморозь, предложить организовать наблюдение, охарактеризовать данное явление, сравнить его с уже знакомыми явлениями (снегопад, иней, дождь, туман, выявить черты сходства и различия. Помочь сделать вывод о зависимости между температурой воздуха и характером осадков.
«Возраст прохожих».
Учить детей различать возраст прохожих, правильно называть людей каждой возрастной группы: ребенок (девочка, мальчик, взрослый (мужчина, женщина) и т. д. Учить использовать в речи конструкции предположения, аргументировать свою точку зрения.
«Сезонные изменения в природе»
Предложить детям по результатам наблюдений рассказать, что изменилось с наступлением поздней осени. Обобщить и систематизировать ответы детей, помочь сделать выводы, выделить признаки поздней осени. Активизировать и пополнять словарный запас.
«Каштан поздней осенью»
Учить детей узнавать каштан по характерным особенностям строения, выявлять особенности жизнедеятельности поздней осенью. Учить составлять рассказ о том, что происходило с деревом в различные сезоны с опорой на вопросы, активизировать в речи и уточнить понятия, связанные со строением и жизнедеятельностью растений.
«Ольха в ноябре»
Расширять представления детей о многообразии деревьев, учить отличать ольху по светло-серому стволу и черным шишечкам. Учить рассказывать о сезонных изменениях, происходящих с деревом.
«Как ель готовится к зиме?»
Предложить детям рассмотреть ветви ели, аккуратно снять чешую с почки, расположенной на кончике еловой лапы. Показать, как плотно закупорена почка при помощи смолистого вещества. Подвести к выводу о том, как ель готовится к наступлению холодов. Обогащать словарный запас.
«Первый снег»
Предложить детям рассказать, что происходит за окном, высказать предположения, о том, откуда берется снег, описать наблюдаемое явление, выделить его особенности. Подвести к выводу о связи между выпадением снега и похолоданием.
«Ягоды рябины»
Учить детей по итогам наблюдения отвечать на вопросы о внешнем виде дерева, его отличительных особенностях. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные со строением дерева. Рассказать о том, почему дерево получило свое название, как меняется вкус ягод зимой, о птицах, которые питаются ягодами рябины. Подвести к пониманию важности соблюдения правил поведения, безопасных для природы.
«Туман»
Предложить детям войти в полосу тумана, передать свои ощущения. Уточнить представления о происхождении тумана, подвести к выводу о гом, в какое время года и почему чаще бывают туманы. Развивать связную речь, активизировать словарь. Учить детей вслушиваться в поэтические строки, видеть описание сезонных изменений в природе в художественных произведениях. Воспитывать любовь к природе, поэзии.
«Воробьи и синицы»
Расширять представления детей о птицах, живущих в городе, учить выделять характерные особенности внешнего строения, поведения птиц. Учить по итогам наблюдения составлять сравнительное описание, использовать в речи конструкции сравнения, противопоставления. Развивать эмпатию, поддерживать стремление заботиться о птицах.
Литература
1. Планирование образовательной деятельности в ДОО. Подготовительная к школе группа. Методическое пособие под ред. Тимофеевой Л. Л. – М. : Центр педагогического образования, 2015. – 352 с.