Светлана Шевченко
Картотека на закрепление и произношение звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнения на закрепление
правильного произношения и фонематического слуха
Средняя группа
Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.
Упражнение «Пусти лодочку по воде»
Таз до половины заполнен водой. Каждый ребенок, произнося : «Фу-у-у», дует на лодочку так, чтобы она плыла с одного «берега» до другого.
Упражнение выполняется 2 раза.
Материал: бумажная лодочка, длиною 4 см; тазик с водой.
Игра «Лодочка и пароход»
Публикация «Картотека на закрепление и произношение звуков» размещена в разделах
Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.
Воспитатель. Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание).
По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания : «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.
Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.
Игра «Поезд»
Воспитатель. Мы поедем в гости к мишке и зайке на поезде. Я буду машинистом, а вы — вагончиками. Колеса стучат: «Тух, тух, тух», поезд гудит: «У-у-у» (дети повторяют звук и звукосочетание). Когда поезд прибывает на станцию (стул, на котором сидит мишка, он останавливается: «Уу-ух Мишка садится в поезд и вместе с детьми едет к зайчику! Затем «зверюшки» и дети возвращаются в группу.
Игра с заданиями
Задания детям дает мишка: «Походите по комнате как я». «Порычите: «Хрп-хр-хр». «Ешьте мед — слизывайте с лапы. Оближите губы, зубы круговым движением» (дети выполняют задания).
Затем задания детям дает зайка: Я зайка, меня называй! трусишка. Когда я испугаюсь, то у меня хвостик из стороны в сторону качается. Покажите язычком, как качается МОЙ хвостик (дети по показу воспитателя широко раскрывают рот и, не касаясь губ, проводят языком от угла до угла рта). Я умею скакать, а вы? (Дети скачут, как зайка.) От лисы прячусь за куст (дети приседают) и дышу так: «У-у-у-ух, у-у-у-у-ух» (дети повторяют).
Игра «Оркестр»
Воспитатель. В оркестре много музыкантов, которые играют на разных инструментах. А мы будем играть только (на больших и маленьких барабанах.)
Каждому ребенку дают по маленькому и большому кружку; на доске такие же кружки.
Воспитатель. Когда ударишь по большому барабану, он стучит: «Там-там-татам»; по маленькому — «Тям-тям-тятям» (Дети повторяют звукосочетания 2—3 раза.)
— Играем на больших барабанах (показывает на большой кружок, дети поднимают такой же кружок и вместе с воспитателем поют соответствующую песенку).
— Играем на маленьких барабанах (показывает на маленький кружок, дети поднимают свои кружки и поют другую песенку).
Затем воспитатель (произвольно) показывает на кружки, дети, поднимая их, поют нужные песенки.
Упражнение «Понюхай цветок»
Воспитатель. Всем артистам дарят цветы. Нам тоже подарили цветок. Он очень хорошо пахнет. Посмотрите, как его нюхают (вдох через нос, на выдохе без напряжения голоса сказать: «Ах-х-х»).
Затем воспитатель подходит к каждому ребенку, и тот повторяет оба действия. Когда все понюхают, воспитатель предлагает детям произнести следующую фразу сначала тихо, потом громче: «Как хорошо пахнет цветок».
Упражнение «Тренировка»
Воспитатель. Сегодня вы опять станете артистами и будете играть на дудочке: «Ду-ду-ду-ду-ду» (дети повторяют звукосочетание 2—3 раза). Давайте подготовимся к выступлению: сильно надуем щеки, как будто у нас по рту два мячика (показ). Потом подуем и скажем: «Д-у-у-у» (повторить 5—6 раз)
Игра «Оркестр»
Воспитатель. Нам в игре помогут кукла и мишка. Если я подниму куклу, заиграют девочки; если я подниму мишку, заиграют мальчики; если я подниму куклу и мишку, заиграют все артисты — весь оркестр.
Воспитатель в произвольном порядке поднимает игрушки, а дети выполняют соответствующие действия (9—12 раз). В конце игры кукла и мишка хвалят артистов и хлопают им.