Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игр для развития и коррекции мелкой моторики для детей с РАС
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр для развития и коррекции мелкой моторики для детей с РАС
Игра: «Бабушкины очки»
Цель: учить удерживать вместе пальцы рук, соединяя большой и указательный пальцы.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку: Бабушка очки надела и внученьку (Машеньку) рассмотрела. Затем предлагается ребенку выполнить упражнение по подражанию действиям взрослого.
Игра: «Вышел пальчик погулять»
Публикация «Картотека игр для развития и коррекции мелкой моторики для детей с РАС» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Цель: учить выделять каждый палец отдельно, выполнять определенные действия.
Оборудование: лист бумаги с нарисованной дорожкой и кружочками (кочки).
Ход игры: взрослый показывает ребенку свои руки и говорит, что пальчики любят гулять по дорожке. Удерживая все пальцы, кроме одного, в кулаке, демонстрирует, как «топает» пальчик по дорожке, а затем «прыгает» по кочкам. Предлагает ребенку повторить позицию пальцев и «протопать» каждым пальчиком сначала по дорожке, затем по «кочкам». При этом произносится потешка:
Пальчик топал по дорожке, топ-топ, топ-топ,
Топать стал второй немножко, топ-топ, топ-топ.
Третий пальчик топал долго, топ-топ, топ-топ,
А четвертый только раз — топ,
Вот большой спешит по кочкам,
Будет слушаться он нас! Топ-топ, топ-топ.
Повторяем наш рассказ!
Игра повторяется с пальцами другой руки. В конце игры малыш вместе с взрослым и самостоятельно повторяет слова: «Топ-топ, топ-топ».
Игра: «Здравствуй, пальчик»
Цель: учить соединять пальцы обеих рук.
Оборудование: лист чистой бумаги, карандаши.
Ход игры: 1. Взрослый показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижняя часть ладоней сомкнута, пальчики будут здороваться, начиная с мизинчика, при этом проговаривается: «Здравствуй, пальчик!» Когда все пальцы поздороваются, взрослый показывает, как нужно взять ладошки «в замочек» — это здороваются ладошки.
Игра: «Зайчики—пальчики»
Цель: учить удерживать указательный и средний пальцы в вертикальном положении (ушки, а большим пальцем придерживать в согнутой позиции безымянный палец и мизинец.
Ход игры: взрослый сидит рядом с ребенком. Локоть руки взрослого расположен на столе. Пальцы — указательный и средний выпрямлены, большим пальцем прижимаются безымянный палец и мизинец. Взрослый говорит, что в гости пришел зайка, у него длинные ушки:
Зайка серенький сидит и ушами шевелит. Раз-два, раз-два. И ушами шевелит!
Взрослый предлагает малышу изобразить зайчика из пальчиков: «Вот и у тебя получился Зайка. Здравствуй, Зайка!» (наклоняет кисть руки в сторону ребенка). В конце игры взрослый спрашивает малыша, понравилось ли ему играть в Зайку. Еще раз показывает положение пальцев, изображающих зайца.
Игра: «Ворона»
Цель: учить развивать дружественные движения пальчиков (по два, соединять и разъединять большой палец и указательный палец. Средний палец, безымянный палец и мизинец должны находится в сомкнутом состоянии.
Ход игры: взрослый сидит за столом рядом с малышом. Показывает смыкающиеся и размыкающиеся движения большого и указательного пальцев, при этом читает потешку (три остальных пальца держатся в кулаке) :
Прилетел птенец вороны,
Просит у Антоши пить,
Дай, Антоша, мне водички,
Буду я тебя любить!
Ка-ар, ка-ар!
Игру можно повторять с чередованием рук. В кон-це игры педагог хвалит малыша за умение работать пальчиками.
Игра: «Пошумим»
Цель: формировать пинцетный, щипковый захват предметов пальцами.
Оборудование: камешки или грецкие орехи, жестяная банка среднего размера.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку брать камушки по одному и бросать в банку, радоваться шуму.
Игра: «Силачи»
Цель: учить удерживать палец в согнутом положении (крючок).
Ход игры: взрослый садится напротив ребенка и говорит: «Будем играть с пальчиками». Показывает ребенку, как нужно держать пальцы, чтобы можно было «мерятся силой». Взрослый сгибает свой указательный палец и старается «зацепить» указательный палец ребенка, при этом делая захват пальцами так, как будто держит пальцами ручку кружки (указательный палец взрослого согнут, а большой придерживает палец ребенка). После того, как удалось «зацепиться, педагог старается потянуть пальцами руку ребенка. Малыш должен почувствовать тянущую его силу и попытаться тянуть свою руку на себя. Проговаривается потешка:
Пальчик сильный у Антоши, в
Вот какой, вот какой!
Будет мериться он силой
И с зайчишкой, и со мной!
Игра: «Перчатки»
Цель: учить противопоставлять и выделять пальцы, формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.
Оборудование: детские перчатки с вышитыми мордочками на концах пальцев (зайчик, лягушка, лисичка).
Ход игры: взрослый одевает ребенку перчатки, рассматривает с ребенком мордочки, предлагает пальчикам на одной руке поздороваться с пальчиками другой руки: «Здравствуй пальчик, здравствуй пальчик!» (можно соединять пальчики одной руки).
Игра: «Сделаем бусы»
Цель: формировать согласованность движений обеих рук, пинцетный и щипковый захват мелких предметов.
Оборудование: крупные бусины, мягкий, толстый шнурок с узлом на конце.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно нанизывать бусы на шнурок. В конце игры связать бусы, надеть на ребенка, полюбоваться в зеркало.
Игра: «Поиграем, потанцуем»
Цель: закрепить умение выделять каждый палец руки.
Оборудование: детское пианино, кукла.
Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть на пианино: ребенка учат нажимать одним пальцем, затем каждым пальцем поочередно.
При звучании инструмента взрослый показывает, как кукла пляшет под музыку.
Тема: «Надень шапочки»
Цель: учить действовать целенаправленно, выполнять соотносящие действия.
Оборудование: цветные наперстки (шапочки). Игра проводится на пальцах рук.
Ход игры: взрослый показывает ребенку прозрачную коробочку с цветными наперстками, демонстрирует, как надо надевать шапочки на пальцы. Затем предлагает ребенку поочередно надевать наперстки на каждый палец своей руки. Произносится потешка:
Пальчики гуляют, шапки надевают,
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли пальцы погулять!