Фахреева Гулли
Картотека музыкально-дидактических игр для развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
1. Название/ Источник игры - «Хор соловушек»
Т. Э. Тютюнникова «Ушки на макушке», стр. 17
Задачи игры - Развивать умение детей осуществлять слуховой контроль во время пения.
Способствовать развитию умения сравнивать своё пение с пением педагога и других детей.
Способствовать развитию способности подстраиваться к общему пению.
Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр для развития вокально-хоровых навыков детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Ход проведения игры - Педагог выбирает хорошо интонирующих детей в «хор соловушек» и добавляет к ним 1-2 детей не интонирующих «гудошников». Вначале поют «соловушки». Затем весь хор. Педагог спрашивает остальных детей, сливаются ли их голоса в одну «ниточку». Затем поют только «гудошники» вместе с педагогом. Спросить у детей выше или ниже они поют. Похвалить детей и попросить «гудошников» сесть и немого потренироваться и послушать других детей. Если «гудошник» выправляет интонирование, его добавляют в «хор соловушек».
Рекомендации - Использовать короткие, уже хорошо знакомые детям попевки, разученные с педагогом, состоящие максимум из 4-5 звуков.
Пение детей осуществляется без аккомпанемента.
В конце игры всех «гудошников» перевести в «хор соловушек», не зависимо от результата!
2. Название/ Источник игры - «Разноцветные ниточки», Т. Э. Тютюнникова, «Ушки на макушке»,стр. 23
Задачи игры - Способствовать развитию слухового контроля и умения подстраиваться в унисон к тянущемуся звуку. Развивать умение петь звуки протяжно, т. е. вокализировать.
Ход проведения игры - Педагог рассказывает детям, что «может изо рта вытянуть много разных цветных ниточек». Поднеся к губам сложенные 1-2-й пальцы, начинает имитировать вытягивание ниточки изо рта и одновременно поёт звук на произвольной высоте, доступной детям. При этом педагог выполняет движение, как будто наматывает нитку на воображаемую катушку. Дети через 2-3 секунды, услышав звук, по жесту педагога подстраиваются к тянущемуся звуку.
Рекомендации - Вначале дети увлечены игрой больше, чем слуховым контролем. Но постепенно, через работу в группах и соло, дети понимают и выполняют упражнение всё лучше и лучше.
3. Название/ Источник игры - «Эстафета» Т. Э. Тютюнникова «Ушки на макушке», стр. 3
Задачи игры - Способствовать проявлению у детей интереса к исследованию собственного голоса.
Развивать умение петь звуки протяжно, т. е. вокализировать.
Развивать творческий подход к пению.
Привлекать детей к голосовой импровизации.
Ход проведения игры - Дети стоят в кругу с опущенными руками. Начав двигаться к любому ребёнку, педагог поёт звук-линию и делает направленное движение рукой. Подойдя к нему, передаёт ему эстафету, дотронувшись к нему рукой, и становится на его место, соединив руки внизу замком. Каждый следующий должен начать петь другой звук. Игра продолжается, пока все не примут в ней участие.
Рекомендации - В завершении игры дети могут нарисовать на ватмане свои линии цветными карандашами и спеть их. Дети выполняют это задание друг за другом, постепенно добавляя линию за линией (линии могут быть разной длины, идти в любом направлении, пересекаться друг с другом).
4. Название/ Источник игры - «Пой за мной» Т. Э. Тютюнникова «Ушки на макушке», стр. 21
Задачи игры - Развивать умение удерживать внимание на исполнении песни.
Развивать память и реакцию.
Способствовать обострению слухового восприятия.
Способствовать развитию умения петь про себя.
Ход проведения игры - Дети поют хорошо знакомую песню по одной строчке соло друг за другом.
В качестве усложнения, педагог сам может произвольно выбирать следующего и указывать на него.
Рекомендации - Педагог во время пения детей двигается вдоль ряда, внимательно прислушивается и помогает вступить, если ребёнок замешкался.
5. Название/ Источник игры - «Солнышко и лучики» И. Каплунова, И. Новоскольцева «Праздник каждый день».
Задачи игры - Развивать умение петь звуки протяжно, т. е. вокализировать.
Способствовать формированию навыка петь слаженно дуэтом, трио, квартетом.
Ход проведения игры - Педагог вносит солнышко, нарисованное на ватмане или изготовленное из паралона без лучиков. Детям раздаёт ленточки или ниточки разной длины и предлагает подарить их солнышку. Педагог говорит, что лучики не простые, а волшебные – певучие. Каждому ребёнку предлагается пропеть свой лучик любым звуком по его выбору, проводя рукой по ленточке (ниточке).
Задачи игры - Развивать навык индивидуальной импровизации.
Развивать способность определять характер и настроение заданного музыкального образа и способность продолжить пение в соответствии с ним. Способствовать развитию ладового чувства и творческого потенциала.
Рекомендации - Можно предложить детям петь каждый свой лучик вдвоём, втроём и так далее.
6. Название/ Источник игры - «Недопетая песенка», авторская разработка
Ход проведения игры - Педагог пропевает фразу, задавая настроение и характер мелодии. Ребёнок внимательно вслушивается в музыкальную фразу, пропетую педагогом, чтобы потом продолжить и завершить фразу самостоятельной вокальной импровизацией. Желательно, чтобы ответы детей совпадали в своём продолжении с заданным музыкальным характером.
Рекомендации - Начало фразы надо подобрать такое, чтобы в ней ребёнок ясно понимал, о чём надо петь в дальнейшем. Например:
-Если на улице светит солнце…
- Если у меня сегодня день рождения…
-Если мы с мамой пошли гулять…
Выбранная мелодия должна быть простой и состоять максимум из 4-5 нот.
7. Название/ Источник игры - «Качели» М. А. Давыдова, «Музыкальное воспитание в детском саду»
Задачи игры - Формировать непринужденность звукообразования, легкость и полётность голоса. Развивать интонационный и фонетический слух, умение управлять своим голосом так, чтобы ребёнок попеременно пропевал то высокие, то низкие звуки, не фиксируя четко их высоту (глиссандо-скольжение)
Ход проведения игры - Музыкальный руководитель показывает детям картинку с качелей, просит детей представить себе, как они двигаются. Дети могут показать движение качелей рукой: то вверх, то вниз. После этого каждому ребенку предлагается произнести любой звук или слово приемом «глиссандо». Например: слово «вверх» надо медленно произнести, начиная с низкого звука, а затем выше и выше, помогая движением руки. Слово «вниз» произносится с высокого звука, постепенно понижая его.
Затем разучиваются слова попевки, словно мы «качаемся на качелях». Голосом показывается, куда движутся качели – вверх или вниз.
Качели на веревочках (глиссандо на протяжении всей фразы идет вверх)
Понравились девчоночкам (глиссандо вниз)
И мальчики довольны: (глиссандо вверх)
Все покачались в волю. (глиссандо вниз)
Рекомендации - После некоторого опыта в исполнении попевки приемом «глиссандо», задание можно усложнить, сделав «дробление» фразы на две части.
8. Название / Источник игры - «Музыкальный полет»«Парные жужжалочки» Т. Рогаткина «Музыка – образ – игра - обучение» Сб. Музыкальный руководитель. (моя интерпретация)
Задачи игры - Формировать звуковысотный, тембровый слух. Развивать чистоту интонации у детей, в пропевании звуков и несложных мелодий. Создать игровые ситуации, активизирующие вокальные и творческие проявления детей.
Ход проведения игры - У каждого ребенка на тыльной стороне ладони - бумажная пчелка, которая крепится на одном или нескольких пальцах при помощи резиночки. Музыкальный руководитель сначала проводит разминку, предлагая детям «оживить» своих пчелок. Дети жужжат за пчелок тихо - громко, высоко - низко, сопровождая звукоимитационное пение взлетом и падением рук с пчелкой.
Усложнение: Дети делятся на пары, в руках у каждого - пчела. Музыкальный руководитель вводит детей в новую игровую ситуацию, предлагая выразить в песенках – жужжалочках следующие сюжетные ситуации:
Одна пчела жалуется - другая ее успокаивает.
Одна задает вопросы – другая ее поучает.
Пчелки ссорятся между собой.
Просят прощения друг у друга
Пчелки веселятся и т. п.
Рекомендации - Дети вместе с воспитателем готовят дидактический материал (пчелок) на занятии по изодеятельности. С этими же пчелками можно исполнить танец-импровизацию.
9. Название / Источник игры - «Поющая гусеница» Е. М. Плахова
«Музыкальные игры в детском саду».
Задачи игры - Формировать и развивать певческое дыхание, координацию слуха и певческого голоса.
Дать возможность детям почувствовать и послушать свой голос, расширять диапазон.
Музыкальный руководитель приносит на занятие карточки с изображением направления движения гусеницы и с указанием пропеваемого звука. Рассказывает детям сказку: Жила – была маленькая Гусеничка. Она очень любила музыку, но совсем не умела петь…Ребята, давайте поможем Гусеничке!
Ползет Гусеница, а на дороге лежит бревнышко - ровно, прямо (пропевает ре 1октавы на звук м). Поползла Гусеница по бревнышку и запела. (дети повторяют исполненное музыкальным руководителем). Попался ей на дорожке грибок,а брёвнышко путь на верх показывает (пропевает поступенно вверх от ре до си на звук и). Гусеница тут же поползла вверх по бревнышку и запела песенку: и-и-и (дети повторяют показ педагога). А потом весело скатилась с грибка вниз! (глиссандо сверху вниз от си до ре на звук у). Понравилось Гусеничке ползать вверх и вниз по грибку, ползает и радуется! (педагог пропевает поступенную мелодию вверх от ре до си и обратно на звук о – дети повторяют). Гусеница наконец-то научилась петь. За это она вам, ребята, говорит «спасибо»!
Рекомендации - Пение педагога должно звучать без сопровождения инструмента - выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией, т. к. является для детей эталоном певческого звука.
После разучивания игры, дети могут сами исполнять игру по ролям, выполняя разные вокальные задачи.
10. Назввание / Источник игры - «Три медведя» Е. А. Гомонова. Музыкальные игры
Сб. «Музыкальный руководитель»
Задачи игры - Развивать умение импровизировать разным тембром голоса, в зависимости от персонажа, от жанра музыки. Повышать активность, инициативу детей.
Ход проведения игры - Детям предлагается выбрать игровой образ, надеть шапочки медведей (медведя, медведицы, медвежонка.) Под пение взрослого дети ходят как медведи, затемимпровизируют мелодии. Во бору, во лесу три медведя жили,Три медведя жили, малину есть любили.
Как малину найдут, сразу песню запоют.
Папа-мишка низко пел: ля-ля-ля….
Мама нежно песню пела: ля-ля-ля…
А Мишутка – медвежонок звонко песню запевал,
Да малину доедал: ля-ля-ля…
Усложнение:
Предложить детям спеть песню медведя в жанре марша, медведицы - в жанре вальса, медвежонка - в жанре польки.
Рекомендации - Первый этап работы можно проводить со всеми детьми на музыкальном занятии, а усложнение можно проводить вне занятий: в процессе индивидуальной и подгрупповой работы. Прежде чем петь в определенных жанрах (марш, вальс, полька, надо предварительно прослушать музыкальные произведения этих жанров.