Наталия Романова
Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Средняя группа
Лото «На чём играю»
Цель: развитие тембрового слуха, внимания.
Игровой материал: карточки – лото, фишки. Музыкальные детские инструменты : колокольчик, ложки, металлофон, дудочка, маракас, бубен, ширма.
Публикация «Картотека музыкально-дидактических игр для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Ход игры: детям раздают карточки – лото, фишки. Воспитатель за ширмой играет на музыкальном инструменте, дети отгадывают и закрывают фишкой на карточке своей.
«Силуэт инструмента»
Цель: развитие тембрового слуха, внимания
Игровой материал: карточки – силуэт инструмента, карточка с цветным инструментам, детские, знакомые инструменты, музыкальные инструменты по карточкам.
Музыкальный репертуар : р. н. м «Полянка».
Ход игры: дети находят силуэты инструментов, говорят название. После чего берут настоящие инструменты и играют на нём под весёлую музыку.
«Найди половинку»
Цель: развитие тембрового слуха, внимания
Игровой материал: карточки с музыкальными инструментами, разрезанные на половинки, бубен.
Ход игры: дети разбирают половинки картинок. Воспитатель играет на бубне, дети двигаются, на паузу, соединяют половинки, после чего воспитатель проверяет и дети называют, что за музыкальный инструмент получился.
«Мешочек - загадка»
Цель: развитие тембрового слуха, внимания
Игровой материал: мешочек, музыкальные инструменты лежат на столе.
Музыкальный репертуар : звуки музыкальных детских инструментов (металлофон, колокольчик, бубенцы, маракасы, деревянные ложки, бубен).
Ход игры: дети передают друг другу мешочек, на слова:
А ну – ка не зевай,
И мешочек передай.
У кого в руках мешочек,
Нам сыграй скорей разочек.
У кого оказался в руках мешок, он подходит к столу, воспитатель за ширмой играет или включает аудио запись звучания музыкального инструмента, ребёнок с мешком отгадывает, что за инструмент звучит. Затем находит это инструмент на столе и играет, под музыку, на нём.
«Колобок»
Цель: развитие динамического слуха (громко – тихо).
Игровой материал: Игровое поле, молоточек, колобок и несколько различных небольших предметов, изображающих стог сена, бревно, пенек, муравейник, елку. Все это расставляется на игровом поле в любом порядке.
Ход игры: дети рассматривают фигурки на игровом поле, затем выбирают водящего, он выходит за дверь или отворачивается от остальных играющих. Дети договариваются, за какую фигурку они спрячут колобка, и зовут водящего:
Укатился колобок, колобок — румяный бок,
Как же нам его найти, к деду с бабой принести?
Ну-ка, Ира, по дорожке походи, походи,
И по песенке веселой колобок отыщи.
Все поют любую знакомую песню. Водящий берет молоточек и водит им по дорожкам от фигурки к фигурке. Если молоточек находится далеко от той фигурки, за которой спрятан колобок, то дети поют тихо, если близко — громко.
Игра проводится с подгруппой детей в свободное от занятий время.
«Угадай колокольчик»
Цель: развитие звуковыстного слуха (низко, средне, высоко).
Игровой материал: карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зеленый, которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам. Три музыкальных колокольчика (по типу «Валдай») различного звучания, или металлофон.
Ход игры: воспитатель звенит поочередно то одним, то другим колокольчиком. Дети располагают кружки на соответствующей линейке (красный кружок — на нижней, желтый — на средней, зеленый — на верхней).
Играют несколько детей. Игра проводится во вторую половину дня.
Примечание. Игру можно провести с металлофоном. Воспитатель поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трех линейках
«По дорожке зайка бежит»
Цель: развитие звуковыстного слуха.
Игровой материал: карточки, где изображен зайчик и его дорожка (вверх, вниз, на одном месте, скачкообразно, металлофон или ксилофон.
Ход игры: воспитатель предлагает загадку детям, отгадать.
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится что есть духу,
Хвост короче уха.
Живо угадай-ка,
Кто же это? (Зайка.)
После чего, предлагает проследить, вернее, послушать по каким дорожкам бегает зайка. А в этом поможет музыка. Воспитатель играет на металлофоне, а дети по карточкам определяют движение мелодии.
«Курица и цыплята»
Цель: развитие звуковыстного слуха.
Игровой материал: домик на магните, вешать на доску, металлофон, карточки курицы и карточки с цыплятами.
Ход игры: воспитатель рассказывает, что в этом домике живут курицы и цыплята. Пришло время их покормит, но они все разбежались, их нужно позвать. Затем воспитатель играет на металлофоне высоко, карточки поднимают дети, у кого цыплята и поют высоким голоском, как цыплята «пи-пи-пи». Затем воспитатель зовёт кур - играет на металлофоне низко. Дети поднимают карточки, у кого курицы и поют низким голосом, как курицы «ко-ко-ко». После этого можно поиграть в подвижную игру «Петух и курицы».
«Найди и покажи»
Цель: развитие звуковыстного слуха.
Игровой материал: 5-6 наборов парных карточек с мамами и детёнышами разных животных
Ход игры: взрослый показывает картинку мамы, сопровождая показ звукоподражанием на низком звуке. Ребёнок находит карточку с детёнышем и отвечает на высоком звуке.
Лото «Три медведя»
Цель: развитие ритмического слуха, а так же закреплять понятия медленный темп, умеренный, быстрый темп).
Игровой материал: плоские фигурки медведей из картона, карточки с изображением трех медведей и кружочки.
Ход игры: вспоминают сказку три медведя, героев, как их звали, описывают их, как они выглядят. После вспоминают как, как они ходят, в каком темпе, ритмический рисунок показывает воспитатель на инструменте, дети прохлопывают. Затем, играют в лото, кто идёт Михаил Потапыч, Наталья Петровна или Мишутка, слушают и фишкой закрывают соответствующее изображение.
«Большие и маленькие ноги»
Цель: учить детей различать короткие и долгие звуки, уметь прохлопать ритм.
Игровой материал: ритмические карточки (большие и маленькие ступни, детские инструменты.
Ход игры: Педагог предлагает детям послушать, кто идет по дорожке и повторить, как звучат шаги своими хлопками. Когда дети научатся различать короткие и долгие хлопки, педагог предлагает на слух определить «большие и маленькие» ножки, выполняя хлопки за ширмой или за спиной.
Большие ноги шли по дороге: (долгие хлопки)
Топ, топ, топ, топ!
Маленькие ножки бежали по дорожке: (короткие хлопки)
Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ!
Затем ритмический рисунок меняется, с помощью ритмических карточек. Дети по ним прохлопывают ритм в медленном темпе или в быстром.
«Игры с пуговицами»
Цель: развитие ритмического слуха
Игровой материал: Пуговицы разной величины (большие и маленькие, одного диаметра).
Ход игры: Крупные пуговицы пропеваются длинными звуками, мелки – короткими. Игра проводится аналогично игре с нитками. В дальнейшем пуговицам даются «имена» :
большим – «та», маленьким – «ти». Усложнение: выкладывание из пуговиц ритмических рисунков и их проговаривание, пропевание и похлопывание.
«Ритмичный паровозик»
Цель: развитие ритмического слуха
Игровой материал: паровозик на магните, с пустым окошечком и к нему ритмические карточки.
Ход игры: воспитатель рассказывает ребятам о ритмичном паровозике, что он не просто колёсами стучит, а ритмично. Предлагает им попробовать поездить на этом паровозике и прохлопать ритм, который появляется в окошечке.
Паровозик ехал, мчал,
Он колёсам, вот так стучал:
«Конвертики настроения»
Цель: развитие умения определять характер музыки (весёлое, грустное, злое).
Игровой материал: два конверта с грустной эмоцией, злой, весёлой, картинки с грустным настроением, страшным, весёлым.
Музыкальный репертуар :
«Сурок» Л. Бетховен (грустная,
«В пещере горного короля» Э. Григ (страшная, злая,
«Неаполитанская песенка» П. И. Чайковского (весёлая).
Ход игры: воспитатель показывает три конверта, в которых живут настроение весёлое, злое, грустное. Но, эти настроения разлетелись и перемешались. Теперь их нужно вернуть, сложить в конвертики. В этом помогает музыка. Дети слушают музыку, определяют характер, после чего подбирают картинки и складывают в нужный конверт.
«Настроение»
Цель: развитие умения определять характер музыки (весёлое, грустное, злое)
Игровой материал: карточки, разрезанные с эмоциями.
Ход игры: ребёнок собирает картинку, определяет настроение, затем слушают музыку и определяет, подходит это музыкальное произведение к картинке с этим настроением.
«Добро и зло»
Цель: развитие координации слуха и зрения, через умение определять характер музыки (добро, зло).
Игровой материал: карточки сказочными героями (Баба Яга, Кощей, Колдун, Кикимора, Золушка, царевна Лебедь, Дюймовочка, Жар птица).
Музыкальный репертуар :
«Полёт Валькирия» Р. Вагнера,
Карел Свобода. Вальс "Три орешка для Золушки""
Ход игры: детям предлагается послушать музыкальные произведения и определить их характер, их настроение музыки. затем подобрать к ним сказочных героев.