Елена Аверина
Картотека игр и игровых упражнений высокой интенсивности с прыжками
▼ Скачать + Заказать документы
1. ТРОПИНКА
Цель игры:
Упражнять детей в прыжках на двух ногах по прямой. Укреплять мышцы ног.
Возраст:
3 – 4 года.
Оснащение:
2 шнура.
Ход игры:
Дети строятся в колонну по одному. На пол кладут два шнура на расстоянии 30см. один от другого и предлагают детям попрыгать по «тропинке», не наступая на шнуры. Дети выполняют задание по очереди.
Указание к игре:
Публикация «Картотека игр и игровых упражнений высокой интенсивности с прыжками» размещена в разделах
Перед каждым прыжком нужно слегка сгибать ноги, прыгать мягко, на носках. Взрослый следит также за сохранением интервала между детьми, чтобы они не наталкивались друг на друга.
Усложнение игры. Увеличить длину тропинки.
2. ПРУЖИНКИ
Цель игры:
Учить детей выполнять ритмичные пружинки и подскоки на двух ногах. Укреплять мышцы ног.
Возраст:
3 – 4 года.
Оснащение:
Пружинка.
Ход игры:
Дети свободно размещаются по залу. Им показывают, как сжимается и разжимается пружинка. Под ритмичную музыку дети выполняют «пружинки» или подскоки на двух ногах на месте 15 – 20 секунд. Затем делается перерыв на отдых, и игра повторяется.
Указания к игре:
Для активизации малоподвижных детей работайте с ними индивидуально. Возьмите ребенка за руки спереди или за пояс сзади и движениями своих рук побуждайте его сгибать и разгибать ноги. Используйте удары в бубен, барабан или хлопки в ладоши.
3. СКВОРЕЧНИКИ
Цель игры:
Упражнять детей в перепрыгивании из обруча в обруч. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Возраст:
3 – 4 года.
Оснащение:
Обручи.
Ход игры:
На полу раскладывают большие обручи или чертят круги – это «скворечники». В каждом из низ размещается одна пара «скворцов». Число играющих нечетное – один «скворец» остается без «гнезда». Под музыку или по сигналу «Скворцы летят!» дети бегают по залу в разных направлениях. По сигналу «Займите скворечники!» дети занимают любой кружок. Оставшийся без места считается проигравшим. «Скворцы» выпархивают из «скворечников», и игра повторяется.
Указания к игре:
Усложнение игры. «Скворцы» занимают только свой «скворечник».
Для детей среднего возраста можно ввести в игру «кошку».
Нельзя толкаться и падать.
4. ПОЙМАЙ БАБОЧКУ
Цель игры:
Упражнять детей в подпрыгивании на месте с активным выпрямлением ног. Развивать у детей ловкость.
Возраст:
3 – 4 года.
Оснащение:
Большая яркая бабочка на веревочке.
Ход игры:
Дети строятся в круг. Им сообщают, что к ним прилетела бабочка, и предлагают ее поймать. К каждому ребенку по очереди подносят бабочку, которую он пытается схватить за крылышки двумя руками. Взрослый следит за тем, чтобы дети активно вытягивались вверх и подпрыгивали, регулируя высоту полета бабочки в зависимости от роста детей.
Указание к игре:
Над каждым ребенком «бабочка» пролетает 2 – 3 раза.
5. МОЙ ВЕСЕЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ
Цель игры:
Упражнять детей в подпрыгивании на месте, слегка сгибая ноги в коленях. Развивать ориентировку в пространстве.
Возраст:
3 – 4 года.
Ход игры:
Дети строятся в рассыпную. Под ритм стихотворения они подпрыгивают на месте на носках двух ног. Взрослый может в это время имитировать отбивание мяча. Делая движения рукой вверх – вниз.
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
С окончанием стихотворения взрослый говорит: «Мячики укатились», и дети разбегаются по залу. Затем все снова собираются в центре, и игра повторяется.
Указания к игре:
Прыгать в ритм стихотворения. Обязательно произносить речитатив. Перед прыжком низко не приседать.
6. СПРЫГНИ В КРУЖОК
Возраст:
3 – 4 года.
Ход игры:
Воспитатель ставит невысокую скамеечку (10 – 12см., а перед нею чертит на земле кружки (диаметром 30 – 35см.). Он предлагает детям (по количеству кружков) стать на скамеечку и спрыгнуть с нее в кружки. На скамеечку становятся другие.
Указания к игре:
Надо следить, чтобы дети, став на скамеечку, не мешали друг другу, при спрыгивании приземлялись сразу на обе ноги с носков и сгибая колени. Можно предложить им спрыгнуть так тихо, чтобы никто не услышал. Это будет стимулировать их к более правильному выполнению спрыгивания.
7. ЧЕРЕЗ ВЕРЕВОЧКУ
Возраст:
3 – 4 года.
Ход игры:
Воспитатель с кем-либо из более старших детей держат скакалку или небольшую веревочку за концы так, что ее середина касается земли. Нескольким детям предлагается перепрыгнуть через веревочку. Они по очереди подходят и перепрыгивают через веревочку, отталкиваясь двумя ногами.
После того, как все желающие перепрыгнут через лежащую на земле веревочку, ее можно приподнять сначала на 2 – 3 см., а затем повыше.
Указания к игре:
Один конец веревочки можно привязать за стойку, за дерево, другой нужно держать в руках не лишком крепко. Если прыгающий заденет за веревку, то ее конец надо выпускать из рук, чтобы ребенок не упал.
Когда веревочку приподнимут, воспитатель должен сказать детям, что теперь, чтобы повыше подпрыгнуть и не задеть ее, надо посильнее оттолкнуться.
Высоту веревочки следует увеличивать постепенно в соответствии с возможностями детей.
8. ЗАЙЧИК БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ
Цель игры:
Упражнять детей в прыжках на двух ногах с продвижением. Развивать ответную реакцию на сигнал.
Возраст:
3 – 5 лет.
Ход игры:
Дети строятся в шеренгу, приседают и выполняют движения в соответствии с текстом.
Зайка беленький сидит дети присаживаются на корточки, шевелят
И ушами шевелит. руками над головой
Вот так, вот так!
Он ушами шевелит
Зайке холодно сидеть, встают, потирают ладони, хлопают в ладоши
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять, прыгают на двух ногах с продвижением вперед
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок!
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал, дети убегают назад
Зайка – раз – и убежал.
9. РУЧЕЕК
Цель игры:
Учить детей прыжкам в длину с места через два шнура. Укреплять мышцы ног.
Возраст:
3 – 5 лет.
Оснащение:
2 шнура или длинная полоска из ткани или бумаги голубого цвета.
Ход игры:
Дети строятся в шеренгу по линии. Перед ними на полу лежат два шнура на расстоянии 30 – 70см. (в зависимости от возраста детей). Детям предлагают «перепрыгнуть ручеек». Сначала надо подойти к нему поближе, слегка присесть, отводя руки назад, затем со взмахом рук вперед оттолкнуться ногами и прыгнуть.
Указания к игре:
Воспитатель следит за тем, чтобы дети посильнее отталкивались и приземляться мягко, сгибая колени; стояли свободно, не толкали друг друга; не прыгали навстречу друг другу.
10. ДОПРЫГАЙ ДО ФЛАЖКА
Цель игры:
Учить детей прыгать на двух ногах с продвижением. Укреплять мышцы ног.
Возраст:
3 – 5 лет.
Оснащение:
Предметы по выбору педагога (флажки, кубики и т. д. – по количеству детей).
Ход игры:
Дети строятся в шеренгу по линии на полу. На расстоянии 2 – 4 м. (в зависимости от возраста) от детей раскладывают флажки, кубики и другие предметы – один предмет напротив каждого ребенка. Детям предлагают допрыгать до флажка. Они выполняют прыжки на двух ногах, затем поднимают предмет и машут им или выполняют какое-либо задание по просьбе взрослого. Дети кладут предметы назад, шагом возвращаются на исходную линию, строятся в шеренгу, и игра повторяется.
Указания к игре:
Воспитатель следит, чтобы дети при прыжках отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись. Педагог может по своему усмотрению увеличить или уменьшить расстояние для прыжков.
11. ЛЯГУШКИ
Цель игры:
Продолжать учить детей прыжкам на двух ногах, перепрыгивать черту и присаживаться на корточки, воспитывать выносливость.
Возраст:
3 – 5 лет.
Ход игры:
Вариант1.
Посередине площадки чертят большой круг или кладут толстый шнур в форме круга. Группка детей располагается по краю круга, остальные садятся на стулья, расставленные по одной стороне площадки. Вместе с детьми, сидящими на стульях, воспитатель говорит следующие стихи:
Вот лягушки по дорожке
Скачут, вытянувши ножки,
Ква – ква, ква – ква – ква,
Скачут, вытянувши ножки.
Дети, стоящие по кругу, подпрыгивают, изображая лягушек. По окончании стихотворения дети, сидящие на стульях, хлопают в ладоши (пугают лягушек); лягушки прыгают в болотце – перепрыгивают через черту – и присаживаются на корточки.
Указания к игре:
При повторении игры дети меняются ролями.
Вариант 2.
Цель игры:
Упражнять детей в прыжках на двух ногах, спрыгивании со скамейки. Закрепить умение отталкиваться одновременно двумя ногами и мягко спрыгивать со скамейки. Учить умению занимать свободное место на скамейке.
Оснащение:
Гимнастическая скамейка.
Ход игры:
Дети строятся по линии на одной стороне зала и выполняют движения в соответствии с текстом.
Вот лягушки по дорожке дети прыгают на двух ногах с продвижением
Скачут, вытянувши ножки.
Ква – ква – ква!
Вот из лужицы на кочку, встают на скамейки
Да за мухою вприскочку.
Ква – ква – ква!
Есть им больше неохота, спрыгивают со скамейки
Прыг опять в свое болото. возвращаются на линию
Ква – ква – ква!
12. ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЛЯГУШЕК
Цель игры:
Упражнять детей в прыжках на двух ногах с заданием. Развивать выносливость.
Возраст:
3 – 5 лет.
Оснащение:
Предметы для сооружения препятствий.
Ход игры:
Выбирают старшую «лягушку», все остальные дети – маленькие «лягушата». Старшая «лягушка» переводит «лягушат» в другое «болото», где больше комаров и мошек. Она прыгает впереди, короткими или длинными прыжками, через предметы и препятствия, запрыгивает на дощечки или кирпичики, прыгает между предметами и т. п. Все «лягушата» повторяют эти прыжки. Прискакав в другое «болото», «лягушки» останавливаются, квакают и отдыхают. Затем выбирают новую старшую «лягушку», и игра повторяется.
13. ЖЕРЕБЯТА
Цель игры:
Упражнять детей играть парами. Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием коленей и в прыжках галопом.
Возраст:
3 – 5 лет.
Оснащение:
Упряжки.
Ход игры:
Дети делятся на пары. Один ребенок – «жеребенок», другой – «кучер». Кучер «запрягает жеребенка», надевает на него упряжку (спереди на шею и под мышки). Затем, натянув вожжи, все идут по кругу высоко поднимая колени, скачут галопом, снова идут и останавливаются. дети меняются ролями, и игра повторяется.
Указания к игре:
Сначала детям помогают «запрягать жеребят», а затем они делают это самостоятельно. Когда дети научатся играть парами, можно вводить медленный бег.
14. СПОРТИВНЫЕ ЛОШАДКИ
Цель игры:
Упражнять детей в ходьбе с высоким подниманием коленей, в прыжках галопом. Развивать реакцию на сигнал.
Возраст:
3 – 5 лет.
Ход игры:
Дети строятся в круг и по команде выполняют движения.
«Шаг коня!» - ходят, высоко поднимая колени.
«Поворот!» - поворачиваются кругом, идут в противоположном направлении.
«Галопом!» - прыгают прямым галопом.
«Рысью!» - бегут по кругу.
«В стойла!» - занимают заранее обозначенные места (кружочки на полу, строятся в шеренгу по линии и т. п.
Указания к игре:
«Стойл» меньше, чем «лошадок», и оставшиеся без «стойла» «лошадки» проигрывают.
Детям дают палочки, с которыми они выполняют все задания, а «стойла» в этом случае обозначают маленькими кружочками: занимая их, дети ставят в них палочку.
15. ВОРОБЫШКИ
Цель игры:
Упражнять детей в спрыгивании со скамейки на две ноги. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Возраст:
3 – 5 лет.
Оснащение:
Гимнастические скамейки.
Ход игры:
Дети встают на скамейки (не более 5 человек на скамейку длинной 2м., высотой – по возрасту детей, приседают и берутся руками за край скамейки.
В гнезде воробышки живут дети встают
И утром рано все встают.
Чирик-чик-чик, чирик-чик-чик, спрыгивают со скамейки, бегают по залу,
Так весело поют. машут «крыльями»
Попили, поели, возвращаются на свои места
В гнездышко полетели!
Указания к игре:
В средней группе можно ввести «кота», который будет ловить «воробышков».
16. КОЗОЧКИ
Цель игры:
Упражнять детей в перепрыгивании двух шнуров на полу, с двух на две ноги. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Возраст:
3 – 5 лет.
Ход игры:
На одной стороне зала – «дом козочек», на другой – «поляна». Между ними - «ручеек» шириной 20 – 30см. «Козочки» перепрыгивают «ручеек», бегут на «поляну», «едят травку», играют. По сигналу «Идем домой» возвращаются назад, перепрыгивая «ручеек». «Ручеек» стал шире (увеличить ширину на 3 – 5 см.) – игра повторяется.
Указания к игре:
Сделать «ручеек» с одной стороны 20см., с другой – 50см. : дети могут выбрать ширину по своим силам.
В средней группе можно ввести в игру «собаку», которая «гонит козочек домой», но не кусает их.
17. ВОРОБЫШКИ И КОТ
Цель игры:
Развивать у детей умение мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, не задевая друг друга, увертываться от ловящего, быстро убегать, находить свое место; приучать детей быть осторожными, занимая место, не толкать товарищей.
Возраст:
3 – 5 лет.
Ход игры:
Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой 10-12см, поло жженные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей. Сидит кот. Он спит. «Воробушки вылетают на дорогу», - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот. Он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробушков, которые прячутся на крыше. Пойманных воробушков кот отводит к себе в дом.
Указания к игре:
Скамеечки и кубики следует раскладывать подальше один от другого, чтобы детям было удобно стоять и спрыгивать, не мешая друг другу. Воспитатель следит, чтобы дети, спрыгивая, приземлялись мягко, показывает, как это надо делать. Первое время, когда в роли кота выступает воспитатель. Кот не ловит воробушков. А только пугает, делая вид, что ловит их. Когда же на роль кота будет выбран ребенок, он может ловить детей.
18. ПТИЧКИ И ПТЕНЧИКИ
Цель игры:
Продолжать учить детей бегать, не задевая друг друга, выпрыгивая из круга на двух ногах.
Возраст:
3 – 5 лет.
Ход игры:
Воспитательница приглашает детей играть и объясняет: «Я буду птица, а вы мои птенчики». Она чертит большой круг и говорит: «Вот какое большое у птицы гнездо! Заходите в него!»
Дети входят в круг и присаживаются на корточки. Воспитательница дает сигнал: «Полетели, полетели за кормом». Птенцы выпрыгивают из гнезда и летают по всей комнате, птица – мать летает вместе с ними. Затем она говорит: «Полетели домой». Птенцы летят домой.
Указания к игре:
Игра повторяется несколько раз по усмотрению воспитателя.
19. КРОЛИКИ
Цель игры:
Продолжать учить детей прыгать на двух ногах, продвигаясь вперед, пролезать под ножками стульев. Развивать ловкость, уверенность.
Возраст:
3 – 5 лет.
Ход игры:
В одной стороне комнаты полукругом расставлены стулья, сиденьями внутрь полукруга. Это клетки кроликов. На противоположной стороне – дом сторожа. Посередине находится лужайка, на которую кроликов выпускают гулять. Дети (по 2-3) становятся сзади стульев, по указанию воспитателя они присаживаются на корточки – кролики сидят в клетках. Воспитатель – сторож подходит к клеткам и выпускает кроликов на лужок: дети один за другим пролезают под стулом, а затем прыгают, продвигаясь вперед по свей лужайке. По сигналу воспитателя «Бегите в клетки!» кролики возвращаются на свои места, снова проползая под стульями.
Указания к игре:
Воспитатель должен следить за тем, чтобы дети, проползая под стульями, старались не задевать за них спинами. Вместо стульев можно использовать дуги для подлезания или положенные на сиденья стульев палки, рейки.
20. ПОЙМАЙ КОМАРА
Цель игры:
Продолжать учить детей прыгать на двух ногах, воспитывать ловкость, выносливость.
Возраст:
3 – 5 лет.
Ход игры:
Играющие становятся по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру. Воспитатель находится в середине круга. Он держит в руках прут (длиной 1-1,5м.) с привязанным на шнуре (длиной 0,5м.) картонным комаром. Воспитатель обводит прутом (кружит комара) немного выше головы играющих. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».
Затем воспитатель снова обводит прутом круг.
Указания к игре:
Перед каждым повторением игры воспитатель должен напомнить, чтобы дети отступили на 1 – 2 шага назад, так как они немного сужают круг при подпрыгивании.
Вращая прут с комаром, воспитатель должен то опускать, то поднимать его, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
Вариант игры:
Если группа играющих небольшая, воспитатель может бежать впереди, держа в руке прут с картонным комаром, а дети будут его догонять.
21. ЧЕРЕЗ РУЧЕЕК
Возраст:
3 – 5 лет.
Оснащение:
Шнуры, круги диаметром 30 – 35см.
Ход игры:
К игре привлекается группа детей (6 – 8 человек).
На площадке чертят две линии на расстоянии 1,5 – 2м. (в помещении можно положить два шнура) одна от другой – это ручеек.
Играющие стоят у черты – на берегу ручейка, они должны перейти его по камешкам (четко начерченным кружкам, в помещении на полу раскладываются круги диаметром 30 – 35см., не намочив ног. Расстояние между кружками должно быть таким, чтобы дети могли перепрыгивать с одного на другой.
Одновременно переходят через ручеек 2 – 3 ребенка, остальные вместе с воспитателем наблюдают за ними. Те, кто оступились – намочили ноги, идут сушить их на солнышко – садятся на скамейку. Затем они снова включаются в игру; воспитатель их всячески поощряет, помогает перейти на другой берег.
22. КОНИ
Возраст:
3 – 5 лет.
Ход игры:
Дети изображают коней. Воспитатель собирает их в одном конце комнаты или площадки и читает стихотворение:
Гоп-гоп-гоп! Ты скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро – скоро
Через реки, через горы,
Все в галоп, в галоп! Гоп-гоп-гоп!
С последними словами дети подпрыгивают, продвигаясь вперед. По сигналу воспитателя: «Домой» - спокойно возвращаются на место. Воспитатель повторяет текст, и кони нова скачут по всей комнате.
Следует строго следить, чтобы дети не двигались с места, пока воспитатель не закончит все стихотворение.
23. С КОЧКИ НА КОЧКУ
Цель игры:
Закрепить умение в прыжках из обруча в обруч сочетать направление, силу толчка и правильное приземление.
Возраст:
3 – 5 лет.
Оснащение:
Плоские обручи или круги из картона диаметром 30 – 35см.
Ход игры:
На площадке воспитатель чертит небольшие кружки диаметром 30 – 35см. Расстояние между кружками примерно 25 – 30см. Это кочки на болоте, по которым нужно перебраться на другую сторону. Играющие выстраиваются в колонну, первый ребенок подходит к кружкам и начинает прыгать на двух ногах из одного кружка в другой, продвигаясь вперед. Как только первый игрок прыгнет из последнего круга, прыжки начинает второй игрок колонны и т. д. Перебравшись таким образом на другую сторону площадки, игрок шагом возвращается обратно.
Указания к игре:
При проведении этой игры в помещении можно использовать кружки из картона или плоские обручи из фанеры того же диаметра.
24. ПО ДОРОЖКЕ НА ОДНОЙ НОЖКЕ
Возраст:
3 – 5 лет.
Оснащение:
2 шнура или 2 рейки.
Ход игры:
На площадке воспитатель чертит две линии длинною 2 – 3 м. на расстоянии 50 – 60см. друг от друга. Это дорожка. В помещении можно положить на пол две рейки или два шнура на таком же расстоянии. Воспитатель предлагает нескольким детям попрыгать по дорожке на одной ножке. Дети подходят по очереди к одному концу дорожки и стараются допрыгать до ее конца на одной ноге.
Указания к игре:
Дети прыгают произвольно, на середине дорожки они могут поменять ногу. Обратно дети возвращаются обычным шагом или бегом.
25. ПОВЕРНИСЬ ВОКРУГ СЕБЯ
Возраст:
3 – 5 лет.
Ход игры:
Воспитатель предлагает одному ребенку или нескольким детям попрыгать на двух ногах на месте с поворотом. Дети становятся на небольшом расстоянии друг от друга лицом к воспитателю и по его сигналу начинают прыгать. С каждым подпрыгиванием они делают небольшой поворот в одну сторону (влево или вправо) так, чтобы через несколько подпрыгиваний снова стать в исходное положение. Затем можно повторить, поворачиваясь в другую сторону.
Указания к игре:
Воспитателю надо следить, чтобы дети подпрыгивали повыше и мягко опускались на носки. Руки они держат свободно, при подпрыгивании могут взмахивать ими. Когда дети научатся хорошо подпрыгивать, им можно предложить поставить руки на пояс.
26. ПО КОЧКАМ
Цель игры:
Упражнять детей в прыжках из круга в круг. Развивать мышцы ног.
Возраст:
3 – 7 лет.
Оснащение:
Кружки диаметром 30 – 40см. или обручи диаметром 50см.
Ход игры:
Дети строятся в три колонны. По ходу движения выкладывается дорожка из кружков или обручей. Детям предлагают прыгать «по кочкам» заданным способом. После выполнения задания дети шагом возвращаются к первому кружку (обручу, и игра повторяется.
Указания к игре:
Воспитатель следит за тем, чтобы дети выполняя задания, не наступали на обручи и не сбивали их; начинали прыгать только в свободный кружок (обруч, то есть держали интервал; прыгали мягко, на носках.
Усложнение игры:
Прыжки на двух ногах прямо.
Прыжки на двух ногах боком.
Прыжки с на одной ноге (правой, левой).
Оставить между кочками промежутки.
Увеличить число кочек с 4 до 6 штук.
27. ПТИЧКИ В ГНЕЗДЫШКАХ
Цель игры:
Упражнять детей впрыгивании в обруч и выпрыгивании из него. Развивать умение ориентироваться в пространстве.
Возраст: