Акматова Айнура Асанкуловна
Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме «Комнатные растения» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Лексическая тема : «Комнатные растения»
Задания
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (растение, горшок, стебель, лист, полив, лейка, кактус, алое, колеус, очищать, герань, ухаживать, опрыскивать, зеленый).
Публикация «Картотека игровых упражнений и заданий РР по лексической теме „Комнатные растения“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Паспорт комнатных растений
- Подготовительная группа
- Темочки
уточнить представления о цветах, их частях; научить различать полевые и садовые цветы; формировать у детей бережное обращение с цветами; познакомить с особенностями выращивания цветов и ухода за ними.
Совершенствование синтаксической стороны речи, составление сложноподчинённых предложений со словами для того чтобы.
Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза.
Грамматические категории:
обогащать, уточнять и активизировать словарь детей;
формировать грамматически правильный строй речи (упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, правильно пользоваться глаголами и предлогами,
закреплять навыки слогового анализа и синтеза, совершенствовать навык звукового анализа и синтеза,
развивать у детей умения отвечать на вопросы полными ответами, аргументировать свой выбор;
Упражнение для развития речевого дыхания «Приятный запах»
Дети делают глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч. На выдохе произносят фразу: «Хорошо пахнет» или «Очень приятный запах».
Пальчиковая гимнастика
На окне в горшочках
Поднялись цветочки
К солнцу потянулись ладони соединить в бутон, поднять вверх, раскрыть
Солнцу улыбнулись
К солнышку листочки закрывать, раскрыть и покачать влево-вправо, вверх-
Повернут цветочки вниз
Развернут бутоны
В солнышке утонут.
Физкультминутка «Наши алые цветки».
Наши алые цветки
Распускают лепестки. Плавно поднимаем руки вверх.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет. Качание руками влево-вправо.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки, Присели, спрятались.
Головой качают, Движение головой влево – вправо.
Тихо засыпают.
Физкультминутка «Вырастут у нас цветы».
Мы копаем, мы копаем,
В землю семена бросаем.
Сделай, сделай ямку ты,
Вырастут у нас цветы.
(Дети имитируют движение в соответствии с текстом).
Физкультминутка «Мы цветы в саду сажаем».
Мы в саду цветы сажаем, Ладошку левой руки сложить в горсть,
правой взять «семя» и, наклонившись вниз, «посадить» его.
Их из лейки поливаем, Имитировать движение – «полив из лейки».
Астры, Соединить руки над головой, образуя шарик.
Лилии, Руки в стороны.
Тюльпаны Сложить ладошки обеих рук лодочкой перед собой.
Пусть растут Присесть и медленно вставать, подняв руки вверх, - «цветы растут».
Для нашей мамы. Сжать кисть правой руки в кулачок и протянуть ее вперед – «букет».
Вторник.
Развитие грамматического строя речи
1. Ответы на вопросы:
А где растут цветы?
На лесных полянках - значит эти цветы….(полевые)
Если цветы растут в комнате (в помещении) – значит это (комнатные растения)
Если цветы растут в лесу – значит это цветы….(лесные)
Если цветы растут в саду – значит это цветы (садовые)
Как мы ухаживаем за комнатными цветами? ….(поливаем, рыхлим землю, пересаживаем).
А кто ухаживает за полевыми цветами?
Нужна ли помощь человека растениям на полянах?. (природой все предусмотрено…поливает дождь, землю рыхлят кроты и мыши)
А для чего нужны цветы? ….(чтобы любоваться красотой, вдыхать необыкновенные ароматы).
2. Д/игра «Назови ласково»
цветок – цветочек,
фиалка-фиалочка
герань – геранька
роза –розочка
кактус- кактусик
тюльпан, ромашка, незабудка и т. д.
3. Игра «Два-пять» (совершенствование грамматического строя речи.)
(Дети берут предметные картинки со своими любимыми комнатными растениями.)
Ребята, давайте с вами представим, что у вас на картинках не одно, а два и пять растений. Расскажите об этом.
Ответы детей.
1-й – У меня два кактуса и пять кактусов.
2-й- У меня две герани и пять гераней.
3-й- У меня две традесканции и пять традесканций
4-й- У меня две бегонии и пять бегоний.
5-й-У меня две фиалки и пять фиалок
6-й-У меня две камнеломки и пять камнеломок.
Молодцы. Вы отлично выполнили первое задание.
4. Д/игра «Угадай слово» (Совершенствование звуко-слогового анализа и синтеза)
Сумеете ли вы найти растение по первому и последнему звуку.
Вопросы задаёт педагог
Угадайте, какое комнатное растение мы задумали, если в нём
-первый звук [к], последний [с]? (Кактус.)
- первый звук [б’], последний - [я]? (Бегония.)
- первый звук [р], последний - [а]? (Роза.)
А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки [л, и, ф, а, к,а. ] Какое слово можно из них составить? (Фиалка). Обозначьте это слово кружочками.
Дети обозначают слово символами.
Сколько согласных звуков в этом слове?
Сколько гласных?
5. Упр. «Бабочка». (Автоматизация звука [р] в предложении.) Следите за правильным произнесением звука [р].
Ответы детей.
1-й- Бабочка сидит на горшке с геранью.
2-й- Бабочка летает над геранью.
3-й- Бабочка спряталась под листок герани.
4-й- Бабочка летает вокруг герани.
5-й- Бабочка сидит около герани.
6-й- Бабочка спряталась за горшок с геранью.
Среда.
Развитие грамматического строя речи
1. Д/игра «Чего нет»
Логопед: У меня есть бегония
Ребенок: у меня нет бегонии.
Логопед: У меня есть кактус.
Ребенок: у меня нет кактуса.
Логопед: У меня есть фикус.
Ребенок: у меня нет фикуса.
Логопед: У меня есть герань.
Ребенок: у меня нет герани.
У меня есть роза. У меня есть фиалка. У меня есть тюльпан. У меня есть пион. И т. д.
2. Игра «Цветочный оркестр»
Внимательно слушайте и повторяйте за мной.
( простукивание слов: лес, цве-ты, солн-це, тра-ва, по-ля-на, фи-ал-ка, ге-рань, ро-за, тюль-пан, мо-лод-цы.)
3. Д/игра «Придумай предложение»
Я сейчас скажу простое короткое предложение, а вы все по очереди постараетесь его продлить: «Расцвел цветок».
Расцвел красивый цветок.
Красивый цветок расцвел в саду.
Красивый цветок расцвел в моем саду!
Очень красивый цветок расцвел в моем саду!
Очень красивый цветок быстро расцвел в моем саду! И т. д.
4. Д/ игра «Закончи предложение»
Я начинаю предложение, а вы сочиняете вторую часть, и начинаете свой ответ со слов «для того чтобы».
Комнатные растения нужно поливать….
Комнатные растения нужно поливать для того, чтобы они не завяли.
Листья на комнатных растениях нужно протирать…
Листья на комнатных растениях нужно протирать для того, чтобы они могли дышать.
Комнатным растениям нужен солнечный свет….
Комнатным растениям нужен солнечный свет для того, чтобы они могли хорошо дышать.
Комнатные растения нужны человеку….
Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы украшать дом.
Для чего ещё комнатные растения нужны человеку?
Комнатные растения нужны человеку для того, чтобы очищать воздух.
5. Д/игра «Что лишнее?»
Я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать. Я буду произносить ряд слов, а вы будете определять, какое слово лишнее и почему.
1. Гортензия, стебель, фиалка, фикус. Что лишнее и почему?
2. Цветок, стебель, бегония, листья.
3. Герань, гортензия, горшок, фикус.
4. Роза, пион, фикус, тюльпан.
6. Д/игра «Выбери цветок и составь предложение»
Педагог предлагает детям взять картинку с любимым цветком и составить предложение, комментируя свои действия.
Я посадил на клумбу розу.
Я посадил на клумбу пион.
Я посадил на клумбу нарцисс.
Я посадил на клумбу лилию.
Я посадил на клумбу флокс.
Я посадил на клумбу тюльпан.
Я посадил на клумбу астру.
Я посадил на клумбу гладиолус.
7. Отгадай загадки
На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые. (подснежники).
Вырос во поле цветочек:
Сверху — синий огонечек,
Снизу — тонкий стебелек.
Что за цветик? (Василек)
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу:
Жёлтенький кафтанчик
Носит. (одуванчик).
В лепестки, как в плащ атласный,
Спрятался цветок прекрасный.
Не раскроется никак
В огороде красный… (мак)
Выросли звоночки в ряд.
Жалко только — не звенят.
Синие бутончики — это… (колокольчики).
Он — Цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам (Нарцисс).
Пахнет стебель и цветочки,
Опушённые листочки
Ты пораньше утром встань
И полей свою ….(герань)
Круглый шарик
Словно ёжик
Но без мордочки и ножек.
На моём растёт окне,
Очень нравится он мне…. (Кактус).
Зелёное, колючее
Сто лет ему дремучему,
Как только насморк
Вас застал врасплох,
Бежите Вы к нему. (Алое)
Четверг.
Развитие связной речи
1. Д/игра «Мой любимый цветок»
1Ребенок - Это герань - комнатное растение. Герань растет как кустик. У герани прочный стебель, круглые листья, и цветы голубого цвета. Нуждается в поливе и рыхлении почвы. Хорошо растет на солнечном месте.
2 Ребенок - Это алое. У него крепкие стебли и треугольные блестящие листья, светло-зеленого цвета. Любит регулярный полив и солнечное место.
3 Ребенок - Фикус - комнатное растение. Растет как дерево. У него коричневый стебель и овальные темно-зеленные листья. Нуждается в регулярном поливе. Листья фикуса нужно протирать, убирать пыль.
4 Ребенок - Это кактус – комнатное растение. У кактуса один стебель, зеленного цвета, покрытый колючками, листьев нет.
5 Ребенок - Это фиалка - комнатное растение. У нее круглые мягкие листочки и красивые белые цветы.
И т. д.
Пересказ текста
Пятница.
Развитие мелкой моторики.
Составление описательного рассказа по картине.