Калашникова Екатерина Александровна
Картотека игр с сухим песком
▼ Скачать + Заказать документы
Упражнение «Здравствуй, песок!»
Цель: снижение психофизического напряжения.
Ход игры: Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с
песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:
• дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки,
затем всеми пальцами одновременно;
• легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает
его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной
стороной;
Публикация «Картотека игр с сухим песком» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку:
«С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.»
Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «тепло —
холодно», «приятно — неприятно», «колючее, шершавое» и т. д.
Игра-упражнение «Мы создаем мир»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его
мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.
Материалы: песочница с песком, фигурки для игры в песочнице в
соответствии с темой: лес, поляна и их обитатели; море, река, озеро и их
обитатели; город и его жители, профессии и службы; деревня и ее жители;
космическое путешествие.
Ход: Взрослый показывает способы построения в песочнице
разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро,
остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по
инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества (тема
построений может соответствовать теме занятий в группе).
Например, «Первый урок волшебства: лес, поляна и их обитатели»
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти,
произвольности.
Инструкция: «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но
даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная фея наколдует лес,
она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Ты должен закрыть
глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок
13
закрывает глаза, взрослый бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями,
цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри — как красиво, интересно это у нее
получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (взрослый
сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, ребенок
делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты
произнеси те же волшебные слова, что и фея, и наколдуй другой лес. Какие
животные живут в лесу? Пригласи их в свой лес».
Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек
взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может
вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с
сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых
слов).
Аналогичным образом выполняются упражнения: «Второй урок
волшебства: море, река, озеро и их обитатели», «Третий урок волшебства: город
и его жители, профессии и службы», «Четвертый урок волшебства: деревня и ее
жители», «Пятый урок волшебства: космическое путешествие; встреча с
инопланетянами». Задание формулируется так же, как и в первом уроке.
Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова».
Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать возрасту
ребенка.
Упражнение «Мы едем в гости»
Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на
«песочном листе»; для малышей инструкция значительно упрощается, идет
только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх – низ».
Материалы: песочница с песком, фигурки деревьев и диких животных.
Ход: Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными
представлениями (или закрепляет знания) : «верх – низ», «право – лево», «над –
под», «из-за — из-под», «центр, угол». Ребенок по словесной инструкции
взрослого пальчиками «ходит, прыгает, ползает» по песку, изображая различных
персонажей.
Инструкция: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в
лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес?
(Малыши отвечают «в верху песочницы».) Кто живет рядом с зайчиком?
(Перечисляются и помещаются в песочницу фигурки или картинки диких
животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил?
Что мы пожелаем зайчику?»
14
Аналогичным образом выполняются игры-задания: «Идем в гости к
лошадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье, «Плывем
навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обитателях морей и рек) и т. д.
В ходе игры ребенок узнает (закрепляет знания) об особенностях
жизнедеятельности тех или иных животных и растений (за неимением
игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,
образного мышления, произвольности.
Материалы: песочница с песком, фигурки для игры в песочнице.
Ход: Инструкция: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки.
Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в
песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты
должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками,
использовать палочки, кисточки».
Усложнение. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку
игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при
раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить
свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило,
он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать
игрушки очень осторожно.
2 Вариант игры «Песочные прятки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,
образного мышления, произвольности.
Материалы: песочница с песком, ламинированные картинки из разных
сказок и сказочные персонажи, кисточка.
Для игр с малышами используют цветные картинки с четким изображением
(на начальном этапе — несложные для восприятия, с изображением одного
предмета). Для развития поисковой активности происходит постепенное
усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может
быть черно-белым, силуэтным.
Ход: Предварительно взрослый беседует с ребенком о его любимых сказках
и героях, о причинах положительного и отрицательного отношения к разным
героям.
Инструкция: «В песке любят прятаться сказки и сказочные герои. Давай
сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова:
15
«Раз, два, три, сказка приходи». (Взрослый закапывает в песок картинку из
хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок
картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не
спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть
картинки : как ты думаешь, какая это сказка?»
Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии
назвать сказку или сказочного персонажа. Если он не может догадаться и назвать
сказку по элементам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам
закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает,
анализирует увиденное.
Игра «Домик для друзей»
Цель: учить ориентироваться на плоскости, развивать умение дослушать
до конца задание, развивать мелкую моторику рук, учить задавать задание друг
другу.
Материалы: песочница с песком, мелкие игрушки, маленькие предметы
(пуговицы, камешки, плоский макет домика 4-5 этажей (из картона) с
прорезанными окошками.
Ход:
1 вариант.
На песке лежит домик, в нём в некоторых окошках стоят маленькие
игрушки. Взрослый предлагает найти нужную игрушку (начинаем с первого
нижнего окна) – пять шагов вверх, три шага вправо и т. д. Так ребёнок доходит до
игрушки, которую задумал взрослый. Далее ребёнок задумывает и даёт указания
взрослому или другому ребёнку.
2 вариант.
На песке лежит домик, ребёнок закрывает глаза, взрослый в каком-нибудь
окошке зарывает в песок что-то интересное (пуговицу, камушек) и так же
руководит действиями ребёнка. Если задание выполнялось правильно, ребёнок
найдёт в песке спрятанный сюрприз. Далее ребёнок прячет предмет и даёт
указания взрослому или другому ребёнку.
Упражнение «Чашки»
Цель: учить сравнивать предметы по количеству, понимать и правильно
употреблять слова много – мало, пустой – полный.
Материалы: две чашки на каждого, по одной большой и маленькой ложке,
кинетический песок.
16
Ход: Взрослый объясняет детям, что будут измерять сколько больших и
маленьких ложек песка войдет в чашку. Пересчитываем, рассуждаем почему?
Затем взрослый предлагает в одну чашку насыпать много песка, а в другую
мало. При насыпании песка в чашки обратить внимание детей на то, когда чашка
у них пустая, а когда полная.
Упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление
закономерностей.
Материалы: песочница с песком, кисточка.
Ход: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части
песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с
возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые
дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу
на песке, либо продолжить узор взрослого.
Инструкция: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом.
Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай
свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу —
из треугольников».
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной
последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц
и пр.
Игра «Секретики»
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия,
образного мышления, воображения.
Возраст: 4-7 лет
Оборудование: песок, кусочки оргстекла, фантики, камушки, цветы,
листья.
Ход игры: В песке делается углубление. В нем ребёнок раскладывает
листья и мелкие цветочки, а затем накрывает их сверху стеклышком. Композиция
засыпается песком, и секрет готов.
Осторожно расчистив пальцами песок, любой желающий может посмотреть
на цветочную композицию, сделанную юным флористом.
Дети самостоятельно изготавливают и ищут «секретики» друг друга.