Булатова Маргарита
Картотека игр с песком
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию я хочу преподасвить свою картотеку игр, которую я творчески подобрала и активно использую на своих логопедических занятиях.
Игра «Здравствуй, песочек!»
Цель: снижение психофизического напряжения, развитие мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
Логопед просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка.
Ребенок:
• трогает песок поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
Публикация «Картотека игр с песком» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Темочки
• с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;
• дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
• перетирает песок между пальцами, ладонями.
Игра «Песочный дождик».
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление, развитие мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
Логопед говорит о том, что в «песочной стране» может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Игра «Необыкновенные следы».
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, развитие мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
Логопед просит показать ребенка, как идут медведи, прыгают зайцы, бегут жучки. А ребенок на песке рисует следы.
Игра «Узоры на песке».
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей, развитие мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
Логопед пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор.
Игра «Песочные прятки».
Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности, развитие мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки. Чтобы разнообразить игру, логопед показывает ребенку игрушку – «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.
Игра «Кто к нам приходил?»
Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия, развитие мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
Ребенок отворачивается, логопед изготавливает с помощью формочек барельефные/горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.
Игра «Топчем дорожки».
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, развитие мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
Логопед, вместе с ребенком «шагаем» по песку, оставляя следы, при этом можно приговаривать: «Большие ноги шли по дороге: То-о-п, то-о-п, то-о-п. Маленькие ножки бежали по дорожке: Топ-топ-топ! Топ! Топ-топ-топ! Топ!» Логопед и ребенок могут изменять эту игру, изображая того, кто может оставлять большие и маленькие следы. Большие следы оставляет косолапый медведь. Маленькие следы оставит после себя маленькая белочка.
Игра «Я пеку, пеку, пеку».
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, развитие мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
Ребенок «выпекает» из песка булочки, пирожки, тортики. Для этого малыш может использовать разнообразные формочки, насыпая в них песок, утрамбовывая их рукой или совочком. Пирожки можно «выпекать» и руками, перекладывая мокрый песок из одной ладошки в другую. Затем ребенок «угощает» пирожками кукол.
Игра «Волшебные отпечатки на песке».
Цель: знакомство со свойствами песка, развитие координации движений, развитие мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
Логопед вместе с ребенком оставляют отпечатки на мокром песке своих рук и ног, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д.
Игра «Угадай, что спрятано в песке».
Цель: развитие умения представлять предметы по их словесному описанию, развитие мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.
Игра «Во саду ли, в огороде».
Цель: ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи, мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
По взмаху волшебной палочки одна песочница превращается во фруктовый сад, другая в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Логопед просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.
Игра «Путешествие в сказочный город»
Цель: развитие образного мышления, воображения, речи, мелкой моторики рук и кистей.
Содержание игры.
Логопед показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе. Дети произносят волшебные слова «Крибле-крабле-бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.
Игра «Детские секреты».
Цель: научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение, развитие мелкой моторики рук и кистей, речи.
Содержание игры.
Дети вместе с логопедом чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секрет на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секрет, ставится точка. Ребенок поворачивается и отыскивает секрет, следуя карте-схеме. Игру можно усложнить, если сам ребенок прячет секрет и отмечает их местонахождение на карте-схеме, а логопед ищет её.