Ирина Ревнивых
Картотека игр с куклой для развития речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ревнивых Ирина Олеговна
Игра: «Знакомство с игрушками»
Цель: учить запоминать и называть имена собственные, выполнять поручения в соответствии с речью взрослого, побуждать к речевой активности.
Оборудование: кукла, посуда.
Ход игры: Игрушки (куклы, неваляшки, матрешки) расположены на диване. Воспитатель приносит еще одну куклу, которая используется в качестве ведущей в ситуации знакомства, и вызывая интерес играющих рядом детей, говорит: «Здравствуйте, куколки. Вы отдыхаете? К вам пришла подружка, кукла Таня. Давайте познакомимся с ней?» Кукла Таня по очереди знакомится со всеми куклами. Воспитатель предлагает подошедшим поближе детям познакомить своих кукол с Таней. После того, как знакомство состоялось, воспитатель дает ребятам разные поручения: предложить кукле Кате чай, угостить куклу Машу конфетой и т. д.
Публикация «Картотека игр с куклой для развития речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Дети запоминают и стараются как можно чаще произносить имена всех игрушек, при этом отвечая на сопутствующие вопросы педагога (например, «А кто это у нас в розовом платье? Кто кушает конфету?»).
Варианты: (для детей старше 2,5 лет). Дети сами могут придумывать имена куклам.
Игра: «Знакомство с куклой Таней»
Цели: учить ребёнка нормам этикета – здороваться, прощаться, использовать при обращении имена собственные; учить проявлять внимание и заботу к окружающим
Оборудование: кукла.
Ход игры: Воспитатель приносит к детям куклу, обращая их внимание на нее «Дети, смотрите, кто это к нам пришел? Кажется, эта кукла хочет с нами познакомиться. Давайте поздороваемся с ней и спросим ее имя». После того, как дети узнали имя куклы, воспитатель от имени Тани спрашивает имя каждого ребёнка в группе. Затем кукла рассказывает о себе и просит попытаться рассказать о себе каждого воспитанника. Если у ребёнка не получается, то воспитатель от имени куклы задает наводящие вопросы. В заключении дети прощаются с куклой, тренируя произношение базовых слов этикета - «До свидания».
Игра «Таня и Танечка»
Цель: учить правильно называть большие и маленькие части тела.
Оборудование: 2 куклы (большая и маленькая).
Ход: Дети и воспитатель сидят на стульчиках. Воспитатель показывает им двух кукол: большую и маленькую. Затем показывает части тела и лица у большой куклы, а ребёнок должен назвать часть тела у маленькой куклы.
Инструкция: «Ребята, смотрите какие у меня куклы! Одна большая (показываю) ее зовут Таня, а другая маленькая (показываю, ее зовут Танечка. У большой Тани глаза, а у маленькой (глазки, у Тани ноги, а у Танечки (ножки)» и т. д.
Игра «Где же наши ручки?»
Цели: учить выполнять движения в соответствии с текстом. понимать и использовать существительные, обозначающие части тела во множественном числе.
Оборудование: кукла, музыкальная запись песни «Где же наши ручки?»
Ход игры: детям предлагается поиграть с куклой, а затем в соответствии с текстом песенки повторять движения.
Игра «Кукла Таня идет в детский сад»
Цели: активизировать речь детей, тренируя слова о бытовых вещах и действиях; учить правильно называть части тела человеческого организма; воспитывать бережное отношение к кукле, внимание к собственному внешнему виду.
Оборудование: одежда для куклы, набор гигиенических предметов для куклы.
Ход игры: Педагог указывает детям, что кукла Таня еще спит, а ей пора собираться в детский сад. Вместе с детьми куклу осторожно будят, идут приводить себя в порядок – чистить зубы, умывать лицо, причесываться.
Предлагается вместе с Таней сделать зарядку, воспитатель читает потешку:
Как у наших у ребят
Ножки весело стучат:
Топ-топ-топ, топ-топ-топ.
А устали наши ножки
Хлопают ладошки:
Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп.
А потом вприсядочку
Пляшут дети рядышком
Книзу-кверху, раз-два, раз-два.
Вот как пляшет детвора.
А как пуститься бежать –
Никому их не догнать.
Затем воспитатель вместе с детьми выбирают одежду и одевают куклу Таню. Воспитатель внимательно следит за ходом игры, координирует действия воспитанников.
Игра «Одень куклу»
Цели: активизировать глаголы: одевать, надевать, обувать; формировать представления об основных действиях с предметами одежды и обуви; формировать представления о погоде.
Оборудование: кукла, кукольная одежда (платье, юбка, штаны, кофта, пальто, носки, ботинки, туфли, шапка).
Ход игры: Педагог инсценирует игровую ситуацию: «кукла собирается на прогулку», привлекая детей помочь ей собраться и одеться по погоде. Сначала выясняют, какая сегодня погода, затем предлагают одеться – потеплее или полегче. Все действия сопровождаются речью воспитателя. Попутно можно задавать уточняющие вопросы – «Куда собралась кукла Таня? Хорошая ли сегодня погода? Что кукла должна надеть?»
Игра: «Кукла Таня заболела»
Цель: учить связывать сюжетные действия с названием роли; формировать начальные навыки ролевого поведения.
Оборудование: игровой набор «Больница»
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что их любимая кукла Таня заболела и ей нужно вызвать доктора. Педагог выбирает из детей «доктора», надевает на него в белый халат и шапочку и предлагает ему провести осмотр больной куклы. Далее воспитатель спрашивает у детей, что нужно делать, когда кукла болеет, выслушивая ответы каждого. Затем предлагает дать кукле лекарство.
С детьми более старшего возраста воспитатель может лишь направлять игру детей, наблюдая за ее ходом.
Игра «Покормим куклу Таню»
Цели: формировать представления детей о предметах быта – столовой посуде, активизировать речь детей; развивать культуру поведения во время еды, прививать заботливое отношение к кукле.
Оборудование: кукла Таня, набор посуды для куклы.
Ход игры: Игру лучше проводить в специально оборудованном игровом уголке. Педагог рассказывает и наглядно демонстрирует, какую посуду используют за обедом (чашки, ложки, вилки, глубокие тарелки для супа, мелкие для второго и т. д.) на примере куклы, показывает, как необходимо себя вести за столом, как правильно пользоваться столовыми приборами. После рассказа следует предложить каждому ребёнку накормить куклу обедом.
Игра «Обставим кукле Тане комнату»
Цель: Расширять и закреплять представления детей о предметах мебели (стол, стул, кровать, шкаф их назначении; называть предметы и действия доступными детям речевыми средствами (звукосочетаниями, облегчённые слова). Побуждать к активным действиям.
Материал и оборудование: кукла Таня, набор кукольной мебели (стол, стул, кровать, шкаф)
Ход игры: Необходимо рассадить детей полукругом. Воспитатель вносит знакомую детям куклу, дети здороваются с ней. Воспитатель: «Здесь будет комната Таня. Таня, тебе нравится твоя комната?» (С этой фразой к кукле обращаются и дети.) «Нет, - отвечает Таня - Не нравится мне моя комната. В ней очень пусто. Стола нет, стула нет, кровати нет». Воспитатель обращается к детям: «Дети, поможем кукле Тане обставить комнату, ведь сейчас в ней тяжело будет жить кукле. Хорошо?».
Воспитатель ставит стол. Задает вопрос детям: «Что это? Зачем Тане нужен стол?» (Дети отвечают). «А как же кукла будет писать и рисовать, если у нее нет стула? Давайте поставим стул?» (Дети поддерживают инициативу, отвечая на вопрос педагога о предназначении стула. Затем устанавливают кровать, вновь обращаясь к ее мнению, на что кукла говорит, что ей негде хранить одежду. Воспитатель спрашивает детей, где лежит и висит одежда, после чего устанавливает кукольный шкаф.
Кукла Таня радуется помощи детей, ей нравится ее комната. Она задает вопросы детям о том, что они сейчас делали и для чего нужны эти предметы, затем благодарит каждого.
Игра «Кукла Таня хочет спать»
Цель: Закреплять представления детей о предметах мебели и одежды, учить подражать и самостоятельно употреблять звукосочетания и облегченные слова
Материал и оборудование: кукла Таня, набор кукольной мебели (стул, кровать)
Ход игры: Воспитатель ставит на стол кукольную кроватку с постельными принадлежностями, по очереди указывая на каждый предмет: «Смотрите, ребята, это кроватка. Это – одеяло, это – подушка, а это – простынка». «Зачем нам нужна кроватка» (получает ответы детей) – «Верно, и кукла Таня сегодня уже устала, давайте поможем ей уснуть?»
Воспитатель раздевает куклу, одежду кладет на рядом стоящий стул. Укладывает куклу, приговаривая «Баю-бай, спи, Таня, спи. А-а-а, баю-бай»
Чтение потешки:
Баю-бай, баю-бай,
Наша Таня, засыпай!
Баю-баю-баюшок,
Кладу Таню на бочок -
На мягкую кровать,
Будет Таня крепко спать.
Воспитатель предлагает детям баюкать Таню, поглаживая ее, и приговаривая «Баю-бай, спи, Таня, спи. А-а-а, баю-бай». В случае, если ребёнок не говорит и не действует, то взрослый стимулирует его повторить а ним: педагог берет руку ребёнка, гладит ею куклу, приговаривая «[Имя ребёнка], скажи, повтори «Баю-бай, Таня; спи, Таня, А-а-а, баю-бай».
В качестве основы использованы наработки С. Л. Новоселовой [16], Ю. А. Разенковой [39], А. Г. Рузской, С. Ю. Мещеряковой [43]