Кроткова Татьяна
Картотека игр с использованием игрового пособия «Чудо-парашют» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр с использованием игрового пособия для старшей группы
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение города Бузулука
«Детский сад присмотра и оздоровления №29»
Картотека игр с использованием игрового пособия «Чудо- парашют»
Для старшей группы
г. Бузулук
Публикация «Картотека игр с использованием игрового пособия „Чудо-парашют“ для старшей группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Парашют. Игровое пособие по физкультуре
- Старшая группа
- Темочки
1) Игры на познавательно –речевое развитие
2) Игры на психа- эмоциональное развитие
3)Игры на развитие двигательной активности
4)Игры на сплочения детского коллектива
5)Игры на ориентировку в пространстве
1)Игры на познавательно –речевое развитие
Игра "Подарки".
Цель: формировать навыки звукового анализа, умения определять место звука «Р» в слове.
Детям предлагается собрать подарки для мальчика Ромы, но все подарки должны быть со звуком "р". Дети подбирают картинки с данным звуком. Рома находиться в центре парашюта. Дети подбирают правильные картинки со звуком «Р» и кладут на парашют по цветовым секторам. Затем вместе с воспитателем проверяют правильно ли подобраны картинки Затем можно предложить найти данные игрушки в группе и отправится в гости к Роме, дальше уже можно развивать сюжетно-ролевую игру. Вариантов игры много, фантазируйте сами и вместе с детьми.
Игра «Что тяжелее?»
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее посеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т. д. По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»
Игра «Разложи картинки по группам»
Цель: развитие навыков анализа и синтеза. Оборудование: поднос с двенадцатью картинками. Которые можно разделить на четыре группы, например, овощи: лук, морковь, капуста; фрукты: яблоко, груша, персик; посуда : чашка, тарелка, чайник; инструменты – молоток, пила, лопата и т. д. Перед каждым ребенком находится поднос с двенадцатью предметными картинками. Воспитатель предлагает детям разделить все картинки на четыре группы. (Комплекты картинок у детей разные).
Задание «Закрой лишнюю картинку»
Цель: развитие мыслительных процессов (эмпирическое обобщение). Оборудование: карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги (4*4 см) (для каждого ребенка). Перед каждым ребенком находится карточка к заданию и квадратик из плотной бумаги. Детям предлагается найти картинку, которая не подходит к остальным, и закрыть ее бумажным квадратиком.
Игра «Придумай загадку»
Цель: развитие речи и мышления. Оборудование: игрушки и знакомые детям предметы. На столе лежат различные игрушки и знакомые детям предметы. Одному из детей (ведущему) предлагается, не показывая на предмет, составить его описание в форме загадки. Тот, кто угадает. О каком предмете идет речь, становится ведущим.
«Рыбка — червячок»
Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц (можно вырезанные из старых книг, журналов; открытки). Как играем: сначала читается стихотворение: Зайчик любит морковку, Мишка — малинку, Воробушек — рябинку, Рыбка — червячка, Избегай, рыбка, крючка. Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молочко и т. д. Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом. Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Людоед?» и пр. Сыграйте в игру «Наоборот» : морковка — заяц, зерно — птица, сено - лошадь. Когда представится возможность, кормите вместе птиц, белочек, животных. Наблюдайте за их повадками. Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.
«Весна»
Цель: Развитие речи, умения ритмично двигаться в соответствии с текстом.
Солнышко, солнышко
Золотое донышко
Гори, гори ясно
Чтобы не погасло (идут по кругу, несут парашют)
Побежал в саду ручей
Прилетело сто грачей
А сугробы тают, тают
А веточки подрастают (бегут по кругу, держа парашют)
(поднимание, опускание парашюта) (медленное приседание)
(подняться вверх парашют)
«Кого не хватает?»
Цель: Развитие внимания, памяти.
Все дети стоят в кругу, держатся за парашют (с закрытыми глазами, ведущий прячет одного ребенка под парашют. Задача детей найти того, кто спрятался.
«Кто скорее до своего цвета»
Цель: развитие наблюдательности, слухового внимания, сенсорных ориентировок.
Парашют лежит на полу. Дети выбирают ленточки (флажки) тех цветов, какие имеются на секторах парашюта. По сигналу (музыка, бубен) дети двигаются по залу. Как только инструктор называет: «Раз, два, три – свой цвет найди!», - дети встают на секторы, соответствующие цвету ленточки (флажка).
Игра «Поезд»
Цель: учить сочетать движения со словами и музыкой.
Описание игры.
Дети, держась за парашют левой рукой, двигаются по кругу, правой рукой делают круговые вращательные движения и говорят слова:
Летит поезд во весь дух
Поднимают и опускают парашют:
Ух-ух, ух-ух!
Повторяют те же движения, только в другую сторону, поменяв руки.
Загудел тепловоз: «У-у!
Домой деток повез.
«Ду-ду-ду! Ду-ду-ду!»
Я всех мигом довезу!»
«Радуга»
Цель: Закрепление знания цвета, развитие творческого воображения, речи.
Дети держат парашют двумя руками за петли, встав вокруг парашюта таким образом, что каждому достаётся сектор определённого цвета. Поднимая и опуская парашют, произносят слова:
Раз, два, три, Радуга взлети!
Участникам игры предлагается назвать цвет своего сектора и описать свои ощущения. Например: красный: «Ой, как нам жарко, мы попали в Африку, ярко светит солнце» и т. д. Как вариант, можно рассказать о своём настроении, соответствующем цвету, или о событии в жизни, о котором напомнили цветовые ассоциации. После игры обсуждают, какой цвет вызывает какие эмоции и ощущения.
Можно предложить использовать бросовый материал, например, пробки, для выполнения творческих заданий: выложить своё настроение на секторе любимого цвета.
Игры на психо-эмоциональное развитие
«Букашки»
Цель: Релаксация, психологический этюд. Описание игры Подгруппа детей (мальчики) держат парашют, девочки в это время лежат «ромашкой». Парашют поднимается, дети - «букашечки» хаотично двигают ногами и руками, парашют опускается «букашки» замирают. Затем подгруппы меняются местами.
«Три шага, прыжок!»
Цель: Развитие произвольности психических процессов, умения слушать инструкции взрослого, развитие координаций движений, ориентировки в пространстве, снятие нервно-психического напряжения, поднятие настроения. Делаем три шага вправо, прыжок, парашют надувается
«Воробушки, домой!»
Взрослые поднимают и опускают парашют, а под ним прыгают на двух ногах дети-воробушки, которые машут крылышками. Когда звучит команда «вылетай поскорей!», все дети выбегают из под парашюта, а потом по команде «воробушки, домой!» все летят обратно.
Среди белых голубей
Скачет серый воробей.
Воробушек-пташка,
Серая рубашка,
Вылетай поскорей!
Выбегай, не робей!
Полетали, покружились
И обратно воротились.
Воробушки, домой!
Игра «Весёлый мяч»
Цели: развивать ловкость; воспитывать эмоциональную отзывчивость. Ребята стоят в кругу и держат в руках парашют, на котором лежит резиновый мяч, и, перекатывая мяч от одного к другому в произвольном направлении, произносят: Ты катись, весёлый мячик, Парашют не даст упасть, У кого весёлый мячик, Тот исполнит песню (танец) нам! (Упражнение покажет нам) Тот, на ком заканчивается стихотворение, выполняет задание, указанное в последней строчке
«Перемена мест»
Цель: Развитие цветовосприятия, мыслительных и двигательных способностей. В этой игре каждому игроку будет соответствовать свой цвет (например, зеленый, синий, красный и т. д.) Правила игры: в начале все держатся за парашют, разложенный на земле. По сигналу ведущего участники быстро поднимают парашют высоко над головой, а затем придерживают, пока он медленно опускается на землю. Не нужно тянуть парашют вниз; просто придерживайте его, пока он планирует по воздуху. При этом в момент максимального подъема парашюта, ведущий громко называет какой-либо цвет. Так, если ведущий выкрикивает «красный», каждый, кто держится за красный сектор парашюта, должен отпустить парашют и, пробежав под ним, поменяться местами с кем-либо из игроков с противоположной стороны. Неважно, попадет ли игрок точно в то же место, где стоял его партнер, главное, чтобы он пробежал под парашютом на противоположную сторону. Пока часть игроков находится под парашютом, остальные медленно тянут парашют вниз, пытаясь («яблочек»). Задача детей не допустить, чтобы они упали на пол
УТКА – ГУСЬ
В этой игре парашют выступает в роли ровного круга, вокруг которого все игроки сидят на корточках. Водящий ходит по часовой стрелке, и гладит того, кто рядом с ним, по голове, приговаривая:
«Утка! Утка! Утка! Гусь!»
Как только он выбрал гуся, он должен убегать от выбранного игрока вокруг парашюта. Гусь должен вскочить и побежать вслед за водящим, и попробовать успеть его осалить до того, как водящий добежит и сядет на место Гуся.
Если гусь догнал водящего, тот водит ещё раз. Если водящий успел добежать и занять место гуся, то тот становится новым водящим, и теперь он выбирает себе гуся.
«Болото»
Цель: Вызвать у детей эмоционально положительный отклик на игровое действие, дружеские взаимоотношения.
Игроки садятся на полу в круг, зажав край парашюта под подбородком и вытянув ноги прямо перед собой. Когда все расселись, каждый начинает повторять название своего любимого овоща. Гвалт, производимый игроками, напоминает шум, который стоит ночью на болоте. Одного игрока выбирают «водяным», и он забирается под парашют. Водяной осторожно втягивает за ноги другого игрока, который исчезает под парашютом и сам становится водяным. Игра заканчивается, когда под парашютом оказываются все участники.
«Левая, правая!»
Цель: Развитие произвольности психических процессов, пространственных представлений.
Левой рукой поднимаем парашют, правой опускаем.
«Волшебный сон»
Цель: Снятие психомышечного напряжения.
Реснички опускаются.
Глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем.
Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко. ровно. глубоко.
Наши руки отдыхают. Отдыхают. засыпают.
Отдыхают. засыпают.
Шея не напряжена и расслаблена.
Губы чуть открываются.
Все чудесно расслабляется.
Все чудесно расслабляется.
Дышится легко. ровно. глубоко
(Длинная пауза. Дети выходят из "Волшебного сна")
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать! Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем
Потянуться! улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Игры на развитие двигательной активности
Игра «Пустое место»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание.
Описание игры. Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идё т в противоположную сторону со словами:
Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу
Тук-тук-тук…
Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришёл?» Ведущий называет имя ребё нка и продолжает:
Ты стоишь ко мне спиной,
Побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас молодой,
Прибежит быстрей домой?
Ведущий и ребёнок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займёт пустое место у парашюта.
Игра «Тюлень»
Цель:
Развивать быстроту реакции, ловкость.
Ход игры: Дети садятся на пол, вытягивая ноги и пряча их под «парашют». Под «парашютом» ползает ребенок – «тюлень», пытаясь задеть ноги детей. Они не дают ему этого сделать, поджимая ноги
«Пустое место»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость, скорость, внимание. Описание игры. Дети, держась правой рукой за парашют, двигаются по часовой стрелке, а ведущий идё т в противоположную сторону со словами:
Вокруг домика хожу
И в окошечко гляжу,
К одному я подойду
И тихонько постучу
Тук-тук-тук…
Все дети останавливаются. Воспитанник, возле которого остановился ведущий, спрашивает: «Кто пришёл?» Ведущий называет имя ребё нка и продолжает:
Ты стоишь ко мне спиной,
Побежим-ка мы с тобой.
Кто из нас молодой,
Прибежит быстрей домой?
Ведущий и ребёнок бегут в противоположные стороны. Выигрывает тот, кто первым займёт пустое место у парашюта.
«Будь внимателен»
Цель: развивать двигательную активность, мышление, быстроту реакции на словесный сигнал.
Описание игры
Дети стоят по кругу, держась за парашют. Инструктор показывает красный цвет – дети опускают парашют вниз. Инструктор показывает синий цвет – поднимают парашют вверх. Жёлтый цвет- присесть; зеленый цвет – ходьба приставным шагом по кругу, и т. д. Задания можно изменять, усложнять и дополнять новыми двигательными действиями.
«Кто быстрее?»
парашюта. Игроки, держась за петельки парашюта, ходят по кругу, произнося слова:
Мы цветные птички,
Любим мы скакать,
Высоко летать,
Раз, два, три!
После этих слов ребята останавливаются, а водящий называет цветовой сектор - «синяя - лети». Все игроки, которые стоят под названным сектором, начинают вместе с водящим летать вокруг парашюта под музыку.
По сигналу (выключение музыки или свисток) игроки стараются как можно быстрее занять свободное место определённого цветового сектора. Если водящий быстрее займёт свободное место, он становится игроком, а выбывший игрок становится водящим.
Правила игры: Игроков должно быть 1 больше, чем цветовых секторов. Если играющих очень мало, можно исключить один или два сектора
«Кто под парашютом?»
Дети идут по кругу, произнося слова, ведущий в центре, под парашютом, узнает того, кто позвал.
«… ты сейчас в лесу, мы зовем тебя – АУ!
… не зевай, кто позвал тебя узнай!»
«Дракон кусает свой хвост»
Цель: развивать быстроту реакции, ловкость.
Описание игры
Парашют сворачивают в жгут. Дети встают друг за другом. Первый ребёнок – «голова», последний – «хвост». Дети держатся за парашют-жгут правой рукой, первый ребёнок пытается дотронуться до последнего, а последний старается увернуться.
«Левая, правая!»
Цель: Развитие произвольности психических процессов, пространственных представлений. Левой рукой поднимаем парашют, правой опускаем.
«Качели»
Выполняется в положении «сидя». Воспитанники тянут парашют вперед-назад спокойными неторопливыми движениями, подобными раскачиванию на качелях.
Игры на сплочение детского коллектива
«Доброе животное»
Цель: сплочение детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и развивать умение сопереживать.
Описание игры
Педагог-психолог тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперёд, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперёд, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперёд. Выдох – 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же чётко и ровно бьётся
«Круг»
Цель: Развитие умения сотрудничать, взаимопонимание и доверие между
детьми, сплоченности.
Ведущий:
- Ребята, возьмитесь за ручки парашюта, натяните ровный круг. Круг – это
символ единства, силы, дружбы.
Сейчас я предлагаю выполнить вам ряд заданий, которые нужно выполнить
одновременно и чтобы целостность круга была не нарушена.
Перед выполнением задания у вас есть несколько секунд, чтобы попробовать
договориться без слов.
Всем присесть, а потом встать.
Опустить одну руку и сделать круг по часовой стрелке.
Сделать волнообразные движения.
Вопросы: От кого и от чего зависел результат при выполнении заданий?
ВОЛНЫ
Дружно держась за парашют, игроки поднимают и опускают его быстрыми, |
резкими движениями, создавая «волны». Следите за тем, чтобы игроки
поднимали парашют, а не натягивали его. Чередуйте спокойное море и
бурные волны. Используйте это упражнение, чтобы дать воспитанникам
почувствовать себя уверенно в игре с парашютом. Замечайте любые
проявления безответственного поведения и вовремя пресекайте их.
"Перебегалы"
Все играющие держат парашют и поднимают его вверх-вниз. Ведущий на
счет "Раз-два-три" выкрикивает, кто должетн перебежать и поменять свое
место в кругу, пока парашют не упал на землю. Например, можно
выкрикнуть "мальчики"(и все мальчики должны перебежать и поменять свое
место в кругу, или "девочки", или выкрикнуть цвет, за котрый игроки
держатся на парашюте, или "все с темными волосами", или "с именем Лена",
или "родившиеся в мае" и т. д. (Эту игру можно проводить и без парашюта,
просто в кругу. Она очень хорошо работает на сближение в незнакомой
компании, например, можно за несколько минут выяснить, что не ты одна
любишь поспать, имеешь дома кролика, красишь волосы и т. д., если в игре
просили поменяться местами игроков именно любящих поспать, или у кого
есть кролик и т. д.) Оставшиеся в кругу игроки не должны тянуть парашют
вниз, они должны дать ему самому плавно опуститься на землю.
Черепаха
Все вместе залезаем под парашют. Становимся на четвереньки, парашют -
наш большой цветной панцирь. А теперь попробуйте двигаться синхронно,
чтобы "черепаха" тоже двигалась. Отличная игра на сотрудничество.
«Круг»
Цель: Развитие умения сотрудничать, взаимопонимание и доверие между детьми, сплоченности.
Описание игры Ведущий: Ребята, возьмитесь за ручки парашюта, натяните ровный круг. Круг – это символ единства, силы, дружбы. Сейчас я предлагаю выполнить вам ряд заданий, которые нужно выполнить одновременно и чтобы целостность круга была не нарушена. Перед выполнением задания у вас есть несколько секунд, чтобы попробовать договориться без слов. «Всем присесть, а потом встать. «Опустить одну руку и сделать круг по часовой стрелке. «Сделать волнообразные движения. Вопросы: От кого и от чего зависел результат при выполнении заданий?
Игры на ориентировку в пространстве
«Карусель» под музыку.
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, двигаться в разном темпе; развивать эмоциональную сферу и чувство сопричастности общему делу.
Описание игры
Каждый участник берется одной рукой за середину цветного сектора. И вместе с психологом двигаются по кругу под музыку: Направление движения меняется.
После нескольких повторов (3-4) в конце произносятся слова «Вот и кончилась игра», и игра заканчивается
«Художник»
Цель: Развивать скоростные и координационные способности, умение ориентироваться в пространстве. Развивать способность быстро и четко реагировать на сигнал.
Описание игры
Выбирается водящий – художник, остальные игроки становятся по кругу, выбирая цветной сектор парашюта. Играющие, держась за парашют ходят по кругу и произносят слова:
Краски и карандаши,
До чего же хороши!
Жёлтый, красный, голубой,
Выбирай себе любой!
После этих слов играющие останавливаются, а водящий – художник называет любой цвет. Под музыку игроки, стоящие под названным цветом, вместе с водящим начинают бегать вокруг парашюта. Как только музыка
Шустрые воробушки по веткам скакали.
Шустрые воробушки высоко летали.
Один воробей в поле потерялся,
Без гнезда – остался!
Возле кого остановился водящий, тот – «бездомный воробей». Игроки бегут в разные стороны стараясь занять пустое гнездо первым.
«Цветные птички»
Цель: Развивать координационные способности и способность ориентироваться в пространстве.
Описание игры
Выбирается один водящий. Остальные игроки «цветные птички» становятся по кругу, выбирая цветной сектор рядом с ним, по голове, приговаривая: «Утка! Утка! Утка! Гусь!» Как только он выбрал гуся, он должен убегать от выбранного игрока вокруг парашюта. Гусь должен вскочить и побежать вслед за водящим, и попробовать успеть его осалить до того, как водящий добежит и сядет на место Гуся. Если гусь догнал водящего, тот водит ещё раз. Если водящий успел добежать и занять место гуся, то тот становится новым водящим, и теперь он выбирает се
«Красный вход, синий выход»
Цель: Развитие ориентировки в пространстве, двигательных умений.
Описание игры Парашют отлично подходит для активных подвижных игр с простыми правилами. Например, можно объявить, что дети могут заходить только через красный сектор, и выходить напротив, через синий, а обратно бежать снаружи от парашюта, чтобы не было столкновений внутри. Взрослые поднимают и опускают парашют, а дети вбегают со стороны красного входа, и выбегают там, где синий выход, если их не коснулся парашют. Если же парашют уже опустился, то дети останавливаются и ждут нового дня. В игре с парашютом. Замечайте любые проявления безответственного поведения и вовремя пресекайте их
«Яблочко»
Цель: Развитие координации движений, умения взаимодействовать друг с другом, раскрепощение.
Ведущий бросает на поднятый парашют несколько мягких мячиков
(«яблочек»). Задача детей не допустить, чтобы они упали на пол.
«Салют»
Цель игры:
1. Развивать координационные способности детей.
2. Развивать зрительную координацию.
3. Развивать умение реагировать в соответствии с ситуацией.
4. Воспитывать чувство товарищества и коллективизма при выполнении командного задания.
Ход игры: Дети стоят по кругу, держась за ручки или за ткань парашюта. На парашюте лежат маленькие разноцветные шарики. Подбрасывание и ловля мячиков, не давая им упасть на пол.
Игра «Веселый мяч»
Цель: развивать ловкость, координацию движений, внимание, эмоциональную отзывчивость.
Описание игры.
Вариант № 1.
Ребята стоят в кругу, держа двумя руками парашют за палочки на краях. Инструктор по физической культуре бросает на сектора парашюта резиновый мяч среднего размера ( внимание: мяч не должен быть больше отверстия в центре парашюта).
Дети, поднимая и опуская разные сектора парашюта, стараются перекатывать мяч так, чтобы он не упал в отверстие, произносят слова:
Ты катись, веселый мячик,
Парашют не даст упасть.
У кого веселый мячик –
Постарайся передать!
Вариант № 2
Ребята стоят в кругу, держа двумя руками парашют за палочки на краях. Инструктор по физической культуре бросает на сектора парашюта резиновый мяч среднего размера ( внимание: мяч не должен быть больше отверстия в центре парашюта). Дети, поднимая и опуская разные сектора парашюта, стараются перекатывать мяч так, чтобы он упал в отверстие. Вначале игры дети произносят слова: Раз, два, три,
В цель попади!
После нескольких повторов (3-4) в конце произносятся слова «Вот и кончилась игра», и игра заканчивается.