Ирина Киселева
Картотека игр по расширению словарного запаса детей
▼ Скачать + Заказать документы
«Играем с пальчиками»
Необходимо пять раз повторить начало каждого предложения и дополнить его пятью разными словами. При этом необходимо считать получившиеся предложения, загибая пальцы на руке.
Мама купила в магазине (что) - конфеты, молоко, игрушки, печенье, мороженое.
За домом росли (что) - кусты сирени, ёлки, цветы, камыши, берёзы.
Собака залаяла на (кого) - прохожего, соседа, кошку, мальчика, девочку.
«Счётные палочки»
Публикация «Картотека игр по расширению словарного запаса детей» размещена в разделах
Необходимо назвать как можно больше предметов, сделанных из указанного материала. За каждый названный предмет родителю необходимо дать ребёнку счётную палочку. Если ребёнок назовёт больше пяти слов, он - победитель. В конце игры можно посчитать количество палочек.
Мясо - мясной бульон, мясной фарш, мясная запеканка, котлета, фрикадельки и т. д.
Дерево - деревянная ложка, деревянная дверь, деревянный пол, крыша, деревянный стол.
Бумага - книга, тетрадь, дневник, журнал, блокнот.
«Законченное предложение»
Необходимо повторить пять раз пару слов и каждый раз дополнить её новым словом.
Быстро бегает. (заяц, лошадь, гепард, олень, страус)
На полу валяется. (мусор, машинка, пирамидка, колесо, игрушка)
По дороге едет. (автобус, машина, трамвай, велосипед, трактор)
«Пуговки – помощницы»
К каждому слову - действию нужно подобрать названия предметов. Считайте слова с помощью пуговиц.
Можно стирать. (рубашку, футболку, майку, трусы, шорты, носки)
Можно жарить. (картошку. рыбу, мясо, пирожки. котлеты)
Можно вешать. (люстру, пальто, занавески, брюки, сумку)
«Угощаю»
«Давайте вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку. Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «солёные», «горькие» слова.
Сладкий – пирог, торт, зефир.
«Назови товары»
Инструкция: перечисли товары, которые могут продаваться в магазинах с указанными названиями.
«Лакомка» «Каблучок» «Свет» «Школьник»
Пример: В магазине с названием «Лакомка» могут продаваться: торты, пирожные, конфеты, леденцы, шоколад.
«Дополни предложение»
Повтори пару слов и каждый раз дополни ее новым словом.
Быстро бегает. Ловко плавает. Важно ходит.
Пример: быстро бегает заяц, быстро бегает олень, быстро бегает лев, быстро бегает страус, быстро бегает лошадь, быстро бегает собака.
«Что можно увидеть?»
Назови предметы, которые могут находиться на указанной поверхности.
На ковре можно увидеть.
На корабле можно увидеть.
Пример: на ковре можно увидеть тапки, кошку, стул, машинку, собаку, солдатиков.
«Пять действий»
Инструкция: Перечисли действия, которые можно совершать с указанным предметом. Если назовешь больше пяти слов – ты победитель!
Шоколад, книга, простыня, лимон, огурец, клей, карандаш, линейка, вилка, компьютер, краска, гвоздь, бумажная салфетка, газовая плита.
Пример: шоколад можно купить, растопить, посыпать на мороженое, подарить, угостить, испачкать руки.
«Назови слова-действия»
Инструкция: Назови как можно больше действий, которые происходят в указанном месте:
в цирке.
в лесу.
на пляже.
Пример: в цирке люди смеются, смотрят, ходят, пугаются, слушают музыку.
«Доскажи словечко»
Вы начинаете фразу, а ребёнок заканчивает её.
Ворона каркает, а воробей. (чирикает).
Сова летает, а заяц. (бегает, прыгает).
У коровы телёнок, а у лошади. (жеребёнок).
«У кого это есть?»
Инструкция: Назови как можно больше животных, птиц, у которых есть указанная часть тела.
Рога есть у.
Лапы есть у.
Когти есть у.
Пример: рога есть у оленя, барана, лося, коровы, антилопы, козы.
«Части предметов»
Инструкция: Назови по три части указанных предметов. Если назовешь пять частей – ты победитель!
Я знаю части машины.
Я знаю части дома.
Пример: я знаю части машины: кабина, сиденье, руль, бампер, тормоза, фары.
«Такого же цвета»
Инструкция: Подбери названия трех предметов такого же цвета. Если подберёшь пять слов – ты победитель!
Больничный халат такого же цвета, как.
Елка такого же цвета, как.
«Узнай предмет по определению»
Проводится с предметами (картинками) и по представлению.
Белое, длинное, чистое, махровое. (полотенце)
Круглое, красное, большое, сладкое. (яблоко)
Деревянный, квадратный, высокий. (стол)
«Придумай предложение»
Играть можно как вдвоём с ребёнком, так и большой группой. Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором было бы это слово. Как приглашение к игре ему передаётся камешек.
Например, ведущий называет слово «кот» и передаёт камешек ребёнку. Тот отвечает: «Кот сидит около лавки», — и называет своё слово: «Машина», одновременно передавая камешек по кругу. Следующий игрок продолжает: «Мальчик играет машиной» и т. д.
«Раскрась рассказ»
Обратитесь к ребёнку: «Сейчас я прочту тебе рассказ. Всё самое главное в нём написано, но рассказано скучно и неинтересно.
Я буду задавать тебе вопрос, а ты своим ответом добавлять разные важные слова, которые сделают рассказ красочнее и интереснее. Сначала просто послушай, а когда я буду читать второй раз, ты будешь мне помогать»
Курица и лисица.
(Какая) курица (где) гуляла со своими (какими) цыплятами. Вдруг (откуда) показалась (какая) лисица. Она хотела (как) схватить (какого) цыпленка. (Какая) курица увидела (какую) лисицу. Она (как) кинулась на нее и (как) отбила (какого) цыпленка.