Мастренко Елена Петровна
Картотека игр по ОБЖ
▼ Скачать +Заказ
Младшая группа
Игра-тренинг «Я потерялся.»
Цель: учить правильно себя вести, если потерялся на улице.
Материалы и оборудование: игрушка-мишка.
Описание игры. В гости к детям приходит мишка и рассказывает, что он потерялся, когда был на прогулке с мамой. Дети объясняют ему, что нужно делать, если вы с мамой потеряли друг друга; к кому можно обратиться за помощью, а к кому нельзя; что делать, если мама вошла в автобус, а ты не успел и т. д.
Игры «Опасно — не опасно», «Найди опасный предмет»
Публикация «Картотека игр по ОБЖ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2022
Цели: тренировать в запоминании предметов, опасных для жизни и здоровья, учить самостоятельно делать выводы о последствиях неосторожного обращения с опасными предметами.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями различных предметов.
Описание игры: педагог предлагает выбрать карточку, напить изображенный на ней предмет и объяснить, чем он может быть опасен и как с ним правильно обращаться.
Мероприятия и материалы для родителей: папка- передвижка «Опасные предметы».
Дидактическая игра «Спрячь мышку»
Цель:
• закреплять понятие «опасность»;
• закреплять умение различать цвет и форму предмета.
• Материалы и оборудование: большие карточки красного,
желтого, зеленого, синего цветов, в центре каждой карточки — окошечко разной формы с нарисованной внутри мышкой; маленькие карточки такого же цвета и формы, как и окошечки в больших карточках.
Описание игры. Педагог раздает детям большие карточки и говорит, что мышке угрожает опасность — за ней гонится кошка. Дети должны помочь мышке спрятаться от кошки. Педагог показывает маленькие карточки разного цвета и формы, дети выбирают свою и закрывают ею окошечко на большой карточке.
Дидактическая игра «Отгадай загадку по картинке»
Цели:
• тренировать в запоминании основной группы опасных предметов;
• развивать внимание.
Материалы и оборудование: карточки с изображениями опасных предметов.
Описание игры. Педагог загадывает детям загадки об опасных предметах (спички, иголка, ножницы, утюг и др., а дети должны отгадать и найти соответствующую отгадку на картинке.
Средняя группа
Подвижная игра «Кто быстрее потушит пожар?»
Цели:
• развивать двигательные умения;
• закреплять правила пожарной безопасности.
• Материалы и оборудование: стульчики — на один меньше,
чем детей; игрушка-огнетушитель, медаль.
Описание игры. По кругу стоят 5 стульев, на каждом стуле — огнетушитель-игрушка. Играют 6 детей. Под музыку они бегут по кругу, с окончанием музыки нужно быстро поднять огнетушитель вверх. Кому не достался огнетушитель — выбывает из игры. Кто завладел самым последним огнетушителем — получает звание «Лучший пожарный» и медаль.
Игра «Да — нет»
Обсуждаются различные ситуации (игра на балконе; игра в кубики, с режущими и колющими предметами; звонок в дверь: «Я ваша соседка (почтальон, телемастер, подруга мамы и др.)». Дети должны найти из них выход, аргументировать его и показать соответствующую карточку («нет» — красная, «да» — зеленая).
Дидактические игры
Цель закреплять правила безопасного поведения в быту.
Материалы и оборудование кукла, кубики, пирамидка,; книжка, мячик, игрушечные инструменты (отвертка, пила, молоток, гонор); спички, ножницы, иголка, таблетки и другие опасные предметы, карточки с их изображением.
«Четвертый — лишний»
Описание игры. Педагог показывает карточку, где изображены 4 предмета, один из которых лишний. Дети должны назвать; его и объяснить, почему они так считают. Например: мяч, юла, кукла, иголка (лишняя иголка — это опасный предмет, а остальные предметы — игрушки).
«Продолжи ряд»
Описание игры. Педагог показывает карточку, где изображены 2—3 предмета, а далее идут пустые окошечки. Дети должны назвать другие предметы по определенной теме. Например: пылесос, телевизор. (холодильник, компьютер, фен, утюг) — это электроприборы.
Игра «Раз, два, три — опасность назови»
Цели: закреплять знание опасных и безопасных предметов дома и в группе; развивать умение правильно обращаться с предметами домашнего обихода.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры: дети встают в круг, в середине педагог — ведущий. Он бросает каждому ребенку по очереди мяч и произносит слово (например, «кухня», «ванная комната», а ребенок напевает опасные предметы, которые находятся в данном месте.
Обыгрывание ситуаций «Достань игрушку (книгу) с полки», «Подай ножницы» и др.
Цели:
• учить находить безопасный выход из сложной ситуации;
• систематизировать правила безопасного поведения дома.
• Материалы и оборудование: стул, игрушка, книга, ножницы.
Игра «Что для чего?»
Педагог показывает на карточках электроприборы, а дети рассказывают об их назначении (электроплита служит для приготовления еды; утюг — для глажения белья, фен — для сушки волос и т. д.).
Игра «Загадки — отгадки»
Цели:
• развивать умение отгадывать загадки, находить отгадку среди множества иллюстраций;
• активизировать в речи слова — названия электроприборов.
Материалы и оборудование: набор иллюстраций на тему
«Бытовые электроприборы».
Описание игры. Педагог загадывает загадки об электрических приборах (пылесос, утюг, телевизор, холодильник и др., а дети должны найти соответствующую отгадку на картинке.
Дидактическая игра «Можно — нельзя»
Цель: закреплять знания о возможной опасности бытовых электроприборов и мерах предосторожности при обращении с ними.
Материалы и оборудование: светофорчики — кружки из картона красного и зеленого цветов.
Описание игры. Педагог-ведущий показывает картинку с изображением электроприбора и называет какое-либо действие с ним (например, тянуть за шнур). Дети показывают красный кружок, если это делать опасно, зеленый — если это делать разрешается.
Игра «Береги живое»
Цели:
• учить правильному поведению во время пребывания на природе;
• закреплять знание правил безопасного поведения за городом.
• Материалы и оборудование: «Береги живое: в лесу, на лугу» (игровой дидактический материал, I и II части).
Игра «Хорошо — плохо»
Цели:
• уточнять знания об опасностях в природе;
• побуждать к бережному и ответственному отношению к природе.
Материалы и оборудование: фишки красного и зеленого цветов, мяч.
Описание игры
1 вариант: педагог с мячом в руках стоит к центре круга, бросает детям мяч, задавая вопросы на тему – «Хорошо или плохо?» :
Разводить в лесу костер.
Кормить зимой птиц.
Есть незнакомые грибы и ягоды.
Забирать детенышей животных из леса домой? (И т. д.)
Дети ловят мяч и отвечают.
2 вариант: дети сидят полукругом, педагог показывает карточки с изображением различных ситуаций правильного и неправильного поведения на природе, дети дают соответствующую оценку — хорошо или плохо.
Развивающая игра «Как избежать неприятностей»
Цель: развивать умение беречь свою жизнь и здоровье, избегая опасных ситуаций во время пребывания на природе.
Материалы и оборудование карточки со стихотворным сопровождением.
Описание игры. Педагог раздает игрокам карточки с изображением опасных ситуаций во время пребывания на природе к зачитывает стихотворение. Дети узнают по содержанию стихотворения свою карточку, показывают ее и объясняют, как выйти из данной опасной ситуации, как не попасть в нее снова.
Игра «Вершки — корешки»
Цель: формировать представления о ядовитых растениях и грибах.
Материалы и оборудование: предметные картинки по теме.
Игры-тренинги «Если случился пожар в квартире.», «Разговор по телефону „01"»
Цель: расширять знания о правилах поведения при пожаре.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображением огнеопасных предметов, электроприборов, игрушка-телефон, плакат «Правила поведения при пожаре.
Подвижная игра «Огонь — вода»
Цели:
• закреплять правила пожарной безопасности;
• учить соблюдать правила игры.
Материалы и оборудование: ленты синего и красного цветов.
Описание игры. Детям сзади за пояс прикрепляют ленточки двух цветов — красного и голубого. Дети с красными ленточками — это огонь, с голубыми — это вода. По сигналу «Раз, два, три — огонь, гори!» дети с красными ленточками разбегаются по залу («начался пожар»). По сигналу «Раз, два, три — огонь быстро затуши!» нети с голубыми ленточками должны догнать детей с красными и собрать все ленточки, изображающие огонь, т. е. «потушить пожар». Дети с голубой ленточкой должны стараться увернуться и убежать, чтобы их не догнали и не забрали ленточку.
Вывод: огонь распространяется очень быстро, и не всегда его удается его затушить.
Эстафета «Пожарные»
Цели:
• закреплять правила пожарной безопасности;
• учить соблюдать правила игры.
Материалы и оборудование: 2 стульчика, покрытые красным материалом, 2 ведерка.
Описание эстафеты. Дети делятся на 2 команды. На определенном расстоянии от детей ставятся 2 стульчика — они изображают огонь. Участник каждой из команд добегает с ведром до стульчика, имитирует тушение огня — опрокидывает ведро и бежит обратно. Побеждает команда, которая быстрее «потушит огонь».
Игра «Хорошо — плохо» (ТРИЗ)
Цели:
• обсуждать понятия «огонь», «спички» : какую они приносят пользу и какой причиняют вред при неосторожном обращении;
• развивать творческое начало.
Материалы и оборудование: карточки красного и зеленого цветов.
Описание игры. Педагог произносит: «Огонь — это хорошо». Дети называю! его положительные стороны, выкладывая при этом на мольберт карточки зеленого цвета. Когда педагог говорит: «Огонь — это плохо», дети называют его отрицательные стороны, выкладывая на мольберт карточки красного цвета. В конце делают вывод.
То же с понятием «спички».
Старшая группа
Игра «Съедобное — несъедобное» («Хорошо -- плохо»)
Цели: закреплять знания о ядовитых и съедобных ягодах, грибах, растениях, о том, какие действия человека вредят природе, а какие — помогают.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, называя при этом съедобные (яблоко, сыр, мороженое и др.) и несъедобные (книга, стол, дом и др.) предметы. Если это съедобный предмет, дети ловят мяч, если нет — отбрасывают его.
Сюжетно-ролевые игры «Больница», «Скорая помощь», «Служба спасения»
Цели:
• формировать интерес к ЗОЖ;
• развивать игровые навыки.
Материалы и оборудование: жилеты с надписью «МЧС», каски, сумки с набором «Игрушечный доктор», телефон, игрушки — инструменты и огнетушители, детские машины разного назначения, кубики, детская мебель.
Игра «Я начну, а ты продолжи»
Цель: формировать навыки самоконтроля за выполнением правил личной гигиены.
Материалы и оборудование: мяч, фишки.
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга, бросает по очереди детям мяч, произнося начало фразы. Дети ловят мяч и заканчивают фразу.
Утром мы обязательно. (делаем зарядку).
После прогулки надо. (мыть руки).
Перед сном необходимо. (чистить зубы). (И т. д.)
Игровые ситуации «Как справиться с инфекцией», «Отношение к больному человеку», «Могут ли овощи навредить здоровью?»
Цели:
• формировать знания об инфекционных заболеваниях, о способах заражения ими и их лечении; воспитывать заботливое отношение к больному.
Материалы и оборудование: предметные картинки : овощи,
фрукты, продукты питания, в которых содержатся витамины А, С, В; картинки с изображением здорового и больного человека.
Игра «Свой, знакомый, чужой»
Цель: формировать более точное понимание того, кто является «своим», «знакомым», «чужим».
Материалы и оборудование: мяч, фишки черного и белого
цветов.
Описание игры. Педагог называет: «Мама, папа, телемастер, доктор, бабушка, милиционер, подружка, соседка, сестра мамы и др.» Дети, если это близкий человек или знакомый, поднимают белую фишку, если чужой — черную. При этом они объясняют свои действия.
Дидактическая игра «Опасно — не опасно»
Цель: развивать наблюдательность, память, речь.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Педагог-ведущий называет ситуацию и просит детей определить степень угрозы для жизни и здоровья в ней. Если есть опасность — дети отбрасывают мяч, если опасность не угрожает — ловят.
Примеры ситуаций: прыгать с высоты, читать книгу, кашлять на других, играть в куклы, лазать по лестнице, одеваться не по погоде, собирать пирамидку, играть спичками, раскачивать лодку и т. д.
Дидактические игры «Выбери предмет», «Оцени поступок»
Цели:
• развивать умение определять предметы, которые могут привести к порезам, ожогам, электротравмам;
• учить умению выбрать правильный поступок и умению объяснить, как можно поступить;
• воспитывать внимательность.
Материалы и оборудование: сюжетные и предметные картинки.
Развивающие игры на тему «Опасность в доме»
Цели:
• знакомить с причинами возникновения опасных ситуаций в доме, учить тому, как их можно избежать;
• развивать внимание, речь.
Материалы и оборудование: настольные игры с самоконтролем «Чрезвычайная ситуация в доме», «Будь осторожен!»
Игры «Опасно — не опасно»
Цель: закреплять знание опасных ситуаций, которые могут возникнуть в быту.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Педагог просит детей определить опасность для жизни и здоровья в предлагаемой ситуации, которая может возникнуть дома. Если ситуация опасная — дети отбрасывают мяч, если не опасная — ловят.
Примеры ситуаций: выглядывать в открытое окно, открывать крышку горячей кастрюли, помогать маме, вставлять ножницы в розетку, смотреть с мамой телевизор, поджигать бумагу, рисовать и т. д.
Дидактическая игра «Магазин»
Цели:
• учить узнавать инструменты (молоток, пила, клещи, топор, гвозди, отвертка) и электроприборы (утюг, холодильник, телевизор, компьютер, стиральная машина, фен, пылесос и др.) по описанию;
• закреплять знания о назначении инструментов и электроприборов, правилах обращения с ними.
Материалы и оборудование: предметные картинки по темам.
Игры-тренинги «Незнакомец за дверью», «Что ты будешь делать, если позвонили в дверь (зазвонил телефон и т. д. ?»
Цель: способствовать укреплению навыков личной безопасности.
Материалы и оборудование: телефон.
Игры-ситуации «Я потерялся», «Новый приятель», «Заброшенный дом», «Один дома» и т. п.
Цели:
учить видеть потенциальные опасности вокруг себя, учить тому, как их избежать;
• помогать обрести уверенность в себе, победить страх, уметь найти выход из опасной ситуации.
Материалы и оборудование: иллюстрации по темам по выбору педагога, плакат «Если ты потерялся на улице».
Сюжетно-ролевая игра «Юные пожарные»
Цели:
• закреплять знания о работе пожарных; учить выполнять взятую на себя роль;
• воспитывать дружеские взаимоотношения, чувство товарищества.
Материалы и оборудование: жилеты с надписью «01», каски, игрушки — инструменты, огнетушители, кубики, шланги, лопаты, ведро, рация, игрушечные машины разного назначения.
Подготовительная группа
Дидактическая игра «Запрещается — разрешается»
Цели:
• закреплять правила поведения при землетрясении: если оно застало человека дома, на улице, если он оказался в завале;
• воспитывать чувство взаимопомощи.
Материалы и оборудование: светофорчики — карточки с изображением кружков зеленого и красного цветов (по количеству детей, схематическое изображение правил поведения при землетрясении на отдельных карточках или на плакате.
Описание игры. Педагог называет ситуацию и предлагает детям показывать красный кружок, если это делать запрещается, и зеленый — если разрешается.
Примеры ситуаций: бросать горящие спички; кричать и звать на помощь взрослых; включать газ; защищать голову от падающих предметов; пользоваться лифтом; прятаться под столом, под кроватью; успокоиться самим и успокоить других; не паниковать; стоять возле окон, зеркал; стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами и т. д.
Словесная игра «Да — нет»
Цель: закреплять правила поведения при землетрясении.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Проводится аналогично игре «Запрещается — разрешается», только педагог называет ситуацию и бросает детям мяч, а они отвечают словами «да» или «нет».
Игра «Лови — бросай, правило называй»
Цель: активизировать в игре правила поведения при наводнении.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центре круга. Бросая по очереди детям мяч, задает вопросы или предлагает закончить предложение.
Например: что нужно сделать, чтобы выбраться из воды? (Не попасть в несущийся поток; подняться на высокое место — чердак, крышу, верхние этажи; не терять надежду на спасение; чтобы заметили спасатели, размахивать тряпкой, ночью светить фонарем; если уже попали в воду, ухватиться за плавающие предметы и т. д.)
Игра «Выбери предмет»
Цель: закреплять перечень предметов, которые необходимо взять с собой в случае наводнения.
Материалы и оборудование: иллюстрации, предметные картинки, продукты, одежда.
Сюжетно-ролевая игра «Мы — спасатели»
Цели: способствовать созданию благоприятной атмосферы в игре, стремлению к коллективному взаимодействию; формировать игровые действия с воображаемыми предметами; воспитывать уважение к труду спасателей.
Материалы и оборудование: накидки, кепки спасателей, аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Игра-ситуация «Внимание всем!»
Цель: обсуждать правила поведения во время ожидания наводнения.
Материалы и оборудование: предметные картинки с изображениями предметов, которые нужно взять с собой в зону спасения (запасные продукты питания, но не быстропортящиеся, документы, деньги, аптечка е лекарствами, запасная теплая одежда, обувь, туалетные принадлежности).
Сюжетно-ролевая игра «Больница»
Цели:
• учить развивать сюжет на основе личного опыта;
• закреплять знания о простудных заболеваниях и о помощи, которую оказывает врач при таких заболеваниях;
• воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.
Материалы и оборудование: куклы, кушетка, халаты,
колпаки, бутылочки, вата, бинты, игрушки — градусник, фонендоскоп, шпатель и др. ; дидактический материал: игра «Если малыш поранился» (об оказании элементарной первой медицинской помощи из серии «Забавы в картинках»).
Игра-инсценировка «Спасатели»
Цели:
• побуждать к выполнению в игре определенных действии (например, оказание первой медицинской помощи);
• учить пользоваться игрушками-заменителями, сопровождать свои действия словами.
Материалы и оборудование: накидки и кепки спасателей аптечка для оказания первой медицинской помощи.
Кто из вас будет выполнять роль пострадавших? (Выбирают детей.) Во время землетрясения вы попали под завалы. Назовите, какие у вас могут быть травмы?
Дети. Ссадины, резаная, колотая раны, перелом кости, ноги, ожоги и др.
Педагог. Кто хочет быть спасателем? (Выбирают детей.) Вы спасли пострадавших из завала, доставили в пункт оказания первой медицинской помощи.
Дети играют, выполняют нужные действия, подбирая лекарства, сопровождая свои действия словами, вопросами о самочувствии.
В конце игры спросить, кто кому и как оказывал помощь. Проверить действия детей по карточкам из игры или предложить старшей медсестре дать оценку действиям детей.
Дидактическая игра «Что делать?»
Цель: отрабатывать навыки действий в экстремальных ситуациях.
Материалы и оборудование: мяч.
Описание игры. Педагог с мячом в руках стоит в центр! круга, бросает по очереди детям мяч, задавая вопросы: «Что делать, если.» (Звонят в дверь; вы почувствовали запах газа; землетрясение застало вас на улице; вы узнали о наступающем наводнении; если незнакомый человек предлагает прокатиться с ним на машине и т. д.)
Дидактическая игра «Назови предмет»
Цель: закреплять знания о средствах, необходимых для оказания первой медицинской помощи.
Материалы и оборудование: кукла, бинт, вата, йод, зеленка и пр.
Игра-тренинг «Как вызвать „скорую помощь"?»
Цели:
• закреплять умение набирать номер «скорой помощи», правила общения по телефону с работниками этой службы;
• воспитывать готовность прийти на помощь пострадавшему.
Материалы и оборудование: два телефона, табличка «03», куклы.
Игра «Загадки — отгадки»
Цели:
» формировать умение отгадывать загадки;
• учить объединять предметы в группы.
Материалы и оборудование: картинки, закрепленные на доске, на темы «Электроприборы», «Инструменты».
Описание игры. Педагог загадывает детям загадки о предметах на данные темы, а дети должны найти соответствующую отгадку на картинке. Затем картинки, которые расположены на доске, объединить в группы по определенной теме (телевизор, магнитофон и др. — электроприборы; отвертка, пила — инструменты).
Дидактическая игра «Так — не так»
Цели:
• закреплять умение отличать опасные для жизни ситуации от неопасных;
• развивать внимание;
• прививать желание соблюдать правила безопасности.
Материалы и оборудование: две карточки : одна — с красным, другая — с зеленым кружком; картинки с изображениями опасных и неопасных действий.
Описание игры. Детям предлагаются картинки с ситуациями, угрожающими и не угрожающими жизни и здоровью. Они оценивают их соответствующими цветными карточками, находят выход из предложенной ситуации: «Опасность возникнет, если я сделаю так.», «Опасности не будет, если я сделаю так.»