Валентина Вильчинская
Занимательная картотека игр
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на формирование умения выявлять надсистемные связи.
Игра: «Где живёт» (с 4 – х лет)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира, а дети называют среду обитания или местонахождение этих объектов.
Ход игры:
Развитие речи
- Где основное местонахождение чашки?
Дети: На столе, на полке с другой посудой, в руках человека.
Математика
- В каких предметах может «жить» квадрат?
Публикация «Занимательная картотека игр» размещена в разделах
Дети: В стульчике (сиденье квадратное, в окне (рама, на столе, на платье (квадратики нарисованы).
Изобразительная деятельность
- Где «живёт» зеленая краска?
Дети: В травке, на деревьях, цветах, на юбке, в моей книжке.
Ознакомление с окружающим
- Где «живёт» обувь?
Дети: На полке, в коробке, на моей ножке, под кроватью.
Живая система
- Где может находиться волк?
Дети: В лесу, в зоопарке.
- А еще?
Дети: В сказке, в мультике, на полочке, если это игрушка.
Неживая система (с 4-х лет)
- Где «живёт» огонь?
Дети: На солнце, в газовой плите, в костре, в спичках, в зажигалке…
Игра «Каждому свой дом» (с 4 – х лет)
Правила игры: Ведущий называет различные объекты живой природы и рукотворного мира, а дети должны каждому найти свой дом.
Ход игры:
Развитие речи
- Где может жить стул?
Дети: Комната…
- Медведь
Дети: Лес…
-Белка
Дети: Дупло…
-Мышка
Дети: Норка…
- Собачка
Дети: Будка…
Ознакомление с окружающим
-Найдите каждому предмету свой дом. Где может жить блюдце?
Дети: В шкафу для посуды
-Машина
Дети: Гараж…
-Платье
Дети: Шкаф с одеждой…
Живая система
- Где может жить рыба?
Дети: Река, аквариум…
- Цветок
Дети: Клумба, лес…
-Птица
Дети: Гнездо, лес.
Игра: «Где живёт» (для детей 5 – 7лет)
Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира, а дети называют среду обитания или местонахождение этих объектов.
Ход игры:
Развитие речи
- В каких словах живет звук «А»?
Дети: Коза, шуба, вода, рыба, акварель.
- Где живет звук?
Дети: В словах, в музыке, в телевизоре, в радио, в человеческом разговоре.
- Где живет слово?
Дети: В предложении, в книге, в газете, в сказке, в человеке.
Математика
- Посмотрите вокруг, где живут стрелки?
Дети: Часы, весы, компас, в наших играх.
- Где живут секунды?
Дети: В минуте, в часе, в дне, в месяце.
Изобразительная деятельность
- Где живут теплые краски?
Дети: В огне, в цветке, в песне, в моем рисунке, в баночках с краской, на солнце.
- А где живут холодные краски?
Дети: В море, на небе, в листве, в моих бантиках.
Ознакомление с окружающим
- Где живет тень?
Дети: Под деревом, около дома, за мной бежит, рядом с любым предметом.
- Где живет радость?
Дети: В нашей группе, в хороших сказках, у меня дома.
Живая система
- Где живет обезьяна?
Дети: На дереве, в лесу, в зоопарке, может в книге, если нарисованная, в мультфильме.
- Где живет лопух?
Дети: Около дома, в саду, на лужайке, в аптеке.
Неживая система
- Где живет глина?
Дети: В поделке, в земле, в цветочном горшке, в вазе, в кувшине, в чашке, в аптеке - лечебная глина…
- Где живут жидкие человечки?
Дети: В воде, в человеке, в луже, в реке, в туче.
Игра «Каждому свой дом» (для детей 5 – 7 лет)
Правила игры: Ведущий раздаёт детям картинки с изображением различных объектов живой природы и рукотворного мира. У ведущего остаются большие карты с изображениями мест обитания или нахождения этих объектов. Детям предлагается каждому найти свой дом.
Ход игры:
Развитие речи
- У меня карточки, на которых написаны слова с пропущенной буквой, я выставляю их на доске. У вас в руках буквы, найдите каждой свой дом.
К…зы – буква «О»
Лош…дь – буква «А»
Математика
- У меня карточки с изображением разных предметов, а у вас геометрические фигуры. Найдите каждой фигуре свой дом.
Телевизор, стул, коробка – квадрат
Юбка, крыша, дома, утюг – трапеция
Изобразительная деятельность
- Найдите каждому цвету свой дом.
Солнце – жёлтый
Трава – зелёный
Небо – голубой
Ознакомление с окружающим
- У вас карточки с профессией, у меня – места работы, найдите каждому свой дом.
Официант – кафе
Инженер – завод
Кассир – банк
Живая система
- У меня карточки с местами обитания животных: на земле, в земле, на воде, под водой, на растениях. У вас животные, найдите каждому свой дом.
На земле – жираф, гепард.
В земле – крот, суслик, червяк.
На воде – бобр, морж.
Под водой – рыбы.
На растениях – ленивец, обезьяна, коала.
Неживая система
- У меня в руках карточки с изображением земли и неба.
Вы должны разместить свои неживые объекты на моих карточках.
Земля – камни, песок, глина, вода…
Небо – солнце, звёзды, луна, облака…
Игры на объединение над – и подсистемных связей.
Игра: «Волшебный светофор» (с 4- х лет)
Правила игры:
У ведущего 3 кружочка: красный, желтый, зеленый.
Красный цвет обозначает подсистему объекта, желтый - функцию объекта, зеленый - надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.
Ход игры:
Развитие речи
- Чай (поднимает желтый кружок).
Дети: Нужен чтобы пить, когда жарко…
- (поднимает красный кружок).
Дети: Чай состоит из воды, заварки, сахара…
- Где "живет" чай (поднимает зеленый кружок?
Дети: Живет в стакане, в чайнике, в коробке…
Математика
- Кирпичик (поднимает желтый кружок).
Дети: Помогает строить дома, игрушечные постройки…
- Что есть у него (поднимает красный кружок?
Дети: Углы, стороны.
- Где "живет" такая форма (поднимает зеленый кружок?
Дети: Здания, "строитель"…
Изобразительная деятельность
- Карандаш (поднимает желтый кружок). Для чего он нужен?
Дети: Чтобы след оставлять красивый…
- Что есть у карандаша (поднимает красный кружок?
Дети: Деревянная палочка, а внутри стерженек, который пачкает.
- Где "живет" карандаш (поднимает зеленый кружок?
Дети: На столе, в коробке, в моей руке.
Ознакомление с окружающим
- Чайник. Если я поднимаю красный кружок, вы мне скажите, из чего состоит чайник, если зелёный – частью чего является чайник, если желтый – для чего он (поднимает красный кружок).
Дети: Крышка, ручка, носик…
- (поднимает зелёный кружок).
Дети: Посуда, живёт на плитке…
- (поднимает жёлтый кружок).
Дети: Держать в себе воду, чтобы кипятить её…
Живая система
- Петух (поднимает жёлтый кружок).
Дети: Будить утром, поёт песни…
- (поднимает красный кружок).
Дети: Клюв, крылья, перья, голова…
- (поднимает зелёный кружок).
Дети: Птица, живёт в деревне, во дворе, в курятнике…
Игра: «Отгадай кто или что это?» (с 4 – х лет)
Правила игры: Ведущий загадывает загадку, где оговаривается местонахождение объекта и его составные и его составные части. Ребёнок отгадывает объект. Возможна рифмованная загадка.
Ход игры:
Развитие речи
Используется как вступительная часть занятия.
- Живёт в книгах, в рассказах людей, в ней есть герои: два мышонка и петушок. Что это может быть?
Дети: Сказка «Круть и Верть».
Физическое развитие
- Длинные уши, короткий хвост, прыгает ловко, живёт в лесу, боится лису. Кто это?
Дети: Заяц.
- Покажите, как прыгает заяц. Я лиса, как вы от меня спрячетесь? Давайте поиграем.
Ознакомление с окружающим
- Рукоятка из дерева, голова из железа, живёт в столярной мастерской. Людям помогает, гвозди забивает. Что это?
Дети: Молоток.
Живая система
- Живёт на болоте, может в лесу. Имеет зленную кожу, большие глаза и длинный язык, она им ловит себе еду, лапки с перепонками помогают плыть. Что это может быть?
Дети: Лягушка.
Неживая система
- Состоит из воздуха, живёт на небе. Похоже на вату, белого цвета. Что это может быть?
Дети: Облако.
Игра: «Волшебный светофор» (для детей 5 – 7лет)
Правила игры: У ведущего 3 кружочка: красный, желтый, зеленый.
Красный цвет обозначает подсистему объекта, желтый - функцию объекта, зеленый - надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект.
Усложнение: Могут использоваться не изображения объекта, а его схема. Используется метод эмпатии.
Ход игры:
Развитие речи
- Слово «счастливый» (поднимает желтый кружок). Что можно обозначить словом счастливый?
Дети: Счастливым может быть человек, случай, может быть счастливый
день.
- Это слово обозначает признак. Где может жить это слово? (поднимает зеленый кружок).
Дети: В предложении, в рассказе, в книге, в разговоре.
- (поднимает красный кружок).
Дети: Это слово состоит из слогов, звуков.
Можно предложить разобрать слово на слоги, звуки индивидуально.
Математика
- Линейка (поднимает желтый кружок).
Дети: Она нужна, чтобы что-то измерять, узнавать длину, ширину, высоту, чтобы рисовать линию.
- Верно, линейка - измерительный прибор (поднимает зеленый кружок).
Дети: Линейка живет на столе, в пенале ученика, на работе у мамы.
- (поднимает красный кружок).
Дети: Может быть сделана из дерева, пластмассы или железа. На ней есть деления и цифры.
Музыкальное развитие
- Барабан (поднимает желтый кружок).
Дети: Барабан нужен для того, чтобы играть музыку - марш или просто отбивать ритм…
- Верно, барабан создает звуки музыки (поднимает зеленый кружок).
Дети: Барабан - музыкальный инструмент, живет в музыкальном зале, в I -руппе, на полочке…
- Да (поднимает красный кружок).
Дети: У барабана есть стенки и два основания, они сделаны из ткани, кожи, и еще есть палочки и веревка, чтобы барабан повесить на шею.
Ознакомление с окружающим
- Школа (поднимает желтый кружок).
Дети: Нужна, чтобы учить детей, чтоб было где работать учителям…
- Школа нужна для обучения детей (поднимает зеленый кружок).
Дети: Школа - учебное заведение, как детский сад или институт.
- То есть школа относится к учебным заведениям, к общественным местам (поднимает красный кружок).
Дети: В школе есть классы, другие кабинеты, есть учителя, ученики, книги, учебники…
Живая система
- Мята (поднимает красный кружок).
Дети: У мяты есть стебель, корни, цветы, листья.
- (поднимает желтый кружок).
Дети: Мята нужна, когда заболеешь - чай заварить, а если гуляешь, где мята растет, то очень вкусно пахнет. Мята, как и все растения, вырабатывает кислород…
- (поднимает зеленый кружок).
Дети: Мята относится к природному миру, к живой природе, к лекарственным растениям.
Ведущий просит детей превратиться в цветы мяты: закрытые, распущенные, испускающие аромат цветы, засохшие цветы.
Неживая система
- Снегопад (поднимает желтый кружок).
Дети: Снегопад укрывает снегом землю, защищает растения от мороза. Еще он красивый, можно в окно полюбоваться.
- (поднимает красный кружок).
Дети: Снегопад - это много снежинок. Они - это замерзшая вода. Состоят из твердых человечков…
-(поднимает зеленый кружок,
Дети: Снегопад живет на улице, он в облаках живет, образуется в облаках. Снегопад - это явление неживой природы…
- Покажите, как снежинки кружатся в снегопаде.
Игра: «Отгадай, кто (что) это?» (для детей 5 – 7лет)
Правила игры: Ведущий загадывает загадку, где оговаривается местонахождение объекта и его составные части. Ребёнок отгадывает объект. Возможна рифмованная загадка.
Усложнение: Дети могут сами придумывать такие загадки, а ведущий отгадывает.
Ход игры:
Развитие речи
- Состоит из звуков, имеет начало и конец, стоит в предложении на своём месте. Отгадайте, что это?
Дети: Слово.
- А теперь попробуйте сами что – то загадать, а я отгадаю.
Дети: Живет в лесу, имеет 4 лапы, усы, острые зубы, большие глаза, гладкий рыжий мех и длинный хвост. Кто это?
- Лиса! Попробуйте зарифмовать вашу загадку.
Математика
- В ней есть условие и вопрос, состоит из слов и цифр. Живёт в учебнике. Что это может быть?
Дети: Задача.
- А теперь попробуйте сами что – нибудь загадать.
Музыкальное развитие
- У него есть корпус, клавиши, педали, есть крышка, а внутри механизм, помогающий появиться чудесным звукам. Может жить в музыкальном зале, дома. Что это?
Дети: Пианино.
Изобразительная деятельность
-Отгадайте, что это, если в нём есть глина, белая и голубая краска. У него есть ручка, стенки, дно. Живёт на полочке, украшает комнату. Что это может быть?
Дети: Это может быть кувшин, чашка с гжельской росписью.
Ознакомление с окружающим
- Находится в доме человека. У него есть пластмассовый корпус, есть стеклянный кран, кнопки для переключения каналов, внутри много разных мелких частей. Что это?
Дети: Телевизор.
- А теперь вы загадайте, а я отгадаю.
Живая природа
- Живёт в лесу, на поле, в огороде. Имеет два усика, шесть лап, голову и круглое туловище. Есть крылья, которые помогают летать. Кто это может быть?
Дети: Насекомое.
- А если я скажу, что туловище полосатое и есть жало?
Дети: Пчела.
Неживая природа
Найти можно в реке, песке. Она состоит из твёрдых человечков, похожа на обычный камень, но имеет рисунок на поверхности. Этот рисунок – отпечаток древнего животного. Что это может быть?
Дети: Окаменелость.