Оксана Михайловна Лисогор
Картотека игр для развития мелкой моторики и координации движений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ловкие ручки
Задачи: развивать мелкую моторику и координацию движений, закреплять понимание термина правая -левая рука
Игра полезна для развития мелкой моторики и координации движений. Постепенно малыш запоминает, какая ручка - правая, какая - левая.
Содержание игры:
Как еще можно потренировать маленькие ручки?
Очень полезно поиграть с губкой или мячиком.
Сжимайте губку или маленький мячик, приговаривая:
Эта ручка – правая
(сожмите губку или мячик правой рукой,
Эта ручка – левая
(переложите губку или мячик в левую руку и сожмите их левой рукой).
Я на губку нажимаю
Темочки:
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Темочки
(перекладывайте губку или мячик из руки в руку, каждый раз ее сжимая,
Я зарядку делаю.
Теперь очередь малыша. Дайте ему губку и читайте стишок.
Ошибся?
Не страшно! Мама поправит.
Благодаря этой игре малыш быстро запомнит, где правая рука, а где – левая. Ведь порядок слов движений всегда одинаков – никакой путаницы!
Ножки танцуют
Задачи: развивать координацию движений, учить управлять собственным телом.
Содержание игры
Есть несколько несложных упражнений, которые помогут ребенку научить ходить.
Малыш стоит возле опоры, например, около маленького стульчика. Потяните эту опору немного на себя, стоя лицом к ребенку, так, чтобы он оказался в неудобном положении и попытался сделать шажок.
Поддерживая ребенка за подмышки, поставьте его на твердую опору. Поднимайте и опускайте его на ножки, напевая песенку:
Ай, лады, лады, лады,
Не посажены сады.
Наша деточка пойдет,
Сад посадит и польет,
Топ, топ, топ!
Топ, топ, топ!
Усадите малыша к себе на колени и спросите: «Где у Пети (имя ребенка) ножки?»
Пусть он покажет свои ножки.
Веселые кубики
Задачи: развитие зрительно-моторной координации и познавательных способностей.
Содержание игры:
Кто из нас не играл в детстве кубики?
Сколько всего интересного с ними можно придумать! Пришло время и вашему малышу освоить эту игру.
Купите ему набор кубиков и других геометрических строительных фигур (брусочки, пирамидки и т. д.) из дерева или пластика. А еще для игры понадобится маленькая тележка.
Подкатите к малышу тележку с 4-5 кубиками. Покажите ему, что их можно перекладывать из руки в руку, стучать одним кубиком о другой, складывать их в тележку и вынимать из нее. Посмотрите, как малыш увлечен! Дайте ему немного поиграть одному, без вашей помощи.
Ну вот, освоится! Теперь можно ему показать, как поставить рядом два кубика, кубик на кубик или призму на кубик.
Что у нас получилось?
Домик! Или башенка?
А теперь мы все это сломаем и построим заново. Вскоре ваш малыш будет строить домики и башни самостоятельно.
На лошадке
Задачи: развитие координаций движений, воображение
Содержание игры:
А сейчас малыш покатается на лошадке, сидя на … коленках у мамы!
Читайте стишок и делайте соответствующие движения:
Гоп! Гоп! Гоп!
На лошадке – в галоп
(слегка потряхивайте малыша)
По оврагам, без дорожки!
Берегите, детки, ножки
(усильте амплитуду движений,
На молоденькой лошадке –
Трюх, трюх, трюх
(приподнимитесь вместе с малышом,
А на старой да на кляче
(опуститесь) –
Бух! (придерживая малыша за подмышки, «уроните» его между ног!
Играйте в эту игру энергично – пусть воображаемое путешествие развеселит и увлечет малыша.
Играем босиком
Задачи: развивать координацию движений, тактильность кожных покровов
Содержание игры:
Постарайтесь воспитать в ребенке любовь к движениям и физической активности, чтобы он вырос сильным, здоровым и крепким.
И помните, что самый надежный способ добиться противоположного эффекта – это заставить непоседу делать скучные упражнения и превратить занятия в тяжелую работу.
Ваш малыш очень любит ходить босиком, правда? Значит, эта игра ему понравится. Снимите с карапузу обувь и разуйтесь сами. Лягте на пол так, чтобы ваши ступни соприкасались со ступнями малыша.
Скажите: «Раз, два, три, ноги вверх!» и поднимайте вместе ноги так, чтобы ступни продолжали соприкасаться. А теперь скажите: «Раз, два, три, ноги в стороны!» и слегка разведите ноги, всё так же касаясь ножек малыша.
Бросаем мячик
Задачи: развивать координацию движений, чувство равновесия и ловкость.
Содержание игры:
Малыш немного подрос, и теперь вы можете не только катать мячик, сидя на полу, но и бросать друг другу.
Лучше всего использовать для занятий утренние часы, после того как ребёнок хорошо выспится. Большая физическая нагрузка допускается не ранее чем через час после еды.
Попросите ребёнка бросить вам мяч и покажите, как нужно ловить его. Теперь вы, отойдя на небольшое расстояние, бросьте мячик своему малышу.
Не получилось поймать? Ничего страшного, попробуем ещё раз! Поймал? Вот умница, какой ловкий! Самый ловкий малыш в мире!
Хорошо, если у вашего малыша есть не один мячик. Тогда вы сможете кидать с ним маленькие мячики в большую коробку или тазик. Это весело и полезно.
Прыг-скок!
Задачи: развивать координацию движений и мышечную силу ног.
Содержание игры:
Ну что, малыш, давай попрыгаем?
Возражений нет - ваш егоза всегда рад попрыгать. Посадите его к себе на колено и крепко держите за подмышки. Слегка подбрасывайте карапуза на колене и напевайте песенку:
Прыг-скок, прыг-скок, Вверх и вниз,
И всё сначала.
Прыг-скок, прыг-скок,
Оп! Но только чур не падать!
На слове «оп!» наклоните малыша в сторону. Теперь спойте ту же самую песенку и в конце наклоните малыша в другую сторону.
А потом на слове «оп!» дайте ему отклониться назад. Только держите крепче малыши такие вертлявые!
Если ваш акробат не боится – папа может поиграть в эту игру, посадив его на плечи.
Тук-тук-тук!
Задачи: развитие мелкой моторики, координации и точности движений.
Содержание игры:
Пришло время потренировать маленькие ручки. Садись, малыш, к маме на коленки!
Возьмите ручку малыша в свою и покажите, как её можно сжать в кулак. Постукивая пальцем по маленькому кулачку, читайте такой стишок:
Кто стучится? Тук-тук-тук!
Кто стучится? Тук-тук-тук!
Это наш малыш (здесь вы, конечно, называете имя вашего малыша!
Открывайся, дверь, скорей!
Произнося последние слова, медленно разожмите маленькую ладошку. Пощекочите её и поцелуйте пальчики.
Когда вы несколько раз повторите эту игру, малыш сам начнёт разжимать кулачок при слове «открывайся».
Всегда учитывайте, в каком настроении находится ребёнок, прислушивайтесь к его желаниям и потребностям, и тогда совместные занятия доставят удовольствие вам обоим.
Интересные фигурки
Задачи: развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, целостное восприятие, любознательность.
Содержание игры:
Пришло время освоить одну очень интересную развивающую игру рамки
и вкладыши. Они сделаны в форме геометрических фигур - кругов, квадратов, треугольников.
Сначала разложите вкладыши и по очереди показывайте их малышу. Говорите, как называется каждая фигурка.
А теперь дайте их маленькому в руки: ему ведь так важно всё рассмотреть и потрогать. Пусть он сложит фигурки в коробочку и снова высыплет.
А теперь более сложная задача. Нужно подобрать фигурки к соответствующим рамкам. Помогите малышу - у него, конечно, сразу может не получиться.
Вообще существуют и другие серии рамок - вкладышей по различным тематикам. Прекрасная игра и полезная, и увлекательная! Она очень понравится вашему малышу.
Матрёшки
Задачи: развивать мелкую моторику, координацию движений, познавательные способности и навыки общения.
Содержание игры:
Хотите удивить своего малыша?
Покажите ему матрёшку. Сначала - в собранном виде. Погремите матрёшкой, покажите маленькому, что внутри у неё что-то есть. Покажите, как открывается первая матрёшка, а следующую пусть он попробует открыть сам.
Открыл? Молодец! А если её потрясти, Ой, там ещё что-то есть! Как же интересно открывать матрёшку за матрёшкой! Вот их сколько мама и детки!
Поставьте матрёшек в ряд. Подскажите ему: «Вот эта большая, эта поменьше, совсем маленькая». Перемешайте матрёшек, а потом вместе с малышом снова расставьте «по росту».
Покажите крохе, как вложить одну матрёшку в другую. Теперь его очередь. Попробовал не получается. А так? И так не выходит! Не надо расстраиваться - вот ещё половинка. Получилась матрёшка!
Пальчики играют
Задачи: развивать, мелкую моторику, согласованность движений рук
Содержание игры:
Продолжим наши занятия с детскими ладошками. Ведь пальчики малыша должны быть очень ловкими!
Пальчиковую гимнастику всегда нужно начинать с массажа кистей рук и пальчиков. Необходимо проводить разминание и проглаживание в течении 2-3 минут.
А сейчас малыш изобразит нам своими пальчиками стул. Пусть он поднимет левую ладонь вертикально вверх, а к её нижней части приставит правый кулачок большим пальцем к себе.
А теперь сделаем "лодочку". Для этого нужно поставить обе ладошки на ребро и сложить их ковшиком.
Кстати, можно "лодочку" превратить в настоящий "пароход"! Нужно только поднять вверх большие пальцы. Здорово получается! И весело, и полезно!
Уточка на лодочке.
Задачи: развивать координацию движений.
Содержание игры:
Движение - естественная биологическая потребность ребёнка, и природа позаботилась о механизме, стимулирующем его двигательную активность. Это как называемое чувство мышечной радости: осваивая новые упражнения, он испытывает удовольствие от необычных ощущений. Не лишайте ребёнка удовольствия.
Итак, посадите малыша надувное бревно и покажите как можно на нём передвигаться, Вразвалочку, как утка! Покрякайте, похлопайте крыльями. Теперь пусть малыш покажет Вам, как делает уточка.
А вы тем временем напевайте:
- Уточка для луговая,
Серая да полевая,
Где ты ноченьку ночевала?
-Под мостом, мосточком,
Под ивовым кусточком.
Уж я, утя, хожу,
Малых деток вожу,
А я, утя, поплыву,
Малых деток поведу.
Кря - кря-кря!
Стрекоза
Задачи: развивать двигательные навыки, координацию движений
Содержание игры:
Поднимите малыша и держите на вытянутых руках. Пусть он вытянет ручки в стороны, а ножки держит вместе. Побегайте с ним по комнате малыш будет изображать стрекозу. Спросите его: «Как стрекочет стрекоза?» И сами подскажите, ведь малыш может не знать. Произнесите: «Тр-р-р, тр- тр-р.» Малышу понравится, и он будет всё время повторять этот звук.
Конечно, не очень-то легко носить малыша на вытянутых руках - вон какой он толстячок! Иногда опускайте его на пол и говорите: «Стрекоза летала - летала и устала, села отдохнуть». А пока «стрекоза» отдыхает, вы тоже сможете перевести дух, чтобы потом начать игру заново. Ведь малышу наверняка захочется ещё полетать и потарахтеть, как стрекоза!
Скок-поскок!
Задачи: развивать координацию движений,
речевые навыки.
Содержание игры:
А сейчас малыш попрыгает. Да, он будет маленьким зайчиком! Но сначала маме придётся стать зайчихой, чтобы показать своему малышу движения. Спойте такую песенку:
Скок-поскок, скок-поскок
(прыгайте, как зайчик,
Скок-поскок, стоп.
Я так устал, я так устал (зевните,
Лягу на бочок (лягте на пол).
Спросите малыша: «Почему зайчик так устал?» Придумайте вместе, где прыгал зайчик во - дворе, в саду, по лесу, по дороге.
А теперь снова спойте песенку, а малыш будет показывать, как прыгает зайчик и как он, устав, ложится на бочок отдохнуть.
Учите малыша новым словам, и скоро он удивит вас - сочинит своё собственное
стихотворение.
Покатай игрушку!
Задачи: развивать координацию движений
Содержание игры:
Игрушки-каталки помогают развить координацию движений – опираясь на палочку, малыш лучше сохраняет равновесие.
Что за игрушка - с длинной ручкой и на колёсиках?
Как с ней нужно играть - ну-ка посмотрим!
Покажите малышу, как катить игрушку впереди и за собой.
А теперь предложите ему самому попробовать. Вложите ручку в маленькую ладошку и толкните игрушку. Вот как она едет! Пусть малыш попробует сам покатать её.
Игрушки-каталки бывают разные – машинки, паровозики, самолётики, лошадки, собачки и так далее. Выбирая такую для своего малыша, смотрите, чтобы колёса легко вращались, а ручка была удобной и прочной.
Хорошо если у малыша будет несколько таких игрушек - он будет катать их по очереди.
«Вышел зайчик погулять…»
Задачи: развивать координацию движений, пространственное восприятие.
Содержание игры:
У вашего малыша, конечно, среди игрушек найдется и зайчик. Вот про него вы и споёте песенку. Или прочитаете стишок:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышел зайчик погулять.
(потрясите игрушку вверх – вниз.)
Огляделся!
(поверните голову зайчика влево – вправо.)
Повертелся!
(покрутите зайчика.)
Посмотрел наверх и вниз!
(наклоните голову зайчика назад и вперёд.)
Пробежался!
(побегайте с игрушкой.)
Где ты, зайчик, отзовись?
(спрячьте зайчика за спину.)
То же самое вы можете проделать и с куклой, мишкой или любой другой игрушкой.