Елена Чуднова
Картотека игр на сплочение группы
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на сплочение детского коллектива, на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы, социализацию.
Эти игры помогут научить детей:
1. Внимательно относиться друг к другу;
2. Договариваться;
3. Прислушиваться к мнению партнёра;
4. Оказывать помощь;
5. Согласовывать свои действия с партнёром по общению;
6. Гибко использовать в общении мимику, жесты;
7. Понимать интонацию.
Несколько общих правил, касающихся организации и проведения таких игр:
1. Не старайтесь использовать за один раз несколько игр;
Публикация «Картотека игр на сплочение группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на сплочение детского коллектива
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Темочки
2. Используйте для игр время, когда ребёнок в хорошем настроении, не перевозбуждён, не утомлён, не голоден, но и не сразу после еды.
3. Не говорите ребёнку, что он что-то сделал не так. Иначе в дальнейшем он будет бояться давать искренние ответы;
4. Помните, что самая правдивая и искренняя информация та, которую ребёнок выдаёт первой без долгих размышлений;
5. Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребёнок захочет ими заниматься. Поэтому не надо его заставлять играть с вами. Лучше уделите ему время, когда он сам этого захочет.
6. Используйте игры систематически, чтобы дети к ним привыкали и раскрепощались. Это станет, своего рода, ритуалом.
1. Коммуникативные игры
ЗАКОЛДОВАННАЯ ТРОПИНКА
Цель игры: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.
Ход игры: один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.
Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.
КЛУБОЧЕК
Цель игры: развитие внимания к сверстникам. Создание эмоционального положительного фона.
Ход игры: дети сидят на стульчиках. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:
Покатись клубочек по дорожке.
Расскажи клубочек нам немножко
Про Ванюшу, Таню и Наташу.
Про детишек всех красивых наших.
Затем передаёт клубочек ребёнку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе: Например, какое у него сегодня настроение.
Темы для рассказа могут быть разными.
ВСТАНЬТЕ ТЕ, КТО…
Цель игры: в сплочении, установление доверительного контакта между детьми.
Ход игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т. д.»
Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.
ИГРА – ПРИВЕТСТВИЕ С КОЛОКОЛЬЧИКОМ
Цель игры: настраивание детей на доброжелательный лад.
Ход игры: дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка.
Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.
«ДРУЖНАЯ ПАРА»
Дети делятся на пары. Одному из них завязывают глаза. На полу между стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку нужно провести партнера от одного стула к другому, так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.
Игра «САПОЖКИ»
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не порвите.
Дети встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего ребенка. По команде, дети должны пройти по дорожке. Главная задача – не разорвать единую цепь, не наступить на осенние «лужицы», вырезанные из бумаги.
Игра «ДРОЗД»
Дети парами поворачиваются лицом друг к другу и говорят:
«Я- дрозд, ты – дрозд
(Показывают сначала на себя, потом на товарища)
У меня нос, у тебя нос.
(Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища)
У меня гладкие, у тебя гладкие
(Круговыми движениями гладят сначала свои щеки, затем щеки партнера)
У меня сладкие, и у тебя сладкие.
(Указательным пальцем прикасаются к уголкам своего рта, затем указывают на рот партнера)
Я – друг, ты – друг
(Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища)
Вместе нам хорошо!
(Обнимаются).
«КОМПАС»
Дети выстраиваются паровозиком. Кладут руки на плечи впереди идущего. Глаза у всех закрыты, кроме первого. Ведущий ведет паровоз, меняя направление, так, чтобы парвоз находился в безопасности, дети учились доверять друг другу.
«ЗВЕРИ НА БОЛОТЕ»
Играют все дети группы. Они «звери», которые попали в болото. Есть мостик из трех листов. Выбраться из болота можно только по листам и в паре. Можно выбрать одного спасителя (по очереди каждый, который всех проведет, либо сразу делятся на пары и в паре проходят через мостик.
«РЫБКИ»
Дети встают в пары, договариваясь, кто из них будет ловить рыбку, и под слова играют в ладушки, то хлопая в ладоши, то ударяя в ладоши товарища.
Рыбки плавают, резвятся
Рыбки любят поиграть
Рыбки быстро уплывают
Ты попробуй их поймать
Рыбка, плыви! (дети прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо – влево)
Скорее лови
На последнее слово игрок, который должен ловить рыбку старается поймать ладошки товарища, пытающегося спрятать руки за спину. Затем ловить рыбку второй играющий.
«СОРОКОНОЖКА»
Бежали сороконожки
Бежали они по дорожке
Слишком много ножек у этих сороконожек.
Несколько детей встают друг за другом, держась за талию. По команде ведущего, сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и выполняет другие задания. Главная задача играющих – не разорвать единую цепь, сохранить сороконожку.
«ДОБРЫЕ СЛОВА»
Дети встают в круг. В центре круга – педагог с розой в руке. Все произносят слова:
В круг ребята встали
Розу увидали
Цветок надо передать
Добрые слова сказать.
Педагог передает розу одному из детей и говорит ему комплимент. Ребенок, получивший цветок, становится водящим. Он благодарит и отдает розу следующему участнику, произнося добрые слова в его адрес.
Каждый должен побывать в роли водящего.
Ритуал прощания «ДРУЖНЫЕ РЕБЯТА»
Все мы дружные ребята
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем,
Как заботиться, мы знаем.
Ни кого в беде не бросим, не отнимем, а попросим.
Пусть все будет хорошо,
Будет радостно, светло!
Коммуникативные игры для детей от 3 до 5 лет
ОХОТА НА ТИГРОВ (авторы — Е. Карпова. Е. Лютова)
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: не менее 4 человек.
Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).
Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка.
Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников.
ПЕРЕДАЙ МЯЧ
Цель. Снять излишнюю двигательную активность.
В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами.
ЗЕВАКА
Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое-нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное (оговоренное заранее) слово песни.
ДОТРОНЬСЯ
Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.
Возраст: 4-5 лет.
Количество играющих: 6-8 человек.
Необходимые приспособления: игрушки.
Описание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «Дотронься до. (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т. д.)». Кто не нашел необходимого предмета, водит.
Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.
АУ!
(авторы — О. Хухлаев. О. Хухлаева)
Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.
Возраст: 3-4 года.
Количество играющих: 5-6 человек.
Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» — и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.
РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ
Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания.
Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!
Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).
СЛУШАЙ КОМАНДУ
Цель. Развивать внимание, произвольность поведения.
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего ( например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание.
Игра поможет воспитателю сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
ЛАСКОВОЕ ИМЯ
Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам.
Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету (цветок, “волшебную палочку”). При этом называют друг друга ласковым именем (например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д.) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию.
САПОЖОК
Цель: развивать у детей собранность, самостоятельность, воспитывать внимание к окружающим, умение считаться с ними.
Возраст: 4 – 5 лет
Ход игры. В начале игры дети выстраиваются в линию на стартовой черте. Ведущий предлагает совершить небольшое путешествие. Дети повторяют за ним движения, одновременно произнося слова:
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке. (дети бегут по направлению к финишу)
А бежали мы лесочком,
Прыгали через пенечки. (дети выполняют четыре прыжка вперед)
Прыг-скок! Прыг - скок!
Потеряли сапожок! (дети садятся на корточки и, приставив ладонь ко лбу, смотрят вправо и влево, ища "потерянный сапожок"). После этого ведущий говорит:
"Нашли сапожки!
Бегите домой!". Дети бегут к стартовой черте, игра повторяется.
НАЗОВИ СЕБЯ
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Возраст: 3-5 лет.
Ход: ребёнку предлагают представить себя, назвав своё имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
МАГАЗИН
Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично
Возраст: 4-5 лет
Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать.
Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю.