Елена Анищенко
Картотека дидактических игр для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательное развитие
1. Парные картинки
Цель: развитие мышления
Оборудование: наборы парных предметных картинок : варежки, носки, шапки и шарфы, платья и банты, кастрюли и крышки для них и т. д. разных цветов и их оттенков, а также наборы цветных карточек (в зависимости от задания).
Ход игры
Показав ребёнку карточку, попросите его найти «подходящую» среди других, разложенных на столе.
Используя парные карточки :
Публикация «Картотека дидактических игр для второй младшей группы» размещена в разделах
• попросите ребёнка найти такую же по цвету («Найди бант к этому платью. Это платье синее и бант тоже синий»);
• предложите выполнить задание по словесной инструкции («Посади красную стрекозу на жёлтый цветок»).
• попросите найти домик для домашнего или дикого животного;
• можно предложить найти предмет соответствующий определённой профессии.
2. Разрезные картинки
Цель: развитие мышления
Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребёнку предметов разрежьте на 2-4 части.
Ход игры
Предложите ребёнку собрать разрезную картинку, предварительно показав способ действия. В качестве образца можно использовать неразрезную парную картинку.
3. Закрой дырку
Цель: развитие мышления
Оборудование: картинка с понятными ребёнку изображениями. Вырежьте в них фрагменты разной величины и формы, наклеив их на плотный картон.
Ход игры
Научите ребёнка находить нужные детали, чтобы закрыть образовавшиеся в картинке «белые пятна».
4. Четвертый - лишний
Цель: развитие мышления
Оборудование: мелкие предметы; например, пуговицы, зёрнышки, орешки, листочки и т. п.
Ход игры
Научите ребё нка находить в ряду лишний предмет: 3 пуговицы и 1 косточка, 3 палочки и 1 спичка, 3 бобовых зёрнышка и 1 орешек, 3 листочка и 1 цветочек, 3 красные карточки и 1 синяя и т. п.
5. Найди отверстие для этой детали
Цель: развитие логического мышления.
Оборудование: куб с отверстиями различной формы
Ход игры
Научите ребёнка соотносить предмет с формой отверстия в кубе (коробке).
6. Вкладыши
Цель: развитие мышления, закрепление цвета, величины.
Оборудование: формочки различных размеров
Используя формочки разных размеров, соберите их одна в другую, затем разберите. Перевернув формочки вверх дном, постройте вместе с ребёнком башню.
7. Кому что нужно?
Цель: развитие мышления
Оборудование: парные игрушки или картинки по принципу «Кому что нужно»
Ход игры
Подобрав соответствующие игрушки или картинки, научите ребёнка подбирать пару по принципу «Кому что нужно» (зайцу – морковь, собаке – косточка, кошке – молоко и т. д.)
8. Найди такой же
Цель: развитие мышления, закрепление основных цветов и геометрических фигур.
Оборудование: набор парных игрушек или фигур.
Ход игры
Подготовьте набор парных игрушек (предметов или фигур). Предложите ребёнку показать такую же игрушку (предмет или фигуру, а позже – найти игрушку (предмет или фигуру) такого же цвета.
9. Времена года
Цель: развитие мышления, закрепление названий и признаков времён года.
Оборудование: наборы карточек и картинок «Времена года».
Ход игры
Используя набор специально подобранных карточек, научите ребёнка различать времена года, подбирать картинки, соответствующие заданной (зима – снежинки, санки, снеговик и т. п.).
10. Наоборот
Цель: развитие мышления, обогащение и активизация словаря.
Оборудование: парные картинки; со временем игра проводится без картинок.
Ход игры
Предложите ребё нку игру: «Я буду говорить слово, а ты тоже скажи мне, только наоборот, например, большой – маленький.» Можно использовать следующие пары слов: веселый – грустный, быстрый – медленный, пустой – полный, умный – глупый, высокий - низкий, сильный – слабый, тяжелый – легкий, трусливый – храбрый, белый – черный, твердый – мягкий, шершавый – гладкий, ночь-день, зима - лето и т. д.
11. Что как звучит?
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: в коробку или корзинку сложите предметы, с помощью которых можно получать разные звуки (лист бумаги, целлофан, фольгу, погремушки и т. п.).
Ход игры
Дайте ребёнку возможность исследовать содержание ёмкости, послушать звуки. Затем попросить закрыть глаза и угадать, что звучит.
12. Слушаем звуки
Цель: развитие слухового восприятия.
Ход игры
Предложите ребё нку посидеть в тишине и послушать: «Послушай, как тикают часы» (шумит закипающий чайник, едут машины на улице и т. п.). Когда малыш научится прислушиваться, достаточно предложить послушать звуки, а затем, когда он нарушит тишину, спросить, что он услышал.
13. Кто как кричит?
Цель: развитие слухового восприятия, закрепление названий животных, соответствующих звукосочетаний.
Оборудование: для этой игры используются фигурки животных (игрушки).
Ход игры
«Кто это пришёл? Кошка пришла. Давайте позовём кошку. Кис-кис-кис! Как кошка мяукает? Мяу-мяу. А кто это пришёл? Собачка пришла. Как собачка лает? Гав-гав-гав». (И т. п.)
Для более старших детей можно использовать вариант игры «Кто спрятался?» : предложить по звукам угадать и назвать животное.
14. Отгадай звуки
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: аудиозапись различных звуков.
Ход игры
Учите ребёнка определять характер звука, шума.
В игре используются записанные различные знакомые ребё нку звуки: голоса близких, звонок телефона и звонок в дверь, тиканье часов, звук льющейся воды, лай собаки, мурлыканье кошки и т. п.
Прослушав запись, ребёнок говорит, кому принадлежат звуки.
15. Звуковые коробочки
Цель: развитие слухового восприятия.
Оборудование: непрозрачные коробочки (контейнеры от «киндер-сюрпризов» или фотоплёнки) в двух экземплярах заполняем на 1/ 3 различным содержимым: солью, рисом, горохом, бобами, скрепками и т. п.
Ход игры
Познакомив ребёнка с различным (резко отличающимся) звучанием коробочек, предложите найти пару каждой из них. Сначала предложите послушать звучание и найти пару среди 3-х ёмкостей (1 пара + 1 ёмкость из другой пары, затем 2 пары и т. д. – в зависимости от возможностей ребёнка.
16. Действуй по звуку
Цель: развитие слухового восприятия; учить действовать по звуковому сигналу, соотнося звук с действием.
Ход игры
Объясните ребёнку правила игры. На определённый звук он должен выполнять определё нные движения: звонит колокольчик – бежать, удары в бубен – идти, хлопки в ладоши – сидеть и т. д.
Начинать игру следует с двух движений, увеличивая их количества по мере усвоения ребёнком правила.
17. Игры с пуговицами: «Собери пуговицы в баночку», «Сложи пуговицы в копилку», «Собери большие пуговицы, затем маленькие», «Выложи рисунок», «Найди пару», «Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения.
Оборудование: пуговицы разного размера и цвета.
Ход игры
Предложить малышу: собрать в баночку рассыпанные пуговицы; сложить пуговки в «копилку» (непосредственно в прорезь); сложить все большие, а затем все маленькие пуговицы; большие пуговицы сложить в одну баночку, а маленькие в другую; найти пару (такую же, выложить рисунок по образцу, предложенному взрослому; сделать из пуговиц бусы, нанизав их на толстую нитку.
18. Игры с бусинами: «Отложи бусины заданного цвета в другую коробочку», «Собери бусины с помощью пинцета», «Собери бусы»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления, воображения.
Оборудование: бусины разного размера и цвета.
Ход игры
Предложить детям: отложить бусины заданного цвета в другую ёмкость («Подарим их кукле»); разложить все бусины по двум мисочкам, сортируя их по цвету («Это для зайчика, а это для мишутки»); собрать бусины с помощью пинцета (из игрового набора «Доктор»).
19. Игры со счё тными палочками: «Собери палочки в стаканчик», «Распредели по цвету», «Выложи рисунок»
Цель: развитие мелкой моторики рук, пространственно-образного мышления, воображения.
Оборудование: счётные палочки разного цвета
Предложить ребё нку: собрать рассыпавшиеся палочки в стаканчик; разложить палочки в 2,3,4 стаканчика, распределив их по цвету; выложить из палочек рисунок: дорожку, заборчик, железную дорогу, квадрат, стол, стул, флажок и т. п.
20. Игры с прищепками:
«Сделай солнышко, дождик, ёжика, ёлочку», «Собери змейку», «Повесь одежду на верёвочку»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мускулатуры пальцев, воображения.
Оборудование: прищепки разного цвета
Предложить ребё нку: прикрепить прищепки по краю картона, сделать с помощью прищепок, солнышко, ёжика, дождик, ёлочку; прикрепить прищепки одна за кончик другой, чтоб получилась разноцветная змейка, паровозик или дорожка; развесить постиранную кукольную одежду на верёвке и прикрепить прищепками; снять со своей одежды прикреплённые взрослым прищепки, затем самостоятельно прикрепить прищепки к своей одежде.
21. Игры с баночками и коробочками: «Закрой коробочку», «Подбери крышку к ёмкости»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мускулатуры пальцев, внимания, логики.
Оборудование: необходимо подобрать коробочки и баночки с завинчивающимися крышками, флаконы от духов.
Ход игры
Предложить ребё нку: отвинчивать и завинчивать крышки, вынимать и вставлять крышки-пробки (для поддержания интереса в коробочку можно положить сюрприз); перемешать все крышки и предложить подобрать крышку к ёмкости.
22. Игры с матрё шками: «Найди вторую часть», «Построй матрёшек по росту»
Цель: развитие мелкой моторики рук, мышления, внимания; формирование умения различать и называть величину матрёшек (маленькая – большая, маленькая – побольше – ещё больше - самая большая, большая – поменьше – ещё меньше – самая маленькая).
Оборудование: набор матрёшек
Ход игры
Предложить ребё нку: открыть и закрыть матрёшку; подобрать каждой части пару и сложить целое, выставить матрёшек в ряд по росту.
23. Игры со шнуровками
Цель: развитие мелкой моторики рук, закреплять понятия вверх-вниз.
Оборудование: понадобится полоска плотного картона с проделанными в нём с помощью дырокола дырочками, шнурок.
Ход игры
Покажите ребёнку, как «червячок» залезает в «норку» вылезает из неё через другое отверстие. Научите этим движениям ребёнка, закрепляя у него понятия «вверх-вниз». Когда ребёнок освоит этот навык, можно предложить ему задания посложнее или перейти к настоящей шнуровке на обуви.
24. Игры с застёжками
Цель: развитие мелкой моторики рук, закреплять понятия вверх-вниз.
Ход игры
Используя специальные пособия или одежду, учите ребёнка расстёгивать, а затем и застёгивать, развязывать, а затем и завязывать кнопки, пуговицы, молнию, «липучки».
25. Игры с лентами:
«Салют», «Ветерок», «Пусть отдыхает»
Цель: развитие мелкой моторики рук, координацию движений рук, закреплять понятия вверх-вниз.
Оборудование: палочки с закреплёнными на них лентами (по типу флажка).
Ход игры
Покажите ребёнку, как надо свёртывать ленту, наматывая её на палочку, научите этому движению; размахивая разноцветными лентами над головой, поиграйте в «салют»; разместив палочку перед собой, подуйте на ленточку («ветерок»); затем намотайте ленту на палочку («пусть отдыхает»); можно предложить поиграть: кто скорее свернёт ленту.
26. Чудесный мешочек
Цель: развитие мелкой моторики рук, тактильных ощущений, мышления, воображения.
Оборудование: мелкие предметы, знакомые ребёнку.
Ход игры
Рассмотрите с ребёнком несколько маленьких предметов (катушку, крупную пуговицу, кубик, шишку, персиковую косточку и т. п., предложите ощупать их. На глазах у малыша сложите предметы в мешочек. Затем предложите ощупать один предмет в мешочке, назвать его и достать. Можно заранее определить, что ребёнок может достать, или дать ему конкретное задание.
Следует попеременно работать то правой, то левой рукой.
27. Что изменилось?
Цель: развитие речи детей, внимания, памяти.
Оборудование: 5-6 знакомых ребёнку игрушек или предметов.
Ход игры
Расставив на столе несколько (до 5- 6) знакомых ребёнку игрушек, попросите его посмотреть на них и запомнить. Накройте игрушки платком, затем спросите, какие игрушки стояли на столе («Кто спрятался?»). Проверьте ответ, показав игрушки, а затем предложите ребёнку отвернуться. Затем уберите одну игрушку и спросите: «Чего не хватает?» («Кто ушёл?»)
Вариант игры – менять место расположения игрушек на столе.
Усложнение игры – увеличить количество игрушек.
28. Рассеянный художник
Цель: развитие целенаправленного внимания, мышления, обогащение и активизация словаря.
Оборудование: предметные картинки, на которых отсутствуют какие-либо детали.
Ход игры
Показать ребёнку предметную картинку, на которой отсутствует какая-нибудь деталь, например, у рыбы нет плавника, у зайца - хвоста, у стола - ножки и т. п. Далее предложить ребёнку определить, что забыл нарисовать художник.