Трулова Светлана Борисовна
Картотека игр по формированию партнерских отношений для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр направленных на развитие партнёрских отношений между детьми для детей раннего возраста
Игры в парах способствуют становлению субъектного отношения к сверстнику эмоционально-положительного отношения к нему, формированию потребности в общении. Эти игры особенно важны для детей второго года жизни и более старших малышей, которые впервые пришли в ясли и не имеют опыта взаимодействия со сверстниками. Эти игры основаны на непосредственном взаимодействии детей без использования предметов. В центре таких игр находится взрослый, который предлагает малышам повторять за ним те или иные движения и звуки. Находясь между детьми, взрослый является центром ситуации, как бы дирижирует совместной игрой и одновременно является ее участником. Игры, в которых дети находятся в непосредственной близости и располагаются лицом друг к другу, создают оптимальные условия для контакта взглядов, физического контакта, обмена эмоциями. Каждая игра может начинаться с рассматривания детьмидруг друга и взрослого, обмена улыбками, ласковыми поглаживаниями. Затем воспитатель предлагает детям поиграть вместе с ним. Малыши могут располагаться на стульчиках, на коврике или на коленяху взрослого лицом друг к другу. Сначала воспитатель проигрываетвсю игру поочередно с каждым ребенком, а затем постепенно передает им часть инициативы. Например, играя в «сороку», он сначала сам водит пальцем по ладошке каждого малыша, загибает его пальчики, читает стишок, а затем предлагает детям сделать то же самое по отношению к взрослому и друг к другу, помогая в случае затруднений и побуждая их повторять отдельные слова и строчки потешки. Однако в такие игры любят играть и дети, у которых уже сформирована потребность в общении со сверстниками, поэтому воспитатель предлагает их всем малышам.
Публикация «Картотека игр по формированию партнерских отношений для детей раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Младшая группа
- Темочки
«Знакомство»
Сначала воспитатель привлекает внимание детей друг к другу. Ласково обняв обоих малышей, он обращается поочередно к каждому из них: «Посмотри, Сашенька, кто с нами сидит, это Ванечка. Ванечка, это Саша. Видишь, какие у него красивые глазки, волосики. У Ванечки волосики черные, а у тебя какие? Белые. Саша, тебе нравится Ванечка? А тебе, Ваня, нравится Сашенька?». Также можно обратить внимание малышей на ротик, носик, ручки, ножки, тапочки, кофточку. Спросите у каждого ребенка, как его называют мама, папа, бабушка. Предложите малышам назвать друг друга по имени.
Внимание малышей друг к другу можно привлечь и с помощью зеркала. В этом случае дети могут видеть и себя, и сверстника одновременно, сравнивая цвет волос, глаз, одежду друг друга.
После такого взаимного совместного рассматривания можно перейти к подражательным действиям.
«Делай, как я»
Взрослый показывает разные действия, движения и предлагает детям повторить их, адресуя друг другу. Воспитатель говорит: «Внимательно смотрите, что я буду делать, и повторяйте за мной, а потом покажите друг другу, что вы делаете». Каждое новое движение взрослый комментирует, напоминая детям последовательность действий. «Сейчас я улыбаюсь. Теперь улыбнитесь мне. Молодцы. А теперь улыбнитесь друг другу». Репертуар действий чрезвычайно широк, его можно дополнять. Можно нахмурить брови; «показать нос»; «смотреть через подзорную трубу», сложив руки трубочкой; .высунуть язык, как киска; надуть щеки и т. д. Чем более выразительно и эмоционально вы будете показывать движения, тем лучше. Детям очень нравится игра «Дуем-дуем». Взрослый надувает щеки и сначала слегка, а потом сильнее дует, как ветерок, попеременно то на одного, то на другого ребенка. Затем можно попросить детей подуть друг на друга.
«По узенькой дорожке
Плавно поднимая и опуская колени, на которых сидят дети, постепенно увеличивая темп и амплитуду движения, взрослый напевает.
Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг. в яму Бух!
Сделав акцент на последнем слове, взрослый слегка раздвигает колени так, чтобы оба малыша «упали» между ними.
«Делай, как Коля»
Предложите одному из детей сделать то, что он умеет: похлопать в ладошки, попрыгать, потопать ножками, помахать ручками, покружиться на месте и т. п. Можно показать эти движения и помочь малышу их осуществить. Потом, обращаясь к его партнеру, скажите: «Смо три, как Ирочка умеет хлопать в ладошки. А ты так можешь? Давайте вместе похлопаем в ладошки». Затем предложите малышам попрыгать, как зайчики, помахать «крылышками», как птички и т. д. При этом взрослый сам подает пример и стимулирует одновременные действия детей. Если один из малышей отказывается, настаивать не надо. Достаточно того, что он смотрит на действия сверстника и взрослого.
«Игрушечный телефон»
Взрослый подносит руку к уху, изображая разговор по телефону с невидимым собеседником. Затем он говорит, обращаясь к одному из малышей: «А сейчас я позвоню Машеньке, ты будешь со мной разговаривать?» Если ребенок соглашается, взрослый показывает ему, как надо «брать трубку» и беседовать по воображаемому телефону. Тема для разговора должна быть максимально простая. Например, можно сказать: «Здравствуй, девочка, как тебя зовут?» «С кем ты сейчас играешь?» «Маша, что ты ела на завтрак?» У ребенка постарше можно спросить, что он делал на прогулке, во что хочет поиграть сейчас и т. п. Потом поговорите «по телефону» с другим ребенком. Если детям понравится игра, предложите им позвонить друг другу. Скорее всего, малыши будут испытывать затруднения в выборе тем для разговора. Помогите Им, подсказывая вопросы и ответы.
«Прогулки в парах»
Помогите детям взяться за ручки и пройтись вместе по комнате. Простое хождение парами обогащает самых маленьких детей важным и новым опытом взаимодействия со сверстником, вызывает у них много положительных эмоций. Чтобы такие прогулки действительно доставили детям удовольствие, взрослый должен поддерживать интерес малышей к этому занятию, поощрять их: «Вот как хорошо Ваня с Анечкой ходят вместе». Привлеките к малышам внимание других детей: «Посмотрите, как Ваня с Анечкой замечательно гуляют вместе, как они умеют держаться за ручки. Кто еще хочет погулять друг с другом?». Если дети охотно включаются в игру, можно предложить им расширить репертуар совместных действий. Помогите им обнять друг друга за плечи, взяться под руку, посидеть рядышком и др.
«Прятки вдвоем»
Дети любят играть в прятки. Эта игра может иметь несколько вариантов.
«Ку-ку!»
Сядьте напротив детей, закройте свое лицо ладонями, а потом откройте с возгласом «Ку-ку». Предложите малышам сделать так же, при необходимости помогите им спрятать лицо в ладошках. Можно предложить детям раздвинуть пальчики и посмотреть друг на друга сквозь щелочку. Если малыши встретятся глазами, им это наверняка понравится.
«Прятки под платочком»
Эту игру можно проводить как с одним, так и с несколькими детьми. Малыши могут прятать лицо под платочком или салфеткой.
«Прятки под простынкой»
Предложите ребенку спрятаться от всех под простынкой. Накройте его простынкой или куском ткани и привлеките внимание других малышей: «Куда же у нас пропала Ниночка? Только что тут была». Обойдите спрятавшегося ребенка, потрогайте простынку, предложите одному или нескольким детям вместе с вами заглянуть под нее: «Давайте посмотрим, может быть, Ниночка там спряталась?»
После того, как ребенок найдет спрятавшегося сверстника, можно предложить ему тоже забраться под простынку, чтобы посидеть там вдвоем. Взрослый с удивлением восклицает: «Где наши ребятки? Куда они подевались? Ау, Вася, ау, Надя!» Через несколько секунд сдерните покрывало со словами: «Вот куда мои малыши спрятались, а я их везде ищу!». Постепенно можно увеличить время игры: не сразу сдергивать покрывало, а походить вокруг детей, накрытых простынкой, погладить, пощупать их, приговаривая: «Что это у нас такое? Какой-то сугроб появился, вроде бы его не было? Или это мешок, откуда он здесь взялся?». Обычно дети приходят в восторг от этой игры и просят взрослого повторять ее снова и снова.
«Прятки с предметами»
Для данной игры подходит любая маленькая игрушка или пред-= мет. Покажите игрушку малышам и познакомьте их с правилами игры: «Сейчас мы с Дашенькой спрячем игрушку, а Митенька ее найдет». Взрослый помогает малышу спрятать предмет в кармашек, за спину или в складки одежды другого ребенка на глазах у партнера и предлагает найти его. Дети буду радоваться находке, даже если ее поиск не будет для них сложным. Когда ребенок начнет легко находить игрушку, спрятанную у него на глазах, можно прятать ее, попросив ребенка зажмуриться.
Совместные игры нескольких детей
Совместные игры нескольких детей уже требуют от них большей собранности и самостоятельности. Они должны строиться на простых, доступных, хорошо знакомых детям движениях. Но поскольку малыши выполняют эти движения вместе, им приходится согласовывать свои действия с действиями сверстников, считаться другие другом. Такие игры приучают ребенка внимательно наблюдать за действиями других детей, повторять прислушиваться к каждому сверстнику и ко взрослому.
В игре взрослый предлагает малышам выполнить вместе какое- нибудь действие (попрыгать, поднять ручки, присесть, похлопать в ладошки, покружиться и др.) и побуждает их подражать действиям друг друга. В дальнейшем игру можно усложнить, предложив детям по очереди выходить в центр круга и самому придумывать какое-нибудь новое движение, которое все другие дети будут повторять. Подобные игры можно варьировать: например, предлагать малышам передать по цепочке какое-нибудь действие — погладить, обнять, пожать ручку, назвать по имени стоящего или сидящего рядом сверстника.
Необходимо поддерживать инициативу ребенка, если он сам пытается затеять игру со сверстниками, предоставлять детям больше свободы в организуемых играх. Игры детей в догонялки, прятки, совместные прыжки, демонстрации друг другу своих умений, которые принимают подчас комические формы, не должны порицаться. Очень часто в этом возрасте дети настолько увлекаются возней и беготней, что перестают видеть друг друга. Не допуская перевозбуждения малышей, воспитатель должен мягко перевести их игру в другое русло, предложить более спокойное занятие.
«Делайте, как я"
Предложите небольшой группе детей (5-7 малышей) встать в круг и выполнить какое-нибудь действие: «Давайте мы все с вами дружно попрыгаем (потопаем ножками, покружимся, похлопаем в ладошки и т. д.)». Сначала малыши повторяют действия за взрослым. Затем воспитатель обращает внимание детей на какого-нибудь конкретного ребенка: «Ребятки, посмотрите, какая Лизонька молодец, как здорово у нее получается топать ножками! Лизонька, покажи нам, как ты умеешь топать». Если ребенок стесняется и отказывается выполнить просьбу, начните выполнять движение вместе с ним. Затем обратитесь к детям: «А кто умеет так же хорошо, как Лизонька, топать ножкой?» Малыши с удовольствием начнут повторять движение за Лизой. Потом похвалите другого ребенка и снова предложите детям повторить за ним какое-либо действие. Постарайтесь, чтобы каждый малыш поучаствовал в роли ведущего, но если кто-то отказывается — не настаивайте.
В дальнейшем, когда дети освоят эту игру, можно ее усложнить: предложить ребенку выходить в центр круга и самому придумывать какое-нибудь новое движение, которое все дети будут повторять.
«Ласковая цепочка»
Предложите небольшой группе малышей сесть в круг на ковре поближе друг к другу. Сами сядьте между детьми и догладьте по голове ребенка, сидящего слева от вас:«Ребятки, посмотрите, какой хороший у нас Игорек, какие мягкие у него волосики!» Затем предложите Игорю погладить по голове ребенка, сидящего рядом с ним: «Игорек, теперь ты погладь по головке Сонечку, посмотри, какие у Сонечки красивые волосики, потрогай их». Если ребенок не решается погладить Сонечку по голове, помогите ему: положите его ручку на голову ребенка. Затем, обратитесь к Сонечке с просьбой погладить соседа Сеню и так далее по кругу. Комментируйте действие каждого малыша, ласково называя детей по имени. Когда каждый ребенок погладит по голове сидящего рядом, продолжите игру по цепочке снова, придумывая другие действия (обнять за плечи, дотронуться до руки, хлопнуть в ладошки, и т. д.) Обычно дети приходят в восторг от этой игры и начинают сами придумывать новые действия.
«Веревочка»
Для этой игры вам понадобится не очень тонкая, но и не очень толстая веревка — такая, чтобы детям было удобно держать ее в руке. Длина веревки зависит от количества участвующих в игре малышей. Посадите детей в ряд на стульчики и положите им на колени веревку. Дайте им возможность некоторое время поиграть с ней: потрогать, помять, покрутить, намотать. Затем вложите в правую руку каждого ребенка эту веревочку и попросите детей встать (они должны находиться на расстоянии вытянутой руки друг от друга). Воспитатель говорит: «Ребятки, сейчас мы с вами отправимся на прогулку в лес. А чтобы вы не заблудились и не растерялись, крепко держитесь за эту веревочку и не отпускайте ее». Встаньте впереди всех детей, возьмите в правую руку веревочку и начинайте двигаться, произнося слова:
Детки по лесу гуляли
И грибочки собирали.
(Идите медленно, наклоняйтесь, делайте вид, что собираете грибы свободной рукой.)
По тропиночке бежали,
(Постепенно ускоряйте темп, переходите на бег.)
На поляночке скакали,
(Прыгайте.)
Вокруг елки танцевали!
(Опишите круг и замкните веревочку, взяв другой ее конец в левую руку, пройдитесь, приседая, по кругу).
Игру можно усложнить, расставив по группе стулья (деревья, между которыми дети будут гулять. Это потребует от них большей согласованности действий, так как стулья нужно будет обходить. Когда дети освоят игру и смогут играть в нее без участия взрослого, можно предложить им запутываться в этой веревочке, перешагивать через нее. В эту игру также хорошо играть на прогулке, или выводить малышей на прогулку не парами, а друг за другом, чтобы они держались за веревочку.
"Солнечный зайчик"
Эту игру можно проводить только в солнечный день. Возьмите в руки маленькое зеркальце, сядьте неподалеку от играющих детей и начните пускать солнечных зайчиков по потолку, стенам, полу, по играющим детям. Малыши обратят внимание на ваше увлекательное занятие и соберутся вокруг вас. Скажите ребятам: «Смотрите, какой симпатичный зайчик прыгает по стене, давайте попробуем его поймать!» Дети с радостью начнут бегать за зайчиком, а вы управляйте зеркальцем так, чтобы дети прыгали за зайчиком, ползали за ним по полу, ловили его друг на друге. Постарайтесь не допускать, чтобы малыши толкались, дрались и наступали друг на друга, а если такая ситуация всё же возникнет, переведите лучик на потолок, а затем спрячьте зеркальце и скажите детям: «Солнечный зайчик убежал, потому что дети плохо себя ведут, толкаются и дерутся, но он придет снова, если вы будете дружно играть с ним!