Ирина Левих
Картотека игр и упражнений с использованием песочной терапии, направленных на коррекцию страхов
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр и упражнений с использованием песочной терапии, направленных на коррекцию страхов
Нарисуй портрет своего страха
Ребенку предлагают нарисовать свой страх на световом столе. Когда рисунок готов, спросите: «Что мы теперь сделаем с этим страхом?» Детям часто сложно нарисовать свой страх. В этих случаях он может отказываться рисовать. Могут возникнуть сложности и по другим причинам: если ребенок стыдится своего страха, не хочет его признавать, тем более афишировать. Такие дети обычно утверждают, что ничего не боятся, и предлагают порисовать на другую тему. В этом случае можно предложить, например, нарисовать то, чего он боялся, когда был маленький, или то, чего обычно боятся все дети.
Публикация «Картотека игр и упражнений с использованием песочной терапии, направленных на коррекцию страхов» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры с песком
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Завершить работу над портретом страха можно следующим образом. Скажите ребенку по секрету, что знаете, чего боятся все страхи, - они боятся стать посмешищем! Они ненавидят, когда люди смеются над ними. После этого торжественно приговорите страх ребенка к осмеянию. «Кару» можно осуществить несколькими способами. Например, дорисовать образу страха смешные детали - бантики, косички, нелепые шляпки и пр. Можно перерисовать рисунок, сделав новый сюжет, в котором тот же страх попадает в нелепую ситуацию, например, падает в лужу, и очень этого смущается.
Попросим помощи у Песочной феи
Нарисовать свой страх на световом столе и попросить: «Песочная фея, помоги превратить мой страх в (глобус, конфету, радугу, стрекозу.). Превращаем изображение страха в тот предмет, который назвали.
Страна наших чувств
Взрослый предлагает ребенку на мокрой и ровной поверхности речного песка нарисовать свой страх. Затем поливать рисунок до тех пор, пока нарисованное не исчезнет (не "смоется") и вновь - чистая, ровная поверхность, страх исчез. На том месте, где был нарисован страх, ребенок создает "веселую картинку" из материала и фигурок, которые выбрал.
Фоторобот страха
Спросите детей, знают ли они, что такое фоторобот. Наверняка они слышали, что это нарисованный художником (или созданный на компьютере) портрет какого-нибудь человека. Особенность его в том, что сам художник никогда не видел свой персонаж, а рисовал портрет со слов очевидцев. Зачем нужны такие портреты? Дети могут догадаться (или точно знать, что они используются, как правило, для того, чтобы найти преступника.
Страхи детей тоже можно назвать преступниками, так как они помешали их спокойной жизни (или сладкому сну). Но потом возмутитель спокойствия исчез (ведь ребенок не испытывает в настоящий момент острого страха). Нужно его найти и обезвредить! Для этого представьте, что ребенок приходит в милицию и пишет заявление о пропавшем негоднике. Его спрашивают подробно обо всех приметах страха. По ходу рассказа взрослый (то есть милиционер) рисует фоторобот. Периодически спрашивайте у ребенка что-нибудь вроде: "А не было ли у этого страха рыжих усов?" - и параллельно подрисовывайте усы на рисунке. Если ребенок объяснит вам, что таких примет не было, сотрите усы.
Чем больше забавных деталей вы будете предполагать в образе, тем лучше. Однако постарайтесь сохранить игровую серьезность, ведь только сам имеет право смеяться над своими страхами. Так что оставайтесь сосредоточенным "блюстителем закона", пусть лучше ребенок смеется над происходящим и над вашей непонятливостью.
Угощу свой страх.
Дети повторяют за психологом стихотворение по одной строчке:
Возьму три килограмма плюшек,
Конфет, пирожных и ватрушек,
Печенья, шоколада,
Варенья, мармелада.
Лимонада и кефира,
И какао, и зефира,
Персиков и апельсинов,
И чернил добавлю синих.
Страх все это съест — и вот,
У него болит живот.
Надулись у страха щечки,
Разлетелся страх на кусочки.
Когда дети повторят стихотворение, попросите вылепить из цветного песка портрет страха, угощения для него и изобразить, что случилось со страхом потом.
Закапываем страх
Подготовьте небольшие коробочки с песком и одну большую пустую коробку. Слепите из глины несколько плоских кругов. Спросите детей: «Как будет называться этот страх?» (Страх темноты, страх шума, страх, «что меня не заберут из сада» и т. д.). Получив ответ, предложите закопать этот страх. Когда все страхи будут закопаны, поставьте коробочки в большую коробку и предложите детям нарисовать сторожа, который не выпустит страхи из коробки. Коробку надо спрятать в шкаф, запереть на ключ.
Обидчик больше не обидит
Взрослый просит ребенка вылепить из речного песка своего обидчика, а затем разрушить фигурку и залить водой. Затем взять выбранную фигурку обидчика и закопать в песок (но мы закапываем не обидчика, а свой гнев и озлобленность на него). Все - негативных эмоций и переживаний нет, а значит «обидчик» больше не обидит и бояться нечего. В конце работы ребенок выравнивает поверхность песочницы.
Придумываем и рисуем друга
Спросите ребенка: «Как ты думаешь, кто никого и ничего не боится?» Когда ребенок ответит, предложите: «Давай попробуем его (ее) нарисовать на песочном листе или выбрать такого героя в коллекции миниатюрных игрушек».
Замок трех смельчаков
Предложите детям выбрать из миниатюрных фигурок трех смельчаков. В ходе обсуждения обязательно выясняется, какие качества характера были необходимы героям, чтобы победить страх. Спросите: «Почему вы считаете, что эти герои смелые?» Когда дети ответят, предложите им всем вместе построить в песочнице замок для смельчаков.
Любимый цвет героев
Психолог спрашивает у ребят, как они считают, какие любимые цвета героев и предлагает создать волшебные письмена, которые придадут им сил для того, чтобы победить страх: выбрать песок этих цветов и пальцем нарисовать на нем узоры.
Придумываем сказку
Сочините вместе с детьми сказку о волшебном сундуке, в котором лежит то, что побеждает все страхи. Что это может быть? Попросите детей выбрать из коллекции волшебные предметы, которые помогут победить страх (волшебные кристаллы, волшебная палочка, волшебный цветок и т. д.). Положить волшебные предметы в сундучок. Постройте в песочнице пещеру. Поместите туда сундучок на 5 мин «набираться волшебства». Выучите «заклинание» против страха:
Я все могу, ничего не боюсь,
Лев, крокодил, темнота — ну и пусть!
Предметы волшебные мне помогают,
Я - самый смелый, я это знаю!
Повторить «заклинание» 3 раза, обвести вокруг себя «сундучком с волшебными предметами».
Песочная мультипликация «Веселый страх»
Психолог рассказывает сказку, а дети по ходу истории иллюстрируют её на световом столе. «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него. Дети обсуждают, как звали Страх, как он выглядел, кого пугал. Затем они рисуют на песочном столе с подсветкой, каким был Страх в начале сказки, как он грустил в одиночестве.
Надоело Страху всех пугать, и решил он стать веселым и смешным. Что сделать Страху, чтобы детям стало весело…». Дети придумывают смешные детали и изменяют рисунок, помогая Страху стать весёлым. Можно обсудить с ребятами, с кем мог бы подружиться Страх, и нарисовать ему друга.
Страх и скульптор
Эта игра будет особенно полезна ребенку, если в процессе предыдущих игр и бесед вы заметили, что его чувство страха связано с другими сильными чувствами, например злостью и гневом. Здесь он получит возможность эмоциональной разрядки.
Расскажите ребенку небольшую историю, которую потом вы будете инсценировать. Например, такую.
«Жил в одном городе скульптор Денни. Он был настоящим мастером и стремился увековечить в скульптуре все, что только видел вокруг. В его коллекции были совершенно разные образы - и самые прекрасные девушки города, и немощные старики, и злые тролли, которые, по преданию, населяли лес за городом. Как только он встречал новый образ, то тут же старался воплотить его в камне или гипсе. Но таких образов становилось все меньше.
И вот однажды он сидел, задумавшись, в своей мастерской. Сумерки все сгущались. Небо становилось хмурым и грозным. На душе у Денни был груз сомнений и тревог. И вдруг он почувствовал, что сердцем его завладел страх. Он был таким сильным, что грозил перерасти в ужас. Денни поднялся и хотел было убежать, но понял, что на улице ему будет еще страшнее.
Говорят, у страха глаза велики. Так и Денни стало казаться, что в темном углу мастерской он видит блестящие глаза страшного чудища. «Кто ты?» - едва выдохнул испуганный Денни. В тишине раздался страшный хохот. Потом послышался ответ: «Я твой страх, великий и непобедимый!» Скульптор онемел от ужаса. Казалось, что он вот-вот потеряет сознание.
Но вдруг ему в голову пришла интересная мысль - может быть, вылепить этот страх? Ведь такого жуткого образа еще не было в его коллекции! Тогда он набрался смелости и спросил: «Мистер Страх, вы когда-нибудь позировали художнику?» Страх совершенно растерялся. «Чего?»- переспросил он. «Прежде чем вы окончательно завладеете моим рассудком, позвольте, я вылеплю вас, чтобы вас боялись и узнавали все», - предложил мастер. Чудовище не ожидало такого поворота событий и промямлило: «Ну ладно, валяй, только быстро!» Началась работа. Денни принялся за дело. Теперь он снова был собран и сосредоточен.
Так как стало совсем темнеть, то пришлось включить свет. Каково же было удивление Денни, когда он смог лучше разглядеть монстра. Это был даже не монстр, а, скорее, маленький монстрик, такой щупленъкий, как будто он не ел неделю. Страх от этого слегка поежился, наверное, он догадался о мыслях Денни. А мастер прикрикнул на него: "Не дергайся, а то скульптура кривой выйдет!" Страх повиновался.
Наконец скульптура была готова. И Денни вдруг понял, что он совершенно не боится этого чудища, его страх вдруг стал не страшным. Посмотрел он на жмущегося в угол монстрика и спросил: «Ну, чего делать-то будем?» Страшилка тоже понял, что его тут больше не боятся. Он шмыгнул носом и сказал: «Да пойду я, наверное». «А чего приходил-то?» - поинтересовался Денни. «Да скучно одному стало!» - отвечал монстрик. Так они и расстались. А коллекция Денни пополнилась новой необычной скульптурой. Все окружающие удивлялись ее своеобразию, а Денни смотрел на свое творение и думал, что умелые руки да умная голова справятся и не с такими ужасами».
После того как вы расскажете эту легенду, побеседуйте с ребенком, узнайте, понравилась ли она ему, что его удивило, порадовало, огорчило.
Если ребенок после этого еще не слишком устал, то можно сразу перейти ко второму этапу работы - разыгрыванию истории. Если чувствуется утомление, то лучше сделать это на следующий день.
Пусть ребенок будет мастером. Начните читать заново эту сказку (можно с сокращениями, а ребенок постарается изобразить все, о чем слышит. Когда вы дойдете до появления в мастерской монстра, попробуйте притушить свет. Затем, когда работа над скульптурой начнется, вы снова его включите, а ребенок вылепит из песка образ страха, как он его представляет.
Использованная литература
1. Аралова М. А. Справочник психологоа ДОУ. - М. : Сфера, 2007.
2. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010
3. Габенко Т. М., Зинкевич Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.-50 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. - СПб. : Издательство «Речь», 2005
5. Кузуб, Н. В., Осипук, Э. И. В гостях у Песочной Феи. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. - М. : Сфера, 2011.
6. Сакович Н. А Технология игры в песок. Игры на мосту – Санкт-Петербург: 2008.