Мария Филиппова
Картотека игр и упражнений для автоматизации звука [с]
▼ Скачать + Заказать документы
Эхо
Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише, чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбад-ривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.
Примеры заданий:
• са-со-сы
• ас-ус-ис-ас
• сам-сад-сав,
• со-су-си-су
• аса-асо-асу-асы и т. п. Театр
Педагог предлагает ребенку поиграть, как ар-тист в театре. При этом перед началом "Те-атра" предлагается уточнить с детьми эмо-циональное состояние тех людей, кого они бу-дут изображать. Предлагается объяснить, по-чему у "артистов" такие фамилии.
- Скажи, как "Добряков", улыбаясь: "Са-са-са".
- Скажи, как "Злюкин", нахмурив лицо: "Су-су-су".
- Скажи, как "Удивляшкин", приподнимая от удивления брови: "Со-со-со".
- Скажи, как "Разочаровашкин", выражая досаду и розочарование: "Сы-сы-сы".
Угадай, что свистит?
Вам понадобятся две картинки – «насос» и «во-да течет из крана». Можно нарисовать их самим (схематично изобразив насос и кран). Главное – чтобы они были узнаваемы для ребенка.
Покажите ребенку картинку насоса. Скажите: «Воздух, выходя из насоса свистит так: ссссссссссссс. Он свистит сердито ссс!»
Покажите вторую картинку и скажите: «Вода льется из крана. Вода свистит мягко, вот так сьсьсьсьсь».
Попросите ребенка сказать, как свистит вода (сь-сь-сь) и показать соответствующую картин-ку. Затем попросите его изобразить, как свистит воздух из насоса – ссссс – и показать нужную картинку.
Далее скажите: «Сейчас мы будем играть в иг-ру на внимательность. Если ты услышишь пе-сенку насоса — твердый звук ссс — то подни-ми картинку с насосом. А если услышишь пе-сенку воды – мягкий звук сь – то подними кар-тинку с водой». Вы говорите эти звуки враз-бивку (с-с-сь-с-с-сь-сь-с, а ребенок поднимает нужную картинку.
Сначала игра проводится со звуками, затем уже со словами. Вы говорите перечень разных слов вразбивку: дверь, соловей, сельдь, мороз, банан, шапка, вода и так далее. Если в слове есть «пе-сенка насоса – твердый звук С», то ребенок поднимает вверх картинку с насосом. А если в слове есть звук сь – мягкий звук, «песенка во-дички», то нужно поднять картинку с водой. Если нет ни одного, ни второго звука, то кар-тинки поднимать не надо.
Пальчики-помощники
Ну-ка, пальцы,
В ритме каждой строчки сжимаем пальчики в кулак.
Вышли в ряд!
Будем пальцы загибать,
Будут пальцы помогать
Слоги и слова считать!
Сы-со-са,
Загибаем пальчики на одной руке.
Сын-сок-оса,
Загибаем пальчики на другой руке.
Са-су-сы,
Загибаем пальчики на одной руке.
Санки-суп-носы.
Загибаем пальчики на другой руке.
В ладоши хлопай!
Параллельно с постановкой и автоматизацией звука необходимо вести работу по развитию фонематического восприятия. Данное упраж-нение решает именно эту задачу. Перед тем как выполнять задание на выделение звука, надо сначала прочитать всё задание ребенку полно-стью, чтобы он воспринял его как рифмованное стихотворение. И только потом, читая вто-рой раз, добиваться выделения им звука.
Ну-ка, хлопни мне в ладоши,
Если звук услышишь С!
- Сода, Соня, сок, кусок,
Кукла, ослик, поясок,
Вата, совы, ананас,
Книга, стол, очки и квас.
- Саня, Софа, сук, носок,
Песня, хвостик, колосок,
Дача, мачта, колбаса,
Вечер, кухня и оса.
- Вечер, встреча, паруса,
Слово, снег, часы, коса,
Бантик, майка, нос, усы,
Таракан, комар, мосты. Игра с мячом "Доскажи словечко"
Данная игра направленна на закрепление звуко-произношения, на развитие речи и мышления, на слоговой анализ и синтез. Взрослый катит ре-бенку мяч, произнося часть предложения, а также часть слова. Ребенок должен откатить мяч, заканчивая предложение и называя слово полностью.
Доскажи СА.
Ходит рыжая ли. (са).
Укусила нос о. (са).
Выросла длинная ко. (са).
Доскажи СЫ.
Летят о. (сы).
В лесу живут ли. (сы).
У мужчин борода и у. (сы).
У женщин длинные воло. (сы).
У девочки длинные ко. (сы).
Девочки и женщины любят носить бу. (сы).
Малыши испачкали но. (сы).
Доскажи СУ.
Я боюсь о. (су).
В лесу можно встретить ли. (су).
Катя хочет отрезать ко. (су).
Веселый металлофон
Взрослый предлагает ребенку простучать на металлофоне и пропеть чистоговорки. Ребенок бьет молоточком по металлическим клавишам в такт ударных слогов и поет.
Су-су-су - мы споем вам про лису.
Са-са-са - ходит по лесу лиса.
Сы-сы-сы - у лисы хвост и усы.
Мы со слогами играем,
Мы словечки получаем.
Бу-бу-сы-сы,
Получились бусы.
Ко-ко-сы-сы,
Получились кокосы.
Найди ошибку.
Данное задание направленно на закрепление обобщающих понятий при изучении лексических тем, на развитие слуховой памяти, мышления, а также на закрепление произношения. Исклю-чение лишнего предмета на слух можно предла-гать детям после того, как они научатся со-вершать операцию обобщения и исключения на наглядном материале.
"Посуда"
Когда посуду мы называем,
Ритмично сжимаем пальцы в кулачки.
То четко С. мы повторяем.
Протяжно произносим звук.
Слушай внимательно
И отгадай, что же здесь лишнее
Называй:
Солонки, столы, сковородки, стакан,
Загибаем пальчики.
Найди ошибочку быстренько сам!
Вот сколько на звук С я сумею назвать!
При назывании слов загибаем пальчики.
Вот сколько на С я сумею назвать:
Собака, сапог, сарафан и салат,
И снег, и сарделька, гусыня и слон,
Снегурочка, сыр, самосвал и салон!
Вот сколько на С
Я сумею назвать,
Что пальчиков всех
Разводим в стороны руки.
Может мне не хватать!
Делаем отрицательный жест головой. Угадай, что в руке
Положите в мешочек предмет или игрушку, в названии которой есть звук С (или звук Сь – в зависимости от задания). Дайте мешочек в руки ребенку. Предложите на ощупь догадаться, что лежит в мешочке. Ребенку нужно не только от-гадать, но и правильно произнести звук в на-звании этого предмета.