Екатерина Смирнова
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Детский мир»
Задачи:
1. Познакомить детей с термином «слово»
2. Расширять представление о многообразии слов
3. Учить вслушиваться в звучание слов
4. Совершенствовать отчетливое произношение слов
Правила:
Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети
называют слова, означающие игрушки, которые можно купить в «Детском мире»,
ведущий за правильные ответы поощряет детей фишками.
Игровые действия :
Дети называют слова. Обозначающие игрушки, которые они покупают в «Детском
Публикация «Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
мире». В конце игры ведущий складывает в корзинку фишки и обобщает – как
много слов назвали дети.
Игровые атрибуты :
фишки, корзинка, предметные картинки на тему «игрушки»
Сюжет игры:Детям предлагается отправиться в магазин «Детский мир» и
«купить» игрушку.
Дидактическая игра «Зоопарк»
Задачи
1. Продолжать знакомство детей со звучащим словом.
2. Расширять представления детей о многообразии слов.
3. Совершенствовать отчетливое произношение слов.
Правила:
Игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети
называют слова, означающие животных, за правильно названное слово ведущий
награждает фишкой.
Игровые действия :
Дети называют животных. Которые живут в зоопарке, тем детям. Которые
затрудняются ведущий предлагает предметные картинки знакомых зверей, дети
называют их. Ведущий каждый раз акцентирует внимание на термине «слово»
Игровые атрибуты :
Фишки, корзинка, карточка с предметными картинками на тему «животные»
Сюжет игры:
Детям предлагается «отправиться» в зоопарк и назвать животных, которые могут
там встретиться.
Дидактическая игра «Магазин»
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с термином «слово»
2. Расширять представление о многообразии слов
3. Совершенствовать отчетливое произношение слов
Правила: игра может проводиться с одним ребенком или с подгруппой детей. Дети
называют предметы, игрушки. Затрудняющимся ведущий предлагает предметные
картинки на тему «Магазин». За названное слово дети получают фишку.
Игровые действия :
Дети называют предметы, игрушки, которые хотят купить в магазине.
Игровые атрибуты :
Фишки, корзиночка. Предметные картинки на тему «Магазин»
Сюжет игры:
Детям предлагается отправиться в магазин за покупками.
Дидактическая игра «Назови пару»
Задачи:
1. Расширять представление о значении слов
2. Сравнение слов по звучанию
3. Развитие умения подбирать слова-«друзья» используя рифму.
Правила:
Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей, в кругу. Ведущий называет
слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово-«друга» и
возвращает мяч обратно ( например: мишка – шишка, галка – палка). При
затруднении предлагаются предметны картинки.
Игровые атрибуты :
Мяч, предметны картинки слов-«друзей».
Сюжет игры:
Рассказать, что у слов. Как и у людей есть друзья. Предложить детям назвать
слово-«друга».
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Задачи:
1. Расширять представление о словах
2. Познакомить детей с протяженностью слов
3. Обучение умению делить слова на части (одно –двух -трехсложной слоговой
структуры)
Правила:
Прохлопывать или прошагивать «длину» слова соответственно количеству слогов.
Можно выставлять фишки в соответствии с количеством слогов.
Игровые действия :
Работая с пособием «Звуковые часы» дети переводят стрелки (короткую или
длинную) определяя протяженность слова. Термин «слог» ведущий не
уполтребляет.
Игровые атрибуты
Пособие «Звуковые часы» (с изображением предметных картинок слов (одно –двух
-трехсложной слоговой структуры)
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает, что слова бывают длинные и короткие, и все слова можно
измерить хлопками или шагами. Предложить детям измерить слова и отметить
протяженность слов стрелочкой.
Дидактическая игра «Жуки»
Задачи:
1. Обучить интонационному выделению звука в слове
2. Знакомить детей с термином «звук»
3. учить называть слово на заданный звук
Правила:
Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. Детям
нужно назвать слово со звуком «ж». За правильно названное слово дети получают
фишку.
Игровые действия :
Дети находят картинку со звуком «ж», называют слово и интонационно выделяют в
нем звук «Ж»
Игровые атрибуты :
7-9 предметных картинок, 5-6 из которых со звуком «Ж», фишки
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает что в гости к ребятам прилетели жуки, и предлагает
отыскать слова, где слышится песенка жука (ж-ж-ж) звук «ж».
Дидактическая игра «Найди звуки»
со звуком («Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»)
Задачи:
1. Освоение интонационного выделения звука в слове
2. Развитие умения подбирать слова с заданным звуком.
Правила:
Игра проводится с 1 ребенком или с подгруппой детей. Ведущий взрослый. За
правильно названное слово с заданным звуком дети получают фишку.
Игровые действия :
Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя
заданный звук.
Игровые атрибуты :
Предметные картинки с иллюстрациями со звуком «Ж», «Ш», «Щ», «Ч», «Ц»
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает. Что звуки заблудились и предлагает им помочь - отыскать
слова на заданный звук.
Дидактическая игра «Назови слова»
Задачи:
1. Освоение действий интонационного выделения звука в слове
2. Развитие представления о твердом и мягком согласных звуках
3. Развитие умения подбирать слова на заданный звук
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. За
правильно названное слово ребенок получает фишку.
Игровые действия :
Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя
заданный звук, и раскладывают предметные картинки для «старшего братца»
(твердый звук) и «младшего братца» (мягкий звук)
Игровые атрибуты :
Картинки с изображением «старшего» и «младшего братца», предметные картинки
с на звуки с-сь, к-кь, м-мь.
Сюжет игры:
Предложить детям найти картинки для старшего и младшего братца.
Дидактическая игра «Построим дом»
Задачи:
1. Освоение действий интонационного выделения звук в слове
2. Развитие представления о твердых и мягких согласных звуках
3. Закрепление умения подбирать слова на заданный звук
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Дети
называют слова с заданным звуком («Р» или «РЬ». За правильно названное слово
ребенок получает фишку.
Игровые действия :
Дети ищут картинку с заданным звуком, называют слово интонационно выделяя
заданный звук.
Игровые атрибуты :
Фишки, предметные картинки на тему «Стройка» со звуками «Р», «РЬ»
Сюжет игры:
Ведущий предлагает построить дам – назвать слова со звуками «Р», «РЬ»
Дидактическая игра «Звуковые часы»
Задачи:
1. Закрепление действия интонационного выделения звука в слове
2. Развитие умения подбирать слова на заданный звук
3. Развитие умения определять первый звук в слове
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей.
Дети определяют первый звук в слове, произнося его с интонационным
выделением этого звука. За правильно названное слово дети получают фишку.
Игровые действия :
Дети отмечают стрелкой найденное слово на заданный звук.
Игровые атрибуты :
Пособие «Звуковые часы», фишки.
Сюжет игры:
Предложить детям «отремонтировать» «Звуковые часы» - показать с помощью
стрелки слово на заданный звук.
Дидактическая игра «Какой звук пропущен?»
Задачи:
1. Развивать фонематический слух
2. Учить вслушиваться в звучание слов
3. Упражнять в выделении недостающего звука
Правила:
Игра может проводиться как с одним ребёнком так и с подгруппой детей. Ведущий
взрослый. Дети называют пропущенный звук, за правильно названный звук дети
получают фишку.
Игровые действия :
Ведущий произносит слово звуком, а дети определяют какой звук пропущен.
Игровые атрибуты : фишки, предметные картинки.
Сюжет игры:
Ведущий рассказывает что звуки потерялись и просит детей помочь их найти.
Дидактическая игра «Рыбалка»
Задачи:
Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова с
определенным звуком.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Возраст: от 4 до 5 лет.
Материал: магнитные удочки 2-3 шт., карточки с изображением предметных
картинок.
Правила:
1. В игру могут играть от одного до восьми детей.
2. Играть по очереди.
3. Побеждает тот ребенок, который правильно и быстро соберет необходимые
карточки.
Игровые действия :
1. Ведущий предлагает рассмотреть рыбок, плавающих в озере.
2. Ведущий должен назвать какой-либо согласный звук (например [Щ], [Ш]).
3. Руководствуясь словесными указаниями, дети ищут «рыбку» с предметной
картинкой на заданный звук.
4. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все «рыбки» с заданным
звуком. В конце игры подводится итог.