Мадина Алиева
Организация игр-драматизаций с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Игра – драматизация является одним из инструментов для создания благоприятных условий развития детей, развития их способностей и творческого потенциала (в соответствии с задачами, обозначенными ФГОС ДО, приобщения детей к театральному искусству, знакомства детей с разными видами театрализованной деятельности. Игра – драматизация направлена на:
• развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений театрального искусства;
• становление эстетического и эмоционально – нравственного отношения к окружающему миру, воспитание эстетического вкуса;
• формирование элементарных представлений о театре как об одном из видов искусства;
• формирование художественных умений и навыков в разных видах деятельности;
• освоение разнообразных средств художественной выразительности;
• реализацию художественно – творческих способностей ребенка;
• развитие самостоятельной творческой деятельности детей.
Таким образом, игра – драматизация занимает важное место в эстетическом воспитании детей. Это обусловлено ее созвучностью с театральным искусством, которое требует компетентности в разных сферах художественной деятельности: литературной, изобразительной, драматической, музыкальной.
Игра – драматизация подобна сюжетно – ролевой игре. Между ними есть как схожесть, так и различие. И в тех и других видах игр дети берут на себя определенные роли и действуют соответственно тому, как развивается содержание игры. Но в сюжетно – ролевой игре дети отображают представления, полученные непосредственно из окружающей действительности, а в играх – драматизациях – впечатления от литературных произведений, спектаклей, где жизнь отображается в художественных образах.
В игре – драматизации инициатива и творчество детей направлены на лучшее исполнение взятой на себя роли. Тут важно не только, что изображает ребенок, а и то как он это делает. Так как в игре – драматизации важным является результат деятельности. Действия, которые выполняют дети в игре – драматизации, сложнее, чем в сюжетно – ролевой игре: ребенку необходимо отобразить не только какой – либо объект, который встречается в жизни, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного произведения. При драматизации литературного произведения дети активно действуют, создавая образы персонажей, что вызывает у них приятные переживания, игровое настроение, чувство увлеченности. Текст произведения подсказывает, какие действия необходимо выполнять, но в нем нет указаний о способах их исполнения – движениях, мимике, интонации. Сохраняя замысел автора и основную идею литературного произведения, дети привносят в игру свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Следует отметить, что перевоплощение и создание соответствующих образов вообще возможно при условии, что у ребенка сформированы довольно крепкие знания о тех объектах и явлениях окружающей действительности, о которых повествуется в художественном произведении.
Весомая роль в организации игр – драматизаций принадлежит художественной литературе, которая содержит огромный потенциал для умственного, морального и эстетического развития детей. Специфическая функция художественной литературы – формирование эмоционально – ценностного отношения к изображенным в ней явлениям и событиям. Переживания, которые возникают у детей во время слушания литературных произведений, являются чувственной основой, на которой базируется воспитательное влияние художественных образов. Без этой основы, без эмоционального отношения к тому, о чем повествуется в произведении, искусство как инструмент развития и воспитания теряет свою ценность и силу влияния.
Максим Горький, вспоминая свое детство, писал, что читая книгу, он представлял, как разговаривают герои, видел их лица, жесты. Такое умение воспринимать художественные произведения желательно формировать у детей с дошкольного возраста. Язык художественного произведения имеет особенные качества – образность, выразительность, он захватывает чувства, вызывает эмоциональный отклик, переживания, связанные с содержанием произведения. Перед воспитателем стоит задача – научить детей воспринимать художественные произведения так, чтобы у них возникал яркий образ объекта или явления, о котором говорится в том или ином произведении, и формировалось определенное отношение к нему.
Подбирая литературные произведения для драматизации, прежде всего, необходимо учитывать тематику поточной образовательной работы с детьми, их интересы, знания, опыт, которые они уже имеют. Ассоциативные связи обеспечивают четкость и глубину восприятия художественного произведения и тем повышают его воспитательную и образовательную ценность.
Иногда позитивного результата можно достигнуть и за счет новизны, которая дает возможность педагогу переключить внимание детей на новую тему, предупреждая однообразие образовательного процесса и понижение интереса детей к основной тематике.
Ребенок – «режиссер» обладает хорошо развитой памятью и воображением. Он целеустремленный и владеет организаторскими способностями. Ребенок – «режиссер», как правило, инициирует игру – драматизацию, распределяет роли, определяет «сцену» в соответствии с сюжетом литературного произведения, руководит игрой, ее развитием, регламентирует деятельность всех участников игры, доводит ее до конца.
Ребенок – «актер» наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, игровое взаимодействие. Он не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, обладает развитым самоконтролем (исполняет сюжетную линию, играет роль до конца).
Ребенок – «зритель» наблюдательный, обладает стойким вниманием, творчески сопереживает игре – драматизации, любит анализировать спектакль, обсуждает его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности – рисунок, слово, игру.
Ребенок – «декоратор» владеет художественно – изобразительными умениями, чувствует свет, форму передачи образа литературных героев, общий замысел произведения, готов к художественному оформлению спектакля – созданию соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Игра – драматизация, как правило, повторяется несколько раз, и каждый раз дети меняются ролями. Это способствует активизации всех детей и дает возможность каждому проявить свои способности, реализовать желания.
Важным условием успешности детей в игре – драматизации является позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность педагога в развитии игровой деятельности дошкольников даст ему возможность учитывать и развивать индивидуальные возможности детей в игре, а также создавать условия, которые способствуют реализации потребности детей в игре – драматизации.
Игру – драматизацию можно использовать в образовательном процессе как отдельную форму работы с детьми или как элемент занятия, развлечения, праздника.
Во время таких игр идет интенсивное развитие речи, обогащение словарного запаса, развиваются творческие способности ребенка, его воображение, так же способность управлять собой, учиться мыслить самостоятельно и логично. Все это отражается на дальнейшем развитии ребенка и в дальнейшем, на учебной деятельности.