Ангелина Курдюкова
Картотека игр для сказочного путешествия и групповых занятий «Сказкотерапия»
▼ Скачать + Заказать документы
Картотека игр для сказочного путешествия и групповых занятий
Подготовил: педагог-психолог: Курдюкова А. М
«ВОЛЧЬИ игры»
Задача. Снятие напряжения и агрессии. Ход работы.
Вариант 1. Молодые волки очень любят играть, бегая за своим хвостом. Дети выстраиваются в шеренгу. Первый — это голова волка, последний — хвост. Голова должна схватить хвост, а он должен увильнуть. Важно, чтобы каждый ребенок побыл в обеих ролях.
Публикация «Картотека игр для сказочного путешествия и групповых занятий „Сказкотерапия“» размещена в разделах
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Темочки
Вариант 2. Молодые волки тренируются показывать зубки, предупреждая о нападении. Они выгибают спину, машут хвостом и обнажают клыки, грозно рыча. Группа разбивается на пары. Один в паре — волк, другой — зеркало. Волк показывает свою готовность напасть, а зеркало отражает все, что делает волк. Затем они меняются. Такой вариант игры можно вставить в сказку «Маугли», и тогда перед молодым волком будет не зеркало, а Маугли, который учиться предупреждать, что он злой, и понимать аналогичные предупреждения со стороны партнера.
Вариант 3. Молодые волки (сказка «Три поросенка») тренируются хорошо дуть, чтобы сдувать домики поросят. Из картона по принципу карточного домика складывается дом.
«Стойкий оловянный солдатик»
Задача. Обучение саморегуляции.
Ход работы. «Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты — стойкий оловянный солдатик на" посту, ты честно несешь свою службу, оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. Молодец!»
Когда один ребенок изображает солдатика, другим детям предлагается изобразить остальных героев сказки Г. -Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» : балерину, черта в табакерке и др. Рекомендуется всем ребятам побыть в разных ролях.
«Водный карнавал»
По возможности в сказкотерапевтические занятия могут быть включены элементы танцевально-двигательной терапии, «упакованные» в сказочный контекст. Примером такой работы может служить это упражнение. (Для детей с 4 лет.)
Ведущий (психолог) предлагает побывать на празднике у морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушек, крабов, морских коньков и т.
д. Под звуки плавной музыки морские обитатели, лежа на полу или стоя, начинают свой карнавал. Морской царь (психолог) хвалит танцоров.
«Тень»
Задача. Снятие мышечного напряжения и развитие координации (для детей с 5 лет).
Ход работы. Один ребенок ходит по помещению и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они — его тень и должны быстро и четко повторять за ним движения. Затем ведущий меняется.
Это упражнение можно включать в занятие с использованием сказки Г. -Х. Андерсена «Тень».
«Волшебники»
Задача. Развитие эмоциональной сферы.
Ход работы. Вначале ребенку предлагаются две совершенно одинаковые фигуры «волшебников». Его задача— дорисовать эти фигуры, превратив одну в «доброго», а другую в «злого» волшебника. Для девочек можно заменить «волшебников» на «волшебниц».
Вторая часть задания состоит в том, что ребенок должен сам нарисовать «доброго» и «злого» волшебников, а также придумать, что совершил «злой» волшебник и как его победил «добрый».
В заключение каждого ребенка просят изобразить «злого» и «доброго» волшебников через пантомиму, придумать для каждого из них танец, подобрать тему на музыкальном инструменте.
Такую игру хорошо использовать в контексте путешествия с Элли по дороге из желтых кирпичей к Изумрудному городу.
В группе целесообразно сделать выставку рисунков и обсудить их.
СКАЗОЧНЫЕ ЗАДАЧИ
На занятиях ребята любят решать различные сказочные задачи и головоломки. Они встречаются почти в каждой сказке. Как правило, это те испытания, с которыми сталкиваются сказочные герои и которые они должны преодолеть. Так наши герои приобретают новые качества, меняются, трансформируются. По сути, в сказке оказываются зашифрованы алгоритмы способов преодоления жизненных проблем. Разрешая сказочные задачи и разбирая их с детьми, мы обучаем их различным способам, позволяющим справляться с трудностями.
Сказочные задачи широко используют педагоги системы ТРИЗ (Теории решения изобретательских задач) при работе с детьми. По этой технологии издано достаточно большое количество сборников со сказочными задачами, и их можно использовать для занятий.
По аналогии с готовыми сказочными задачами вы всегда сможете написать свои. Задачи можно выписать на отдельные карточки и сделать из них целую сказочную картотеку под различную проблематику.
«Сказка без конца» (по мотивам восточных сказок)
Один император больше всего на свете любил слушать сказки. Но все сказки имели конец, что не очень нравилось императору. Чем сказка дольше, тем лучше, считал он. Однажды приказал император рассказать ему бесконечную сказку. Если рассказчик доходил до конца, то его казнили. Много длинных сказок услышал император, много голов полетело с плеч, но никто не рассказал бесконечную сказку. Но один юноша не испугался императорского условия и пришел во дворец.
Что же он придумал?
Необходимо придумать как можно больше вариантов решения сказочной задачи, разбирая плюсы и минусы каждого из них.
Варианты, предлагаемые ребенком, дадут психологу диагностическую информацию о тех способах преодоления трудностей, которые он использует в своей жизни.
Сказочные головоломки можно использовать в коррекци-онно-развивающих занятиях, направленных на развитие познавательной сферы, либо на занятиях с одаренными детьми. Это не просто интеллектуальное развлечение, а увлекательный способ научиться логически мыслить. Математические игры лежат в основе многих наук. Любые логические головоломки вы можете подать в виде сказочного сюжета, и они приобретут новую, яркую и удивительную форму. Мир сказочных героев будит детское воображение, превращая обдумывание задачек в увлекательное путешествие.
Веерная кукла
Основу куклы образует изготовленный из бумаги веер. На центральной части веера в развернутом виде рисуется сказочный герой. Эту работу ребенок может сделать как сам, так и с помощью родителей или психолога.
В такой кукле есть особое волшебство. Веер разворачивается — и получается кукла, с которой можно играть, разыгрывать сказку. Можно прикрыть веером лицо — и это уже сказочная маска. Такие куклы удобно хранить, так как веер в сложенном виде занимает совсем немного места. При желании можно изготовить подобные куклы для работы с конкретной сказкой, все куклы-веера прекрасно поместятся в коробку из-под конфет, на которую наклеивается название сказки.
Использование кукол в психологической практике помогает решить следующие задачи:
1) развитие саморегуляции и самоуправления, так как ребенок (взрослый, идентифицируясь с персонажем-куклой, учится в первую очередь управлять собой;
2) самовыражение через действия и слова куклы;
3) отыгрывание в конструктивной форме агрессивности, страхов, снятие эмоционального напряжения;
4) приобретение многочисленных алгоритмов разрешения проблемной ситуации через манипуляции с куклами;
5)развитие гибкости поведения и др.
«НАШИ ИМЕНА
1) углубление идентификации себя со своим именем;
2) формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
Ход работы. «Здравствуйте, ребята! Сегодняшнее наше занятие мы начнем с того, что вы расскажете о том, как путешествовали по нашей планете, что вы увидели и нашли ли что-нибудь, похожее на вас».
Проводится обсуждение домашнего -дания, дети показывают выполненные дома рисунки.
«С какими замечательными существами мы сегодня познакомились, все ли помнят, какие у них были имена? Совсем недавно я прочитала очень интересную сказку об имени. Хотите ее услышать?»
(Дети свободно располагаются на ковре, и психолог читает сказку.)
«В давние времена в одном царстве жил-был маленький мальчик. Был он круглым сиротой и бродил по дорогам своей страны, прося милостыню и перебиваясь случайными заработками. Он совсем не помнил своих родителей и даже имени своего не знал. Закрепилась за ним кличка Оборвыш.
Однажды ночевал он в лесу у костерка. Только собирался съесть краюху хлеба, поданную ему днем сердобольным землепашцем, как вышел из темного леса высокий седой старик с большим посохом.
— Нельзя ли передохнуть у твоего костра? — спросил старик.
— Пожалуйста, дедушка! У меня и хлебушко есть. Угощайтесь!
Поел старик хлеба и взглянул на мальчика темными глазами, да так, что стало тому жутковато.
— Спасибо тебе, Оборвыш. Доброе у тебя сердце. И еще многое есть в тебе, чего ты сам не ведаешь.
— Откуда вы знаете мое имя? — удивился мальчик.
— Это не имя, а прозвище. Но мне и настоящее твое имя известно, — сказал старик. — Но не пришло еще время назвать его.
— Кто вы? — со страхом спросил мальчик.
52
— Я волшебник. А имя мое пока не скажу. Я знаю, что течет в тебе кровь колдунов и волшебников. Если хочешь, я возьму тебя в ученики.
Так стал Оборвыш учеником старого волшебника. Главное искусство, которому тот обучал его, — это умение раскрывать Тайну Имени. Много на земле народов и языков, и на каждом языке одна и та же вещь называется по-разному. Мальчику открылось, что все вещи в мире, все люди и все животные на земле имеют настоящие — тайные — имена. Тот, кто сумеет узнать подлинное имя предмета или человека, получает полную власть над ним.
— Любым человеком сможет управлять волшебник, знающий его настоящее имя, — рассказывал мальчику старик. — Но только когда тот сам находится в неведении о подлинном своем имении, принимая за него кличку или прозвище, нельзя в таком
волшебнику произносить вслух его подлинное имя. А что тогда будет?
- Если оно становится известно его носителю, то он обретает власть над самим собой и познает самого себя. И тогда уже никто не сможет управлять им, как игрушкой.
— Как же узнать человеку свое настоящее имя? Все это могут?
— Могут-то все, да не все хотят. Потому что совсем не просто стать хозяином самому себе. Да и путь постижения своего имени бывает долгим и трудным.
— А я? Смогу ли я узнать свое подлинное имя?
— Ты узнаешь его, когда придет время. Но прежде я научу тебя определять настоящие имена других людей, животных и вещей.
— Разве это легче, чем узнать свое имя?
— Иногда легче.
Старый колдун десять лет развивал в мальчике умение определять подлинные имена вещей и людей. Оборвыш оказался очень способным учеником. Он мог, например, мысленно обратиться по имени к яблоне, и она протягивала к нему ветки, увешанные плодами. Он произносил в уме настоящее название топора, и тот, подчиняясь приказу, начинал колоть дрова.
Однажды спросил его старый волшебник:
— Скажи, каково мое настоящее имя?
53
Сначала пожал плечами Оборвыш, но потом понял вдруг и прошептал имя волшебника. При этом тихом звуке произошел обвал в горах и вышла река из берегов.
— Ну вот, теперь и закончилось твое учение, — сказал старик. — Ты можешь все то, что умею я сам. Иди в мир. Используй свое искусство, но делай это только во благо людям. А мне осталось жить совсем немного.
— А как же мое подлинное имя, учитель?— воскликнул юноша. — Ты не скажешь его мне?
— Уже очень скоро ты сам узнаешь его. Прислушайся к себе.
И действительно, с недавних пор юный волшебник испытывал ощущение, будто внутри него горит маленький огонек, освещающий его собственные мысли и переживания. Этот огонек позволял ему как бы насквозь видеть предметы, окружающие его, и чувствовать удивительную, странную связь между ними и собой.
Простился Оборвыш со своим учителем и отправился странствовать по свету. Однажды в пустыне встретился ему разъяренный лев, готовый разорвать человека на части. Но посмотрел на него ласково молодой волшебник, мысленно назвал его по имени (а звучало оно приблизительно так — Гр-р-ау-рр, и сразу успокоился зверь, стал ластиться, как кошка. Вместе пришли они в большой город, где правил злобный вла-ститель. Этот царь творил несправедливость и беззаконие, притеснял и обижал подданных. Была у него дочь, которая давно тяжело болела. Никто из врачей не мог ее исцелить, потому что не удавалось определить ее болезнь. Узнав об этом, явился Оборвыш во дворец и попросил встречи с царем, обещая излечить принцессу.
— Если не сумеешь помочь дочери — встретишься с палачом, — грозно предупредил его властитель.
Пришел юноша в спальню принцессы, заговорил с нею, сказал ей о чувствах и переживаниях, точно определив их, а затем назвал и болезнь, приковавшую ее к постели. И болезнь сжалась в комочек, струсила и была с позором изгнана юным волшебником. Но даже радость от исцеления дочери не растопила злобное сердце царя. Тогда Оборвыш сказал ему несколько слов и произнес имя — то самое ласковое имя, которым когда-то давным-давно, в детстве называла правителя мать. Словно заклятье снялось: царь расплакался, смягчился и больше