Таисия Стрельченко
Картотека игр для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР и недостатками речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Младший дошкольный возраст
«Сухой бассейн»
Цели: закреплять сенсорно – моторные умения.
Материал: пластиковые пробки разного размера и цвета.
Способы использования:
Делается массаж рук. Дети отпускают руки в ёмкость с пробками и выполняют движения. Например: перебирают пробки пальцами, сжимают в кулаках несколько пробок.
«Собери бусы»
Цель: развитие у детей образного восприятия, развивать мелкую моторику рук.
Правила игры:
Публикация «Картотека игр для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста с ЗПР и недостатками речевого развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на карточке изображена кукла с бусами но ей сложно собрать бусы для своих друзей, может быть поможем кукле?
Дети по образцу заполняют пустые кружочки.
«Веселые шнурки»
Цель: развивать крупную и мелкую моторику, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям.
Ход игры.
Педагог предлагает детям «пришить» к одежде недостающие детали (платье, рубашка, брюки и т. д.).
Средний дошкольный возраст
«Грива у лошадки»
Цель: развитие мышц кистей рук, активизация речевого центра мозга, подготовка к застёгиванию пуговиц, завязыванию шнурков.
Материал: корзинка с прицепками, макеты лошади.
Ход игры: Ребёнок берёт корзинку с прицепками и ставит на стол. Педагог говорит: «Скоро праздник, на котором будут выступать лошадки, надо красиво украсить гриву». Ребёнок самостоятельно берёт прицепки украшает гриву лошадки. Ставится задача: украсить чередуя прищепки по цвету. После игры ребёнок убирает самостоятельно всё на место.
«Зашнуруй ботинок»
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений, обучение умению обуваться, ориентироваться в пространстве.
Материал: пара ботинок или кроссовок и шнурки к ним.
Ход игры: покажите ребёнку, как по разному можно зашнуровать ботинок. Зашнуруйте его одним из способов и попросите малыша точно так же зашнуровать второй ботинок или кроссовку.
«Собери матрёшку»
Цель: учить выполнять простые действия с предметами, различающихся по величине, развивать моторику рук, координацию движений.
Описание игры. Воспитатель показывает матрёшку, слегка встряхивая её. В ней что-то гремит. Воспитатель открывает матрёшку и достаёт вкладыш. Обе матрё шки ставит рядом и говорит: «Матрёшки красивые, но разные -большая и маленькая» Достав ещё одну матрёшку, воспитатель выстраивает все три предмета в один ряд и подчёркивает разницу в величине. Дети рассматривают матрёшек.
Затем воспитатель собирает матрё шку в обратном порядке: в среднюю прячется маленькая. Затем воспитатель открывает большую матрёшку и прячет в неё среднюю.
Старший дошкольный возраст
«Ножницы»
Цель игры: координация движений, тренировка мышц кисти, концентрация внимания, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: поднос, на котором лежат ножницы (лучше пластмассовые с тупыми концами) и несколько листов толстой цветной бумаги. На некоторых листах обозначены линии отреза.
Ход игры: Ведущий загадывает загадку: Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. После того как ребенок угадал, ведущий предлагает порезать ножницами бумагу. Если ребенок легко справился, ему дают задание резать по линиям
«Разноцветные прищепки»
Цель игры: развитие мелкой моторики рук, обучение цветоразличению, развитие внимания.
Оборудование: 2 набора корзинок с деревянными разноцветными прищепками (12 шт.). Корзинку можно заменить чашкой или тарелкой, пластмассовым ведром. Главное, чтобы прищепки легко прицеплялись к краям.
Ход игры: У ведущего и ребенка есть по корзине с цветными прищепками. Ведущий берет корзинку, ставит на стол и просит ребенка подать ему прищепку и назвать её цвет. Затем ведущий показывает как тремя пальчиками можно прикрепить прищепку к краю корзины.
«Путешествие пальцев»
Цель игры: Развитие и тренировка координации движений пальцев, развитие кончиков пальцев рук, развитие внимания.
Оборудование: лист бумаги, на котором изображены 2 домика в разных концах, «островки» для передвижения пальцев. Ход игры: ребенок устанавливает пальцы около первого домика. Затем начинает пальцами передвигаться по островкам до другого домика, не отрывая пальцы от другой «кочки».