Елена Головко
Картотека игр для развития лексико-грамматического строя речи «Одежда»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Опиши свою одежду»
Цель: развивать умение подбирать прилагательные к существительным
Ход:
Кофта (какая) – красная, тёплая, нарядная, новая, красивая и т. д. (куртка, платье, брюки, юбка)
Игра «Слова - приятели»
Цель: умение подбирать близкие по значению слова (синонимы)
Ход:
Одежда – костюм, наряд, гардероб, одеяние
Небрежность – неаккуратность,
неопрятность, неряшливость
Аккуратный – тщательный, точный, чистоплотный
Нарядный – роскошный, великолепный, дорогой, праздничный, красивый, богатый
Темочки:
- Игры для детей. ВСЕ дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Игра «Слова - неприятели»
Цель: обогащать словарь антонимов по теме
Ход:
Чистюля – грязнуля
аккуратный – небрежный
дорогой – дешёвый
тёмный – светлый
изнаночный – лицевой
одноцветный – цветной
ворсистый – гладкий
длинный – короткий
надеть – снять
одеть – раздеть
порвать – заштопать
смять – погладить
испачкать – постирать
намочить - высушить
оторвать – пришить
купить – продать
велико – мало
застегнуть - расстегнуть
Игра «Такие разные слова»
Цель: развивать умение находить сходство и различие между многозначными словами
Ход:
Где можно встретить ШЛЯПКУ? (Шляпка бывает у гриба, гвоздя, девочки)
Какие бывают ИГОЛКИ? (Хвойные, швейные, медицинские)
У каких зверей есть иголки? (Иголки есть у ежа и дикобраза)
О каких предметах можно сказать дорогой? (Костюм, браслет, ковёр, подарок)
О ком можно сказать дорогой? (Друг, человек, брат)
Игра «Слова - родственники»
Цель: развивать умение подбирать родственные (однокоренные слова)
Ход:
Одежда – одеяние, одеваться, одетый
Стирка – стиральная, стирать, выстиранный
Покрой – раскрой, закройщик, раскроенный,
Шить – шитьё, швея, швейная, вышитый
Игра «Скажи ласково»
Цель: образовать существительные и прилагательные с помощью суффиксов
Ход:
Платье – платьице
блузка – блузочка
носок – носочек
куртка – курточка
узкий – узенький
короткий – коротенький
тёплый – тёпленький
длинный – длинненький
Игра «Самый-самый»
Цель: образование степеней сравнения качественных прилагательных
Ход:
Тёплый – теплее – самый тёплый (теплейший)
Прочный – прочнее – самый прочный (прочнейший)
Удобный – удобнее – самый удобный (удобнейший)
Нарядный – наряднее- самый нарядный (наряднейший)
Игра «Очень сложные слова»
Цель: образовать сложное слово из двух простых
Ход:
Одежда, которую носим каждый день – каждодневная
Ткань из хлопка и бумаги – хлопчатобумажная
Тёмный и красный – тёмно-красный
Светлый и зелёный – светло-зелёный
Игра «Новые слова»
Цель: образование глаголов с помощью приставок
Ход:
Кроить – раскроить, перекроить, скроить
шить – пришить, ушить, зашить, вышить, прошить
стирать – постирать, выстирать, застирать, перестирать
гладить – отгладить, перегладить, загладить
носить – поносить, выносить, заносить, сносить
Игра «Один - много»
Цель: образование ед. и множ. числа существительных в именит. и родит. падежах
Ход:
Одно платье – платья – много платьев
один носок – носки – много носков
один чулок – чулки – много чулок
одни брюки – брюки – много брюк
одно пальто – пальто – много пальто
Игра «Какой? Какая? Какие?»
Цель: изменение по родам и числам
Ход:
Сарафан (какой) (летний, ситцевый, лёгкий)
рубашка (какая) (детская, клетчатая, фланелевая)
пальто (какое)