Людмила Зиновьева
Опыт работы в ГКП для детей с проблемами в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Работа педагога-психолога в консультативной группе кратковременного пребывания коррекционной направленности для детей с ОВЗ.
Обучающийся (воспитанник) с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Это :
-глухие, слабослышащие, позднооглохшие
-слепые, слабовидящие,
-с тяжелыми нарушениями речи,
-с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
Публикация «Опыт работы в ГКП для детей с проблемами в развитии» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
-с задержкой психического развития,
-с умственной отсталостью,
-с расстройствами аутистического спектра,
-со сложными дефектами
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья
(п. 16 статьи 2, п. 5 статьи 79 273-ФЗ)
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
(п. 1 статьи 79 273-ФЗ)
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
может быть организовано:
• как совместно с другими обучающимися (группы комбинированной направленности,
• так и в отдельных группах (группы компенсирующей направленности) или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
(п. 4 статьи 79 273-ФЗ)
Положение
о группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад
комбинированного вида № 12 «Ладушка» г. Тихорецка
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
— оказание своевременной систематической медико - психолого- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии в удобное для ребенка и его семьи время с учетом графика работы персонала ДОУ;
— оказание консультативно-методической помощи родителям (законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка;
—социальная адаптация детей;
— формирование предпосылок учебной деятельности.
Группа создана для детей, воспитывающихся дома, не посещающих ДОУ по разным причинам:
— для дошкольников с отклонениями в развитии, воспитывающихся дома неработающей мамой или бабушкой вплоть до поступления в школу;
— для детей с отклонениями в развитии от 3 месяцев до 8 лет, родители которых не могут или не хотят отдавать детей в образовательное учреждение на продолжительное время в силу ослабленности здоровья, несформированности навыков самообслуживания или просто по причине раннего возраста;
— для детей с комбинированными нарушениями в развитии.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ :
• Необходимую коррекционную помощь в группе осуществляют специалисты: воспитатель, учитель-логопед, педагог-психолог.
• Основная организационная форма работы группы — индивидуальные занятия и занятия небольшими группами по 2—3 ребенка при необходимости в присутствии родителей (законных представителей).
• Родителям (законным представителям) систематически оказывается консультативно-методическая помощь в организации воспитания и обучения ребенка и психологическая поддержка.
Консультативная ГКП для детей с ОВЗ работает в нашем учреждении с сентября 2012 года.
С момента создания группы услуги получили 13 детей (9 из них - инвалиды).
Это дети со сложными диагнозами
• ДЦП - 4 ребенка
• ЧБР и ослабленные дети - 2 ребенка
• ЗПРР – 3 ребенка
• УО - 2 ребенка
• Расстройство аутистического спектра с ЗПРР или умственной отсталостью – 2 ребенка
• Занятия проводятся по индивидуальной адаптированной образовательной программе (составленной на основе ИПР и рекомендаций ПМПК)
• Опыт показал, что с особо сложными детьми лучше заниматься логопеду и психологу одновременно, чередуя задания. При этом задания всегда выбираются исходя из интереса и желания ребенка. Для этого необходимо всегда иметь разнообразный репертуар игр и заданий.
Занятия проводятся по индивидуальной адаптированной образовательной программе (составленной на основе ИПР и\или рекомендаций ПМПК).
Опыт показал, что с особо сложными детьми лучше заниматься логопеду и психологу одновременно, чередуя задания. При этом задания всегда выбираются исходя из интереса и желания ребенка. Для этого необходимо всегда иметь разнообразный репертуар игр и заданий.
Примерная структура занятия:
- создание благоприятной атмосферы, вхождение в контакт;
- массаж кистей рук, спины;
- логопедическая гимнастика;
- игры и упражнения по программе, чередуя логопедические и психологические (динамическая пауза по состоянию ребенка)
- в заключение - игры и упражнения в спортивном зале.
На занятиях с детьми со сложной структурой дефекта одним из ведущих факторов развития является сенсорное и сенсомоторное развитие. Активное взаимодействие ребенка с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.
У детей с отклонениями в развитии очень бедный опыт практической деятельности с предметами, бедный запас знаний об окружающем мире, нарушено сенсорное восприятие, пространственные представления. Исходя из этого, занятия насыщены разного рода упражнениями на развитие зрительного, слухового,
тактильного – кинестетического восприятия, обоняния и мелкой моторики.
Для занятий мы активно используем природный материал.
Для развития правильного дыхания используем специальные игрушки и самодельные приспособления.
Зрительно-моторную функцию, наглядно-действенное мышление, понятия большой – маленький, восприятие и узнавание основных цветов развиваем с помощью классических игрушек.
Наряду с развитием всех видов восприятия, мелкой и крупной моторики, познавательной активности и интеллекта, большое значение имеет развитие социальных навыков : формирование элементарной коммуникативной компетентности у детей; формирование навыков самообслуживания. Обучение проходит на наглядно-практической основе с широким использованием игровых приёмов на каждом занятии.
Важным направлением работы специалистов является взаимодействие с родителями (законными представителями). Иногда занятия проходят в присутствии родителей (законных представителей, если это необходимо для создания комфортных условий для ребенка и прописано в заключении ПМПК.
С родителями (законными представителями) после каждого занятия проводится беседа, иногда даётся домашнее задание, которое, к сожалению, чаще всего выполняется родителями.
Работа психолога, логопеда, воспитателя с семьей, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет целью:
– оказать квалифицированную поддержку родителям;
– помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребёнка семейную среду;
– создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребёнка;
– формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Нами используется также и такая форма работы как написание специально для родителей (законных представителей) памяток и буклетов.
Работа в ГКП для детей с ОВЗ – нелегкий труд, но как радостно видеть, что кто-то из детей научился проводить прямые линии, а у кого-то, наконец, получилось ловить и бросать мяч; другой смог посидеть на одном месте целых 5 минут.
Наша работа нужна детям и их родителям, и она приносит нам радость и удовлетворение. А что в ней важнее всего? - Просто надо любить детей!
Педагог-психолог – Л. В. Зиновьева