Наталия Афанасьева
Картотека заданий по формированию лексико-грамматических представлений у дошкольников 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В картотеке собраны тренировочные упражнения, рассчитанные на развитие и усовершенствования лексико – грамматических представлений. Эти упражнения ребенок может выполнять под руководством родителей. Такие целенаправленные задания с детьми дают хороший результат.
1. Попросите ребенка назвать:
• свое имя, отчество и фамилию;
• свой возраст (желательно дату рождения) ;
• свой домашний адрес;
• свой город (село) и его главные достопримечательности;
• страну, в которой живет;
• фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;
• времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года,
Публикация «Картотека заданий по формированию лексико-грамматических представлений у дошкольников 5–7 лет» размещена в разделах
загадки и стихи о временах года) ;
• части суток;
• дни недели;
2. Назвать части предмета:
- Чайник (ручка, крышка, носик, донышко) .
- Грузовик (Кабина, фара, кузов, колесо, руль… .) .
-Стул (спинка, сиденье, ножки) .
3. Назвать одним обобщающим словом, перечисленные предметы каждой логической группы:
а. чайка, орёл, голубь, ворона, сорока, воробей, соловей, сова, попугай, цапля, страус (дикие птицы) ;
б. бабочка, стрекоза, жук, паук, муха, комар, пчела, оса (насекомые) ;
в. сосна, ель, берёза, дуб, осина, клён, рябина, (деревья) ;
г. вишня, малина, клубника, земляника, крыжовник, смородина, клюква, брусника, черника, голубика (ягоды) ;
д. сапоги, валенки, туфли, ботинки, боты, кеды, тапки (обувь) ;
е. пила, топор, молоток, рубанок, клещи, отвёртка, дрель (инструменты) ;
ж. трамвай, троллейбус, автобус, поезд, самолёт, пароход, метро (транспорт) ;
з. платок, кепка, панама, шляпа, шапка (головные уборы) ;
и. учитель, повар, маляр, водитель, сапожник, почтальон (профессии) ;
к. ручка, книга, тетрадь, линейка (школьные принадлежности) .
4. Назвать предметы, относящиеся к различным логическим группам.
Например, спрашиваете ребенка о том, КАКИЕ ОН ЗНАЕТ ДЕРЕВЬЯ, ЦВЕТЫ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ПРОФЕССИИ, ЯГОДЫ, ПРОДУКТЫ. Ребенок должен подобрать или назвать не меньше 5-6 слов.
5. Ответь на вопросы:
а. Кто как подаёт голос?
корова мычит
лошадь.
коза.
свинья.
собака.
кошка.
ворона.
кукушка.
утка.
гусь.
курица.
б. Кто как ест?
собака кость грызёт
кошка молоко лакает
курица зерно.
корова траву.
в. Кто, чем занимается?
повар варит
врач.
маляр.
художник.
швея.
уборщица.
фотограф.
продавец.
6. Назвать противоположные по смыслу слова:
добрый — злой
чёрный —
длинный —
высокий —
широкий —
толстый –
ломать –
ссориться –
завязывать –
ломать –
быстро –
громко -
7. Образование множественного числа имен существительных:
Слон – слоны
Глаз – глаза
Окно – окна
Стул – стулья
Дерево – деревья
Ухо – уши
Яйцо - яйца
8. Согласование существительных с числительными:
Одна машина, а пять.
Одна рыба, а семь.
Один стул, а пять.
Одно ухо, а шесть.
Один лоб, а пять.
Один дом, а шесть.
9. Образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов.
Большой стол, а маленький столик.
Большой гриб, а маленький.
Большая нора, а маленькая.
Большой палец, а маленькая.
Большой стул, а маленькая.
Большая книга, а маленькая.
Большой жук, а маленький.
Большой ковер, а маленький.
Большое ведро, а маленький.
Большой топор, а маленький.
Большое зеркало, а маленькое.
Большая кукла, а маленькая.
10. Образование относительных прилагательных:
Тарелку из фарфора - фарфоровая тарелка
Шкаф из дерева. … .
Мяч из резины….
машина из железа…
Стакан из стекла…
Кораблик из бумаги…
Дом из камня…
Кукла из пластмассы… .
Сумка из кожи…
Шуба из меха…
Лист берёзы…
Сок лимона…
Иголки сосны…
Сок апельсина …
Лист дуба…
Фонарь, который можно носить в кармане…
Магазин, в котором продаются книги…
Стол, за которым обедают… .
11. Назвать детенышей у животных.
У коровы – теленок, у овцы – ягненок,
у лошади -, у свиньи -, у собаки -…
12. Закончить следующие предложения.
Откуда мы возьмём ручку, если она НА СТОЛЕ? (СО СТОЛА) .
Откуда мы достанем ручку, если она упала ПОД СТОЛ? (ИЗ-ПОД СТОЛА) .
Откуда мы достанем мяч, если он закатился ПОД ШКАФ? (ИЗ-ПОД ШКАФА) .
Откуда мы возьмём тапки, если они ПОД СТУЛОМ? (ИЗ-ПОД СТУЛА) .
Откуда выйдет мальчик, если он стоит ЗА КРЕСЛОМ? (ИЗ-ЗА КРЕСЛА) .
Откуда выедет машина, если она остановилась ЗА УГЛОМ (ИЗ-ЗА УГЛА) .
Использованная литература
1. Лалаева И. Р. Нарушения чтения и пути их коррекции младших школьников. Издательсто «Союз», 2009г.
2. Парамонова Л. Г., Головнева Н. Я. Подготовка к школе: речь, письмо, математика. СПб: «Дельта», 2007г.
3. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. В мире слов, букв и звуков. Издательство «ТЦ Сфера», 2015г.
4. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М. :Айрис – пресс, 2009г.