Потапова Мария
Картотека игр для ознакомления со словом и предложением для подготовительной к школе группы
▼ Скачать +Заказ
Картотека игр для ознакомления со словом и предложением для подготовительной к школе группы
1. «Что делает?»
Цель: Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.
Оборудование: Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.
Публикация «Картотека игр для ознакомления со словом и предложением для подготовительной к школе группы» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д.
Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.
2. «Подскажи слово»
Цель: Продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.
Оборудование: стихи в книгах
Жил на свете человек -
Скрюченные ножки,
И гулял он целый век
По скрюченной. (дорожке).
А за скрюченной рекой
В скрюченном домишке
Жили летом и зимой
Скрюченные. (мышки! И стояли у ворот
Скрюченные елки,
Там гуляли без забот
Скрюченные. (волки).
И была у них одна
Скрюченная кошка,
И мяукала она,
Сидя у. (окошка).
Описание: "Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).
Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".
3. «Где вы слышали эти слова?»
Цель: Вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.
Описание: Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения "Наша Таня" (А. Барто). Воспитатель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель "все перепутал", и предлагают такой порядок их следования: "Наша Таня громко плачет". "Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. - подтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим, какое слово? ("Наша".) Затем какое слово? ("Таня".) Затем? ("Громко".) И последнее слово? ("Плачет".) Наша Таня громко плачет - слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом".
4. «Слово можно прошагать»
Цель: Закрепить знания детей о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие)
Описание: Воспитатель говорит детям, что узнать длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг; произносит слово шар, шагает, дети шагают тоже и снова один шаг». Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! - говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать. - Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали.» Дети называют слова, воспитатель помогает им.
Считать шаги не надо, главное- обратить внимание на длительность звучания слова.
5. «Молчанка»
Цель: Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова
Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате
Описание: педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят, за действиями ведущего и проверяют правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.
6. Упражнение на составление предложений.
Цель: Составлять предложения по «живой модели»
Оборудование: игрушка- кукла
Описание: Воспитатель берет куклу и показывает ее детям: «Скажите, какая это кукла». Дети подбирают определения
Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около меня. Ты Катя, будешь словом красивая, ты сказала это слово. Встань около Лены… Дети, что получится, если слово кукла (показывает на Лену) и слово красивая (показывает на Катю) произнести подряд, вместе? (Кукла красивая). Я поменяю слова местами (меняет девочек местами). Что теперь получилось? (Красивая кукла). Слово красивая – сядет, а выйдет слово любимая. Наташа, иди, ты сказала это слово. Ты, будешь словом любимая. Встань рядом со словом кукла. Дети, что получилось? (Кукла любимая или Любимая кукла). Слово кукла –попляши. Слово любимая – похлопай. Слово любимая- сядет на стульчик. Слово кукла – отдаст мне игрушку и тоже сядет на стульчик».
7. Упражнение- выкладывание предложений.
Цель: Продолжать учить (закреплять умение) выкладывать предложение с применением пройденных грамматических правил.
Описание: Например, предложение Сима и Соня играли.
Дети определяют количество слов в нем(4, называют 1-е,2-е, 3-е и 4-е слово. Затем выкладывают его буквами и фишками. После того, как предложение будет выложено на доске воспитатель спрашивает, какие звуки обозначены фишками («с», «СЬ», показывает буквы С с, говорит, что они обозначают звуки «с» и «сь». Дети заменяют фишки буквами и читают предложение с выделением ударных гласных звуков в словах
8. Упражнение «Собери предложение»
Цель: Из предложенных слов составить предложение.
Описание: Воспитатель предлагает детям из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть определенный звук. Определить какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.
Например, из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть звук «т»: улитка, тыква, танк, тень, утенок, котенок, туфли, терка, телефон, паутина, утюг, утка, кот, вата. Назвать оставшиеся картинки. Какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.
9. Упражнение - работа с предложением.
Цель: Составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку
Описание: Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом например, ИГРУШКА (любое другое слово). Опрашивает 5-6 детей, и каждый из них, составив предложение, называет количество слов в нем и слова по порядку, рисует схему.
10. «Собери слова в предложение»
Цель: Составлять предложение из предложенного набора слов.
Описание: Воспитатель, согласно теме занятия подбирает слова и предлагает детям составить из слов предложения.
Например: Тема «Космос»
Ракета, космос, лететь, в.
Яркие, небо, большие, на звезды.
Корабль, на, летит, космический, Луна.
Мы, земля, живем, планета, на.
Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.
В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.
Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются и т. д.